История жизни Умара бин аль-Хаттаба.
Умар ибн аль-Хаттаб -ближайший сподвижник Пророка Мухаммада, второй Праведный халиф (634—644), выдающийся государственный деятель. Известен как Умар ибн аль-Хатта́б аль-Фарук (араб. عمر ابن الخطاب) и Омар I.
Умар ибн аль-Хаттаб родился приблизительно в 585 году в Мекке. Его отцом был аль-Хаттаб ибн Нуфайль из курайшитского рода аль-Ади, которое исторически выполняло роль посредников в решении конфликтных вопросов между племенами и улаживании разногласий. Сам Умар, будучи одним из влиятельных людей в Мекке, часто приглашался для разрешения различных конфликтов.
Его род пересекался в четвертом колене с родом пророка, а племя пользовалось большим авторитетом у арабов, так как исторически выполняло роль посредников в решении конфликтных вопросов между племенами и улаживании разногласий. Его мать звали Хинтама бинт Хашим.
Кунья Умара — Абу Хафс (отец Хафса), а прозвище, которое дал ему пророк — Фарук (различающий).
Передают, что был очень высоким, атлетического сложения, отличался светлой кожей и красивым лицом, имел большие усы. Походка его была быстрой, голос- очень громким. Омар был человеком необычайно энергичным, властным и очень вспыльчивым.
Умар ибн аль Хаттаб был младше пророка на 13 лет, принял ислам в 33 года, в 52 стал халифом, умер в 62 года. У него было несколько жен и много детей. Первые три жены были еще до принятия ислама; когда он узнал о ниспослании аята, указывающего, что не следует жениться на неверных, Умар собрал своих жен и предложил им принять ислам. Когда же те отказались, всем дал развод! С такой скоростью его сердце отзывалось на указания Аллаха и Его пророка.
Из его сыновей наиболее выдающейся личностью был Абдуллах, принявший ислам на год раньше своего отца и ставший впоследствии известным ученым.
Передают также, что Абдуллах необычайно походил на пророка манерами, поведением и нравом. Других сыновей звали Асым, а трое носили одинаковые имена- Абдурахман (они были рождены от разных жен). Его дочери Хафсе суждено было стать женой посланника Аллаха и матерью правоверных, другую дочь звали Фатима. Последней женой Умара стала Умм Кульсум, дочь Али ибн Аби Талиба и Фатимы, внучка посланника Аллаха.
Умар был одним из тех, кто всеми силами боролся с исламом и жестоко преследовал мусульман. Однажды посланник Аллаха обратился к Аллаху с мольбой: «О, Аллах, укрепи Ислам тем из двоих, кого ты больше любишь: Умаром ибн аль Хаттабом или Абу Джахлем ибн Хашимом!»
Принятие ислама
Это произошло в шестом году от начала пророчества. Однажды он зашёл за покров Каабы. В это время пророк начал читать аяты суры «Судный день».
Умар, слушая, подумал: «Клянусь Аллахом, он — поэт, как и говорят курайшиты!» Когда пророк прочитал слова Аллаха: «…поистине, это — слова благородного посланника, а не слова поэта: мало вы веруете!»‘, и Умар сказал себе: «Он- прорицатель!», но после этого пророк прочитал: «И (это) не слова прорицателя: мало вы поучаетесь! Это- ниспослание от Господа миров, а если он приписал Нам что-нибудь несообразное, то Мы непременно схватили бы его за правую руку, после чего непременно перерезали бы ему аорту, и не нашлось бы из вас удерживающих! Поистине, он- наставление для богобоязненных, и, поистине, знаем Мы, что есть из вас отвергающие (его), и, поистине, (станет) он горем для неверных и, поистине, он- несомненная истина, так славь же имя твоего Великого Господа!» (69:42-52). Впоследствии Умар говорил: «И тогда ислам проник в моё сердце».
Однако невежество, слепая приверженность традициям и гордыня были пока сильнее истины, которая уже стучалась в его сердце, и он продолжал преследовать мусульман, не обращая внимания на те чувства, которые таились в глубине его души.
