Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Знайте, что самым лучшим из ваших деяний является намаз!»
(Ахмад, Ибн Маджах).
На следующий день мама позвала Лейлю в зал, чтобы продолжить разучивать вторую часть молитвы.
— Для начала, — сказала мама, — давай повторим то, что ты уже выучила.
Малышка Лейля расстелила коврик, встала на него и сказала:
— Сначала я должна повернуться лицом к Кяабе, в направлении Мекки.
— Точно! — подтвердила мама. — А не забыла ли ты чего-нибудь? Или я ошибаюсь и ты уже совершила омовение?
— О Господи! — отчаянно воскликнула Лейля. — Я же и вправду забыла! Мамочка, милая, я чуть-чуть не начала молиться без ууду.
Лейля стремглав бросилась в ванную. Ее старший братик Хасан, которого она чуть-чуть не сшибла с ног, приот-крыл от удивления рот. Он никогда не видел, чтобы его сестренка бегала так быстро. Тем временем малышка совершила омовение в точности так, как научила ее мама. Делая его, она укоряла себя:
«Как я могла забыть об омовении?!
Я же знаю, как это важно. Чтобы молиться, нужно быть чистой. Я постараюсь никогда больше не забывать об этом, если на это будет воля Аллаха!”
Лейля поспешила обратно к маме и встала на молитвенный коврик неподалеку от нее. Она сильно волновалась. Малышка сосредоточила свои мысли и подумала о том, что она постарается быть внимательной во время молитвы.
Лейля подняла обе руки на уровень плеч и произнесла: «Аллаху акьбар!»
После этого малышка опустила обе руки, положив правую на левую. Затем, как научила ее мама, она прочитала слова “А`узу-би-ль-Ляхи-мина-ш-шайтани-р-раджим!” и начала свою молитву с чтения “Аль-Фатихи”.
Сразу после нее Лейля прочитала суру “Аль-Ихляс”. Затем со словами «Аллаху акьбар!» она сделала поклон в пояс. Вы ведь еще не забыли, мои славные ребята, что такое руку`? Руку` — это поясной поклон. Опершись руками на колени, умница Лейля трижды повторила “Субхана-Ра-б-бияль-`Азим!” Затем, выпрямляясь, сказала:
“Самиьа-л-Лаху-лиман-хамидах”, а в положении “стоя” — “Ра-б-бана-уа-лякяль-хамд!”
Потом малышка со словами «Аллаху акьбар!» опустилась на пол в земном поклоне, который называется садьжда.
В этом положении она три раза произнесла: “Субхана-Ра-б-бияль-А`ля!»
Затем со словами «Аллаху акьбар!» оторвалась от пола и села на пяточки своих ножек. Посидела немного и сделала второй земной поклон. Точно такой же, как она сделала только что.
Малышка Лейля очень переживала. Ведь это была ее первая самостоятельная молитва!! Во время салята она вдруг почувствовала, что Аллах следит за ней. “То, что я сейчас делаю, намного важнее всего того, чем я занималась до этого!” — вдруг пронеслось вихрем в ее голове. От большого волнения малышка начала немного запинаться. Но ее мама, конечно же, почувствовала, что творится в маленькой головке ее дочки. Она старалась вовремя подсказывать Лейле то, что малышка с перепугу забывала. И все прошло прекрасно.
— Вот ты только что и закончила первый ракят в твоей жизни,— поздравила Лейлю мама. Она обняла свою крошку и погладила ее по темной головке. Теперь я могу научить тебя, как совершается второй ракят. Потом мы с тобой доучим ташаххуд и объявим всем, что ты уже умеешь молиться.
Итак, второй ракят начинается тоже с чтения суры “Аль-Фатиха».
— Мамочка! Ракят — это то, что мы выучили вчера?
— Да, моя умница. Салят состоит из нескольких частей. Он бывает из двух, трех и даже четырех частей. Часть молитвы — начиная с чтения “Аль-Фатихи” и заканчивая второй садьждой — называется ракятом.
— Значит, во втором ракяте, как и в первом, я сначала читаю “Аль-Фатиху”? А потом, наверное, суру “Аль-Ихляс”? — переспросила малышка Лейля.
— Да, милая. Но будет лучше, если ты прочтешь другую суру , — предложила мама. — Ты ведь знаешь много коротких сур.
И Лейля выбрала суру “Аль-ьАср”. Малышка прочитала ее не запинаясь, без единой ошибки: Уаль-`аср. И-н-наль-инсана-ля-фи-хуср. И-ль-ля-ль-лязина-аману-уа-`амилю-с-салихат. Уа-тауасау-биль-хаки. Уа-тауасау -би-с-сабр.
— Подожди, мамочка! Пожалуйста, подожди! — заволновалась Лейля, как только увидела, что ее мама собирается продолжить дальше. — Дай, я угадаю, что нужно сделать следующим! Наверно, то же самое, что и в первом ракяте? — уточнила она.
— Да, милая, — ответила мама. — После суры “Аль-ьАср” следует руку`, в котором мы произносим слова “Субхана-Ра-б-бияль-`Азим!”
