Имам Ахмад ибн Ханбал (биография)

Ахмад ибн Ханбаль

Имам Ахмад бин Ханбаль | Абу Абдуллах Ахмад ибн Мухаммад ибн Ханбаль аш-Шайбани аз-Зухли мусульманский ученый родился в 780 году в Багдаде. Его отец умер, когда Ахмад был ещё очень маленький.

После смерти отца ему остались кое-какие средства к существованию и дом, в котором он жил с матерью.
Доход был не больше 17 дирхамов в месяц.
Имам Ахмад так вспоминал своё детство: «Я не видел ни отца, ни деда. Меня вырастила моя мать».

С ранних лет изучал Коран, хадисы, предания о сподвижниках пророка Мухаммада, овладел грамматическими тонкостями арабского языка. Особое внимание уделял хадисам и праву. Много путешествовал с целью сбора хадисов.

Имам Ахмад ибн Ханбал был очень богобоязненным ученым. Однажды, когда аббасидский халифа Харун ар-Рашид сказал имаму Шафии, что ему нужен кади (судья), которого можно было послать в Йемен, имам Шафии обратился к имаму Ахмаду, (ему было 30 лет, и он занимался в учебном кружке имама Шафии).

Ахмад наотрез отказался, говоря: «Я пришел в твой дом в поисках знания, а не за тем, чтобы ты ставил меня в затруднительное положение, предлагая принять должность кади.» Тогда имам Шафии замолчал.

Когда имам Ахмад был в Йемене, его материальное положение было очень плохим. Его учитель шейх Абдур-Раззак, знаменитый мухаддис (передатчик хадисов), узнал об этом и, взяв пригоршню динаров, поднес их имаму Ахмаду. Имам ответил: «Я в них не нуждаюсь».



Его положение в это время было таким, что одежда его почти износилась, а другой одежды не было. Он пытался спрятаться в своем доме и запер двери. Люди стали искать его и узнали причину, по которой он прятался. Они пытались предложить ему немного денег, но имам принял только один динар с тем условием, что он расплатится за него работой.

Посетил главные центры мусульманского богословия, встретился почти со всеми ведущими улемами своего времени, в том числе с Абу Юсуфом и аш-Шафии.

Он установил контакты с такими влиятельными лицами Хиджаза, Сирии, Ирака, как Ваки ибн аль-Джаррах, Язид ибн Харун, Яхъя ибн Маин. Благодаря своим глубоким познаниям, благочестивому образу жизни и связям Ахмад ибн Ханбаль постепенно приобретает известность В возрасте 40 лет сам стал передатчиком хадисов и начал давать фетвы.

Одновременно снискал известность как преподаватель хадисоведения и права.

Расцвет деятельности Ахмада ибн Ханбала совпал со временем активизации борьбы традиционалистского богословия с мутазилитским каламом. Халиф аль-Мамун пытался навязать общине ряд мутазилитских взглядов (в том числе, догмат о сотворённости Корана).

Ахмад ибн Ханбаль оказался в особой группе испытуемых халифом, и в течение двух лет (833—834 гг) его держали в тюрьме. Сменивший Мамуна у власти аль-Мутасым отдал приказ подвергнуть Ахмада ибн Ханбала бичеванию, но ввиду опасности народного возмущения Ахмада ибн Ханбала отпустили на свободу.

Он оказался первым известным богословом, отказавшимся перед лицом двух халифов признать сотворённость Корана . В общей сложности он провёл в заключении 7 лет.
Суннитские источники особо отмечают, что Ибн Ханбаль во время михны не прибегал к двусмысленности и неясности (амфиболии), к которой прибегали некоторые люди.

Когда его спросили: «Говорил ли ты обиняками, как это делали другие, или согласился с ними (мутазилитами), уступив насилию?» Он ответил: «Да убережет меня Аллах от того, чтоб я такое совершил! Ведь на меня смотрят, мне доверяют. И если бы я это сделал, то люди до Судного часа стали бы утверждать сотворённость Корана».

В последние годы жизни Ахмада ибн Ханбала его влияние оказалось настолько значительным, что халиф аль-Мутаваккиль, восстановивший позиции традиционализма, приложил немало усилий, чтоб заручиться поддержкой богослова.
Ахмад ибн Ханбаль пошёл на сотрудничество с халифом в борьбе с мутазилитами: по просьбе халифа он составил список наиболее активных мутазилитов Багдада и Басры, став инициатором прямых выступлений против мутазилитов и других сторонников калама.

Ученики и последователи:

Салих и Абдулла (два сына имама Ахмада, рахматуллахи алейхи), Ханбаль ибн Исхак, Хасан ибн Саббах Баззар, Аббас ибн Мухаммад, Мухаммад ибн Исмаил Бухари, Абу Зур’а Рази, Ибрахим Хараби, Хусайн ибн Мансур, Дауд ибн Амр, Халаф ибн Хишам, Абуль Касим Багави.

Творчество:
Юсул ас-Сунна : «Основы пророческой традиции (в вероисповедании)»
asSunnah : «Пророк Традиция (в вероисповедании)»
Китаб аль-`Ilal в Ma’rifat аль-риджал : «Книга Повествований , содержащих скрытые недостатки и знания о мужчинах (в Хадис)» Riyad: Al-Maktabah аль-Исламию
Китаб аль-Manasik : «Книга Ритуалов хаджа»
Китаб аль-Зухд : «Книга воздержания» под ред. Мухаммад Zaghlul, Бейрут: Дар аль-Китаб аль-Араби, 1994
Китаб аль-Иман : «Книга Веры»
Китаб аль-Masa’il «Проблемы фикха»
Китаб аль-Ashribah : «Книга напитков»
Китаб аль-Fada’il сахабы : «Добродетель сподвижников»
Китаб Tha’ah аль-Расул : «Книга Послушание Посланника»
Китаб Mansukh : «Книга отмена»
Китаб аль-Fara’id : «Книга обязательных обязанностей»
Китаб аль-Радд `аля аль-Zanadiqa wa’l-Jahmiyya «Опровержение еретиков и Jahmites»(Каир: 1973)
Тафсир : «Толкование»
Муснад Имама Ахмада ибн Ханбаля.

Учёные Ислама | Мусульманские ученые



Закладка Постоянная ссылка.
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (14 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение закрыто.

  • Это интересно: