Хадж в Исламе.
Хадж — это мусульманский религиозный обряд, заключающийся в посещении святых мест: городов Мекка, Медина и их окрестностей в начале месяца Зуль-хиджа.
Пророк Мухаммад(мир Ему), сказал:
‘Тот, кто совершит хадж ради Аллаhа и воздержится от плохих слов и отношений, вернется таким чистым от грехов, как в день, когда родила его мать’
Условия, обязательные для совершения хаджа.
Человек должен быть:
1) в здравом уме;
2) совершеннолетним;
3) мусульманином;
4) свободным от рабства;
5) знающим, что хадж является фардом (это условие для тех, кто принял Ислам и живет в немусульманской стране); незнание обязанностей-фард не является уважительной причиной для мусульманина, проживающего в Исламской стране;
6) владеющим имуществом, которое позволит обеспечить проживание семьи отправляющегося в хадж до его возвращения;
7) имеющим деньги на дорогу в хадж и обратно в зависимости от транспорта;
8) своевременно прибывшим в хадж.
Условия выполнения хаджа и фарды:
1) здоровье (не быть слепым, старым, слабым для совершения хаджа);
2) не должно быть препятствий для совершения хаджа (например, человек не должен находиться в местах заключения);
3) путь должен быть безопасным;
4) женщина должна быть в сопровождении мужа или другого махрама (за кого не может выйти замуж); по мазхабу Шафии: если нет мужа или другого махрама, то разрешается совершать хадж в группе минимум двух надежных женщин;
5) разведенная женщина может совершать хадж после идды.
При наличии этих условий хадж становится обязательным в первый же сезон хаджа.
Фарды хаджа:
1) облачение в ихрам (условие);
2) стояние на горе Арафат;
3) тавваф Ифада;
Виды хаджа.
1. Хадж-ифрад; это совершение хаджа без умры; совершающий хадж после облачения в ихрам делает намерение только на хадж и выполняет только обязательства хаджа; для того, кто выполняет хадж-ифрад, курбан не является ваджибом;
2. Хадж-таматту; это совершение умры и хаджа отдельными облачениями в ихрам; совершающий хадж облачается в ихрам для умры; совершив ее, выходит из ихрама и с наступлением времени хаджа вновь облачается в ихрам для совершения хаджа; в этом виде хаджа курбан является ваджибом;
3. Хадж-киран; это совершение хаджа и умры в одном ихраме; при облачении в ихрам верующий делает намерение и на хадж, и на умру; сначала совершает умру и, не выходя из ихрама, совершает хадж; совершающему хадж-киран курбан является ваджибом.
Тот, кто хочет совершить хадж, делает намерение на один из этих видов хаджа по выбору; в любом случае при соблюдении всех условий хадж будет правильно выполненным.
Как совершается хадж?
В соответствии с Шариатом:
Перед отъездом мусульманин расплачивается с долгами и просит прощения у тех, кого обидел.
Чтобы грехи были прощены, он делает тауба и просит прощения у Аллаhа.
По мере возможности выполняет долги по ибаде. Перед выездом из дома читает 2 рака`ата нафиль-намаза.
Попрощавшись со своей семьей, родственниками и друзьями, попросив прощения у них, выходит из дома.
В пути и во время хаджа он должен избегать плохих слов или отношений.
До приближения к границе миката мусульманин должен облачиться в ихрам.
Он стрижет ногти и совершает нужные для тела очищения, по возможности совершает гусль, если нет возможности совершить гусль, совершает вуду.
Мужчины снимают с себя всю свою одежду и обворачивает себя двумя кусками ткани, которые называются изар и рида.
Находясь в состоянии ‘ихрам’, нельзя покрывать голову и ноги.
Женщины, входя в состояние ‘ихрам’, могут не менять повседневную одежду.
После этого на границе миката с намерением на сунну ихрама совершают 2 ракаата намаза, делают намерение о совершении хаджа и читают дуа ‘Тальбия’.
Таким образом входят в состояние ‘ихрам’.
Начиная с этого момента паломники должны избегать того, что запрещено в этом состоянии.
По приходе в Мекку совершается гусуль или вуду. Затем идут в Масжиду-ль-Харам, совершают Тавваф Кудум вокруг Каабы и читают 2 ракаата намаза Тавваф, за что дается большое вознаграждение.