Умм Абдаллах бинт Абу Хасма рассказывала: «Клянусь Аллахом, мы собрались переехать на землю Эфиопии. Амир ушел за какими-то нашими вещами. И вот пришел Умар ибн аль-Хаттаб и встал надо мной. Он еще тогда был язычником. Мы встречали с его стороны самые сильные, самые мучительные испытания. Он спросил: «Уезжаете, Умм Абдаллах?» Я сказала: «Да, клянусь Аллахом! Мы отправляемся на землю Аллаха. Вы нас мучили, обижали, так что мы уезжаем, пока Аллах не облегчит наше положение». Сказал: «Да сопутствует вам Аллах!» Я увидела в нем такую жалость, которую я раньше не замечала за ним. Потом ушел. Он был огорчен, как я считаю, нашим отъездом. Пришел Амир с тем, за чем ходил. Я ему сказала: «О Абу Абдаллах! Если бы ты видел Омара, который был только что, его жалость и печаль из-за нас». Сказал: «Ты надеешься, что он примет ислам?» Я ответила: «Да». Он сказал: «Тот, кого ты видела, не примет ислам раньше, чем его осел!» Это он сказал в отчаянии, поскольку видел его грубость и жестокость по отношению к исламу».
В племени курейш Умар ибн аль Хаттаб занимал официальную должность переговорщика во времена воин, но так как войн в то время не было, то Умар ибн аль Хаттаб занимался тем, что устраивал бои на рынке. Однажы курейшиты сказали Умару ибн аль Хаттабу: «Мухаммад ругает наших отцов, ругает наших богов и разделяет наше племя и ты ибн аль-Хаттаб должен что-то предпринять против этого». Умар опоясавшись мечом, вышел из дома для того, чтобы убить пророка. Однако по пути встретил Саада ибн Аби Ваккаса, который спросил его: «Куда ты идёшь, о, Умар?» Он сказал: «Я хочу убить Мухаммада!» Желая задержать его, Саад сказал: «А не сообщить ли тебе нечто удивительное, о, Умар? Твоя сестра и твой зять — они тоже приняли эту религию!» Тогда Умар бросился к своей сестре и зятю. В это время у них находился Хаббаб бин аль-Аратт и читал им суру «Та ха». Услышав голос Умара, Хаббаб спрятался в доме, а Фатима, сестра Умара, прикрыла свиток. Умар спросил: «Что это за бормотание я у вас слышал?» Они ответили: «Мы просто разговаривали друг с другом». Он спросил: «Может быть, вы стали вероотступниками?» В ответ его зять сказал: «О, Умар, скажи, а что, если истина не в твоей религии?» Тогда Умар бросился на своего зятя и стал жестоко избивать его. Сестра оттащила его от своего мужа, но он ударил и её, отчего по лицу её потекла кровь. Тогда она воскликнула: «О, Умар, а что, если не в твоей религии истина?! Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха!»
Немного остыв и заметив, что по лицу сестры течёт кровь, Умар пожалел о содеянном, устыдился и сказал: «Дайте мне свиток, который у вас есть, чтобы я прочитал его». На это сестра сказала: «Поистине, ты нечист, а касаться его могут только чистые, так иди и омойся!» И Умар совершил полное омовение, а потом взял в руки свиток и прочёл: «С именем Аллаха Милостивого, Милосердного», после чего сказал: «Это благие и чистые имена». Затем он принялся читать суру «Та ха», читал, пока не дошёл до того аята, где сказано: «Поистине, Я — Аллах, нет бога, кроме Меня, так поклоняйся же Мне и твори молитву, чтобы помнить обо Мне!» — и воскликнул: «Какие прекрасные слова! Отведите меня к Мухаммаду!»
После этого Умар отправился к посланнику Аллаха и постучал в дверь. Один из находившихся там людей посмотрел в щёлку, увидел опоясанного мечом Умара, сообщил об этом посланнику Аллаха, а потом собрал людей. Хамза, спросил их: «Что с вами?» Они ответили: «Умар!» — и тогда он сказал: «А хоть бы и Умар! Откройте ему дверь, и если он пришёл, стремясь к благу, мы оделим его благом, если же он пришёл, стремясь к дурному, мы его убьём его же мечом!» Посланник Аллаха, вышел к Умару, взялся за края его одежды и перевязь меча, с силой притянул его к себе и сказал: «О, Умар, неужели ты не прекратишь (поступать так), пока Аллах не подвергнет тебя такому же позору и наказанию, как и аль-Валида бин аль-Мугиру?! О Аллах, вот Умар бин аль-Хаттаб! О Аллах, укрепи ислам Умаром бин аль-Хаттабом!» — после чего Умар сказал: «Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и что ты — посланник Аллаха!»
