Ахляк в Исламе

Ахляк в Исламе

Что такое Ахляк? Ахляк — это привычки, вошедшие в душу человека.
Эти привычки механически проявляются в наших действиях и отношениях.
В наши души вселены два вида привычек:Хорошие привычки и Вредные привычки.

Движение наших органов связано с нашей душой. Если в нашей душе помещены хорошие привычки, то и действия наших органов будут хорошими. Эти хорошие действия называют хорошей нравственностью. А если в наши души помещены вредные привычки, то действия наших органов будут плохими. И это называют плохой нравственностью. Для того чтобы наши действия были правильными, нам надо очистить душу от вредных привычек и поместить туда хорошие привычки.

Известно, что какие семена посеешь в землю, то такой урожай и пожнешь.
И мы, зная это, понимаем, что результаты и плоды зависят от наших усилий, от вложенного труда.
Если в глубь души мы посеем семена хорошего характера, то взамен получим прекрасную нравственность.
Но если посеем семена плохого характера, то и получим плохую нравственность.

Ахляк в Исламе имеет большую ценность и значимость.

Одна из целей Ислама — воспитать высоконравственных людей.

Наш любимый Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал: ‘я ниспослан к вам для совершенствования нравственности’.

Значение нравственности в Исламе.

Мусульманин оценивается по его нравственности.

Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал: ‘Самый любимый мной и самый приближенный мне в Судный День тот, кто обладает высокой нравственностью’.

Спросили у Пророка Мухаммада, мир Ему: ‘Какие рабы любимы Аллаhом?’. Пророк, мир Ему, ответил: ‘Те, у которых высокая нравственность’.

Как совершение ибады является обязанностью, так и соблюдение законов нравственности является повелением Аллаhа.
В сущности, целью Ислама является отдаление людей от плохих деяний и воспитание в них высокой нравственности.

Ибада в Исламе.

Что такое Ибада? Ибада – это поклонение Аллаху, возвеличивание Его и проявление благодарности за всё Им дарованное.

Ибада усиливает веру в наших сердцах и сохраняет высокую нравственность.
Например: пятикратный намаз напоминает нам всегда об Аллаhе и оберегает человека от грехов, пост увеличивает чувство милосердия и уберегает руки от харама,
а язык ото лжи. Закят спасает от скупости и укрепляет чувство взаимопомощи. И все это приносит пользу обществу.

Роль веры и ибады в нравственности.

Тот, кто обладает истинной верой, знает, что Аллаh видит все действия, которые он совершает, и знает, что есть ангелы, которые записывают его деяния.

Он также верит, что в Судный День предстанут перед ним все деяния, которые он совершал в этой жизни.
И верит, что если он совершал добрые деяния, то получит за это вознаграждение, а если совершал плохие деяния, то будет наказан за это, если Аллаhа не простит его.

Сказал Аллаh Всевышний в Коране:

Значение: ‘Кто совершил на вес пылинки добра, тот увидит его в свитке своих деяний, и Аллаh воздаст ему за него.
Кто совершил зла на вес пылинки, тот также увидит его, и ему воздастся за него.’

Это вероубеждение удерживает человека от совершения зла и направляет на совершение добра.
Тот, у кого нет такого вероубеждения, не несет в себе чувства ответственности, и пока не будет для него от кого-либо пользы, не стоит ожидать от него добра;
и при удобном случае он может сделать разного рода зло.

Мусульманин, помнящий об отчете в День Суда и обращающий внимание на все свои действия, не нанесет никому вреда, и будет стараться делать добро.
Пророк Мухаммад, мир Ему, — это человек, обладающий высокой нравственностью, которую даровал Ему Аллаh. Он получил нравственность, какая заповедована нам в Коране, Он вобрал в себя все лучшие качества человека. Когда спросили у госпожи Айши о Пророке Мухаммаде, мир Ему, она ответила:

‘Его мораль — это Коран’.

