Просмотры: 180
6 0

Салават полезные свойства

Салават ( صَلَوَات‎ — благословение) — молитва, произносимая во время намаза после чтения Ат-Тахията в последнем ракаате,дуа восхваления и возвеличивания Пророка Мухаммада ﷺ, обращение ко Всевышнему со словами благодарности за ниспосланную милость и благословениями для Пророка Мухаммада ﷺ.

Значение и достоинства салавата Пророку Мухаммаду ﷺ .

Полезные свойства салавата:Чем полезен салават?

Аят 1

Самым важным и главным достоинством салавата (направления благословений в адрес пророка, саллаллаху ‘алейхи уа саллам) является приказ и веление о нем от Самого Аллаха. Аллах говорит в Коране:

إِنَّ ٱللَّـهَ وَمَلَـٰٓئِكَتَهُۥ يُصَلُّونَ عَلَى ٱلنَّبِىِّ ۚ يَـٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُوا۟ صَلُّوا۟ عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا۟ تَسْلِيمًا

«Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют пророка. Верующие! Благословляйте его и приветствуйте миром». (Коран, 33:56)

В Коране Аллах предписал различные обязательные действия, включая намаз, пост, хадж и др. Он также описал благородные черты многих благословенных пророков и оказал им почет. Создав пророка Адама (‘алейхис-саллам), Аллах велел ангелам поклониться ему. Но ни в одном велении, ни в одном проявлении почета Аллах нигде не говорит, что Он тоже участвует в этом действии, и что верующим нужно следовать тому же. И лишь в отношении лидера обоих миров, гордости мира Аллах сначала говорит о том, что Он Сам благословляет его, далее сообщает, что это действие совершают и ангелы, а после этого велит и верующим благословлять его.

Что может быть более величественным, чем участие Аллаха и Его ангелов в действии вместе с верующими? Кроме того, знающие арабский язык видят, что аят начинается с частицы «инна» (воистину), которая особо подчеркивает его значение. К тому же, в аяте использован глагол настояще-будущего времени, указывающий на постоянство действия. Иными словами: не подлежит сомнению, что Аллах и Его ангелы постоянно благословляют благородного пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам).

Шейх Шамсуддин Сахави (1428–1497 – известный хадисовед и историк, автор сотен книг, ученик Ибн Хаджара Аскалани. Родился в Каире, умер в Медине) рахимахуЛлах, писал:

«Этот аят в настояще-будущем времени, выражающем продолжительность и постоянство, устанавливает, что Аллах и Его ангелы всегда благословляют благородного пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам)».

Автор книги «Дух разъяснения» писал: «Некоторые алимы говорили, что:

а) смысл благословения Аллахом состоит в возвышении благо-родного пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) до Достохвального поста (Макам-Махмуд), являющегося позицией заступничества;

б) благословение ангелами – это их мольба о возвышении статуса благородного пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) и прощении его последователей;

в) смысл благословения верующими – в их следовании благо-родному пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), любви к нему и упоминании его прекрасных качеств.

Эта честь, которую оказывает Аллах благородному пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), намного выше уважения, проявленного к пророку Адаму (‘алейхис-саллам), когда Аллах велел ангелам поклониться ему. Дело в том, что в чести, оказываемой благородному пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), участвует Сам Аллах, а в отношении пророка Адама (‘алейхис-саллам) веление было обращено лишь к ангелам. Как говорится:

«Разумные поймут, что эта честь
Иным пророкам не дана.
Последователям, а их не счесть,
Она никак не суждена».

يُصَلِّي عَلَيْهِ اللهُ جَلَّ جَلالُهُ بِهٰذَا بَدَا لِلْعَالَمِيْنَ كَمَالُهُ

«Благословение его Самим Аллахом демонстрирует всем творениям его совершенство».

Алимы обратили внимание на то, что в данном аяте благородный пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) назван не именем Мухаммад, а словом «пророк», в то время как другие пророки называются по именам. Причина тому – особое уважение и почет по отношению к благородному пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). В одном из аятов благородный пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) и пророк Ибрахим (‘алейхис-саллам) упоминаются вместе, но первый из них назван пророком, а второй – по имени:

إِنَّ أَوْلَى ٱلنَّاسِ بِإِبْرَٰهِيمَ لَلَّذِينَ ٱتَّبَعُوهُ وَهَـٰذَا ٱلنَّبِىُّ وَٱلَّذِينَ ءَامَنُوا۟ ۗ وَٱللَّـهُ وَلِىُّ ٱلْمُؤْمِنِينَ

«Самые близкие к Ибрахиму люди – те, кто последовал за ним, а также этот пророк и верующие. Аллах – Покровитель верующих». (Коран, 3:68)

Каждый раз, когда пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) упоминается по имени, это связано с определенной причиной. Шейх Сахави (рахимахуЛлах) подробно рассмотрел этот вопрос.

Здесь следует отметить, что слово «салават», отнесенное одновременно к Аллаху, Его ангелам и верующим, – многозначное слово, используемое в различных целях, как об этом уже говорилось автором книги «Дух разъяснения».

Алимы поясняли различные значения слова «салават» в данном аяте. В отношении Аллаха, Его ангелов и верующих каждый раз подразумевается наиболее уместное значение. Некоторые алимы писали, что салават пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) означает похвалу и уважение в его адрес с милостью и любовью. Эта похвала и уважение будет соответствовать статусу того, с кем связывается салават. Например, говорят, что отец добр к сыну, сын добр к отцу, а братья добры друг к другу. Понятно, что доброта, проявляемая отцом к сыну, отличается от той, что демонстрирует сын по отношению к отцу, или той, что проявляют братья друг к другу.

Так же и здесь: благословение Аллахом благородного пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) означает, что Аллах хвалит и оказывает ему почет с милостью и добротой. Ангелы тоже совершают салават, однако их салават, благословение и уважение будет в соответствии с их положением. Далее и верующим велено благословлять пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам).

Имам Бухари (рахимахуЛлах) передавал сообщение от Абу Алии (рахимахуЛлах), что совершение Аллахом салавата – похвала в адрес благородного пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) в присутствии ангелов, а благословение ангелов – это их молитвы.

Господин Ибн Аббас (радиаллаху ‘анху) трактовал слово «юсоллю́на» в данном аяте как «юбаррику́на», то есть они молят о благословении.

Как говорил шейх Ибн Хаджар (рахимахуЛлах), данное значение соответствует мнению Абу Алии, кроме разве что большей его конкретности. Можно увидеть, что, указывая на различные значения салавата, он называет наиболее предпочтительным мнение Абу Алии (рахимахуЛлах), согласно которому салават от Аллаха – это похвала в адрес благородного пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), а салават от ангелов и др. – это просьба к Аллаху о предоставлении салавата. Кроме того, эта просьба – об увеличении уже данного благословения, а не о начале предоставления благословения.

В хадисе говорится, что после ниспослания данного аята сподвижники (радиаллаху ‘анхум) сказали:

«Посланник Аллаха! Мы знаем, как приветствовать миром (давать салям в ат-тахияте намаза):

اَلسَّلَامُ عَلَيْكَ أَيُّهَا النَّبِيُّ وَرَحْمَةُ اللهِ وَبَرَكَاتُهُ

«Мира тебе, пророк, милости Аллаха и Его благодати!»

Научи нас совершению салавата».

Тогда благородный пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) обучил их следующим словам:

اَللّٰهُمَّ صَلِّ عَلٰى مُحَمَّدٍ وَعَلٰى آلِ مُحَمَّدٍ…

«О, Аллах! Благослови Мухаммада и род Мухаммада…»

Подробнее об этом будет рассказано во второй главе при обсуждении хадиса № 1.

Аллах велел верующим совершать салават в адрес благородного пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). При этом сам же пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) и научил людей методу его исполнения. Нам следует просить Аллаха вечно одаривать милостью пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), ведь благословение и милость Аллаха безграничны. И это милость Аллаха, что дальнейшее благословение благородного пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) приписывается нам из-за нашей просьбы, в то время как в реальности лишь Аллах дарует салават. А разве кто еще способен одарить благословением пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сообразно его статусу?

