Отношение к родителям в Исламе

Отношение к родителям в Исламе

Доброе отношение к родителям — это причина, по которой человек может войти в Рай, и это один из путей, приводящих к нему.Почитание родителей – это первая обязанность детей,благодаря им Всевышний даровал нам жизнь.

Как требует относиться к родителям Ислам.

1.Проявлять уважение к своим и чужим родителям
2.Не оскорблять и не обращаться с ними грубо
3.Слушаться и благодарить их.
4.Просить прощения у родителей, в случае если они обиделись
5.Тратить с имущества в первую очередь на родителей.
6.Наставлять их с мудростью и хорошими манерами.
7.Не покидать родителей, даже если они являются немусульманами.
8.Не доводить дело до того, что бы родители обращались к Аллаху
с мольбами против детей.
9.Возносить мольбы за родителей и просить у Аллаха прощения их
грехов.
10.Проявлять почтение к родителям после их смерти.

Всевышний Аллах повелевает своим рабам поклоняться Ему одному и не придавать Ему никого в сотоварищи.

Всевышний и Всемогущий Аллах связывает поклонение с добрым отношением к родителям.

Аллах, хвала Ему, сказал:
«И к родителям — благодеяние», т.е. Он повелевает проявлять благодеяние по отношению к родителям.
Аллах предписывает поклонение Себе и доброе отношение к родителям.
Это поклонение только одному Аллаху и только Ему, потому что Он — Господь людей, Царь людей, Бог людей.

И поклонение — это одна из важнейших обязанностей перед Аллахом, ради которой посылались пророки и посланники, мир им. Всевышний Аллах сказал в суре «Рассеивающие»:
«Я ведь создал джиннов и людей только, чтобы они Мне поклонялись. Я не желаю от них никакого надела и не желаю, чтобы они Меня кормили» (аяты 56-57).

Последовательность повелений Аллаха определяет степень их важности. Аллах связывает поклонение с добрым отношением к родителям, потому что мы им многим обязаны.
Затем, после повеления проявлять благодеяние к родителям, Всевышний Аллах раз’ясняет другие стороны этого вопроса, имеющие огромное значение. Это благодеяние дополняется и украшается отсутствием раздражения к родителям, проявляющимся в словах и поступках, когда они оба или один из них достигнет преклонного возраста.

«Если достигнет у тебя старости один из них или оба, то не говори им — тьфу!» — т.е. не говори им плохих слов, даже «тьфу», которое является наименее плохим словом.
И запрещение говорить «тьфу» указывает на запрещение причинения и всех остальных видов неприятностей, что доказывается словами:
«И не кричи на них» (аят), т.е. не проявляй грубости по отношению к ним и не кричи на них, если они делают то, что тебе не нравится.
Под запрещением имеется ввиду, во-первых, абсолютное запрещение любого проявления раздражения к ним и, во-вторых, запрещение такого противоречия в словах, как пререкание и пренебрежение.
И когда Всевышний Аллах запретил произносить грубые слова в адрес родителей и грубое отношение к ним, Он повелел говорить им только хорошее и относиться к ним подобающе.
Аллах сказал: «Говори им слово благородное» (аят), т.е. слово доброе, прекрасное, нежное, с уважением, вежливостью и почитанием. «И преклоняй пред ними обоими крыло смирения из милосердия» (аят), т.е. будь мягок с ними, будь смиренным из огромного милосердия к ним и будь покорным им на деле.
Заключением всех этих величайших повелений является приказ отвечать родителям благодарностью на их прежние заслуги перед своими детьми.
И говори: «Господи! Помилуй их, как они воспитали меня маленьким» (аят), т.е. помилуй их в их старости и после кончины.
Ибн-Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Затем Всевышний Аллах ниспослал: «Не следует пророку и тем, которые уверовали, просить прощения для многобожнков, хотя бы они были родственниками, после того как стало ясно для них, что они — обитатели огня»
(сура «Покаяние» — аят 113).



Одним из величайших плодов и результатов правильного воспитания является то, что дети просят милостыню у Аллаха для своих родителей.
Праведный сын — продолжение своего отца и его лучшее приобретение в жизни.
В хадисе говорится: «Когда человек умирает, то его дела прерываются, но остаются три: праведный сын, который просит за него у Аллаха; знание, которым пользуются люди; и садака джария».
Хадис рассказал Муслим со слов Абу-Хурайра, да будет доволен им Аллах. Посланник Аллаха предостерегал от непочтительного отношения к родителям:
«Аллах откладывает наказание за все грехи, которые пожелает, до Судного дня, кроме непочитания родителей. Воистину, Аллах наказывает совершившего этот грех в этом мире прежде его смерти».

