История ислама

История ислама

Ислам-одна из трех мировых монотеистических религий. Название в переводе с арабского означает «покорность, предание себя Богу».
Число приверженцев — более 2 млрд человек, проживающих в более чем 125 странах мира.
В Алжире, Афганистане, Египте, Ливии, Ираке, Иране, Саудовской Аравии, Судане, Пакистане, Тунисе ислам —государственная религия.

Значительные мусульманские общины есть в Западной Европе, в США и Латинской Америке.
Ислам возник в начале VII века в Западной Аравии, в Мекке, где господствовало язычество. Каждое племя имело своих богов, идолы которых находились в Мекке.
Появление и формирование ислама как религиозной системы связано с личностью пророка Мухаммеда (570-632).
Он родился в Мекке, в небогатой семье. Происходил из рода Хашим племени Курайш. Отец (Абдаллах) умер за 2 месяца до рождения сына, а мать (Аминат) —когда ему было 6 лет.

В 25 лет Мухаммед женился на 40-летней богатой вдове из Мекки, Хадидже.
В 610 г. в возрасте около 40 лет пророк Мухаммед начал проповедническую деятельность в Мекке.

Согласно исламского вероучению, в этом возрасте у него начались божественные откровения.
Он призывал соотечественников отказаться от поклонения многочисленным племенным богам и верить в единого Бога —Аллаха.

Мекканская верхушка встретила проповедь враждебно, расценив как посягательство на освящавших ее власть традиционных племенных богов.
Первыми ислам приняли жена Мухаммеда —Хадиджа, Алиибн Абу Талиб -двоюродный брат и воспитанник Мухаммеда, Зайд—вольноотпущенник и приемный сын пророка.
Среди принявших ислам были три знатных мекканца, ставшие впоследствии халифами —Абу Бакрас-Сиддик(632-634), Умар ибн аль-Хаттаб(634-644)и Усман ибн Аффан(656-661),впоследствии ставшие халифами (преемниками) пророка Мухаммеда.

В 622 г Мухаммед и сподвижники переселились в Йасриб, который позже получит название Медина(Мединат ан-Наби)—«город пророка». Здесь он стал во главе большой сплоченной общины.
После смерти Мухаммеда в 632 г. его дело продолжили халифы. Первые четыре из них пользуются особым уважением у большинства мусульман и носят прозвище «праведные»: Абу Бакр, Умар, УсманиАли.При них ислам стал мировой религией.622 г. -год переселения (по-арабски -«хиджра») Мухаммеда из Мекки в Йасриб (Медину) считается началом мусульманского летоисчисления, получившего название «Хиджра».

Источники исламского вероучения.Коран(араб. أَلْقُرآن—аль-К̣ур’ан) —священная книга мусульман. Слово «Коран» происходит от арабского «чтение вслух», «назидание». Коран согласно исламу представляет собой свод откровений, произнесённых от имени Аллаха пророком Мухаммедом.

Современная редакция Корана считается компиляцией записей, собранных и обобщённых специальной коллегией во главе с Зейдом ибн Сабитом, по повелению Абу Бакра ас-Сиддика и Умара ибн аль-Хаттаба, утверждённая в качестве единственной канонической версии при третьем халифе Усмане. В мусульманской традиции считается, что каноническая версия была утверждена согласно общему мнению оставшихся на тот момент в живых сподвижников пророка о том, что именно в таком виде читал Коран сам Мухаммед. Коран был записан со слов Мухаммеда его сподвижниками. Согласно мусульманской традиции, передача Корана была осуществлена через ангела Джабраила и 7длилась без малого 23 года, а первое откровение Мухаммед получил в возрасте сорока лет, в Ночь могущества (месяц Рамадан).Коран, согласно исламской догматике,—это:божественное руководство для человечества, последнее Священное Писание, ниспосланное Аллахом;предвечное и не сотворённое Слово Божье, свидетельство пророчества и последнее небесное откровение, которое подтвердило истинность всех предыдущих священных Писаний, отменило провозглашенные ими законы и утвердило последнее и самое совершенное небесное законодательство;чудо, одно из доказательств пророческой миссии Мухаммеда, кульминация серии божественных посланий. Божественные послания начались с Адама, включали в себя Свитки Авраама, Таурат (Тору), Забур (Псалтирь) и Инджиль(Евангелие).

