Захириддин Мухаммад Бабур

ахириддин Мухаммад Бабур

Захириддин Мухаммад Бабур | Zahiriddin Muhammad Bobur -мусульманский ученый,падишах,великий полководец,поэт и государственный деятель родился 14 февраля 1483 года в Андижане, сын правителя Ферганы, правнука Тимура.

В возрасте 12 лет, в результате трагической гибели своего отца,
он становится новым правителем Ферганского Улуса и вступает в жестокую борьбу за власть в Мавераннахре.

Чтобы примириться с братом Джахонгиром Мирзо, Бабур разделил Ферганский Улус и отдал ровно половину.

Тогда же Бабур вступил в борьбу против феодальных групп Самарканда.

После завоевания Шейбани-ханом Андижана в 1504 г., Бабур размещается на юге и устанавливает свое правление Улус в Кабуле, откуда безуспешно пытался возвратить свою власть.

В 1505-1515 гг. Бабур несколько раз пробовал вернуться в Среднюю Азию. Но эти попытки оказались бесполезными. Тогда, воспользовавшись слабостью раздираемой феодальными междоусобицами Индии, с намерением укрепить свою власть, на протяжении периода 1519-1525 гг. Бабур вел агрессивную борьбу против Индии. После тщательной подготовки с небольшой, но боеспособной армией вторгся в нее (1526 — 1527 г.г.), разбил войска делийского султана и распространил свою власть на большую часть Северной Индии.

Границы государства Бобура простирались от Кабула до Бенгалии. Современники-европейцы сочли Бабура за монгола и стали называть основанную им династию Великими Монголами.



Власть «Династии Бабуридов»продолжалась в Индии более 300 лет.

Бабур за короткое время правления государством содействовал стабилизации политической ситуации в Индии, объединил индийские земли, усовершенствовал города, организацию торговых отношений.

Широкое распространение получило построение библиотек и караван-сараев, особенно в годы правления его потомков. Центрально-азиатский стиль появился в искусствах и архитектуре Индии.

Его перу принадлежат оригинальные лирические произведения (газели, рубаи ), трактаты по мусульманскому законоведению («Мубайин»), поэтике («Аруз рисоласи»), музыке, военному делу,
а также специальный алфавит «Хат-и Бабурии».

Однако центральное место в творчестве Бабура занимает бесценный литературный памятник прозы на узбекском языке
— его исторический труд «Бабурнаме».
Книга была завершена в Индии, она носит, в основном, автобиографический характер и отражает историю народов Средней Азии, Афганистана и Индии в конце XV — начале XVI вв.

Знаменитое «Бабурнаме» свидетельствует об истории великих тимуридов, борьбе за создание великой державы (события 1494-1529 гг.).
В Институте Востоковедения Академии наук Республики Узбекистан хранятся более 10 рукописных вариантов «Бабурнаме».

В степях чужой страны запутаны дороги.
Мне не по силам путь: мои ослабли ноги.
Спасибо хоть за то, что вести о тебе
Приходят в этот край, врачуя все тревоги.

На основании чего бабуровед Порсо Шамсиев сопоставляя несколько рукописей, опубликовал критический текст (1960) гениального произведения. Позже японский ученый И.Мано тоже подготовил к печати критический текст «Бабурнаме» (1994). Текст «Бабурнаме» также был опубликован Н.Ильминским (1847), Бевериж (1905), Фитратом (фрагменты, 1928), П.Шамсиевым (1960).

Его перевели на персидский (1586), голландский (1705), английский (1826), французский (1871), турецкий (1940) и русский (1942) языки.
По сюжету «Бабурнаме» есть романы зарубежных авторов Ф.А.Стиль (Париж,1940), Ф.Гренарда (Париж,1930),
Г.Лемба (Нью-Йорк,1961), В. Гаскони (Нью-Йорк,1980), Мунилаъла (6 романов) и др.
О нем написаны узбекскими писателями поэмы (Айбек, Б.Байкабулов, Х.Давран),
роман (П.Кадыров) и повесть (Х.Султанов).

Среди научных трудов Бабура, особое место занимает «Трактат об арузе» (1523-25), где рассматривалась теория восточной метрики аруз.
Бабур обогатил теорию просодии новыми положениями и обобщениями, развил классификацию ее видов и вариантов.
В 1521 г. было написано философско-религиозное произведение «Мубаййин», где изложено 5 основ исламского шариата, также в этом же году он написал книгу о налогообложении «Мубаййину-л-закот».
Его научные произведения «Харб иши» («Военное дело»), «Мусика илми» («Наука о музыке») до сих пор не найдены.

Бабур на основе арабской графики составил «Хатти Бобурий» («Письмо Бабура»), подходящее для тюркской фонетики. Этим письмом переписали Коран и отдельные произведения самого Бабура.

Заслуга Бабура как историка, географа, этнографа, прозаика и поэта в настоящее время признана мировой востоковедческой наукой.

Захириддин Мухаммад Бабур умер 26 декабря 1530 года в Агре.Согласно его завещанию, его останки были перенесены в Кабул в сад, им основанный.

В Андижане существует целый мемориально-парковый комплекс, посвященный памяти Захириддина Мухаммада Бабура, расположенный на холме «Багишамол» на юго-востоке Андижана.
В доме-музее (парк им.Бабура) собраны редкие экспонаты, повествующие о жизни Бабура и Бабуридов.

Учёные Ислама | Мусульманские ученые



Закладка Постоянная ссылка.
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (6 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение закрыто.

  • Это интересно: