«Аллах возвышает степенью тех из вас, которые веруют, а также тех, которым даровано знаний на разные степени…»
(сура «Аль-Муджадала», аят 11).
В достоверном хадисе, говорится:
«Учёные алимы являются наследниками пророков».
(Абу Давуд, ат-Тирмизи, Ибн Хибан, Ибн Маджах).
Любимый ученик.
У одного учителя было много учеников, которых он обучал религиозным знаниям. Среди них был ученик, которого он любил больше всех остальных. Ученики стали завидовать ему, не понимая, с чем это связанно, ведь он не делал ничего особенного. Однажды они решили спросить об этом своего учителя.
На их вопрос он ответил:
«Идите и пусть каждый из вас зарежет по курице, но никто не должен видеть, как вы будете это делать».
На следующий день все ученики пришли к учителю, держа в руках зарезанных кур. Только любимый ученик принес живую курицу. Все начали смеяться над ним.
Тогда учитель спросил их, кто, как и где резал свою курицу. Каждый стал рассказывать, как он сделал это.
Один из них спрятался в сарае, другой ушел за город и т.д. Когда очередь дошла до любимого ученика, тот сказал:
«О мой учитель, нет такого места, где бы меня не видел мой Создатель».
Тогда учитель сказал всем своим ученикам: «Теперь вам понятно, почему я, люблю его больше всех?!».
Попросил прощения.
Прозвенел школьный звонок и все ученики выбежали на перемену. Анас, отодвинув в сторону свои ручки и тетрадки, тоже вышел в сад и стал играть там с Бератом и другими его приятелями. Через 10 минут прозвенел звонок на урок. Ученики стали заходить в свои классы.
Чтобы не опоздать на урок, Анас и другие ребята бегом направились в класс. Анас, бежавший впереди, налетел на маленькую девочку. Девочка упала на землю и начала плакать. Берат схватил Анаса за руку и они забежали в свой класс.
На уроке Анас все думал о той маленькой девочке. Интересно, ей было больно? Он никак не мог успокоиться. А потом Анас вспомнил хадис, прочитанный им в одной книге: «Если ты совершил ошибку, соверши вслед за ней что-нибудь хорошее, которое сгладит ее».
На следующей перемене Анас отыскал ту маленькую девочку и попросил у нее прощения. Чтобы утешить и порадовать девочку, он подарил ей один из своих самых любимых карандашей. И, наконец-то, он успокоился.
Нужно любить друг друга и жить дружно.
На перемене два мальчика подрались друг с другом. Хандан-ханум разняла их, и как только прозвенел звонок на урок, они оба забежали в класс.
Перед тем, как приступить к уроку, Хандан-ханум сказала:
— Ребята, чему я учила вас до сегодняшнего дня? Я старалась, чтобы вы любили друг друга, жили дружно, помогали друг другу, чтобы все вы были воспитанными. И она процитировала хадис нашего Пророка Мухаммада:
«Если вы не живете согласно знанию, Аллаh не даст вам никакой пользы от вашего знания».
Целью учительницы было преподать ученикам, устроившим драку, необходимый урок.
Таким образом, это было напоминанием и другим ученикам.
Урок физкультуры.
Последним уроком была физкультура. Из-за того, что на улице был снег, учительница решила провести урок в классе. Она сказала детям:
— Ребята, сейчас у нас урок физкультуры, но на улице выпал снег. Давайте вместо урока поиграем в игры, что скажете?
Все хором закричали: «Да!».
Учительница, объяснив классу правила игры, в которую они будут играть, сначала выбрала трех человек. Это были Анас, Озлем и Ялчин.
Сначала за дверь класса вышел Ялчин. Другие же мальчики в это время выбрали один предмет и, спрятав его, позвали Ялчина обратно в класс. Ялчин, ходя по классу старался найти спрятанную приятелями вещь. Когда он приближался к вещи, все начинали хлопать в ладоши. А Ялчин, со своей стороны, спрашивал: «Это здесь?». В конце концов, он нашел спрятанное.
Наступила очередь Озлема. Он спрятанный предмет найти не смог.
Потом играл Анас. В конце игры оказалось, что Анас победил. Учительница поздравила его, но Анас был совсем не рад. Никто и не догадывался, что он поступил нечестно. Когда его одноклассники прятали предмет, он подглядывал из-за двери. Анас не стал больше ждать и сказал, что видел место, куда спрятали вещь. Из-за этого, конечно, победителем был объявлен Ялчин. Учительница Хандан-ханум сказала:
— Наш Пророк Мухаммад сказал:
«Всякому, кто имеет на что-то право, воздавайте должное». Ты так и сделал, молодец!
И погладила его по голове.
Ручка.
Прозвенел звонок с последнего урока. Все ученики стали собирать свои сумки, чтобы идти домой. Когда Анас собирал в сумку свои ручки и книги, он увидел одну ручку, упавшую под скамью. Он наклонился и сказал в раздумье:
— Это не моя ручка. Должно быть, это ручка моего приятеля, который сидит впереди.