Затем, как принято, совершают сай (быстрое хождение между холмами Сафа и Марва), затем, не выходя из состояния ихрама, остаются в Мекке.
Пребывая там, по возможности читают намаз в Масджиду-ль-Харам.
За день до Арафата в день Тарвия следует находиться на горе Арафат и оставаться там до захода солнца дня Арафат.
Там проводят время в обращении к Аллаhу с мольбами (дуа) и в ибаде.
Здесь, во время намаза аз-зухр, читаются совмещенно намазы аз-зухр и аль-аср.
Это совмещение намазов называется ‘Джамиль Такдим’.
После намаза продолжают стояние на горе Арафат до захода солнца, а после захода солнца, не читая намаза аль-магриб, идут в долину Муздалифа и там читают совмещенно во время аль-ишаа намазы аль-магриб и аль-ишаа.
Это совмещение называется ‘Джамиль Тахир’.
Остаются ночевать там и в это время собирают камни для ритуала бросания в столбы, символизирующие шайтана, в долине Мина. Праздничным утром после чтения праздничного намаза — пребывание в Муздалифе.
После рассвета идут в долину Мина.
Хадж-ифрад.
В первый день праздника.
В Мине совершается последовательно:
1) бросание 7-ми камней в Джамарату-ль-Акаба;
2) стрижка волос и выход из состояния ‘ихрам’. (Те, которые делают хадж-ифрад, т.к. для них курбан не ваджиб, сразу стригут волосы и выходят из состояния ‘ихрам’, а те, кто делает хадж-таматту или хадж-киран, сначала бросают камни, затем режут курбан, стригут волосы и лишь затем выходят из состояния ‘ихрам’);
3) если есть время и возможность, в этот день идут в Мекку и совершают фард: тавваф-ифаду.
Второй день праздника:
В малые и средние джамараты (специальные столбы) бросают по 7 камней в каждый. Те, кто не сделал тавваф-ифада в первый день, совершают его во второй день праздника.
Третий день праздника:
Также в малый и средний джамарат бросают по 7 камней, затем в тот же день возвращаются в Мекку для прощального таввафа — аль-вада`а.
Хадж-таматту:
Те, кто собирается сделать хадж-таматту, входят в состояние ‘ихрам’ на границе миката.
Придя в Мекку, совершают умру, затем стригут волосы и выходят из состояния ‘ихрам’.
В таком состоянии ожидают в Мекке до дня Тарвия (перед днем Арафа).
Там в этот день делают намерение на хадж и вновь входят в состояние ‘ихрам’.
Выполняют обязательства хаджа, как объяснено выше. Здесь есть два отличия от хаджа-ифрада:
1. В дни праздника после бросания камней в Джамарату-ль-Акаба режут курбан, стригут волосы и выходят из ихрама;
2. После таввафа-ифада совершают сай хаджа.
Хадж-киран:
Те, кто хочет выполнить хадж-киран, делают намерение о совершении хаджа и умры одновременно и входят в ихрам.
Придя в Мекку, сначала совершают умру, после завершения умры выполняют тавваф-кудум, а после совершают сай, не выходя из состояния ихрам, ждут день Тарвия, идут на гору Арафат и завершают хадж, как рассказано выше.
В отличие от хаджа-ифрада в дни праздника после бросания камней режут курбан, затем стригут волосы и выходят из ихрама.
Умра
Умра(малый хадж)малое паломничество, связанное с посещением Мекки, а также Запретной мечети в частности, однако не в месяц, предназначенный для хаджа, а в любое другое время. Умра является одним из видов поклонения, который требует материальных и физических затрат, но в то же время, по мнению мусульман, приносит пользу как одному человеку, так и обществу в целом.
Те, кто хочет совершить умру, после необходимого очищения на границе миката делают намерение на о совершении умры, потом, прочитав дуа ‘Тальбия’, входят в состояние ‘ихрам’.
Придя в Мекку, совершают, тавваф для умры, читают 2 ракаата намаза Тавваф, потом выполняют сай (бег между холмами Сафа и Марва) для умры, затем стригут волосы и выходят из состояния ‘ихрам’.