Шах Абдулкадир (рахимахуЛлах) писал:

«Просить Аллаха о проявлении Им милости и благословения по отношению к Своему благородному пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) и его роду – очень добродетельный поступок. Милость, подобающая пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), нисходит к нему. И за это человек, попросивший об этом, получает десятикратное благословение. И теперь ему решать, сколько еще он его хочет добыть».

Хадис, на который ссылается Шах Абдулкадир (рахимахуЛлах), будет приведен в комментарии к третьему хадису.

Из всего этого мы видим безосновательность возражений некоторых невежд в отношении ситуации, когда аят велит верующим благословлять пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), а верующие отвечают: «О, Аллах! Благослови пророка!» Возражение невежд состоит в том, что Аллах велит верующим благословить, а они вместо благословения просят, чтобы Аллах благословил Сам.

Во-первых, когда после ниспослания аята сподвижники (радиаллаху ‘анхум) спросили пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) о том, как применить веление Корана на практике, именно указанному методу он их и обучил.

Во-вторых, наша просьба к Аллаху о предоставлении Его избранного благословения намного больше того, что мы могли бы дать пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сами.

В книге «Кауль бади» шейх Сахави (рахимахуЛлах) писал:

«В книге Амира Мустафы Туркамани Ханафи (рахимахуЛлах) написано: если кто спросит о причине, почему Аллах велит нам благословлять, а мы вместо собственно благословения просим: «Аллах, благослови Мухаммада», – то ответ заключается в том, что благородный пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) безупречен, а мы с головы до ног в недостатках. Как же может тот, кто полон недостатков, подобающе похвалить того, кто безупречен? Поэтому мы просим Всемогущего Аллаха, чтобы Он Сам благословил благородного пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), чтобы салават в адрес нашего чистого пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) исходил от Чистейшего Господа».

В книге «Лятаиф ва хикам» шейха Найшапури (рахимахуЛлах) тоже написано, что человек не должен в своей молитве говорить: «Я благословляю Мухаммада», – поскольку это не является подобающим. Вместо этого верующий должен просить своего Господа, чтобы Тот благословил пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), и тогда в реальности Аллах благословляет пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), хотя в переносном смысле это действие приписывается нам из-за нашей мольбы.

Ибн Аби Хаджаля (рахимахуЛлах) тоже сообщает нечто подобное: когда Аллах велит нам благословлять, а наше благословение не может достигнуть подобающего уровня, тогда мы просим Аллаха. Лишь Он знает, что подобает статусу пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Это аналогично тому, как благородный пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) обращался к Аллаху: «Аллах, я не могу сполна восхвалить Тебя. Ты таков, как Ты Сам Себя восхвалил».

Шейх Сахави (рахимахуЛлах) говорил:

«Раз это установлено, то салават человека в адрес благородного пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) должен совершаться так, как обучил нас этому сам пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Так возвышается ранг человека. Обильно и упорно совершайте салават, придавая ему должное значение, ведь обильный салават – один из признаков любви к благородному пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Если человек любит что-то, он часто об этом вспоминает».

Шейх Сахави (рахимахуЛлах) приводил также от имама Зейн-уль-абидина (рахимахуЛлах), что обильный салават в адрес благородного пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) – признак людей Сунны (ахлюс-сунна).

Шейх Зуркани (рахимахуЛлах) писал в книге «Шарх Мавахиб»:

«Цель салавата – добыть близость к Аллаху посредством исполнения Его веления и выполнить долю прав благородного пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), обязательных для нас».

Хафиз Иззуддин ибн Абдуссалам (рахимахуЛлах) говорил:

«Совершение нами салавата – это не заступничество за благородного пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Разве можем мы заступаться за него? Аллах велел нам расплачиваться с благодетелем за предоставляемые им блага. Самым великим благодетелем является благородный пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Но мы не способны расплатиться с пророком (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) за его блага.

Аллах пожалел эту нашу слабость и научил нас тому, как расплатиться с ним, велев совершать благословение. Но и на это мы не способны, поэтому просим Аллаха, чтобы Он Сам наградил благородного пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) подобающим величию Аллаха образом».

Указанный аят Корана велит верующим совершать салават, в связи с чем алимы считали салават обязательным. Подробнее об этом – в первом разделе четвертой главы.

Шейх Рази (рахимахуЛлах) в своем расширенном комментарии к Корану обсуждал возражение, которое может возникнуть в этой связи: если Аллах и Его ангелы совершают салават пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), то в чем надобность салавата от нас?

Ответ на это – следующий: наш салават вызван не тем, что благородный пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) в этом каким-то образом нуждается, ведь будь это так, то и ангелам не нужно было бы совершать салават после того, как его совершил Сам Аллах. Наш салават – это выражение почтения к благородному пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Подобное мы видим и в велении Аллаха верующим поминать Его, в то время как Аллах не нуждается в этом поминании.

Шейх Ибн Хаджара (рахимахуЛлах) спросили, почему к Аллаху в этом аяте отнесено слово «салават» (благословение), а не «салям» (приветствие). Он ответил, что это может быть связано с наличием у слова «салям» двух значений:

а) мольба;

б) следование и послушание.

Оба значения корректны в отношении верующих. Потому они и получи-ли соответствующее веление. Но второе значение не уместно для Аллаха и Его ангелов. Поэтому «салям» не отнесен к ним.

Шейх Сахави (рахимахуЛлах) приводил весьма пугающий случай в отношении данного аята. Он передавал рассказ Ахмада Ямани (рахимахуЛлах):

«Я был в Сане и увидел толпу, окружившую какого-то человека. Когда я начал расспрашивать, мне сказали, что этот человек читал Коран самым мелодичным голосом. Когда он дошел до аята «Аллах и Его ангелы благословляют пророка», он прочел его как: «Аллах и Его ангелы благословляют Али, пророка» (вероятно, этот человек был рафидитом). Стоило ему произнести эти слова, как он онемел, ослеп, его охватил паралич и поразила проказа».

Эта история – суровое предупреждение. Да защитит нас Аллах от неуважения к Нему, Его Священной Книге и пророкам! По невежеству и небрежности мы не обращаем внимания на свои слова. Да убережет нас Аллах от Своего гнева!

Аят 2

قُلِ ٱلْحَمْدُ لِلَّـهِ وَسَلَـٰمٌ عَلَىٰ عِبَادِهِ ٱلَّذِينَ ٱصْطَفَىٰٓ

«Скажи: Хвала Аллаху, и мир Его избранным рабам!» (Коран, 27:59)

Алимы писали, что этот аят – как проповедь к последующей теме. В данном аяте благородному пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) велено восхвалить Аллаха и поприветствовать Его избранных людей.

Шейх Ибн Кясир (рахимахуЛлах) в комментарии к Корану писал, что Аллах велел Своему пророку дать салям Его избранным рабам. Таковыми являются Его посланники и пророки, что подтверждается:

а) сообщением от Абдуррахмана ибн Зейда ибн Асляма, согласно которому избранными рабами Аллаха являются пророки;

б) аятами Корана:

سُبْحَـٰنَ رَبِّكَ رَبِّ ٱلْعِزَّةِ عَمَّا يَصِفُونَ ﴿﴾ وَسَلَـٰمٌ عَلَى ٱلْمُرْسَلِينَ ﴿﴾ وَٱلْحَمْدُ لِلَّـهِ رَبِّ ٱلْعَـٰلَمِينَ

«Чист твой Господь, Господь величия, от того, что они приписывают Ему. Мир посланным! Вся хвала Аллаху, Господу миров!» (Коран, 37:180–182)

Имам Суфьян Саури, Судди и др. говорили, что здесь подразумеваются сподвижники (радиаллаху ‘анхум). Об этом сообщается также от господина Ибн Аббаса (радиаллаху ‘анху).