Лейля внимательно проследила, как мама, произнося: «Аллаху акьбар!», оперлась на колени и сделала поясной поклон. И как потом она выпрямилась, произнося: «Сами`а-Л-лаху-лиман-хамидах” и “Ра-б-бана-уа-лякяль-хамд!» И как после этого со словами «Аллаху акьбар!» мама прикоснулась лбом к полу и трижды сказала в этом положении: “Субхана-Ра-б-бияль-А`ля!» И как затем, выпрямляясь, она произнесла: «Аллаху акьбар!»
Малышка Лейля точь-в-точь повторила все движения и радостно объявила:
— Я закончила второй ракят!
— Да, моя умница! — подтвердила, радостно улыбаясь, ее мама. — Ты все прекрасно усвоила. Вот такие они, первые два ракята.
— Постарайся запомнить, — продолжала мама, — что утренняя молитва состоит всего из двух ракятов. Послеполуденная и предвечерняя — уже из четырех.
Вечерняя — из трех ракятов, а ночная молитва, как вторая и третья, — из четырех. А теперь сосредоточься и будь внимательной, моя умница!
Перед тем, как окончить салят из двух ракятов, мы, малышка, произносим еще несколько фраз. Сейчас я объясню тебе все по порядку.
— После второй садьжды мы поднимаемся со словами «Аллаху акьбар!» и садимся на пяточки. Левая ножка должна смотреть на правую.
Лейля опустилась на свои маленькие пятки и очень ловко, совсем как взрослая, подвернула под себя левую ножку. Малышка даже потрогала рукой свою левую ногу, чтобы убедиться, что она смотрит на правую.
Мама дождалась, пока Лейля перестанет делать движения, и сказала:
— В положении “сидя” мы произносим ташаххуд: “Ат-тахиййяту лиль-ляхи уас-саляуату уат-тай-йибат. Ас-саляму ‘алейка аййюхан-набий-йю уа рахма-тулъ-лахи уа баракатух. Ас-саляму ‘алейна уа ‘аля ‘ибадиль-ляхис-салихин.
Ашхаду-альля-иляха-ильля-л-Лах. Уа-ашхаду-анна-Мухаммадан-ьабдуху-уа-расулюх».
— А как это переводится с арабского языка? — тут же поинтересовалась малышка.
— А это значит: «Приветствия Аллаху, мольбы и благое. Мир (и здравие) тебе, о Пророк, и милость Аллаха и Его благодать. Мир (и здравие) нам и праведным рабам Аллаха. Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник».
— Вторая часть ташаххуд — это же слова шахады, мамочка!
— Правильно, милая! А я то думала, что ты не сможешь вспомнить. Но мы еще не закончили.
Малышка наморщила свой маленький лобик, и ее мама сразу поняла, что происходит с ее дочуркой. Крошка-Лейля, конечно же, устала. И поэтому ей стало казаться, что молитва уж очень длинная и она ни за что на свете не сможет запомнить все.
— Не волнуйся, моя умница! С помощью Аллаха у тебя все получится! Я помогу тебе доучить все слова салята. А после этого, малышка, мы много раз повторим все по порядку. Твои знания закрепятся, и ты почувствуешь себя увереннее. И я обещаю, что теперь мы будем молиться вместе. Поэтому ты всегда краем глаза сможешь наблюдать за тем, что делаю я, — улыбнулась Лейле мама. И подбодрила ее:
— Да ты ведь способная ученица и быстро запомнишь новые слова. Вот как они звучат: “Аллахумма! Саль-ли-ьаля-Мухаммад. Уа-ьаля-али-Мухаммад кама сальлейта ‘аля Ибрахима уа ‘аля али Ибрахима. Уа барик ‘аля Мухаммададан уа ‘аля али Мухаммадин кама баракта ‘аля Ибрахима уа ‘аля али Ибрахима филь- ‘алямина иннака хамидун маджид!” Это означает: “О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, так же как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима. И ниспошли благодать на Мухаммада и семейство Мухаммада, так же как ниспослал (Ты ее) на Ибрахима и семейство Ибрахима во всех мирах. Воистину Ты достохвален и исполнен славы!»
Лейля пыталась повторить эту фразу за мамой. Но почему-то она постоянно что-нибудь забывала. Малышка уже начинала расстраиваться, как вдруг ей в голову пришла интересная мысль. Она вдруг догадалась, почему ей не удавалось быстро заучить слова наизусть.
— Я поняла, мама! Мне нужно думать о том, что я говорю. “Аллахумма!” — это по-русски “О Аллах!” Это я уже знаю. А что такое “саль-ли”, мама?
— “Саль-ли” — это “благослови”, моя умница!
— Спасибо, мамочка! Тогда ”ьаля-Мухаммад” переводится как ”Мухаммада”. “Уа” — это по-русски “и”. А “ьаля-али” — “семейство”. Значит, выходит, что “Уа-ьаля-али-Мухаммад!” будет по-русски “И семейство Мухаммада!” Это же так просто! — удивлялась малышка Лейля.