Пророк Мухаммад, мир Ему, учил законам нравственности и сам жил по ним. Он никогда не отступал от законов нравственности и добра.
И своими благими поступками был примером для людей. Сказал Аллаh Всевышний:

Значение: ‘Для вас в Посланнике Аллаhа — образцовый пример для тех, кто надеется на милость Аллаhа и на блага Судного дня и поминает Аллаhа часто’.

В этом аяте Аллаh повелевает, чтобы мы подражали жизни Пророка Мухаммада, мир Ему.

Мы должны стремиться хорошо овладеть знаниями о Его высоконравственной жизни и жить, взяв ее себе в пример.

Труд и заработки в Исламе.

Труд и заработки в Исламе

Труд является повелением нашей религии. Каждый мусульманин обязан трудиться для того, чтобы зарабатывать себе на жизнь и не зависеть от кого-либо.

Труд и заработки людей бывают разные. То, на что мы должны обращать внимание, зарабатывая трудом: зарабатывать разрешенным путем и не смешивать наш ризык с запрещенным.

Пророк, мир Ему, сказал: ‘В Судный День у человека будут спрашивать об имуществе: как приобрел и как он его расходовал’.

В этом хадисе говорится о тех, кто смешивал законный свой заработок с неправедным.
В следующем достоверном хадисе Пророк Мухаммад, мир Ему, обрадовал тех, которые трудились и зарабатывали:
‘Те, которые торговали законно, в Судный День будут вместе с Пророками’.

Правдивость и честность в Исламе.

Правдивость в Исламе — один из принципов нравственности.
Мусульманин должен избегать лжи, зависти, а также избегать ихтикяра (то есть когда скупают продукты питания и не продают их во время дефицита,
а ждут повышения цен на них и продают только после повышения цен); мусульманин должен зарабатывать чистым и разрешенным путем.

Производитель должен выпускать товар качественно и без обмана. Обязанности работника и подчиненного — выполнять порученную им работу полноценно, без изъянов.
Если работник выполняет свою работу небрежно (мотивируя тем, что его никто из людей не видит), тем самым он отдаляется от истины и присваивает заработок незаконно;
такое отношение запрещено нашей религией.

На этот свет ребенок рождается чистым. Если родители воспитают его прилежным и научат хорошим манерам, то он вырастет высоконравственным.
Если ему не дадут воспитания и осквернят его душу черным пятном плохого характера, то трудно ожидать от него высокой нравственности и доброты.

Как мы лечим различными лекарствами свое тело, чтобы избавиться от болезни, так же очищаем нашу душу от дурных черт, совершенствуя и облагораживая ее.

Пророк, мир Ему, сказал: ‘Совершенствуйте вашу нравственность’. Этот хадис доказывает то, что можно изменить свойства личности.

Если кто-то дружит с безнравственными людьми, то со временем из-за общения с ними теряет свои хорошие качества и перенимает их пороки и недостатки.
Поэтому, чтобы сохранить нравственность, прежде всего надо получить хорошее воспитание, дружить с теми, кто обладает высокой нравственностью,
и избегать дружбы с безнравственными людьми.
Пророк, мир Ему, сказал: ‘Дружить с хорошими людьми — это подобно тому, как если ты находишься в парфюмерном магазине: даже если хозяин магазина не проявит к тебе внимания, все равно будет приятно находиться там.

А дружить с плохими людьми — это подобно нахождению в кузнице; находясь там, будешь чувствовать неудобства: то попадание на тебя искры, то неприятный запах гари’.

Наша обязанность — быть внимательными и осмотрительными при выборе друга.
Следует дружить с хорошими и знающими людьми, извлекать уроки из общения с ними и избегать плохих людей.
А если и сближаться с плохим человеком, то лишь с целью отдалить его от проявлений плохих качеств и приблизить к высокой морали, помочь ему стать лучше.

Имам Абу Ханифа-известный исламский ученый, за один намаз прочитывал весь Коран от начала до конца. А в месяце Рамадан каждый день ученный успевал прочитать весь Коран два раза: утром и вечером. Таким образом, за месяц он прочитывал Коран 60 раз.