Между данными двумя мнениями нет противоречий, ведь если сюда включаются сподвижники, то пророки тем более должны быть включены.

Хадис 1

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ أَنَّ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: مَنْ صَلَّى عَلَيَّ وَاحِدَةً صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ عَشْرًا (رواه مسلم وأبو داود وابن حبان في صحيحه وغيرهم كذا في الترغيب

Абу Хурейра (радиаллаху ‘анху) приводил слова пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):

«Кто обратит ко мне одно благословение (салават), того Аллах одарит десятью благословениями». (Муслим, Абу Дауд, Ибн Хиббан и др.; «Таргиб»)

Одного благословения и милости от Аллаха достаточно для всего мира, что уж говорить о десяти благословениях в ответ на один салават. Сколь велик салават, если за него Аллах дает десять благословений! О некоторых старших членах своей семьи я слышал, что они ежедневно произносили по 125 000 салаватов. Представьте, какова награда за это!

Шейх Сахави (рахимахуЛлах) приводил сообщение господина Амира ибн Рабии (радиаллаху ‘анху) о следующих словах благородного пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):

«Кто обратит ко мне одно благословение (салават), того Аллах одарит десятью благословениями. Сколь мало или много обращать благословений – это ваш выбор».

Хадис с тем же смыслом приводился от господина Абдуллы ибн Амра (радиаллаху ‘анху) с добавлением, что Аллах и Его ангелы передают десять благословений.

Шейх Сахави (рахимахуЛлах) приводил хадисы по той же теме от целого ряда сподвижников. Он также писал:

«Аллах упомянул имя пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) рядом со Своим Именем в шахаде (свидетельстве веры) и сказал, что послушание и любовь к благородному пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) – это послушание Ему и любовь к Нему.

Так же и тут мы видим, что Аллах поставил обращение благословения в адрес пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) рядом со Своим Собственным благословением ему. И так же, как Аллах сказал: «Помните меня – и Я буду помнить о вас», – получается, что и тут человек обращает одно благословение (салават) в адрес пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), а Аллах одаривает его десятью благословениями».

В сборнике «Таргиб» приводится сообщение господина Абдуллы ибн Амра (радиаллаху ‘анху), что совершившего салават в адрес пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) Аллах и Его ангелы одарят 70 благословениями.

Как полагают некоторые алимы, различие хадисов в отношении количества благословений в ответ на один салават связано с тем, что милости Аллаха последователям Мухаммада (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) увеличивались ежедневно. То есть хадисы, говорящие о большей награде, являются более поздними. Соответственно, изначально Аллах обещал десять благословений, а затем увеличил их количество до семидесяти.

Другие алимы связывали данное различие с разницей в людях, времени и обстоятельствах. Эта тема уже раскрывалась в книге «Польза молитвы» («Ценности намаза», стр. 39), когда мы говорили о 25- и 27-кратной награде за совместную молитву.

Что касается хадиса о 70-кратной награде, мулла Али Кари (рахимахуЛлах) писал, что это может касаться салаватов в пятницу, ведь в одном из хадисов говорится о 70-кратной награде за добрые дела, совершенные в пятницу.

Хадис 2

عَنْ أَنَسٍ أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: مَنْ ذُكِرْتُ عِنْدَهُ فَلْيُصَلِّ عَلَيَّ وَمَنْ صَلَّى عَلَيَّ مَرَّةً صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ عَشْرًا. وفي رواية: مَنْ صَلَّى عَلَيَّ صَلٰوةً وَاحِدَةً صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ عَشْرَ صَلَوَاتٍ وَّحَطَّ عَنْهُ عَشْرَ سَيِّئَاتٍ وَّرَفَعَهُ بِهَا عَشْرَ دَرَجَاتٍ (رواه أحمد والنسائي واللفظ له وابن حبان في صحيحه وغيرهم كذا في الترغيب)

Анас (радиаллаху ‘анху) приводил слова пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):

«Если меня назовут в чьем-то присутствии, этот человек должен обратить благословение (салават) в мой адрес. Кто обратит ко мне одно благословение, того Аллах одарит десятью благословениями».

В одном из повествований приводятся следующие слова пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):

«Кто обратит ко мне одно благословение, того Аллах одарит десятью благословениями, простит десять его грехов и возвысит его ранг на десять степеней». (Ахмад, Насаи, Ибн Хиббан; «Таргиб»)

Шейх Мунзири (рахимахуЛлах) приводил в «Таргиб» похожий хадис от господина Бары (радиаллаху ‘анху) с добавлением, что обращающийся получит награду как за освобождение десяти рабов. В хадисе, записанном Табарани, говорится:

«Кто обратит ко мне одно благословение, того Аллах одарит десятью благословениями. Кто обратит ко мне десять благословений, того Аллах одарит сотней благословений. Кто обратит ко мне сто благословений, на лбу того Аллах запишет: «Освобождение от лицемерия и освобождение от адского огня». А в Судный день этот человек будет воскрешен с павшими за веру (шахидами)».

Шейх Сахави (рахимахуЛлах) передавал сообщение господина Абу Хурейры (радиаллаху ‘анху) о словах благородного пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):

«Кто обратит ко мне десять благословений, того Аллах одарит сотней благословений. Кто обратит ко мне сто благословений, того Аллах одарит тысячей благословений. Кто обратит ко мне больше из любви и преданности, за того я заступлюсь в Судный день и стану свидетелем о нем».

Об этом также говорится в сообщении господина Абдуррахмана ибн Ауфа (радиаллаху ‘анху) в иной словесной формулировке. Он говорил:

«Из четырех-пяти из нас один, как минимум, всегда оставался с пророком (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) для помощи ему. Однажды пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) пошел в сад, а я последовал за ним. Он стал совершать там молитву, причем так долго оставался в земном поклоне, что я испугался, не умер ли он. Я начал плакать из-за этого и приблизился к нему, чтобы посмотреть, как он. После того как пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) поднялся из земного поклона, он спросил:

– Абдуррахман, в чем дело?

– Посланник Аллаха! Ты так долго совершал земной поклон, что я испугался, не умер ли ты.

– Аллах подарил мне милость в отношении моих последователей. В благодарность за это я совершил такой земной поклон. Аллах сообщил мне, что, кто обратит одно благословение ко мне, тому Аллах запишет десять добрых дел и простит десять грехов.

В другом сообщении о том же случае после вопроса пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) («Абдуррахман, в чем дело?») и ответа на него господина Абдуррахмана (радиаллаху ‘анху) приводились следующие слова пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):

«Недавно ко мне пришел Джибриль и сказал: «Не обрадует ли тебя сказанное Аллахом: кто обратит к тебе благословение, тому даст благословение Аллах, а кто обратит к тебе приветствие, тому даст приветствие Аллах?»» (Таргиб)

Подобный хадис приводил также шейх Сахави (рахимахуЛлах) из сообщения господина Умара (радиаллаху ‘анху).

Господин Абу Тальха Ансари (радиаллаху ‘анху) рассказывал: Однажды пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) пришел к нам очень счастливым. Сподвижники сказали:

– Посланник Аллаха! Мы видим, что ты сегодня очень счастлив.

– Да, это так. Я получил послание от моего Господа. Аллах сказал, что, кто из моих последователей обратит ко мне одно благословение, тому Аллах запишет десять добрых дел, простит десять грехов и возвысит его ранг на десять степеней.

В другом сообщении о том же случае приводились такие слова Аллаха:

«Кто из твоих последователей обратит одно благословение, тому Я дам десять благословений. Кто даст одно приветствие, тому Я дам десять приветствий».

В еще одном сообщении о том же случае говорилось: В один из дней благословенное лицо пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) лучилось счастьем. Его радость была очень заметна. Сподвижники сказали:

– Посланник Аллаха! Сегодня на твоем лице такое счастье, какого никогда ранее не видели.