Коран состоит из 114 разделов (глав), называемых сурами, состоящими из аятов(стихов).По месту происхождения суры делятся на мекканские и мединские.В границах мекканского цикла(610—622) различают 3 периода.Самый ранний (610—616) —поэтический представлен короткими сурами, напоминающими гимны. В них дается сжатое и образное изложение догмата единобожия, картин Судного Дня, адских мук грешников. Второй период (617—619) называется рахманским или учительским, включает более пространные и повествовательные суры, сюжеты более развернутые. Третий период (620—622) —пророческий.Повествовательные тексты часто содержат истории, изложенные в Библии, о древних пророках, отличаясь последовательностью изложения событий. Для мединских сур (623—632) также характерна широкая связь с библейскими сюжетами. Проповеди становятся более обстоятельными, значительное место занимают правила и нормы, регулирующие жизнь верующих.Главная идея Корана -преодоление язычества, утверждение единобожия.Ислам говорит не только о посмертном воздаянии, но и о создании справедливого общества на земле.Ислам рассматривает иудаизм и христианство как богооткровенные религии, но говорит о том, что люди неправильно поняли откровения Бога, поучения первых пророков. Мусульмане считают Мухаммада последним пророком, который призван исправить веру людей. Поэтому он и назван в Коране «печатью пророков».

Источники вероучения не исчерпываются Кораном. Важное значение имеет Сунна (по-арабски —«образ действия», «поведение») —свод хадисов—рассказов о поступках и изречениях Мухаммеда и его ближайших сподвижников. Таких рассказов, сообщений насчитывают десятки тысяч. Пример из жизни пророка выступает здесь в качестве образца для всех мусульман. Появление Сунны обусловлено тем, что по мере развития общества возникали вопросы, на которые в Коране не было прямого ответа. В ход шли передаваемые изустно сподвижниками Мухаммеда рассказы о его поступках и изречениях. Результатом записи и систематизации этих рассказов стала Сунна. Различаются сборники хадисов суннитов и шиитов. У суннитов сунна включает 6 наиболее авторитетных сборников. Одними из самых авторитетных признаются сборники знаменитого богослова аль-Бухари(810—870) и его ученика Муслима(817—875).

Между Кораном и Сунной есть принципиальное различие. Согласно мусульманской традиции, Коран -слово Аллаха, он не был создан, как и сам Аллах, а существует извечно. Хадисы —это высказывания пророка (т.е. человека), которые были произнесены в определенный момент и имеют «начало». Хадисы дополняют и разъясняют коранические установления. Так в Коране сказано, что мусульмане должны молиться. Но как молиться? Ответ дают хадисы. Пророк Мухаммед говорит: «молитесь так, как я молился», а его сподвижники рассказывают, как молился пророк. Этому образцу и следуют мусульмане. Оправдывая или осуждая тот или иной поступок,мусульманин ссылается на хадисы .Это означает, что поступок оценивается по аналогии с поступком пророка. Во всех случаях хадис нельзя смешивать со Словом Аллаха. Хадис имеет лишь пояснительный статус. Коран же—фундамент, основа веры. Но также ошибочно суждение, что если основу ислама составляет Коран, то нет необходимости обращаться к Сунне. Все, что в Коране недосказано, что требует разъяснения, находит раскрытие в Сунне.Есть также другие источники вероучения, нравственных и правовых предписаний. Важнейший из них Шариат(по-арабски —»правильный путь»). Понятие «шариат» впервые встречается в Коране (45:17). Его нормы основываются на Коране и Сунне. Это свод мусульманских законов, юридических норм, принципов и правил повеления. Шариат -яркий пример регулирования религией широких сфер общественно-политической, социально-экономической жизни общества, повседневного быта верующих. Немаловажную роль в закреплении за шариатом функции основного законодательства сыграло то,что длительный период мечеть служила местом решения как религиозных, так и светских дел, в том числе судебных.

Ислам краткая история

В мусульманском мире законоведами признавались только известные богословы.Развитие шариатского судопроизводства способствовало появлению плеяды известных средневековых правоведов, создавших юридические школы —мазхабы.4 основные юридические школы шариата создавались с начала VIII до середины IX вв. и названы по именам основателей:
Имам Абу Ханифа (ханафитская),
Малик бин Анас (маликитская),
Имам аш-Шафии (шафиитская)
Имам Ахмад ибн Ханбал(ханбалитская).