Занимаясь торговлей, Имам Абу Ханифа не отходил от праведности. Он больше думал о других, нежели о себе. Однажды одна женщина хотела продать ему шелковое платье. Имам Абу Ханифа спросил, сколько она хочет получить за него денег. Женщина сказала:
— Сто дирхемов.
Абу Ханифа ответил:
— Это платье стоит больше, чем сто дирхемов. Назовите его цену.
Женщина повысила цену на сто дирхемов. Но благородный Абу Ханифа снова велел повысить цену. А затем, когда женщина повысила цену еще на сто дирхемов, он снова сказал, что платье достойно лучшей цены. И так цена платья дошла до четырехсот дирхемов. Но и на это Абу Ханифа сказал, что его цена еще выше, нежели последняя цена.
Тогда она сказала:
— Вы шутите надо мной?
Но Абу Ханифа ответил:
— Нет, приведите другого человека, чтобы он назначил цену.
Женщина так и сделала, и цена платья, в конце концов, была определена. Абу Ханифа купил платье за 500 дирхемов.

В этой истории Имам Абу Ханифа показал нам пример того, что, каким бы делом человек ни занимался, нужно никогда не забывать об интересах других людей.

За свою жизнь Имам Абу Ханифа совершил хадж (паломничество к святым местам Ислама) 55 раз.
Будучи в последнем своем хадже, он прочел намаз в 2 рака`ата внутри Священной Каабы.
В первом рака`ате, начав с чтения суры ‘Аль-Фатиха’, он дошел до половины Корана, а во втором рака`ате дочитал Коран до конца, — и таким образом в двух рака`атах он, по Воле Аллаhа, закончил чтение всего Корана.

Нравственность в Исламе.

Нравственные обязанности в религии Ислам состоят из 5-ти частей:

1) обязанности перед Аллаhом, Кораном и Пророком;
2) обязанности перед самим собой;
3) обязанности перед своей семьей;
4) обязанности перед родиной и народом;
5) обязанности перед всем человечеством.

Обязанности перед Аллаhом,Пророком и Кораном.

Обязанности перед Аллаhом. Аллаh создал нас из ничего, украсил нас совершенными органами, дал нам в распоряжение все, что создал на земле.

Качества, которые Аллаh даровал человеку, Он не дал ни одному из других живых существ.

Обязанности перед Аллаhом:

1) верить в существование и Единственность Аллаhа;
2) выполнять ибаду;
3) выполнять повеления Аллаhа и избегать того, что Он запретил;
4) любить Аллаhа более всего;
5) восхвалять Имена Аллаhа;
6) благодарить Аллаhа за все дары.

Обязанности перед Пророком.

Аллаh поручил миссию распространения Ислама нашему Пророку, мир Ему.
Пророк Мухаммад, мир Ему, сделал многое для спасения человечества, сталкиваясь со многими трудностями на этом пути.
Он озарил землю светом Ислама и указал людям пути достижения счастья.

Поэтому мы обязаны:

1) верить, что он самый великий и последний Пророк;
2) любить Его и читать Саляват при упоминании Его имени;
3) идти по пути, указанному Им;
4) жить по примеру Его высокой морали.

Обязанности перед Кораном:

1) верить в то, что Коран — последняя книга, ниспосланная Аллаhом через Пророка Мухаммада, мир Ему;
2) читать Коран красиво в соответствии с правилами чтения Корана;
3) стараться понять значение Священного Корана;
4) с уважением относиться к Корану во время слушания или чтения;
5) выполнять повеления Корана и избегать того, что запрещено в Коране.

Обязанности перед самим собой в Исламе.

Человек — существо, состоящее из души и тела. Поэтому наши обязанности делятся на два вида:
а) обязанности перед нашим телом;
б) обязанности перед нашей душой.

Обязанности перед нашим телом.

1. Быть уравновешенным: обращать внимание на еду и питье для того, чтобы иметь сильное и здоровое тело.

Сказано в Коране: ‘О люди! Из того, что есть на земле, ешьте только чистое и дозволенное Аллаhом’

Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал: ‘Сильный верующий лучше и любимее Аллаhом, чем слабый верующий’.

Отсюда ясно, что Пророк, мир Ему, хотел, чтобы мусульмане были сильными не только верой, но и физически.