Сообщается, что Абдуллах бин Мас‘уд сказал: «После того как ислам принял Умар, мы постоянно набирали силу». Он также сказал: «Прежде мы не могли молиться у Каабы, пока ислам не принял Умар бин аль-Хаттаб, а после того он сражался с многобожниками, пока те не оставили нас в покое». Он также сказал: «Принятие им ислама явилось для нас поддержкой».
Правление
Будучи халифом, Умар бин аль-Хаттаб следовал примеру своего предшественника Абу Бакра, да будет доволен Аллах ими обоими. Когда ему принесли присягу как халифу после кончины Абу Бакра, он поднялся на минбар, восславил Аллаха и возблагодарил его, а потом сказал: «О люди, я стану взывать к Аллаху, а вы говорите “Амин”.
Аллах, поистине, я груб, сделай же так, чтобы с помощью следования истине ради Тебя и стремления к миру вечному я был мягок по отношению к тем, кто повинуется Тебе, и надели меня жёсткостью и суровостью по отношению к Твоим врагам, развратным людям и лицемерам, но не допусти, чтобы я притеснял их или преступал границы дозволенного! О Аллах, поистине, я скуп, сделай же так, чтобы во время испытаний я был щедрым без расточительства и излишеств и проявлял щедрость не напоказ и не ради доброй славы и чтобы я делал это ради Тебя и мира вечного! О Аллах, надели меня смирением и сговорчивостью по отношению к верующим!»
1. Назначил специальных подконтрольных ему людей проверяющих качество продуктов, контролирующих торговую наценку и не разрешающих её превышения.
2. Создал общественные земли и в случае не должного использования частной земли, конфисковывал её в общественное пользование, создал несколько видов владения землёй и всё это для развития справедливости по факту умения возделывания земли, её эффективности и урожайности. (Это сейчас развивается в Китае.)
3. Ввел выплату жалования и продуктового пайка, постоянно ратовал за улучшение вооружения, защиты и военного мастерства для всех воинов своей армии.
4.Учредил бесперебойно работающую почту в своём халифате и не терпел бездарных и жуликоватых чиновников.
5. Ратовал за введение пенсий потерявших трудоспособность, ввёл одиноким матерям жилищную помощь, пособия и пайки для воспитания детей.
6. Запретил владельцам частной земли мешать прокладке по их землям каналов для орошения земель соседей.
7. Ввёл практику добровольных общественных работ на общественные нужды и мусульмане его халифата восстановили древний высохший канал от Нила до Красного моря, меньше чем за год (с великим энтузиазмом) добровольными общественными усилиями.
8. Немедленно смещал с должности с конфискацией имущество в общественную казну у наместников областей при выявление их стяжательства, независимо от их заслуг, поступил так с двоюродным братом своей матери, величайшим полководцем Халидом ибн Валидом (провёл 43 битвы и все выиграл), причём дважды, после первой репрессии, Халид опять служил в армии, совершил опять несколько великих побед и вновь был смещён с конфискацией, при сигнале о его роскоши и мздоимстве.
Умар основал различные государственные учреждения (диваны). Им был основан военный диван, что примерно соответствовало современному министерству обороны, и диван хараджа, функции которого были подобны функциям министерства финансов. Он учредил общественную казну (байт аль-маль), назначил судей и
писцов, ввёл летоисчисление по хиджре в качестве основы для календаря исламского государства и организовал почтовую службу.
За десятилетний период правления Умара Ислам распространился далеко за пределами Аравии. Египет, Киренаика (область Ливии), Сирия, Палестина и почти вся Персия были присоединены к халифату в течении нескольких лет. Местное население приветствовало завоевателей как освободителей от византийского и персидского господства. Приверженцам других религий мусульмане предоставляли полную свободу вероисповедования. Умар разделил завоёванные земли на провинции и назначил управлять каждой из них наместника, получавшего из общей казны установленное содержание. Наместников он выбирал из числа тех, кто был известен своим благочестием и административными способностями, не обращая внимания на происхождение этих людей. По его приказу в завоёванных странах было основано несколько городов, например, Басра и Куфа в Ираке, Фустат в Египте и ряд других городов, каждый из которых должен был стать центром исламского государства в данном регионе. Эпоха правления Умара отличалась справедливым правлением и законностью. Реальные факты его жизни ярко иллюстрируют слова Пророка, сказанные в его честь.
