Слова развода

Слова развода

Тридцатый хадис: «Слова развода».

عن أيب هريرة قال: قال رسول الله صىل الله عليه وسلم: ثالث جدهن جد وهزلهن
.جد: النكاح والطالق والرجعة

От Абу Хурейры [передается]: «Три вещи, в которых серьезность серьезна и шутка серьезна: брак, развод и возврат (жены до окончания идды)»
(ат-Тирмизи, Абу Дауд и ибн Маджа).

قال الخطايب: اتفق عامة أهل العلم عىل أن رصيح لفظ الطالق إذا جرى عىل
لسان اإلنسان البالغ العاقل فإنه مؤاخذ به، وال ينفعه أن يقول: كنت العباً أو
هازالً أو مل أنوه طالقاً.. أو ما أشبه ذلك من األمور

Аль-Хаттаби сказал: «Все обладатели знаний единодушны в том, что если ясные слова развода исходят от разумного совершеннолетнего [человека], то развод вступит в силу. И ему не помогут слова: «Я сказал это в шутку, я играл, я не делал намерение на развод»».



Из этих слов Посланника Аллаха ﷺ и разъяснений ученых мы понимаем, что в вопросах брака (будь то заключение брака, развод или возврат жены после развода, если не прошел еще период идды) если мужчина произнес ясные слова, такие как «я беру ее в жены», «я даю тебе развод» или «я тебя возвращаю», – то не имеет значения намерение человека, и все решения вступят в силу.

Смысл этого хадиса также подтверждается другим хадисом от ат-Табарани:

. .ثالث ال يجوز اللعب فيهن: الطالق والنكاح والعتق

«Три вещи, в которых не допускается шутка: развод, никах и освобождение раба».

Прочитав этот хадис, человек может спросить: «Разве Посланник Аллаха ﷺ не сказал: «Дела по намерению»? Почему таких важных вопросах, как брак и развод, надо формально смотреть на слова, а не на намерения?»

Ответ, на самом деле, очень простой: когда речь идет о взаимоотношениях между людьми, например, о браке или торговле, то в Шариате выносятся решения по действиям и словам, а намерения человека не играют здесь роли, ведь иначе каждый после сделки мог бы сказать: «А я пошутил, возвращай мой товар».

Такой подход привел бы к убыткам для одной из сторон, и нельзя было бы полагаться на договоры между людьми. Ведь каждый из нас не знает, что у другого в сердце.

Возможно, продавец нашел предложение получше и решил переиграть сделку.

Но есть ситуация, в которой намерение на развод играет роль, – это в случае, если слова развода были произнесены в такой форме, которая изначально не используется для этого, но при определенном намерении данные слова могут иметь значение развода, то есть когда речь идет о переносном смысле слов.

Например, если муж скажет жене: «Ты разведена», – то эти слова не нуждаются ни в каком уточнении намерения. А если он скажет: «Убирайся, можешь собрать свои вещи и уходить», – то такие слова могут содержать смысл развода, а могут и не означать развод.

В этой ситуации, для того чтобы развод был действителен, нужно, чтобы мужчина произнес эти слова в значении развода.

А также в Шариате установлено такое решение, чтобы мужья понимали всю ответственность и осознавали, что развод – это не шутка и не забава.

Абу Али аль-Ашари
Подготовила:Джаннат Джаватханова

Тридцать первый хадис: «Развод ненавистен Аллаху».




Закладка Постоянная ссылка.
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение закрыто.