Садака в Исламе значение и достоинства
Что такое Садака?
Садака (араб. صدقة), в исламе — добровольная милостыня, которую мусульманин выплачивает нуждающимся по собственному усмотрению и желанию с намерением заслужить довольство Аллаха.
Значение Садака
В более широком смысле значение садака — это любое благодеяние , совершённое искренне, ради Аллаха. Обязательная милостыня называется «закят».
Закят в Исламе и как выплачивать?
Закят — религиозный мусульманский обряд в Исламе, заключающийся в отчислении состоятельным мусульманином каждый год 1/40 части своего имущества в пользу бедных,подробнее Закят в Исламе,отчисления и выплаты.
Милостыня аль-фитр в Исламе.
Отчисление закята аль-фитр является ваджибом для мусульманина, который не имеет долгов и обладает достаточным нисабом, не считая предметов жизненной необходимости. Закят аль-фитр является ваджибом, для его выплаты не требуется владеть имуществом год и не требуется, чтобы имущество было увеличивающимся.
Богатые мусульмане, раздавая милостыню аль-фитр, радуют бедных мусульман в день праздника. Таким образом, они и погашают долги, и получают сяваб. Выплата аль-фитра способствует принятию поста верующего и спасению от мучительной смерти и наказания в могиле.
Аль-фитр раздается во время Рамадана. Лучшее время выплаты аль-фитр — день Рамазан-Байрама, до праздничного намаза. Можно также отдать его в течение всего дня этого праздника. Для состоятельного мусульманина является ваджибом отдать закят и за себя и за своих детей, которые не достигли совершеннолетия. Обычно в качестве закята аль-фитр дается определенное количество одного из следующих продуктов:
1) пшеница — 1460 г;
2) овес — 2920 г;
3) изюм — 2920 г;
4) финики — 2920 г;
Выплачивается это как в виде продуктов, так и в денежном эквиваленте.
“«Милостыня — доказательство» . Милостыня – пожертвование имущества с целью приближения к Аллаху (Всемогущ Он и Велик). Человек может отдать имущество с такой целью своим родным, беднякам, или пожертвовать в интересах общего дела, как на строительство мечети и т.п.
Милостыня свидетельствует о наличии веры у раба, ибо душа любит имущество и она скупа на нее. А человек не расстается с тем, что ему любимо, кроме как ради того, что он любит еще больше. Поэтому трата имущества ради Аллаха (Всемогущ Он и Велик) свидетельствует о правильной вере человека”
См. «Шарх Рияд ас-Салихин» 1/191-192.
Садака подразделяется на степени важности, одинаковое садака двух людей также будет иметь разную степень воздаяния в зависимости от намерений человека, а также его положения и нужды в той вещи, которую он жертвует.
Садака желательно давать, тем людям, которые больше всего нуждаются в данный момент времени, также необходимо исходить из критерия близости и родства человека.
«Благочестие состоит не в том, чтобы вы обращали ваши лица на восток и запад. Но благочестив тот, кто уверовал в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков, кто раздавал имущество, несмотря на свою любовь к нему, родственникам, сиротам, бедным, путникам и просящим, расходовал его на освобождение рабов, совершал намаз, выплачивал закят, соблюдал договора после их заключения, проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные» (2:177).
Виды садака
Милостыня может быть:
1) обязательной: закят (фард) и милостыня фитр, или закят аль—Фитр (ваджиб) в конце месяца Рамадан — отрицание закята является проявлением неверия;
2) добровольной (нафиля): садака (араб. صدقة ) — благодеяние, совершенное искренне, публично или тайно, ради Всевышнего Аллаха. Во множественном числе «садакат».
В исламе поощряется выплата необязательной, но богоугодной милостыни.
Садака важна для поддержания искренних отношений между мусульманами, решения проблем социального неравенства. Истинная садака – это польза, милосердие по отношение к другому.
Садака может быть разовой выплатой или помощью: сначала своей семье, потом сиротам, бедным мусульманам и только потом остальным. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Тому, кто тратит деньги на свою семью и стремится к благословению, будет записано это как садака».
А также: «Лучшая милостыня — эта та, которая совершается богатым. И лучше всего давать пожертвование своим родственникам». Садака не обязательно должна быть большой, но всегда искренней и из честно заработанного.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, говорил:
«Если кто дает милостыню на вес одного финика из честно заработанного, Аллах принимает его милостыню Своей правой рукой, затем взращивает ее, пока она не станет размером с гору» (Бухари и Муслим).
Садака может служить целому поколению. «Если мусульманин сажает дерево или сеет семена, а затем птица, человек или животное ест их плоды — это рассматривается как пожертвование на благотворительные цели (садака)». Садака может служить многим поколениям до Судного дня — садака джария (непрерывная милостыня).