Осенью 636 года между мусульманами и персами у местечка Кадисия, близ Хиры, произошло решающее сражение. Главнокомандующим мусульманского войска был ближайший сподвижник Пророка Саад ибн Абу Ваккас. Через четыре дня упорных боев полководец персов Рустум пал, а его войско бежало. Вскоре покинутая шахиншахом Йездигердом III столица Персии Ктесифон, открыв городские ворота, встречала армию халифа как освободителей. Все дворцовые ценности, золото и драгоценности династии Сасанидов, накопленные за долгие века своего могущества, Саад отправил в казну халифата. Общая стоимость военной добычи составляла девятьсот миллионов дирхемов. Когда халиф Умар увидел прибывшее в казну богатство, он воскликнул: «Поистине, мусульмане проявили честность». Советник халифа Али ибн Абу Талиб стоявший рядом, сказал: «Ты воздерживался от плохого, и подданные воздержались, а, если бы ты жил привольно, то и они жили бы также!»
Во времена правления халифа Умара мусульман постигла засуха. Люди начали стекаться в Медину. В казне Халифата не осталось ничего, чем можно было прокормить людей. Тогда Умар написал письмо правителю Египта:«… когда ты получишь мое письмо, я хочу чтобы ты отправил караван с продовольствием, поспеши, иначе мусульмане умирают день ото дня» . Правитель Египта снарядил караван для голодающих мусульман. Часть продовольствия была доставлена по морю. Однажды, Умар сел обедать и с ним рядом оказался бедуин, когда на стол положили масло бедуин удивленно взглянул на него: «Чему ты удивляешься?» — спросил бедуина Умар:«Ты никогда не видел масло?». «Я уже два года не видел масла» — ответил бедуин. «Тогда это масло харам для меня, пока все его не будут есть» — сказал правитель правоверных. Халиф тот час же запретил для себя молоко, сливочное и растительное масло. Вскоре у изнуренного от недоедания Умара поменялся даже цвет лица. Впоследствии один из сподвижников рассказывал: «Если бы не исчезла засуха, то мы серьезно полагали, что Умар умрет из-за бремени заботы и тревоги за мусульман».
Однажды халиф Умар зашел в мечеть. При виде халифа сидящие встали, выказывая почтение халифу, а в мечети наступила тишина. Разгневанный оказанными ему знаками почитания, халиф немедленно поднялся на минбар и созвал людей. Когда мусульмане собрались, он горячо заговорил: «…Я обратился к своему прошлому и вспомнил, как будучи пастухом, пас овец племени Махзум за пригоршню фиников. А если хотя бы один день я отказывался пасти их, то мой отец гонялся за мной со своей клюкой,приговаривая:«Как я буду кормить твоих теток?»
Абдурахман ибн Авф обратился к нему: «О правитель верующих, ведь ты унижаешь себя». Умар ответил: «Вы заставили меня сделать это! Захотели посадить в моем сердце дерево гордыни, а я захотел вырвать его с корнем».
Если Умар издавал какой-либо указ, он не мешкая собирал всю свою родню и обращался к ним с речью: «Я издал указ. Знайте, что люди смотрят на вас, как смотрят хищные птицы на падаль. Если вы нарушите мой указ, то и они нарушат, а если будете благоговеть перед ним, то и они будут питать к нему почтение. Клянусь Аллахом, если ко мне приведут одного из вас, преступившего то, что я запрещаю другим людям, то я удвою ему наказание, потому что он мой родственник! Теперь же, кто хочет пусть осмелится, а кто хочет — да воздержится».
Умар аль-Хаттаб говорил: «Мое правление подобно трем путникам, которые вверили на хранение свои средства одному из них, поручив ему их расходование на свои нужды. Так имеет ли он право присвоить себе что-либо?», «я подобен опекуну сироты: если он богат, то из добра сироты награды за услуги не берет, а если беден — то берет только лишь в необходимой мере».