– Почему бы и не быть этому? Ко мне сейчас приходил Джибриль и сообщил: «Кто из твоих последователей обращает к тебе одно благословение, тому Аллах в ответ запишет десять добрых дел в его книгу поступков, простит десять грехов, возвысит его ранг на десять степеней, и ангел повторит ему то, что он сказал». Я спросил Джибриля об этом ангеле, и он мне ответил: «Аллах назначил ангела вплоть до Судного дня, чьей обязанностью являются мольбы за каждого, кто обратит к тебе благословение, посредством слов: «Да благословит Аллах и тебя!»». (Таргиб)

Шейх Сахави (рахимахуЛлах) задался вопросом: согласно аяту «Кто придет с добрым делом, тому воздастся десятикратно» (Коран, 6:160) за каждое доброе дело и так полагается десятикратная награда, в чем же тогда особое достоинство салавата?

На наш взгляд, ответ прост: десять добрых дел, обещанные аятом, идут отдельно, то есть десять благословений от Аллаха являются дополнительной милостью.

Сам же шейх Сахави (рахимахуЛлах) на свой вопрос отвечал так: десять благословений от Аллаха человеку существенно превосходят десять благословений, обращаемых человеком пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Кроме того, еще ведь и ранг повышается на десять степеней, прощается десять грехов, записывается десять добрых дел, и дается награда как за освобождение десяти рабов. Это все дополнительные вознаграждения.

Шейх Ашраф Али Танви (рахимахуЛлах) писал в книге «Зед сагид»:

«Из явной формулировки хадиса мы понимаем, что за обращение одного благословения ниспосылаются десять милостей. Таким же образом мы понимаем указание Корана: кто неуважителен (да убережет нас от этого Аллах) к высокому статусу благородного пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), тот зарабатывает десять проклятий от Аллаха. За насмешку Валида ибн Мугиры Аллах в наказание ему нарек его десятью эпитетами: расточитель клятв, презренный, хулитель, разносчик клеветы, мешающий добру, преступник, грешник, грубый, неблагородный, отвергающий аяты».

Последний эпитет понимается из следующих слов: «Когда ему читают Наши аяты, он говорит: «Мифы древних!»»

Все десять эпитетов, о которых писал шейх Ашраф Танви (рахимахуЛлах), приводятся в суре «Нун» из 29-го джуза Корана:

وَلَا تُطِعْ كُلَّ حَلَّافٍ مَّهِينٍ ﴿﴾ هَمَّازٍ مَّشَّآءٍۭ بِنَمِيمٍ ﴿﴾ مَّنَّاعٍ لِّلْخَيْرِ مُعْتَدٍ أَثِيمٍ ﴿﴾ عُتُلٍّۭ بَعْدَ ذَٰلِكَ زَنِيمٍ ﴿﴾ أَن كَانَ ذَا مَالٍ وَبَنِينَ ﴿﴾ إِذَا تُتْلَىٰ عَلَيْهِ ءَايَـٰتُنَا قَالَ أَسَـٰطِيرُ ٱلْأَوَّلِينَ

«Не повинуйся всякому расточителю клятв, презренному, хулителю, разносчику клеветы, мешающему добру, преступнику, грешнику, грубому и к тому же неблагородному, пусть он и богат да с сыновьями. Когда ему читают Наши аяты, он говорит: «Мифы древних!»» (Коран, 68:10–15)

Хадис 3

عَنِ ابْنِ مَسْعُوْدٍ قَالَ قَالَ رَسُوْلُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: إِنَّ أَوْلَى النَّاسِ بِيْ يَوْمَ الْقِيَامَةِ أَكْثَرُهُمْ عَلَيَّ صَلٰوةً (رواه الترمذي وابن حبان في صحيحه كلاهما من رواية موسى بن يعقوب كذا في الترغيب وبسط السخاوي في القول البديع الكلام على تخريجه)

Ибн Масуд (радиаллаху ‘анху) приводил слова пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):

«В Судный день ближе всего ко мне будут те, кто больше всего направил мне благословений». (Тирмизи, Ибн Хиббан; «Таргиб»)

Шейх Сахави (рахимахуЛлах) в «Кауль бади» приводил из книги «Дурр муназзам» сообщение о следующем высказывании пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):

«Кто из вас обильно направит благословения в мой адрес, будет ближе всего ко мне в Судный День».

В хадисе господина Анаса (радиаллаху ‘анху) говорится, что на каждой стадии Судного дня ближе всего к благородному пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) будет тот, кто направил ему больше всего благословений. Эта тема будет рассмотрена во второй главе в комментарии к третьему хадису.

Сообщается также о следующих словах благородного пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):

«Обильно направляйте благословения в мой адрес, ведь сначала, в могиле вас спросят обо мне».

В другом хадисе приводится следующее:

«Направление мне благословений станет источником света в Судный день во тьме Моста. Кто хочет, чтобы его поступки имели весьма большой вес, тому следует обильно направлять благословения в мой адрес».

В хадисе, приводимом от господина Анаса (радиаллаху ‘анху), сообщается, что наиболее защищенным от ужасов Судного Дня и его различных стадий будет тот, кто направлял пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) наибольшее количество благословений в земной жизни.

В книге «Зед сагид» приводится повествование господина Анаса (радиаллаху ‘анху) о следующих словах благородного пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):

«Кто обильно направляет благословения в мой адрес, тот будет в тени Трона».

Шейх Сахави (рахимахуЛлах) приводил хадис благородного пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), согласно которому троим обещана тень Трона Аллаха в Судный день – день, когда не будет иной тени:

тому, кто устраняет трудность для человека, находящегося в беде;
тому, кто возрождает практику пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам);
тому, кто обильно направляет благословения в адрес пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам).

Шейх Сахави (рахимахуЛлах) приводил также другой хадис, передаваемый от господина Умара (радиаллаху ‘анху), о следующем высказывании пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):

«Украшайте свои собрания салаватом, ведь благословение в мой адрес станет светом для вас в Судный день».

Из книги «Кутуль-кулюб» шейх Сахави (рахимахуЛлах) передавал, что под «обильным направлением благословений» понимается, как минимум, количество в 300 раз. Шейх Рашид Ахмад Гангохи (рахимахуЛлах) тоже инструктировал своих учеников направлять благословения, как минимум, 300 раз, как о том будет рассказано в третьей главе в комментарии к третьему хадису.

Как писал шейх Сахави (рахимахуЛлах) в комментарии к ранее указанному хадису, Ибн Хиббан (рахимахуЛлах) в своем сборнике «Сахих» сообщал:

«Данный хадис – явное доказательство того, что ближе всего к благородному пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) в Судный день будут хадисоведы, ведь они направляют ему наибольшее количество благословений».

Господин Абу Убайда (радиаллаху ‘анху) тоже говорил, что это благо зарезервировано за хадисоведами.

Причина в том, что, когда они передают или записывают хадисы, они всегда направляют благословения при упоминании имени благородного пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам).

Хатиб (рахимахуЛлах) тоже приводил от Абу Нуайма (рахимахуЛлах) сообщение о том, что это благо назначено именно хадисоведам. Как сообщают алимы, причина тут в том, что, читая, записывая и передавая хадисы, они получают возможность обильно произносить или записывать благословения вместе с именем пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Под хадисоведами понимаются не только имамы хадисов, но и все, кто изучает сборники хадисов или учит им других, будь эти книги на арабском или ином языке.

В книге «Зед сагид» говорится, что Табарани передавал следующее высказывание благородного пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):

«Кто направляет мне благословения в книге (т. е. письменно), того будут благословлять ангелы, пока мое имя остается в книге».

Табарани также приводил такие слова пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):

«Кто направляет мне десять благословений утром и десять благословений вечером, тот будет благословлен моим заступничеством в Судный день».

От имама Мустагфири (рахимахуЛлах) передают следующее высказывание пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):

«Кто ежедневно направляет мне сто благословений, у того сто потребностей будут удовлетворены: тридцать в земной жизни, а остальные – на том свете».