Эти классические правовые школы в суннитском исламе оказывают сильное влияние на структуру современных законодательных и судебных органов мусульманских стран и регионов, например:
мусульмане Поволжья,Центральной России и Сибири традиционно придерживаются ханифитского мазхаба,а мусульмане Северного Кавказа —шафиитского.

Основные направления в исламе-суннизм(от арабского—ахль-ас-сунна —«люди Сунны») и шиизм(от арабского —аш-шийа —»приверженцы, последователи»). Основное различие суннизма и шиизма —вопрос о природе власти.
В суннитской трактовке посредничество между Аллахом и людьми прервалось со смертью Мухаммеда. Поэтому лидером исламской общины на любом уровне должно быть избранное этой общиной лицо.
Решение общины выражается в иджме —согласии ее членов. Сунниты почитают праведными 4 первых халифов.
Шииты признают лишь Али ибн Абу Талиба и его потомков единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Мухаммеда. Носителями божественной благодати, выразителями окончательной истины в вопросах вероучения и бытового поведения считаются в шиизме имамы.

Исламское вероучение.Согласно исламу религия (ад-дин) есть совокупность веры ИМАН – ВЕРА.СТОЛПЫ ВЕРЫ (аль-иман), исполнения религиозных предписаний (аль-ислам), искренности и благочестия при исполнении обязанностей (аль-ихсан).

В основе исламского вероучения (акида) лежат 6 догматов:
1) вера в единого Бога Аллаха;
2) в Его ангелов;
3) в святость Корана;
4) вера во всех посланников Божьих;
5) в конец света, воскресение мертвых, в ад и рай;
6)в божественное предопределение добра и зла.

Ислам опирается на 5 столпов веры(Пять столпов ислама.памятка для мусульманина), представляющих важнейшие обязанности мусульманина:

Первая—шахада, свидетельство веры: «Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед его пророк».
Чтобы стать мусульманином, достаточно торжественно произнести эту фразу в присутствии свидетелей-мусульман и выполнять остальные обязанности.

Вторая —исполнение ежедневной пятикратной молитвы ( намаз). Время, условия, порядок исполнения намаза строго регламентированы.

Перед молитвой мусульманин обязан совершить омовение, обряд очищения
(малого-мытье рук, ног и лица; большого, в случае серьезной нечистоты, полное омовение всего тела).

Если нет воды, ее заменяет песок. Кроме ежедневной, существуют и другие обязательные молитвы.
Молитва бывает индивидуальной (фуради), когда верующий совершает ее сам, и коллективной (джамаа):
еженедельная пятничная молитва во время торжественного богослужения, которым руководят имамы («стоящие впереди»);
2 праздничные молитвы (ид-аль-фитр -по окончании Священного месяца Рамаданна праздник Ураза-Байрам;
ид-алъ-адха —на Курбан-Байрам или праздник жертвоприношения),
молитва над покойным мусульманином(джаназа)и другие.

Третья обязанность —соблюдение поста (ураза) в течение месяца Рамадан —обязательно для всех мусульман, кроме больных, стариков, несовершеннолетних детей, беременных и кормящих женщин. Во время поста,
с начала утренней молитвы до захода солнца, запрещено употреблять любую пищу и питье, принимать лекарства, прикасаться к женщине.

Польза поста в Рамадан,советы и правила соблюдения.

Смысл поста в полном воздержании от всего, что отвлекает верующего от благочестия, в сохранении духовной и телесной чистоты. С заходом солнца запреты снимаются, но нельзя предаваться излишествам.
Желательно проводить время в молитвах, совершать богоугодные дела, раздавать милостыню.

Четвертая обязанность—выплата специального налога (закят)в пользу нуждающихся.
Закят воспринимается как очистительный ритуал для имущих (несколько процентов годового дохода).
Закят в Исламе,отчисления и выплаты.

Существует и добровольная милостыня —садака.

Пятая обязанность—паломничество в Мекку (хадж),оно совершается в 12-ыймесяц (зулъ-хиджа)мусульманского календаря.

Хадж-условия и совершение.Виды хаджа.
Считается, что каждый здоровый мусульманин, имея на то необходимые средства,
должен раз в жизни посетить святые места в Мекке и помолиться у стен Каабы.
Совершившие обряд паломники получают почетное наименование -хаджи.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (22 оценок, среднее: 5,09 из 5)
Загрузка...

Обсуждение закрыто.