— А ну-ка, я попробую повторить. «Аллахумма! Саль-ли-ьаля-Мухаммад. Уа-ьаля-али-Мухаммад!” И это переводится, как: “О Аллах, благослови Мухаммада и семью Мухаммада!» — Лейля даже засмеялась от радости, что у нее все вышло как надо.
— Видишь, милая, у тебя все отлично получилось. Ты не торопилась и старалась понять то, о чем говоришь. Всегда поступай так — и будешь тратить на заучивание совсем мало времени.
— Ну а теперь последняя фраза. Видишь, мы все-таки дошли до конца! — сказала с улыбкой мама. — Сосредоточь свое внимание еще ненадолго! Перед тем, как закончить молитву, нужно пожелать другим мусульманам, чтобы Аллах был к ним милостив. Да простит Он нам все то, что мы сделали неправильно за время, которое прошло между последними двумя молитвами! Амин!.. Малышка! Посмотри на меня! Мы должны повернуть голову направо и сказать: «Ас-саляму ьалейкум уа рахмату-Л-лах!» Затем снова повернуть ее и посмотреть вниз прямо перед собой. Подождать чуть-чуть. И развернуть головку влево. В этом положении мы повторяем те же слова. Получается, что мы говорим: «Ас-саляму ьалейкум уа рахмату-Л-лах!» — два раза.
Маленькая Лейля точь-в-точь повторила движения, которые показала ей мама. Сначала она повернула свое личико направо и произнесла: «Ас-саляму-ьалейкум-уа-рахмату-Л-лах!» А затем — налево и во второй раз сказала «Ас-саляму-ьалейкум-уа-рахмату-Л-лах!»
— Мамочка! А что означает фраза «Ас-саляму-ьалейкум-уа-рахмату-Л-лах!»?
— Моя любознательная девочка! Это означает: “Мир вам и благословение Аллаха!”
Мама обхватила Лейлю своими руками, крепко обняла ее и расцеловала.
— Я тобой очень горжусь, —весело сказала она. — Ты у меня еще совсем крошка, но уже почти умеешь молиться. Ты, маша Аллах, старательная и послушная. Дай-то Бог, чтобы у всех мусульманок были такие замечательные дети! Скажи ”Амин!”, моя умница!
Лейле так захотелось еще больше обрадовать маму, что она не смогла удержаться, чтобы не показать свои знания:
— Я знаю, что такое “маша Аллах”, — гордо заявила она. — По-русски это значит “с позволения Аллаха”. А “Амин!” можно перевести, как “Да будет!”.
— Правильно, малышка! Только лучше, если ты будешь показывать свои знания только тогда, когда у тебя о чем-нибудь будут спрашивать! Тогда все поймут, что ты не только умная, но и скромная девочка.
— Ладно, мамочка. Я постараюсь. А еще, если на это будет воля Аллаха, я сегодня же доучу молитву.
— Инша Аллах, милая. Если на это будет воля Бога! — повторила мама и пообещала Лейле, что они с папой в следующей же молитве попросят, чтобы Аллах ей помог в этом.
— Нет, мамочка. Пожалуйста, не говори пока папе, — вскричала малышка и запрыгала от волнения. — Я хочу сама обрадовать его. Вот только доучу молитву.
— Доченька, милая! Подойди ко мне, — попросила мама Лейлю, которая в это время носилась от радости по комнате. Малышка затихла и стала внимательно слушать маму.
— Я хочу тебе еще кое-что сказать, — продолжала мама. — Постарайся не забывать о том, что нужно представлять в своих мыслях то, что ты читаешь по памяти! Мы, как и мусульмане всего мира, молимся не на своем родном, а на арабском языке. Поэтому нам немножко труднее. Однако когда мы разучиваем слова молитвы или отрывки из Корана, мы получаем большую награду от Бога, чем те, для кого арабский язык родной. Но не забудь! Для того чтобы получить от Аллаха большую награду за молитву, тебе необходимо понимать то, что ты произносишь во время салята.
Объясняя это, мама мягко теребила Лейлины волосы…
Лейля чувствовала себя самым счастливым ребенком на свете. Прошло всего три дня. Но за это короткое время ей удалось невероятно много узнать и выучить. Она научилась совершать омовение и даже разучила саму молитву. Теперь малышка Лейля могла молиться вместе с родителями. Делая салят вместе с ними каждый день, она непременно крепко-накрепко все запомнит. Когда-нибудь она даже удивится, что это поначалу показалось ей трудным. Взрослая Лейля, наверно, будет вспоминать, с какой любовью и терпением мама помогала ей научиться тому, что когда-то разъяснял своим сподвижникам сам пророк Мухаммад. А они, в свою очередь, передали эти знания своим детям. Так продолжалось из поколения в поколение. От прадеда к деду, от деда к отцу, от отца к сыну, а от сына к его детям. И однажды, инша Аллах, придет день, когда и Лейля будет учить своих малышей всему тому, чему она научилась от мамы. Вы спросите для чего, мои умницы? А для того, чтобы ее малыши смогли стать настоящими мусульманами и чтобы они передали полученные знания своим сыновьям и дочерям, внукам и правнукам!
Ахмад фон Денффер (Ислам детям)
Подготовила:Лилия Шарафутдинова