Просмотры: 434
3 0

Зайнаб бинт Али

Зайнаб бинт Али(Zaynab bint Ali),биография сподвижница и внучка пророка Мухаммада по линии его дочери Фатимы аз-Захры и его зятя Али ибн Абу Талиба.

Полное имя:Сейида Зайнаб бинт Али аль-Кубра (араб. زينب بنت علي‎)особо почитается мусульманами-шиитами в силу принадлежности к семье Мухаммеда. Сыграла важную роль в извещении мусульманского сообщества о событиях при Кербеле и обстоятельствах мученической смерти внука пророка имама Хусейна ибн Али.

Сейида Зайнаб бинт Али родилась в Медине 5 числа месяца джумади ал-аввал 6 года лунной хиджры, была третьим ребёнком в семье.

Согласно преданию, имя, которое в переводе с арабского означает «украшение отца», ей дал сам пророк Мухаммед. После смерти пророка и Фатимы аз-Захры жила в доме своего отца Али ибн Абу Талиба и воспитывалась вместе с братьями Хасаном и Хусейном.

В 18 г. лунной хиджры Зайнаб вышла замуж за Абдаллаха ибн Джафара, в браке с которым родила пятерых детей: сыновей Мухаммеда, Джафара, Ауна и Али, а также дочь Умм Кулсум. Впоследствии двое из её сыновей — Мухаммед и Аун — стали сподвижниками имама Хусейна ибн Али и были убиты в сражении при Кербеле.

Хотя Абдуллах ибн Джафар обладал некоторым состоянием, супруги вели скромную жизнь и тратили значительные средства на благотворительность.

Зайнаб и события Ашуры

Как известно из исторических источников, Зайнаб испытывала сильную привязанность к своему брату имаму Хусейну. Когда к власти в омейядском халифате пришёл Язид ибн Муавия, имам Хусейн отказался дать ему присягу на верность, обвинив в отступлении от принципов ислама. Он покинул Медину, откликнувшись на приглашение жителей города Куфа, испытывавших недовольство правлением Язида. В этих обстоятельствах Зайнаб уговорила своего мужа дать ей разрешение сопровождать брата.

Накануне 10 мухаррама 61 года хиджры (10 октября 680 г.) имам Хусейн вместе с семьюдесятью тремя своими сторонниками был окружён семидесятитысячным войском Язида близ местечка Кербела, расположенного на территории современного Ирака. Согласно хадисам, за сутки до начала сражения имам Хусейн разрешил под покровом ночи покинуть его стан всем тем, кто не хотел принимать верную смерть.

Сообщается также, что блокированные сподвижники имама Хусейна мучились от сильной жажды в дни 9 и 10 мухаррама, ибо были отрезаны от источников воды. В день сражения брат имама Хусейна — Абу-л-Фадл Аббас — пытался принести воды соратникам, однако враги отрубили ему руки. В конечном итоге, все сподвижники и сам имам Хусейн были убиты в бою, их головы были отрублены, а жены и домочадцы угнаны в плен сначала в Куфу, а затем в Дамаск.

Зайнаб была свидетельницей битвы при Кербеле. После разгрома восстания она также была обращена в плен наряду со своим племянником, сыном имама Хусейна имамом Али Зайн аль-Абидином, который также известен как имам ас-Саджад.

В числе пленников также оказались сестра Зайнаб Умм Кулсум, другие женщины из племени бану Хашим, три младших сына имама Хусейна и его дочери — Сакина (Фатима ал-Кубра) и Сукайна.

Пленников усадили на верблюдов без сёдел, как рабов; с женщин были сорваны головные покрывала — хиджабы, что является высшей степенью неуважения к мусульманке с точки зрения исламской этики. Сообщается также, что на остриях своих копий тюремщики несли отрубленные головы бойцов, павших при Кербеле.

