Обязана ли жена работать по дому?

Обязанности жены по Шариату

Каковы обязанности жены по Шариату?Обязана ли женщина работать по дому?Должна ли жена выполнять домашние работы?

Ответ:

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Каждый из вас несет ответственность и будет спрошен об обязанностях… Мужчина отвечает за обеспечение дома, а женщина отвечает за содержание дома и детей своего мужа» (“Сахих” аль-Бухари, 5200). Имам аль-Хаттаби объясняет: «Что касается семейных обязанностей мужчины, это присматривать, управлять делами, соблюдать права членов семьи на получение пропитания и заботливое отношение. Что касается обязательств женщин, к ним относятся содержание дома в хорошем виде и забота о подопечных: членах семьи, гостях, слугах» (А’лям аль-хадис, 1:580).

Сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) определил, чтобы его дочь Фатима (да будет доволен ею Аллах) отвечала за работу по дому, в то время как ее муж Али (да будет доволен им Аллах) нес ответственность за дела вне дома (Мусаннаф ибн Аби Шайба, 29677). Абид ас-Синди поясняет, что «дела вне дома» относятся к «собиранию дров, снабжению водой, а также обеспечению всем необходимым», в то время как «работа по дому» включает в себя «помол, выпекание и замешивание (теста)» (Тавали аль-ануар, 6:410). Подобная работа была тяжелой для Фатимы (да будет доволен ею Аллах), так что она пожаловалась Пророку (мир ему и благословение Всевышнего) на отметины на руках и попросила нанять слугу. На это Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил, что лучше ей будет читать тасбих перед сном, чем нанять слугу (“Сахих” аль-Бухари, 5361). Автор «Аль-Хидая», имам аль-Маргинани объясняет это так: «Если женщина может сама хлопотать по дому, она должна готовить, печь (и выполнять работу по дому), потому что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) закрепил эти обязанности по дому за Фатимой (да будет доволен ею Аллах)» (Мухтарат ан-навазиль, 2:194).

Иными словами, жены, которые могут выполнять работу по дому и происходят не из состоятельных семей, где обычно есть слуги и помощники, должны заниматься домом. Имам ас-Сарахси объясняет: «Обязательно для замужней женщины удовлетворять потребности мужа. Ей предписано выполнять обязанности по дому, помимо религиозных предписаний (хоть это и не правовое принуждение), а именно: подметать дом, стирать одежду, готовить и печь так же, как ухаживать за ребенком» (Аль-Мабсут, 5:209). Другими словами, подобно тому как кормить ребенка грудью естественно для матери, так и выполнение работы по дому обязательно для нее.



В одной из версий случая с Фатимой (да будет доволен ею Аллах), перед тем как убедить ее сделать тасбих перед сном, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ей: «Поминай Аллаха, Фатима, выполняй долг перед Господом и занимайся делами своей семьи» («Сунан» Абу Дауда, 2988). Абид ас-Синди говорит, что этот хадис подтверждает, что «каждая женщина, способная работать по дому, должна это делать» (Саваль аль-ануар, 6:411), поясняя, что, «раз повеление относится к Фатиме, оно тем более справедливо по отношению к остальным женщинам».

Несколько хадисов, относящихся к этому вопросу.

Асма и Зубайр (да будет доволен ими Аллах)

Асма, дочь Абу Бакра (да будет доволен ими Аллах), рассказывала: “Зубайр женился на мне, когда у него не было состояния: ни раба, ни чего-либо, помимо верблюда и лошади. Поэтому я кормила его лошадь, набирала воду, латала ковш из кожи и замешивала (муку). Я не очень хорошо пекла, мои соседи из числа ансаров, добросовестные достойные женщины, занимались этим. Также я носила на своей голове финиковые косточки с владений Зубайра, которыми Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) одарил его. Эта земля находилась в двух милях от меня. Однажды я шла с финиковыми косточками на голове и встретила Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в компании группы ансаров.

Он приказал верблюду спешиться и позвал меня, чтобы я могла сесть позади. Мне было неловко отправляться в путь с мужчинами, я вспомнила ревнивый нрав Зубайра — он был самым ревнивым из людей! Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) понял, что я смутилась, и продолжил путь. Я пришла к Зубайру и рассказала ему: “Я встретила Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), когда несла финиковые косточки на голове, с ним была группа сподвижников, и он заставил верблюда опуститься на колени, чтобы я поехала на нем. Но я постеснялась, вспомнив твою ревность”. Он ответил: “Клянусь Аллахом, то, что ты носишь финиковые косточки на голове, труднее для меня, чем если бы ты поехала с ним”. В конце концов Абу Бакр прислал мне слугу, который взял на себя заботы о лошади, и это было словно он освободил меня!” (“Сахих” Бухари, 5224).