2. Беречь наше здоровье: сохранять наше тело от болезней и прибегать к мерам его защиты.

Если настигла нас болезнь, то надо лечиться. Наш любимый Пророк, мир Ему, сказал:

‘О рабы Божьи, лечитесь от болезней, ибо Аллаh создал лекарство от всех болезней’.

Здоровье в Исламе.

Здоровье в Исламе

Религия Ислам запрещает употребление алкоголя и наркотиков, которые вредят здоровью, и повелевает нам избегать всякого рода вредных воздействий на организм.

Один из наилучших даров Аллаhа — это здоровье.

Человеку под силу сохранить этот дар. Если у человека нет здоровья, то ему трудно жить полноценной, счастливой жизнью. Человек зачастую не ценит здоровье. Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:

‘Многие люди обманываются (т.е. не оценивают) в двух вещах: в здоровье и в свободном времени’.

Для того, чтобы сохранить здоровье в некоторых экстремальных случаях, нужно прислушиваться к советам врачей, например, не следует пренебрегать делать прививки. Избегать нахождения в местах, где можно заразиться. Есть хадис нашего Пророка, мир Ему, где сказано: ‘Избегайте проказы, как льва’.

Религия Ислам придает большое значение медицине. Пророк Мухаммад, мир Ему, лечился от болезней и советовал другим лечиться в соответствии с возможностями данного времени. В Исламе известны такие медики, как Абу Бакр Рады и Ибн Сина (Авиценна). По их книгам обучаются в Европе и по сей день. Лечение не противоречит упованию на Аллаhа, а наоборот, искреннее упование и мольба об исцелении необходимы после того, как больной сделает все возможное для этого.

3. Уделять внимание чистоте: одной из обязанностей человека является соблюдение чистоты тела. Окружение, тело и одежда мусульманина должны быть чистыми. Чистота играет большую роль в сохранении нашего здоровья. Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал: ‘Чистота — половина веры’.

Пророк Мухаммад, мир Ему, придавал также большое значение чистоте зубов, говоря: ‘Используйте мисвак’.

Мисвак — это зубочистка, сделанная из ветвей дерева арак, растущего в Саудовской Аравии.

То, что теперь изготавливают из чистого сырья, можно использовать вместо мисвака, так как целью этого также является чистота зубов.

Обязанности перед душой в Исламе.

1. Очищать души от лживых и не имеющих оснований убеждений.
2. Помещать в душу правильную и крепкую веру.
3. Украшать душу правильными и полезными знаниями.
4. Очищать душу от плохих черт личности.
5. Воспитывать в себе хорошие свойства личности.

Отрицательные черты характера: враждебность, гнев, зависть, ложь, неумение держать обещание, лицемерие, бесстыдство, неуважение к мусульманам, невоспитанность, безжалостность, трусость, лень, скупость, высокомерие, насилие и несправедливость, нетерпеливость, грубость, использование того, что дано для хранения, жестокосердие…

Положительные черты характера: дружелюбие, милосердие, правдивость, щедрость, храбрость, трудолюбие, терпеливость, стыдливость, уважение к старшим, человеколюбие, умение держать слово, вежливость, мягкость, культура, умение прощать, скромность, умение сдерживать гнев, умение сдерживать язык.

Культура еды и питья в Исламе.

1.Употреблять разрешенную (халяль) пищу и питье.
2.Мыть руки до и после еды.
3.Начинать еду с ‘Бисмилляh’ и заканчивать словами ‘Альхамдулилляh’.
4.Брать пищу правой рукой и ту, которая ближе.
5.Брать кусок, который поместится в рот, и глотать после разжевывания.
6.Не разговаривать с куском во рту.
7.Не проглотив один, не брать другой кусок.
8.Не дуть на еду для того, чтобы остудить.
9.Не вдыхать воздух в стакан во время питья.
10.Не совершать за столом действий, вызывающих брезгливость.
11.Не допускать расточительства во время еды и не накладывать больше того, чем можешь съесть.
12.Желательно съедать все, что есть в тарелке.
13.Во время еды с джама’атом, если поел, не надо уходить раньше других.
14.Первым начинает трапезу человек, старший по возрасту.
15.Нежелательно есть на улице.