Анас ушел домой. Когда вечером он готовил уроки, его взгляд упал на лежащую в пенале найденную им ручку. Анас сказал отцу:
— Папа, эту ручку я нашел, когда уходил из школы. Я думаю, она моего приятеля, который сидит впереди меня. А если все же ручка не его, что мне с ней делать?
— Сынок, наш Пророк Мухаммад сказал:
«Если ты нашел потерянную или оброненную вещь, объяви об этом, не утаивай, не теряй эту вещь. Если найдется хозяин вещи, отдай ее ему». И ты так и сделай.
Анас поблагодарил отца.
На следующий день, спросив разрешение у учителя, Анас объявил в классе о своей находке.
Салим поднял руку и сказал, что эта ручка его. Поблагодарив Анаса, он забрал свою ручку.
Библиотека.
Выходной день закончился. Анас был в школе. Воспользовавшись большой переменой, он пошел в библиотеку.
В библиотеке было очень тихо. Там находилось несколько человек. Все они внимательно читали книги. Анас прошелся между стеллажами. Его внимание привлекла обложка одной из книг, и он взял ее со стеллажа. Отодвинув тихонько стул, он бесшумно сел.
Папа научил Анаса одному средству, которое являлось ключом для всех хороших дел. И когда начинаешь читать книгу, также надо применить этот ключ. Об этом ключе нам сообщил наш Пророк Мухаммад :
«Бисмилляхир Рахманир Рахим является ключом ко всем книгам».
Мусульманин начинает все свои деяния с фразы «Бисмилляхи Рахмани Рахим».
Ба́смала (араб. بسملة), тасми́я (араб. تسمية), бисмилля́х (араб. بِسْمِ ٱللَّٰهِ) — исламский термин для обозначения фразы, с которой начинается каждая сура Корана, кроме девятой: «во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!»
Перед тем, как начать читать книгу, Анас так и поступил. Он сказал про себя Басмалу и, перевернув первую страницу, начал чтение.
О долге.
Однажды Анас увидел, что его школьный приятель Эмре загрустил. Он подошел к нему и спросил:
— Отчего ты такой грустный?
Эмре ответил:
— Мой папа дал мне слово, что если я получу хорошую отметку за контрольную по математике, которая была позавчера, то он купит мне те ботинки, которые я сам выберу. Но, должно быть, он забыл о своем слове.
Относительно этого вопроса Анасу был известен один хадис, который ему рассказала мама, и он сказал своему товарищу:
— Наш Пророк Мухаммад сказал: “Данное слово – это долг”. И если ты напомнишь своему папе об этом хадисе, он наверняка, вспомнив о своем слове, выполнит обещанное!
Помнить о своем долге и вовремя возвращать его – является одним из важнейших принципов Ислама. И, как следует из приведенного в рассказе хадиса, слово, данное кем-то, также является долгом этого человека перед тем, кому он это слово дал. И если слово было дано, то выполнить обещанное является обязательным.
Сокровищница.
После того, как Анас выполнил свое домашнее задание, он подошел к своему папе и спросил:
— Папа, вчера я разговаривал со своими приятелями. Были созданы очень хорошие компьютеры, отвечающие последнему слову техники, с большими возможностями. А нельзя ли и нам обновить наш компьютер?
Ахмет-бей, выслушав Анаса, сказал:
— Хорошо, давай заменим, тогда принеси свою сокровищницу, достанем из нее сколько необходимо.
Анас от этих слов отца растерялся:
— У меня ведь нет сокровищницы!
Ахмет-бей, усмехнувшись, сказал:
— Теперь у тебя будет сокровищница. Причем того, что находится в этой сокровищнице, тебе будет достаточно в течение всей твоей жизни. И в моменты невзгод или затруднений у тебя будет надежда.
Анас с большим волнением и интересом слушал своего отца. Ахмет-бей продолжил и поведал следующий хадис нашего Пророка Мухаммада :
— Наш Пророк сказал:
“Довольство – это неиссякаемая сокровищница”. Довольство же означает, что человеку достаточно того, что он уже имеет, и он не желает ничего сверх этого; означает быть удовлетворенным своей долей. Если человек удовлетворяет свои потребности за счет того, что у него имеется, и благодарит за это Аллаhа, то Аллах из-за этой его благодарности и довольства даст, когда пожелает, этому рабу гораздо лучшее.
Анас понял, что хотел сказать его отец.
«Кто вышел из дома за знаниями, тому Аллах облегчает путь в Рай».
(Муслим,Хаким, Тирмизи).
«Никто не приобретал ничего ценнее знаний, что наставляет человека на путь истины и оберегает его от [всего] пагубного».
(Табрани).
Подготовила:Лилия Шарафутдинова