Хадис 4

عَنِ ابْنِ مَسْعُوْدٍ عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: إِنَّ لِلّٰهِ مَلائِكَةً سَيَّاحِينَ يُبَلِّغُونِي عَنْ أُمَّتِيَ السَّلامَ (رواه النسائي وابن حبان في صحيحه كذا في الترغيب زاد في القول البديع أحمد والحاكم وغيرهما وقال الحاكم صحيح الإسناد)

Ибн Масуд (радиаллаху ‘анху) приводил слова пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):

«У Аллаха есть определенные ангелы, которые перемещаются по земле и передают мне приветствия моих последователей». (Насаи, Ибн Хиббан; «Таргиб» и др.)

Об этом также передавалось и от других сподвижников (радиаллаху ‘анхум). Шейх Сахави (рахимахуЛлах) приводил сообщение господина Али (радиаллаху ‘анху) о том, что ангелы Аллаха перемещаются по земле и передают пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) благословения, направляемые его последователями.

В сборнике «Таргиб» приводится хадис господина Хасана (радиаллаху ‘анху) о следующих словах благородного пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):

«Направляйте мне благословения, где бы вы ни были. Благословения доходят до меня».

От господина Анаса (радиаллаху ‘анху) приводят такое высказывание пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):

«Кто бы ни направил мне благословения, они доходят до меня. В ответ я направляю благословения этому человеку. Кроме того, ему записываются десять добрых поступков».

В сборнике «Мишкат масабих» от господина Абу Хурейры (радиаллаху ‘анху) приводят слова благородного пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):

«Направляйте мне благословения, ведь они доходят до меня».

Хадис 5

عَنْ عَمَّارِ بْنِ يَاسِرٍ قَالَ قَالَ رَسُوْلُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: إِنَّ اللهَ وَكَّلَ بِقَبْرِي مَلَكًا أَعْطَاهُ أَسْمَاعَ الْخَلائِقِ فَلا يُصَلِّي عَلَيَّ أَحَدٌ إِلَى يَوْمِ الْقِيَامَةِ إِلا أَبْلَغَنِي بِاسْمِهِ وَاسْمِ أَبِيهِ هَذَا فُلانُ ابْنُ فُلانٍ قَدْ صَلَّى عَلَيْكَ (رواه البزار كذا في الترغيب وذكر تخريجه السخاوي في القول البديع

От Аммара ибн Ясира (радиаллаху ‘анху) передавали следующие слова пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):

– Аллах назначил ангела у моей могилы, которому дана способность слышать творения. И вплоть до Судного дня, кто бы ни направлял мне благословения, ангел будет передавать их мне с указанием имени и отчества этого человека, говоря: «Такой-то, сын такого-то, направил тебе благословения». (Баззар; «Таргиб»)

Шейх Сахави (рахимахуЛлах) приводил этот хадис в книге «Кауль бади» со следующим добавлением:

– …«Такой-то, сын такого-то, направил тебе благословения». В награду за каждое благословение Аллах дает ему десять милостей.

В другом хадисе тоже передается нечто подобное. Говорится, что Аллах дал одному из ангелов способность слышать речь всех творений. Этот ангел останется у могилы пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) вплоть до Судного дня. Кто бы ни передавал благословения пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), ангел укажет его имя и отчество и сообщит пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), что этот человек направил ему благословения. Аллах пообещал благородному пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), что Он даст десять благословений тому, кто направит ему одно благословение.

Еще в одном хадисе, сообщающем об этом ангеле, говорится, что пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал:

«Я попросил моего Господа дать десять благословений тому, кто направит мне одно благословение. Аллах удовлетворил мою просьбу».

От господина Абу Умамы (радиаллаху ‘анху) приводится следующее высказывание благородного пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):

«Аллах дает десять благословений тому, кто направляет мне одно благословение. К этому благословению назначается ангел, передающий мне его».

Согласно сообщению господина Анаса (радиаллаху ‘анху), благородный пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал:

«Кто направит мне благословения в день или ночь пятницы, сто нужд того человека будут удовлетворены Аллахом, и Аллах назначит ангела для передачи благословения мне в мою могилу так же, как вы даете подарку друг другу».

Не должно возникнуть никаких возражений в отношении того, что в этом хадисе говорится о назначении лишь одного ангела у могилы пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) для передачи ему всех благословений и приветствий, в то время как в хадисе, приводимом до этого, говорилось о множестве ангелов, перемещающихся по земле для передачи приветствий последователей пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам).

Дело в том, что ангел у благословенной могилы имеет единственную обязанность по передаче приветствий последователей благородного пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). А ангелы, перемещающиеся по земле, ищут собрания поминания и, когда обнаруживают благословения в адрес пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), передают их ему.

Известно, что, если какое-то сообщение передают некоему праведному человеку и упоминают его в собрании, каждый присутствующий считает для себя честью передать его. Мне не раз приходилось это видеть на собраниях наших праведных старейшин.

Что уж говорить о передаче благословений лидеру обоих миров и гордости пророков (саллаллаху ‘алейхи уа саллам)? Поэтому, сколько бы ангелов ни передавали благословения, это будет сочтено уместным.

Хадис 6

عَنْ أَبِيْ هُرَيْرَةَ قَالَ قَالَ رَسُوْلُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: مَنْ صَلَّى عَلَيَّ عِنْدَ قَبْرِي سَمِعْتُهُ وَمَنْ صَلَّى عَلَيَّ نَائِيًا أُبْلِغْتُهُ (رواه البيهقي في شعب الإيمان كذا في المشكوة وبسط السخاوي في تخريجه)

От Абу Хурейры (радиаллаху ‘анху) передавали следующее высказывание пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):

– Если кто, будучи у моей могилы, направит мне благословения, я услышу их. Если кто, будучи вдалеке, направит мне благословения, их передадут мне. (Байхаки; «Мишкат»)

Шейх Сахави (рахимахуЛлах) в книге «Кауль бади» приводил ряд хадисов со схожим смыслом:

1) благословения, направленные издалека, передаются пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) назначенным ангелом;

2) благословения, направленные с близкого расстояния, будут непосредственно услышаны пророком (саллаллаху ‘алейхи уа саллам).

Что касается первого пункта, приведенные ранее повествования подробно обсуждают тему назначения ангела для передачи этих благословений пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Второй пункт является большой гордостью, честью и удовольствием для того, кто направляет благословения.

Шейх Сахави (рахимахуЛлах) в книге «Кауль бади» передавал следующий рассказ Сулеймана ибн Сухейма (рахимахуЛлах):

«Во сне я увидел благородного пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) и спросил его:

– Посланник Аллаха! Ты понимаешь те приветствия, которые направляют тебе приходящие к твоей могиле?

– Да, я понимаю и отвечаю на их приветствия, – последовал ответ».

Ибрахим ибн Шейбан (рахимахуЛлах) рассказывал:

«Завершив хадж, я поехал в Лучезарную Медину. Там я пришел к могиле пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), поприветствовал его и услышал слова со стороны благословенной могилы:

– Уа алейкяс-салям («И тебе мир»)».

Как сообщал мулла Али Кари (рахимахуЛлах), направлять благословения вблизи благословенной могилы бесспорно лучше, чем издали, ведь смиренность и внимательность умом и сердцем при непосредственной близости выше, чем при нахождении вдали.

Комментируя данный хадис, автор книги «Мазахир хакк» говорил:

«Передается, что пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) слышит благословения, передаваемые ему вблизи, и получает от странствующих ангелов благословения, передаваемые ему издалека, и при этом каждый раз дает ответ.

Польза от приветствия в адрес пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) огромна, и честь для совершающего это действие велика, особенно если приветствия даются обильно. Если человек за всю жизнь получит ответ всего на одно свое приветствие, это уже достаточная честь, что уж говорить об ответе на каждое приветствие!»