Хадис сахих (достоверный) передал Аль-Хаким. Этот же хадис приводит в своей книге «Аль-Кабаир» Имам Аль-Захаби.
Праведный сын (дочь), который просит у Аллаха милости и прощения для своих родителей, поднимает их по ступеням рая. И когда спросят о причине этого, то им ответят, что это по причине дуа (молитвы) их детей и просьб о милости для них.

Оскорбление родителей- великий грех.

Всевышний Аллах повелел нам проявлять милосердие к нашим родителям, так как они этого заслужили.
Аллах запретил нам оскорбление из наших собственных уст, когда один человек ругает отца другого человека, и тот в ответ ругает его отца и его мать.
По причине серьезности и несовместимости с милосердием к своим родителям, посланник Аллаха рассматривает этот случай в своем хадисе как один из величайших грехов:
«Воистину, одним из величайших грехов является оскорбление человеком своих родителей».
Посланника Аллаха спросили: «Как человек оскорбляет своих родителей?»
Он ответил: «Когда один человек ругает отца и мать другого человека, и тот в ответ ругает его отца и его мать».

Имам Ахмад также передает: «Воистину, наивеличайшим грехом является непочитание родителей».

Посланника Аллаха спросили: «Что значит непочитание родителей?»
Он ответил: «Когда один человек ругает отца и мать другого человека, и тот в ответ ругает его отца и его мать».

И великой близостью ко Всевышнему и Всемогущему Аллаху является послушание родителей и хорошее к ним отношение в этой ближней жизни.
И это приближает нас ко Всевышнему Аллаху и ведет нас по прямому пути посланника Аллаха к выполнению его приказов и наставлений.

Ислам огромное почтение оказывает матери, потому что она слабее мужчины и больше поддается влиянию чувств и переживаний, и ее сердце волнуется больше, чем сердце отца.
Посланник Аллаха человеку, спросившему его:
«Кто из людей наиболее достоин моего хорошего отношения к нему?»,
ответил: «Твоя мать».
Человек спросил: «А затем кто?».
Он ответил: «Твоя мать». Человек спросил: «А затем кто?».
Посланник Аллаха ответил: «Твой отец».

Благодеяние детей к родителям.

Благодеяние детей к родителям не заканчивается со смертью родителей; оно непрерывно длится и продолжается.

Человек из ансаров спросил посланника Аллаха : «Осталось ли что-либо из благодеяний, которые я должен выполнить по отношению к моим умершим родителям?».
Пророк ответил: «Да, четыре: дуа (молитва) за них; истигфар (просьба Аллаха об их прощении); исполнение взятых ими обязательств; уважение их друзей и поддержание отношений с родственниками, с которыми те общались.
И это есть те благодеяния, которые ты должен выполнить после их смерти».
Хадис передал Ахмад со слов Абу-Асил Малик Ибн-Рабиа Аль-Саиди, а также Абу-Даут и Ибн-Маджа.

Ибн-Аббас, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха сказал:

«Кто покорится Аллаху в послушании обоим своим родителям, тому откроются две двери в раю, а кто подчинится одному из родителей — тому одна дверь. А кто не покорится Аллаху и ослушается своих родителей, для того откроются две двери ада». Хадис передал Аль-Байхаки.

Между джихадом и благодеянием к родителям.

К посланнику Аллаха пришел человек, спрашивая разрешения участвовать в джихаде.
Посланник Аллаха спросил:
«Живы ли твои родители?» Он ответил: «Да».
Пророк сказал: «В них твой джихад».

Посланник Аллаха сказал: «Воистину, наибольшим благодеянием является поддержание человеком отношений после смерти своего отца с теми, кого тот любил».
(Муслим).

Всевышний Аллах в суре «Лукман» сказал: «И завещали Мы человеку его родителей. Мать носит его со слабостью поверх слабости, отлучение его (от груди) — в два года. Благодари Меня и твоих родителей: ко Мне возвращение» (аят 14).

И после завещания Лукмана своему сыну, в котором он запрещает тому совершать ширк (многобожие), речь в этом аяте переходит к завещанию Всевышнего и Всемогущего Аллаха человеку, в котором говорится о благодеянии и хорошем отношении к родителям и о подчинении им в совершении добра.

После упоминания о родителях особо выделяется роль матери, из-за нежности ее чувств и переживаний.
Это напоминание ее детям о трудностях и беспокойствах их матери, когда она не спала ночами и уставала днем, а также, чтобы вспоминали дети о ее прежнем добром к ним отношении. Всевышний и Всемогущий Аллах везде и во все времена раз’яснял человеку, что приходилось переносить его матери в период беременности, во время родов или когда она отнимала его от груди.
«Мать носит его с тягостью и производит с тягостью; и вынашивание его и отлучение (от груди) — тридцать месяцев». (Сура «Пески»).

И никто за это не сможет полностью отблагодарить свою мать, даже если отдаст ей все, что в его силах.