Культура общения в Исламе.

Религия Ислам учит нас культуре разговора.Нужно обращать внимание на то, что выходит из нашего рта, то есть — на слова.
Культура общения в Исламе

1) задумываться о последствиях сказанного;
2) не говорить слова, в которых нет пользы в этой жизни и в будущей;
3) не говорить слов, которые обидят другого, и не перебивать человека;
4) разговаривать с людьми в соответствии с их статусом;
5) не надо много хвалить другого человека;
6) не повышать голос, разговаривая со старшими;
7) не говорить много без надобности;
8) не кривить рот при разговоре, не ставить себя умнее других, не искать ошибки в речи других;
9) не привыкать к плохим словам, не лгать, не давать ложную клятву, не злословить, не сплетничать, не обещать того, чего не выполнишь;
10) не говорить с насмешкой, не звать человека по кличке.
11) не выдавать чужие секреты, доверенные вам.

Когда спросили у нашего Пророка, мир Ему, где путь к спасению, Пророк, мир Ему, ответил: ‘Храни свой язык’.

Один из сподвижников Пророка Мухаммада, мир Ему, спросил: ‘Что для меня является самым опасным?’. И Пророк, мир Ему, держа рукой свой благословенный язык, сказал: ‘Вот это’.

В одном из хадисов Он сказал: ‘Тот, кто верит в Аллаhа и в Судный День, пусть говорит доброе или пусть молчит’.

Воспитание органов тела в Исламе.

Другие части тела так же, как и язык, нуждаются в воспитании и исправлении.

Поэтому нужно:

1. Руки и ноги удерживать от харама и от нанесения ими вреда другим.
2. Не смотреть с завистью, не смотреть на то, что запрещено, не следить за недостатками других, не беспокоить взглядом других.
3. Не слушать ложь, сплетни и то, что не принесет пользы в этой и в будущей жизни.
4. Не наносить вреда жизни, чести и имуществу другого человека.

Обязанности перед людьми в Исламе.

1. Никому не вредить.

В исламе запрещается посягать на имущество, жизнь, дом, свободу и на честь человека. На все это никто не имеет права посягать. Мусульманин обязан уважать права других и остерегаться наносить вред словами или действиями. Это является одним из принципов правоверного мусульманина.

Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:
‘Мусульманин — это тот, от которого нет вреда мусульманам’ (имеется в виду, что нанесение вреда другим верующим не соответствует облику высоконравственного мусульманина).



2. Помогать другим людям.

Быть улыбчивым, разговаривать ласково и приветливо, помогать бедным в нужде, оберегать одиноких, сирот, стариков,
инвалидов, протягивать руку помощи, указывать дорогу заблудившимся и т.д.

3. Уважение к старшим и милосердие к младшим.

Уважать отца и мать, старших братьев и сестер, учителей и старших по возрасту. Помогать тем, кто младше нас, одиноким, слабым, проявлять милосердие к сиротам.
Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал: ‘Не будет лучшим из нас тот, кто не проявляет милосердия к младшим’.

4. Приветствовать друг друга.

При встрече мусульмане приветствуют друг друга. Давать Ас-салям — это сунна, а отвечать на него является фардом, т.е. обязанностью.

Предпочтительнее младшему первым приветствовать старшего, проходящему — сидящего. Приветствие ‘Салям’ укрепляет братские и дружеские узы.

5. Не быть сердитым.

Если мусульмане поссорились, независимо от причины ссоры они незамедлительно должны помириться.

Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал: ‘Не разрешается мусульманам быть между собой в ссоре более трех дней’.

Из этого хадиса ясно, что находиться долгое время в обиде или в ссоре — большой грех, что подтверждается другим хадисом:

‘Если кто-то находился год в состоянии обиды со своим братом-мусульманином — это большой грех, такой, как пролить его кровь’.

6. Мирить поссорившихся.

Если кто-то видит, что два мусульманина в ссоре, то примирить их входит в его обязанность.