Шейх Сахави (рахимахуЛлах) тоже писал об этом:

«Для любого человека достаточной честью будет благое упоминание его имени в присутствии пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам)».

Тот факт, что благородный пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) лично слышит благословения, не вызывает вопросов, ведь пророки живы в своих могилах.

Шейх Сахави (рахимахуЛлах) писал в книге «Кауль бади»:

«Мы верим и подтверждаем, что благородный пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) жив в своей могиле, и что земля не может подвергнуть разложению его благословенное тело. Имеется консенсус в этом отношении».

Имам Байхаки (рахимахуЛлах) написал книгу о жизни пророков после смерти. Господин Анас (радиаллаху ‘анху) сообщал в хадисе, что пророки живы в своих могилах и совершают там молитвы.

Шейх Сахави (рахимахуЛлах) приводил это через множество различных цепочек рассказчиков. Имам Муслим (рахимахуЛлах) передавал сообщение господина Анаса (радиаллаху ‘анху) о следующих словах пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):

«В Ночь Восхождения я проходил мимо Мусы, стоявшего в молитве в своей могиле».

Имам Муслим также передавал такое высказывание пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):

«Я видел себя среди группы пророков, и я видел Ису и Ибрахима стоящими в молитве».

Когда благородный пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) покинул этот мир, господин Абу Бакр (радиаллаху ‘анху) подошел к нему, убрал ткань, прикрывавшую его благословенное лицо, и сказал:

«Да будут мои родители выкупом за тебя, посланник Аллаха! Да не соединит на тебе Аллах две смерти! Предписанная тебе смерть уже произошла». (Бухари)

Шейх Суюти (рахимахуЛлах) написал книгу, посвященную жизни пророков после смерти. Данная тема также будет рассматриваться в комментарии к третьему хадису третьей главы, где разъясняется, что Аллах запретил земле осуществлять разложение тел пророков.

Шейх Сахави (рахимахуЛлах) писал в книге «Кауль бади»:

«Когда человек завидит деревья и здания Лучезарной Медины похвальным для него действием будет обильное направление благословений. По мере приближения к благословенному городу человеку следует все больше направлять благословений, ведь это места Божьего откровения.

Здесь ниспосылался Коран. Здесь часто бывали ангелы Джибриль и Микаил. В благословенной почве Медины находится лидер человечества. Отсюда распространилась религия Аллаха, а также Сунна благородного пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам).

Это обитель всех благ и достоинств. По прибытии следует наполнить свои сердца уважением и благоговением, словно вы собираетесь встретиться с пророком (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), ведь он точно услышит приветствия.

Нужно отставить в сторону споры и пустые разговоры. Следует подойти к благословенной могиле со стороны киблы, встать с опущенным взглядом на расстоянии в четыре руки от нее и с чрезвычайной смиренностью, уважением и искренностью дать приветствия:

اَلسَّلامُ عَلَيْكَ يَا رَسُوْلَ اللهِ، اَلسَّلامُ عَلَيْكَ يَا نَبِيَّ اللهِ، اَلسَّلامُ عَلَيْكَ يَا خَيْرَةَ اللهِ، اَلسَّلامُ عَلَيْكَ يَا خَيْرَ خَلْقِ اللهِ، اَلسَّلامُ عَلَيْكَ يَا حَبِيْبَ اللهِ، اَلسَّلامُ عَلَيْكَ يَا سَيِّدَ الْمُرْسَلِيْنَ، اَلسَّلامُ عَلَيْكَ يَا خَاتَمَ النَّبِيِّيْنَ، اَلسَّلامُ عَلَيْكَ يَا رَسُوْلَ رَبِّ الْعَالَمِيْنَ، اَلسَّلامُ عَلَيْكَ يَا قَائِدَ الْغُرِّ الْمُحَجَّلِيْنَ، اَلسَّلامُ عَلَيْكَ يَا بَشِيْرُ، اَلسَّلامُ عَلَيْكَ يَا نَذِيْرُ، اَلسَّلامُ عَلَيْكَ وَعَلَى أَهْلِ بَيْتِكَ الطَّاهِرِيْنَ، اَلسَّلامُ عَلَيْكَ وَعَلَى أَزْوَاجِكَ الطَّاهِرَاتِ أُمَّهَاتِ الْمُؤْمِنِيْنَ، اَلسَّلامُ عَلَيْكَ وَعَلَى أَصْحَابِكَ أَجْمَعِيْنَ، اَلسَّلامُ عَلَيْكَ وَعَلَى سَائِرِ الأَنْبِيَاءِ وَالْمُرْسَلِيْنَ وَسَائِرِ عِبَادِ اللهِ الصَّالِحِيْنَ، جَزَاكَ اللهُ عَنَّا يَا رَسُوْلَ اللهِ أَفْضَلَ مَا جَزَى نَبِيًّا عَنْ قَوْمِهِ وَرَسُوْلاً عَنْ أُمَّتِهِ، وَصَلَّى اللهُ عَلَيْكَ كُلَّمَا ذَكَرَكَ الذَّاكِرُوْنَ وَكُلَّمَا غَفَلَ عَنْ ذِكْرِكَ الْغَافِلُوْنَ، وَصَلَّى عَلَيْكَ فِي الأَوَّلِيْنَ وَصَلَّى عَلَيْكَ فِي الآخِرِيْنَ أَفْضَلَ وَأَكْمَلَ وَأَطْيَبَ مَا صَلَّى عَلَى أَحَدٍ مِّنَ الْخَلْقِ أَجْمَعِيْنَ كَمَا اسْتَنْقَذَنَا بِكَ مِنَ الضَّلاَلَةِ وَبَصَّرَنَا بِكَ مِنَ الْعَمَى وَالْجَهَالَةِ، أَشْهَدُ أَنْ لآ إِلٰهَ إِلاَّ اللهُ وَأَشْهَدُ أَنَّكَ عَبْدُهُ وَرَسُوْلُهُ وَأَمِيْنُهُ وَخَيْرَتُهُ مِنْ خَلْقِهِ وَأَشْهَدُ أَنَّكَ قَدْ بَلَّغْتَ الرِّسَالَةَ وَأَدَّيْتَ الأَمَانَةَ وَنَصَحْتَ الأُمَّةَ وَجَاهَدْتَّ فِي اللهِ حَقَّ جِهَادِهِ، اللّٰهُمَّ آتِهِ نِهَايَةَ مَا يَنْبَغِيْ أَنْ يَّأْمَلَهُ الآمِلُوْنَ

«Приветствие тебе, посланник Аллаха!

Приветствие тебе, пророк Аллаха!

Приветствие тебе, избранный раб Аллаха!

Приветствие тебе, лучшее творение Аллаха!

Приветствие тебе, любимец Аллаха!

Приветствие тебе, лидер посланников!

Приветствие тебе, последний из пророков!

Приветствие тебе, посланник Господа миров!

Приветствие тебе, лидер обладателей сияющих лиц, рук и ног!

Приветствие тебе, благовеститель о рае!

Приветствие тебе, предупредитель об аде!

Приветствие тебе и чистым членам твоей семьи!

Приветствие тебе и твоим чистым женам, матерям верующих!

Приветствие тебе и всем твоим сподвижникам!

Приветствие тебе и всем пророкам, посланникам и праведным рабам Аллаха!

Да вознаградит тебя Аллах за нас больше, чем любого иного пророка за его людей и любого иного посланника за его последователей!

Да благословит тебя Аллах, когда бы поминающие ни вспоминали тебя, и когда бы пренебрегающие поминанием ни пренебрегали!

Да благословит тебя Аллах среди тех, кто уже ушел, и среди тех, кто еще придет, благословениями лучшими, более чистыми и совершенными, чем те, которые Аллах давал кому бы то ни было во всех Его творениях, так же, как Он спас нас от заблуждения посредством тебя и дал нам посредством твоего наставления способность видеть после слепоты и невежества!

Свидетельствую: нет бога, кроме Аллаха.

Свидетельствую: ты – Его раб, посланник, доверенный и самый почтенный из всех Его творений.