В хадисе сказано: «Благие дела, которые дойдут до верующего после его кончины, это: знания, которые он приобрел и распространил; праведный сын; копия Корана, которую он оставил в наследство; мечеть, которую он построил; дом, который построил для путников; источник воды, который он раскопал; милостыня, которую он давал в течение жизни, будучи здоровым».
Достоинства садака
Раздача садака приносит награду верующему. В Священном Коране Господь говорит нам: «Те, кто жертвует из своего имущества ночью и днем, открыто и тайно, найдут свою награду у Господа» (2:274).
Раздававшие милостыню окажутся под тенью своего Создателя. Среди изречений Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) имеется следующее: «Семерых Всевышний укроет в Своей тени в день, когда будет одна единственная тень — Его тень: …мужчина, поднесший милостыню тайком так, что его правая рука даже не знает, что израсходовала его левая рука…» (хадис от аль-Бухари и Муслима).
Садака — средство защиты от адского пламени. Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) обратился к своей умме со словами: «Защитите себя от огня ада пожертвованием хотя бы половинки финика» (аль-Бухари).
Милостыня стирает грехи. Известный хадис гласит: «Милостыня стирает грехи так же, как вода гасит огонь» (ат-Тирмизи).
Аллах возвращает человеку его благое деяние в увеличенном объеме. В Откровении Аллаха повествуется: «Воистину, для мужчин и женщин, которые раздавали милостыню и одолжили Всевышнему прекрасный заем, он будет увеличен» (57:18).
За раздающего милостыню ангелы совершают дуа. В качестве доказательства можно привести хадис: «Каждое утро, когда просыпаются рабы Господа, спускаются два ангела, и говорит один из них: «О, Аллах! Дай раздающему милостыню возмещение». И говорит другой: «О, Аллах! Дай воздерживающемуся от милостыни потерю» (аль-Бухари и Муслим).
Приводит к благочестию. Здесь достаточно вспомнить коранический аят: «Вы не обретете благочестия, пока не будете расходовать…» (3:92).
Раздача садака — это подражание Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям). Передаётся со слов Ибн Аббаса: «Посланник нашего Создателя (саллаллаху алейхи ва саллям) был щедрейшим из людей» (хадис приводят аль-Бухари и Муслим).
Милостыня — одно из любимых дел Всевышнего. Милость миров Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Самыми любимыми делами Аллаха являются: радость, которую ты приносишь мусульманину, или когда избавляешь его от печали, или избавляешь его от голода, или уплатишь за него долг» (Табарани).
Милостыня (садака) и пожертвования (инфак).
Благо пожертвований.
1. Абу Хурайра передает, что Пророк Мухаммад ﷺ сказал:
«Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Расходуй, и Я стану расходовать на тебя».
Сокровищница Аллаха неисчерпаема.
И Пророк Мухаммед ﷺ сказал:
«»Рука» Аллаха полна и не опорожнят ее непрерывные расходы день и ночь». И он сказал: «Разве вы не
видите, сколько израсходовал Он с тех пор, как создал небеса и землю? Однако, поистине, это не уменьшило того, что есть у Него».
(Бухари, Тафсир, 11/2; Таухид, 22).
2. Абу Хурайра передает, что Пророк Мухаммад ﷺ
сказал:
«У того, кто подаст милостыню, равноценную половинке финика из (своего) благого (халяль) имущества – а Аллах не принимает ничего, кроме благого, – Аллах примет ее ..
и станет выращивать (эту милостыню) для подавшего подобно тому, как любой из вас выращивает своего жеребенка, пока не достигнет она размеров горы».
(Бухари, Закят, 8; Таухид, 23; Муслим, Закят, 63, 64. Отдельно см. Тирмизи, Закят, 28/661, Насаи, Закят, 48/2523; Ибн Маджа, Закят, 28).
3. Хурайм бин Фатик передает, что Пророк Мухаммад ﷺ сказал:
«Расходы того, кто тратит на пути Аллаха, будут возмещены в 700 раз».
(Тирмизи, Фадаиль-Джихад, 4/1625; Насаи, Джихад, 45/3184).
4. Айша передает, что однажды в семье нашего досточтимого Пророка был зарезан барашек. Мясо раздали,
и через некоторое время Пророк Мухаммад ﷺ
спросил:
— Осталось ли что-нибудь от него?
Айша ответила:
— Не осталось ничего, кроме лопатки.
На это Пророк Мухаммед ﷺ сказал:
— На самом деле все досталось нам, кроме лопатки!
(Тирмизи, Кыйамат, 33/2470).
Подготовила:Малика Аминова