Изначально пленных доставили в Куфу. Простые жители не были осведомлены об убийстве внука пророка Мухаммада, ибо им сообщили подложную версию событий, сказав, что некое агрессивное племя угрожало мусульманам, однако над ним удалось одержать победу. Поэтому пленников встречали музыкой и гуляниями.

Однако впоследствии, когда пленённых повели по улицам, многие люди узнали Зайнаб, а одна из женщин даже принесла ей и её спутницам головные платки. Поняв, что правда открылась, Зайнаб выступила с публичной обличительной речью, обвинив куфийцев в вероломстве и предательстве имама Хусейна. Свою речь Зайнаб произнесла, стоя как пленница во дворце Куфы, где во времена халифата её отца имама Али ибн Абу Талиба проходили судебные заседания. Перед троном губернатора Куфы Ибн Зияда был установлен большой золотой поднос, на котором была выложена отрубленная голова имама Хусейна.

Пленённых при Кербеле содержали в заточении в небольшом домике при соборной мечети Куфы, а затем по приказу Язида их переправили в Дамаск вместе с головами мучеников. Их провезли по таким городам, как Кербела, Баальбек, Мосул и Хомс.

В доме Зайнаб в Дамаске стали проводиться вечера в память об имаме Хусейне, которые положили начало традиции шиитских траурных собраний в первую декаду мухаррама и день Ашуры.

Вскоре после этого Язид выслал Зайнаб в Медину. Согласно некоторым историческим источникам, впоследствии она поселилась в Каире, что зафиксировано в книгах «Машарик аль-анвар» и «Табакат Аша’рани».

Сейида Зайнаб бинт Али ал-Кубра скончалась 15 раджаба 62 года хиджры. Историки разошлись во мнениях относительно места нахождения её могилы. Одни утверждают, что она умерла в Медине, другие настаивают, что это произошло в Египте, однако самым известным местом предполагаемого захоронения Зайнаб является её мавзолей в Дамаске.

Из ее слов: «Кто хочет, чтобы люди были его заступниками перед Аллахом, пусть восхваляет Аллаха (говорит альхамду лиллях).. разве ты не слышал их слова: «Да услышит Аллах того, кто его восхваляет (самиа Ллаху лиман хамидах).. Бойся Аллаха по мере Его мощи над тобой! И стыдись Аллаха по мере Его близости к тебе!»

Она родилась в шестом году по хиджре от благородных родителей, ее отец – Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах), ее мать- Фатыма Захра, дочь Посланника Аллаха.

Зайнаб застала своего дедушку, Пророка., в детстве, и он носил ее на руках. Она любовалась его благословенным видением, и росла в доме знания и религии. Была свидетельницей расширения исламского государства во время своего дедушки., потом во время Абу Бакра, Умара, Усмана и своего отца Али – да будет доволен ими всеми Аллах. Она вышла замуж за Абдуллаха ибн Джафара ибн Аби Талиба и родила ему шесть сыновей.

Зайнаб жила во времена событий фитн, которые попали в ряды мусульман. Она прижимала своего отца к груди, когда он был убит, и отправилась в путешествие со своим братом Хусейном в Куфу и стала свидетельницей дня битвы при Карбаля, и это был самый тяжелый день своей печалью и болью.

И в этот день – а это был десятый день месяца мухаррам 61 года по хиджре – пал шахидом ее брат Хусейн (да будет доволен им Аллах), и вместе с ним стали шахидами два ее сына Мухаммад и Аун и другие члены ее семьи. Зайнаб стала смотреть на их трупы, ее горести и печали бушевали, и она стала призывать:

О Мухаммад… о Мухаммад, тебя благословляют ангелы небес, это Хусейн на открытом пространстве, обагренный кровью, растерзанный на части… О Мухаммад! Твои дочери взяты в плен, а твои сыновья убиты». И заплакали все – и друзья и враги.