Вопрос:

Имеет ли право жена не выполнять работу по дому, если она работает наравне с мужем и обеспечивает семью?

Ответ:

Этот вопрос возвращается к обычаю того или иного народа. Если в обычае у людей, что жена выполняет работу по дому в доме мужа, то она должна выполнять эту работу. А если нет, то она может не выполнять. Поскольку относительно этого в шариате нет довода. Всевышний Аллах сказал: „И обходитесь с ними достойно“ Сура «ан-Ниса», аят 19.

Это и есть хорошее обращение со своими жёнами — то, о чём умолчал шариат, возвращается к обычаю. Если в народе и в этой стране принято выполнять домашние работы, то она должна это делать, а если нет, то с неё спадает это обязательство».

Шейх ’Абдуль ’Азиз ас-Са’ид

Мнения ученых.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймийя в аль-Фатауа (2/234-235) пишет: «Ученые расходятся во мнении: должна ли супруга оказывать мужу такие услуги, как уборка дома, приготовление пищи и напитков, выпечка хлеба, измельчение злаков, приготовление пищи для всех, кто зависим от супруга, приготовление корма для его домашних животных например, для верховых животных, и т. п.

Некоторые ученые говорят: „Супруга вовсе не обязана этим заниматься“. Однако это утверждение ложное. Так же ложно утверждение тех, кто полагает, что муж не обязан общаться со своей супругой и вступать с ней в близость! Сожительство мужа с супругой без интимной близости между ними не соответствует требованиям закона. Ведь если компаньон соратник другого человека и его сожитель не оказал ему содействие в пути, их отношения не могут считаться соответствующими требованиям закона.

Говорят также — и это правильно, — что супруга все же обязана выполнять эти обязанности. Ведь муж является господином для нее согласно Писанию Аллаха, а супруга „трудится ради супруга“ согласно Сунне Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, (как говорилось выше, с. 270). Как всем нам известно, обязанность любого труженика или невольника служить, и это соответствует закону.

Некоторые ученые утверждают: обязанности супруги должны быть нетрудными, а некоторые полагают: объем ее обязанностей должен соответствовать требованиям закона. Это верно. Жена должна исполнять пред мужем лишь те обязанности, выполнение которых в пользу подобных ему мужчин предписано законом подобным ей женщинам. Круг этих обязанностей бывает разным и зависит от обстоятельств. Обязанности при кочевом образе жизни отличаются от обязанностей при оседлом образе жизни, а работа, выполняемая физически крепкой женщиной, не будет равна работе, выполняемой женщиной физически слабой».

Итак, абсолютно верно если того пожелает Всевышний Аллах, что женщина должна заниматься работой по дому. Так утверждали Малик, Асбаг в аль-Фатх (9/418), Абу Бакр ибн Абу Шайба, ханбалит аль-Джузаджани в аль-Ихтийарат (с. 145), а также наши праведные предшественники и их последователи — об этом сообщается в аз-Заад (4/46). Нам не удалось обнаружить каких-либо достоверных контраргументов в работах авторов, утверждавших, что женщина не должна заниматься работой по дому.

Кое-кто утверждает следующее: «Подразумевается, что после заключения брака мужчина получает право пользоваться услугами супруги для плотских удовольствий и не может эксплуатировать ее труд». Это утверждение не выносит никакой критики ведь супруга также пользуется услугами мужа для удовлетворения своих плотских желаний, и с этой точки зрения муж и жена абсолютно равны друг перед другом.

Вместе с тем, нам известно, что Аллах, благословенный Он и всевышний, возложил на мужчину целый ряд других, более существенных обязанностей — расходы, связанные с со-держанием супруги, обеспечение супруги одеждой и кровом, и будет справедливым признать, что в обмен за это женщина также должна иметь перед супругом определенные обязанности — служить ему. Более того, как сообщалось выше, согласно установлению благородного Корана мужчина стоит над женщиной. Но если женщина не будет выполнять свои обязанности по дому, их будет вынужден выполнять ее супруг, и тогда получится, что женщина стоит над мужчиной, а не наоборот, что в корне противоречит установлению аята. Таким образом, женщина обязана служить своему мужчине, что и требовалось доказать.

Подготовила:Хадиджа Магомедова




Закладка Постоянная ссылка.
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (5 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение закрыто.