Свидетельствую: ты передал послание, исполнил свой долг, желал добра своим последователям и старался на пути Аллаха должным образом.

О, Аллах! Дай ему больше, чем что бы то ни было, чего следует желать стремящимся!» (Приводится имамом Навави в «Манасик» в еще более развернутой формулировке).

После этого обратитесь к Аллаху с мольбой за себя и всех верующих. Далее поприветствуйте господина Абу Бакра (радиаллаху ‘анху) и господина Умара (радиаллаху ‘анху) и помолитесь за них. Попросите Аллаха дать им лучшую награду за их старания помочь благородному пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) и их стремление соблюсти его права.

Следует понимать, что вблизи могилы благородного пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) приветствия благодетельнее передачи благословений (т. е. السَّلَامُ عَلَيْكَ يَا رَسُوْلَ اللهِ лучше, чем الصَّلٰوةُ عَلَيْكَ يَا رَسُولَ اللهِ). А по мнению шейха Баджи (рахимахуЛлах), передача благословений лучше приветствий.

Как видим, шейх Сахави (рахимахуЛлах) склоняется к первому мнению, которое выражает шейх Мадждуддин (рахимахуЛлах), автор книги «Камус». Причиной тому – слова хадиса:

ما من مسلم يسلم علي عند قبري

Шейх Сахави (рахимахуЛлах) указывает на хадис, записанный Абу Даудом и др., со слов господина Абу Хурейры (радиаллаху ‘анху), согласно которому пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) сказал:

«Когда человек поприветствует меня, Аллах возвратит мне мою душу, чтобы я ответил на приветствия».

Но, на наш взгляд, слово «саля́т» (салават, благословение) тоже было упомянуто в ряде повествований. Рассматриваемый нами хадис гласит:

«Если кто, будучи у моей могилы, направит мне благословения, я услышу их».

И об этом говорят многие иные хадисы.

Поэтому мы считаем, что лучше передавать благословения (саля́т) и приветствия (саля́м) одновременно. Иными словами, вместо:

اَلسَّلامُ عَلَيْكَ يَا رَسُوْلَ اللهِ، اَلسَّلامُ عَلَيْكَ يَا نَبِيَّ اللهِ

Приветствие тебе, посланник Аллаха!
Приветствие тебе, пророк Аллаха!

скажите лучше:

اَلصَّلٰوةُ وَالسَّلامُ عَلَيْكَ يَا رَسُوْلَ اللهِ، ااَلصَّلٰوةُ وَالسَّلامُ عَلَيْكَ يَا نَبِيَّ اللهِ

Благословение и приветствие тебе, посланник Аллаха!
Благословение и приветствие тебе, пророк Аллаха!

Также и в иных фразах лучше к السلام (ас-саля́му) добавить слово الصلٰوة (ас-саля́ту). В таком случае сразу оба мнения будут учтены.

В книге «Вафа-уль-вафа» говорится, что Абу Абдулла Мухаммад ибн Абдулла ибн Хусейн Самури Ханбали (рахимахуЛлах) в книге «Муставгиб» в главе о посещении могилы пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) писал:

«Подойдите близко к благословенной могиле и встаньте напротив нее, чтобы минбар оказался слева от вас».

Далее шейх Самури Ханбали (рахимахуЛлах) разъясняет способ приветствий и мольбы и пишет о том, что следует сказать:

اَللّٰهُمَّ إِنَّكَ قُلْتَ فِي كِتَابِكَ لِنَبِيِّكَ عَلَيْهِ السَّلاَمُ: وَلَوْ أَنَّهُمْ إِذْ ظَلَمُوا أَنْفُسَهُمْ جاؤُكَ…، وَإِنِّيْ قَدْ أَتَيْتُ نَبِيَّكَ مُسْتَغْفِرًا، فأَسْأَلُكَ أَنْ تُوْجِبَ لِيَ الْمَغْفِرَةَ كَمَا أَوْجَبْتَهَا لِمَنْ أَتَاهُ فِي حَيَاتِهِ، اَللّٰهُمَّ إِنِّيْ أَتَوَجَّهُ إِلَيْكَ بِنَبِيِّكَ ﷺ

«О, Аллах! В Коране Ты сказал Своему пророку (мир ему): «Если б они, обидев самих же себя, пришли к тебе…» (Коран, 4:64)

Вот я пришел к Твоему пророку, стремясь к Твоему прощению. Поэтому прошу тебя, чтобы Ты сделал Свое прощение обязательным для меня так же, как Ты это сделал для тех, кто приходил к пророку при его жизни. О, Аллах! Я обращаюсь к тебе посредством Твоего пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам)».

Хадис 7

عَنْ أُبَيِّ بْنِ كَعْبٍ قَالَ: قُلْتُ: يَا رَسُوْلَ اللهِ إِنِّيْ أُكْثِرُ الصَّلٰوةَ عَلَيْكَ فَكَمْ أَجْعَلُ لَكَ مِنْ صَلٰوتِيْ، فَقَالَ: مَا شِئْتَ، قُلْتُ: الرُّبُعَ، قَالَ: مَا شِئْتَ فَإِنْ زِدْتَّ فَهُوَ خَيْرٌ لَّكَ، قُلْتُ: النِّصْفَ، قَالَ: مَا شِئْتَ فَإِنْ زِدْتَّ فَهُوَ خَيْرٌ لَّكَ، قُلْتُ: فَالثُّلُثَيْنِ، قَالَ: مَا شِئْتَ فَإِنْ زِدْتَّ فَهُوَ خَيْرٌ لَّكَ، قُلْتُ: أَجْعَلُ لَكَ صَلٰوتِيْ كُلَّهَا، قَالَ: إِذًا تُكْفَى هَمُّكَ وَيُكَفَّرُ لَكَ ذَنْبُكَ (رواه الترمذي زاد المنذري في الترغيب أحمد والحاكم وقال صححه وبسط السخاوي في تخريجه)

Убай ибн Кааб (радиаллаху ‘анху) рассказывал: «Я спросил:

– Посланник Аллаха, я хочу обильно направлять тебе благословения. Сколько своего времени стоит выделить на это?

– Сколько желаешь, – последовал ответ.

– Четверть?

– Сколько желаешь. Если увеличишь, будет лучше для тебя.

– Половину?

– Сколько желаешь. Если увеличишь, будет лучше для тебя.

– Две трети?

– Сколько желаешь. Если увеличишь, будет лучше для тебя.

– Я посвящу все свое время направлению благословений тебе.

– В этом случае все твои тревоги будут устранены, а твои грехи будут прощены». (Тирмизи и др.)

Значение хадиса очевидно. Господин Убай (радиаллаху ‘анху) выделил некоторое время для мольб и при этом хотел обильно направлять благословения. Поэтому он спросил, сколько из данного времени стоит выделить на это (например, из двух часов на мольбы сколько уделить направлению благословений и приветствий?).

Шейх Сахави (рахимахуЛлах) приводил следующий рассказ имама Ахмада (рахимахуЛлах):

– Посланник Аллаха! – обратился человек. – Что будет, если я посвящу все свое время направлению тебе благословений?

– В этом случае Аллаха тебе будет достаточно на все твои нужды в этом мире и на том свете.

Шейх Сахави (рахимахуЛлах) приводил аналогичное предложение от целого ряда сподвижников, и здесь нет возражений в отношении того, что множество сподвижников обращались с таким предложением.

Как говорил шейх Сахави (рахимахуЛлах), из-за того, что направление благословений и приветствий состоит из поминания Аллаха и почтения к пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам), это фактически аналогично хадису, в котором пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) приводил слова Аллаха:

«Кто не может возносить мольбы из-за того, что обильно поминает Меня (т. е. человек постоянно поминает Аллаха, из-за чего нет времени на мольбы), Я дам ему больше того, что даю просящим».