Затем войско бану Умейа отправилось вместе с Зайнаб и теми, кто был с ней, в Дамаск, столицу халифата Язида ибн Муавии. Когда же они зашли к Язиду в его дворце, заплакали женщины бану Хаашим, кроме Зайнаб, она же сказала: «Неужели ты думаешь, о Язид, что в то время, как нас захватили на краю земли и неба, мы стали гонимы, как гонят пленных, что нам унижение от Аллаха, а тебе от него великодушие?

Ты вообразил, что это великое твое достоинство , и задрал нос, но клянусь Аллахом, ты не изрезал ничего, кроме своей кожи, и не разорвал ничего, кроме своего мяса!

И скоро ты ответишь Посланнику Аллаха. и его семье со своим нежеланием, и ты непременно найдешь его семью и часть его плоти вокруг него в Раю в тот день, когда Аллах соберет их вместе из разобщенности. » И никак не считай тех, которые убиты на пути Аллаха, мертвыми. Нет, живые! Они у своего Господа получают удел» (3:169).

И из-за этих слов Язида словно поразило громом. Тогда это дело стало для него мучительным, и он покаялся перед Аллахом, затем снабдил их всем необходимым и послал с ними надежного человека из Шама, конницу и помощников, одел их и завещал их человеку из Шама.

И этот человек не переставал обходиться с ними по-доброму, пока не вошли в Мадину. И Зайнаб хотела дать ему золото и то, что было с ней из украшений в награду за его доброе дело, но он отказался и сказал: «Если бы то добро, которое я сделал было бы из-за дунья, то в ваших украшениях было б то, что меня удовлетворило. Однако, клянусь Аллахом, я сделал это только ради Аллаха и из-за вашей близости к Посланнику Аллаха.».

После этого Зайнаб стала рассказывать жителям Мадины о том, что сделали с ними и как они сопротивлялись ему.

И испугался Язид, что народ ополчится против него, и отправил к правителю Мадины приказ, чтобы он разъединил аали бейт по разным городам и странам. Тогда правитель пришел к Зайнаб и потребовал от нее, чтобы она вышла из Мадины и жила там, где пожелает.

Зайнаб выбрала землю мисра и отправилась туда. И народ мисра и ее правитель Мусаллама ибн Махлад альАнсари оказали ей наилучший прием, и она пребывала там – да будет доволен ее Аллах – около года.
Она скончалась в 65 году по хиджре и была похоронена в части дома, который потом превратился в мечеть, в которой проводятся обряды молитвы, и это известная мечеть Зайнабий в Каире.

И Зайнаб передавала много хадисов Пророка, и от нее передавали ученые хадисов, да будет доволен ее Аллах.

Шейх Салих аль-Джафари, сказал о ней:

أزينب أنت فى الدنيا كشمس لها نور يضئ ولا يغيب

ومن جاء المقام إليك يشفى بإذن الله أنت له الطبيب

فمن بركات جدك كنت ذخراً وقلب الزائرين هنا يطيب

ومن وصل المقام رآك أهلاً أباً أماً وعطفك ذا عجيب

بجاه المصطفى خير البرايا يجئ الخير والفتح القريب
سألت الله يمنحنى بعفــوٍ فيا نعم الإله هو المجيب

О Зайнаб, ты в этом мире подобна солнцу,
Сияющий свет [твой] не закатится.
Тот, кто приходит к твоему макаму (могиле), излечивается1,
С дозволения Аллаха ты его врач.
Ты стала источником благодати своего деда,
И сердце посетившего тебя довольно и полно умиротворения.
Тот, кто добрался до твоего макама, видит в тебе [свою] семью.
Отца и мать. Твое милосердие чудесно
Положением Мустафы, лучшего из творений.
Благо и открытия придут быстро.
Я прошу Аллаха простить меня.
Как Велик Аллах! Он отвечает!

«Ашхура ннисаа»

Подготовила:Малика Аминова


Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (5 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...