Сказано в Коране:

Означающее: ‘Воистину все верующие — братья. Поэтому устанавливайте мир между братьями’.

Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал: ‘Лучшим подаянием является примирение тех, кто в ссоре’.

Сказав это, Пророк Мухаммад, мир Ему, подчеркнул значимость примирения.

7. Навещать друзей.

Мусульманин в удобное время должен навещать близких, старших и друзей родителей.

На что нужно обращать внимание при визите:

а) выбрать удобное для визита время;
б) не утомлять своим посещением;
в) заранее по возможности сообщить о своем визите;
г) прилично выглядеть;
д) без разрешения не входить в чей-либо дом или комнату.

8. Потчевать гостей.

Потчевание гостей является одним из хороших советов нашей религии. Гостеприимство играет важную роль в обычаях народов.
В истории мусульмане всегда славились своим гостеприимством. Главные обязанности перед гостями:

а) встречать гостей улыбчиво и добрым словом;

б) принимать с почестями и угощать;

в) не быть хмурым, не ругать детей, прислугу при гостях;

г) провожать гостей.

9. Принимать приглашения.

Если нет уважительной причины для отказа, необходимо принять приглашение брата мусульманина и угощаться тем, что он предложит.

Это укрепляет любовь между мусульманами.

Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал, означающее:
‘Если вас пригласит брат-мусульманин на свадьбу, или на другое хорошее застолье, то идите’.

Пророк, мир Ему, не делал различия между богатыми и бедными. Если даже приглашала его прислуга, он принимал приглашение.

10. Не искать недостатки других.

Мусульманин не должен вмешиваться в личную жизнь другого, разглашать недостатки других, злословить.
Должен при виде ошибок брата-мусульманина, не унижая и не прерывая отношений, деликатно исправить его.

11. Прощать зло.

Человек, обладающий высокой моралью, должен уметь прощать тех, кто нанес ему вред или зло, и отвечать добром.

Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал: ‘Те, кто обладает этими тремя качествами, по Милости Аллаhа войдет в Рай’.
‘А какие это качества?’ — спросили сподвижники. ‘Дать тому, кто тебе не дает, идти к тому, кто к тебе не приходит, прощать угнетателей’.

12. Посещать больных.

Мусульманин должен навещать больного брата, читать дуа для его выздоровления, воздерживаясь от утомительных разговоров с больным.

13. Участвовать в намазе аль-джаназа.

Обязанность перед умершим мусульманином — это проводить его в путь Ахира, принимать участие в намазе аль-джаназа, молить Аллаhа о его прощении.

14. Желать мусульманину лучшего.

Мусульманин должен желать брату-мусульманину того, чего желает самому себе. И не желать ему того, чего не желает для себя.

Все вышеперечисленное является эталоном высокой нравственности.

Обязанности перед животными в Исламе.

Обязанности перед животными в Исламе

Религия Ислам повелевает хорошо относиться к животным. Не причинять боли, проявлять милосердие и хорошо присматривать за животными является нашей нравственной обязанностью.

Пророк Мухаммад, мир Ему, рассказал о женщине, которая плохо относилась к кошке (закрыла ее в одном месте, не давала ей пищу, в результате чего спустя несколько дней кошка умерла), что за это она понесла наказание и попала в Джаханнам (Ад).

Пророк Мухаммад, мир Ему, рассказал об одном мусульманине, который проявил милосердие к собаке. Однажды этот человек был в пути, и его мучила жажда. Увидев колодец, спустился в него и испил воды.

В это время он увидел собаку, которая от жажды лизала сырой песок. Тогда этот человек подумал, что собаку мучает жажда, как и его. Он сразу же спустился в колодец, набрал в свой масих воду, зажав его в зубах, вылез из колодца и напоил собаку водой.

Аллаh был доволен этим человеком и простил его грехи.

Сахабы спросили Пророка Мухаммада, мир Ему: ‘Есть ли от животных нам сяваб?’ Пророк Мухаммад, мир Ему, ответил, что от любого живого есть сяваб.



Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (36 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение закрыто.