Как писал автор «Мазахир хакк», причина тут состоит в том, что, когда человек переключает свои желания на то, что угодно Аллаху, и ставит довольство Аллаха выше своего довольства, тогда Аллаха достаточно ему во всех его нуждах. Кто для Аллаха, для того Аллах (من كان لله كان الله له). Шейх Абдульваххаб Муттаки (рахимахуЛлах), прощаясь с шейхом Абдульхакком (рахимахуЛлах) перед его посещением Лучезарной Медины, посоветовал:

«В этой поездке после завершения обязательных действий нет большего богослужения, чем направление благословений благородному пророку (саллаллаху ‘алейхи уа саллам). Старайся проводить все свое время за этим и не занимайся ничем иным».

Шейх Абдульхакк (рахимахуЛлах) попросил установить для него конкретное число благословений, на что шейх Абдульваххаб (рахимахуЛлах) ответил:

«Нет нужды в установлении конкретного количества. Передавай благословения так, чтобы твой язык всегда был влажным, и чтобы ты был полностью поглощен этим».

Не стоит думать, что приведенный ранее хадис доказывает бо́льшую полезность благословений по сравнению со всеми иными мольбами.

Во-первых, в хадисе ясно указывается, что господин Убай (радиаллаху ‘анху) выделил себе это время для мольб и решил в рамках этого выделить период на направление благословений.

Во-вторых, повествования различаются в зависимости от времени и обстоятельств, как об этом говорится в книге «Польза поминания» («Ценности зикра», глава вторая, комментарий к хадису № 20, стр. 92): в некоторых сообщениях говорится, что лучшая мольба – это «Альхамдулилля́х», в других лучшей мольбой назван истигфар (прошение о прощении).

Такое различие основано на разнице в людях и обстоятельствах: в «Мазахир хакк» сообщалось, что наставник шейха Абдульхакка Дехлеви (рахимахуЛлах) советовал ему при посещении Медины посвятить все свое время направлению благословений. Наши старейшины тоже подчеркивают важность направления благословений во время пребывания в Лучезарной Медине.

В сборнике «Таргиб» шейх Мунзири (рахимахуЛлах) приводил расширенную версию повествования господина Убая (радиаллаху ‘анху). В этой версии имеется следующее добавление:

По прошествии четверти ночи пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) вставал и объявлял:

– Люди, вспоминайте Аллаха! Вспоминайте Аллаха! Пришла ра́джифа, приходит ра́дифа. Смерть приходит со всем, что ее сопровождает. Смерть приходит со всем, что ее сопровождает.

Слова «ра́джифа» и «ра́дифа» – указание на аяты из суры «Назиат», где Аллах говорит:

يَوْمَ تَرْجُفُ ٱلرَّاجِفَةُ ﴿﴾ تَتْبَعُهَا ٱلرَّادِفَةُ ﴿﴾ قُلُوبٌ يَوْمَئِذٍ وَاجِفَةٌ ﴿﴾ أَبْصَـٰرُهَا خَـٰشِعَةٌ

«В тот день сотрясет сотрясающее, а за ним последует еще одно. В тот день сердца затрепещут, их взоры будут смиренны». (Коран, 79:6–9)

Хадис 8

عَنْ أَبِي الدَّرْدَاءِ قَالَ قَالَ رَسُوْلُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: مَنْ صَلَّى عَلَىَّ حِيْنَ يُصْبِحُ عَشْرًا وَّحِيْنَ يُمْسِي عَشْرًا أَدْرَكَتْهُ شَفَاعَتِي يَوْمَ الْقِيَامَةِ (رواه الطبراني بإسنادين أحدهما جيد لكن فيه انقطاع كذا في القول البديع)

Абу Дарда (радиаллаху ‘анху) приводил следующие слова посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):

– Кто обращает ко мне благословения десять раз утром и десять раз вечером, получит мое заступничество в Судный день. (Табарани)

Шейх Сахави (рахимахуЛлах) приводил немало хадисов о том, что направляющему благословения будет дано заступничество благородного пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам).

Господин Абу Бакр (радиаллаху ‘анху) передавал следующее высказывание пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):

«Кто направляет мне благословения, за того я заступлюсь в Судный день».

В этом хадисе обещание о заступничестве не связывается с определенным количеством благословений.

В сообщении господина Абу Хурейры (радиаллаху ‘анху) после указания на произнесение человеком благословений в последнем сидении намаза говорилось:

«В Судный день я стану свидетелем о нем и заступлюсь за него».

Господин Рувейфи ибн Сабит (радиаллаху ‘анху) передавал такие слова пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):

«Мое заступничество станет обязательным в отношении того, кто направит благословения следующим образом:

اَللّٰهُمَّ صَلِّ عَلَى مُحَمَّدٍ وَّأَنْزِلْهُ الْمَقْعَدَ الْمُقَرَّبَ عِنْدَكَ يَوْمَ الْقِيَامَةِ

«О, Аллах! Благослови Мухаммада и дай ему близкое к Тебе место в Судный день!»

Шейх Сахави (рахимахуЛлах) приводил сообщение господина Абу Хурейры (радиаллаху ‘анху) о следующем высказывании пророка (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):

«Если кто, будучи у моей могилы, направит мне благословения, я услышу их. Если благословения будут направлены издалека, Аллах назначит ангела для передачи их мне. Все мирские нужды этого человека и все его нужды на том свете будут удовлетворены, и я стану свидетелем о нем или заступлюсь за него в Судный день».

Этот хадис показывает, что благородный пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) станет свидетелем об одних и заступником за других. Например, пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) станет свидетелем о жителях Медины и будет заступаться за других, или же будет свидетелем о послушных и заступником за грешников, как отмечал шейх Сахави.

Хадис 9

عَنْ عَائِشَةَ قَالَتْ قَالَ رَسُوْلُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: مَا مِنْ عَبْدٍ صَلَّى عَلَيَّ صَلٰوةً إِلا عَرَجَ بِهَا مَلَكٌ حَتَّى يُحَيِّيَ بِهَا وَجْهَ الرَّحْمَنِ عَزَّ وَجَلَّ فَيَقُوْلُ رَبُّنَا تَبَارَكَ وَتَعَالَى اِذْهَبُوْا بِهَا إِلَى قَبْرِ عَبْدِيْ تَسْتَغْفِرُ لِقَائِلِهَا وَتَقَرُّ بِهَا عَيْنُهُ (أخرجه أبو علي بن البناء والديلمي في مسند الفردوس وفي سنده عمر بن خبيب ضعفه النسائي وغيره كذا في القول البديع)

От Аиши передавали следующие слова посланника Аллаха (саллаллаху ‘алейхи уа саллам):

– Если раб обратит ко мне благословения, ангел непременно взойдет, представляя их перед Аллахом. И наш Всевышний Господь повелит: «Возьми эти благословения к могиле Моего раба, который попросит прощения за просившего, и который будет доволен этим». (Табарани)

В книге «Зед сагид» приводится сообщение из книги «Мавахиб лядунния» о том, что в Судный день у одного верующего добрые дела окажутся в меньшинстве, и пророк (саллаллаху ‘алейхи уа саллам) положит на весы листок размером с кончик пальца, в результате чего чаша весов с добрыми делами станет тяжелой. Верующий скажет:

– Да будут мои родители выкупом за тебя! Кто ты? Сколь прекрасны твои облик и характер!

– Я твой пророк, а это благословения, направленные тобою в мой адрес. Я компенсировал тебе за них во время твоей нужды.

Не должно возникать вопросов, как столь маленький клочок может перевесить. Ведь для Аллаха значение имеет искренность. Чем больше искренности в поступке, тем больше этот поступок будет весить. В хадисе, известном под названием «хадис-уль-бита́ка», говорится, что листок с записанной на нем шахадой (свидетельством веры) перевесит 99 книг плохих поступков, каждая из которых будет настолько большой, насколько хватает взгляда человека.

Мухаммад Закария Кандехлеви
Подготовила:Джаннат Джаватханова


Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (7 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...