Ибн-Омар, да будет доволен им Аллах, увидел однажды человека, несущего свою мать на плечах и совершающего таваф (обход) вокруг Каабы.
Человек сказал: «О Ибн-Омар! Ты думаешь, я уже отблагодарил ее?»
Ибн-Омар ответил: «Нет, ты не отплатил ей даже за одну схватку, которые она пережила при родах. Но ты совершил хороший поступок, и за это малое Аллах вознаградит тебя щедро».

И это потому, что матери приходится переносить большие страдания и муки в период беременности, а также в часы родов. И никто, кроме Аллаха, не знает всей тяжести этого. Отсюда особое повеление проявлять заботу к терпеливой, бодрствующей матери за ее прежние заслуги перед своими детьми.

Однако и отец и мать, по словам Всевышнего и Великого Аллаха, оба заслужили благодарность — после вознесения похвалы Великому Аллаху:
«Благодари Меня и твоих родителей» .
Выражение благодарности родителям — это обязанность, потому что этот приказ исходит от Аллаха.
А то, что исходит от Аллаха и Его посланника , становится приказом, обязательным к исполнению и строгому руководству им. Тот, кто не следует приказу, пусть упрекает только самого себя.
Посланник Аллаха сказал: «Довольство Аллаха — в удовлетворенности родителей, а гнев Аллаха — в гневе родителей». Хадис передали Аль-Тирмизи, Ибн-Хаббан и Аль-Хаким.

благодеяние к родителям

После повеления благодарить своих родителей (но прежде — Великого Аллаха), вторым приказанием было сопровождать их в этом мире в добре, как сказал Великий и Всемогущий Аллах:
«Сопровождай их в этом мире в добре» , т.е. в делах этого мира, которые не касаются вопросов религии.

«Рай — под ногами матерей» — урок для сыновей, чтобы они дорожили довольством своих матерей, даже находясь у них в ногах. Это означает, что сын (или дочь) должен быть в таком положении, что люди решили бы, будто он унижен; но он не унижен.
И это желанный призыв для того, кто хочет войти в рай. Так пусть же он придерживается смиренности и покорности у нее в ногах, но не ради унижения сына, а ради покорности матери. Но прежде — покорность Великому Аллаху и его пророку , как уже говорилось выше.

И когда посланник Аллаха завещал нам наших родителей, то сделал завещание матери наиболее ценным, поскольку ответил человеку, спросившему его о том, кто наиболее достоин его хорошего отношения: твоя мать, затем твоя мать, затем твой отец. Потому что отца от детей иногда отвлекает его работа, и если перед ним возникает какой-нибудь вопрос или проблема, то он без труда ее разрешает. Но если мать натыкается на эту проблему, то оказывается поверженной, и мы должны защитить и избавить ее от этого.

Непочитание родителей.

Имам Аль-Хафиз Аль-Захаби, да смилостивится над ним Аллах, выделил в своей бесценной книге «Аль-Кабаир» («Великие грехи») целый раздел, посвященный такому греху, как непочитание родителей.
В книге он многое раз’ясняет об этом грехе, который по своему значению стоит сразу после ширка (придание сотоварищей Аллаху). Ислам всегда дорожит уважением к родителям и велит сопровождать их в этом мире в добре.

Это и есть дорога, ведущая сына (дочь) в рай. Но если он не почитает родителей или не признает их заслуги перед ним, то будет в одном ряду с пьяницей и попрекающим добром.

Посланник Аллаха сказал: «В рай не войдут не почитающий родителей, попрекающий добром и пьяница».
И добился сын (дочь), не почитающий своих родителей, проклятия Аллаха — да упаси Аллах.

Человек, мучающий своих родителей, может быть наказан уже в этой жизни!

Посланник Аллаха сказал: «Проклял Аллах не почитающего своих родителей».
Передается от аль-Мугиры и Абу Бакра ,что Пророк Мухаммад запретил доставлять
страдания родителям и назвал это одним из больших грехов.
(Сахих аль-Бухари, 5975, 5976)

Также посланник Аллаха сказал: «Во время моего Переноса ночью (из Мекки в Иерусалим) я видел людей, подвешенных на огненных стволах, и я спросил у Джабраиля:
Кто они?
Он ответил: Те, которые ругают своих отцов и матерей в ближайшем мире».

Ценя великие заслуги матери, посланник Аллаха сказал человеку, спросившему его о благодеянии к родителям:
«О горе тебе! А жива ли твоя мать?»
Тот ответил: «Да». Посланник Аллаха сказал: «О горе тебе! Не отходи от ее ног, ведь там рай».
( Ибн-Маджа).
Отец также имеет свои заслуги, которые не затмеваются достоинствами матери. Посланник Аллаха сказал:
«Сын может отблагодарить своего отца, только найдя его рабом, купив и освободив его». .

Подготовила:Айнур Бедретдин




Закладка Постоянная ссылка.
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (7 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение закрыто.