Умар отправил письмо Мусе аль-Ашари, наместнику Басры, следующего содержания: «…Поистине, самые счастливые «подданные Аллаха» — это те, кто осчастливил своих подданных. Не уклоняйся от истины, иначе впадешь в заблуждение и ты станешь пред Аллахом подобно животному, которое нашло сочное пастбище и стало привольно пастись, желая обрести тучность. Но, ведь именно тучность и стало причиной его погибели! Мир тебе».
Абу Убайда ибн аль-Джаррах, ближайший сподвижник Пророка, будучи предводителем мусульманской армии, находился в Шаме. На востоке мусульмане вышли к Ефрату, а на севере достигли Малой Азии. В это время Шам охватила невиданная доселе эпидемия чумы, ежедневно уносившая десятки жизней. Умар, высоко ценивший Убайду, решил спасти его от верной смерти и отправил ему такое письмо: «У меня есть к тебе срочное дело, относительно которого мне необходимо с тобой поговорить. Если прочтешь мое послание, то, не выпуская его из рук, немедленно отправляйся ко мне!»
Как только Абу Убайда прочел письмо, он догадался о скрытном намерении халифа спасти его от чумы и в сердцах воскликнул: «Да простит Аллах повелителя верующих!» Не медля он составил ответное письмо: «Я понял твое срочное дело ко мне. Однако, я нахожусь в рядах армии мусульман и не испытываю малейшего желания покидать их. Я не хочу расставаться с ними до тех пор, пока Аллах не решит мою и их судьбу… Освободи меня от своего намерения и оставь меня с моими воинами». Когда Умар прочел ответ из Шама, по его лицу потекли слезы. Находившиеся рядом с халифом, люди спросили:
— Неужели Абу Убайда скончался?
— Нет, — ответил он. — Однако он близок к смерти.
Предчувствие не обмануло халифа. Спустя несколько дней Абу Убайда скончался от чумы.
Умар имел обыкновение, закрыв одеждой лицо, чтобы не быть узнанным, обходить в одиночку своих подданных, чтобы иметь объективное представление о состоянии их дел. В одном из таких обходов, халиф заметил дряхлую старуху и поздоровавшись спросил:
— Как правит Умар?
— Да не воздаст ему Аллах за меня добрым!
— Почему?! — воскликнул пораженный Умар.
— Да потому что, клянусь Аллахом, с тех пор как он стал править, мы не получили от него ни дирхема, ни динара.
— Но откуда знать Умару о твоем состоянии, — удивленно спросил халиф.
— Боже мой! — заворчала старушка, — клянусь Аллахом, я не полагала, что кто-то может править людьми и не знать, что творится с ними на востоке и западе.
При этих словах глаза халифа наполнились слезами и он произнес: «Все умнее тебя и даже старухи, о Умар!» Потом он обратился к ней:
— О раба Аллаха, почем ты продашь мне свою обиду на Умара? Я хочу избавить его от ада.
— Не издевайся надо мной, да смилуется над тобой Аллах, — запричитала старуха.
— Я и не издеваюсь, — возразил халиф. И он продолжал настойчиво уговаривать ее, пока все таки не купил у нее обиду за двадцать пять золотых динаров. В это время к ним подошли Али ибн Абу Талиб и Абдуллах ибн Масуд и обратились с приветствием: «Мир тебе, о повелитель правоверных». Старушка ошарашено взглянула на Умара и, схватившись за голову, промолвила: «Какой позор! Неужели я бранила в лицо повелителя верующих?!» Халиф успокоил ее: «Не бойся! Да помилует тебя Аллах!» После этого халиф стал искать кусочек кожи, и не найдя, отрезал кусочек своей одежды, где начертал: «Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Эту обиду купил Умар у сей женщины в день (такой-то) со времени его правления. В день Воскресенья, когда Умар предстанет пред Всевышним Аллахом, она обязуется не выступать с обвинениями, ибо Умар уже невиновен. Свидетелями выступили: Али ибн Абу Талиб и Абдуллах ибн Масуд».
Вернувшись домой, Умар вручил составленное письмо своему сыну, и промолвил: «Когда я умру, вложите его в мою руку. С ним я встречу моего Господа…».
Беседуя с Умаром, один человек воскликнул: побойся Аллаха! Один из присутствующих гневно обратился к нему: «Как ты смеешь говорить повелителю верующих: побойся Аллаха?!» Умар возразил ему: «Оставь его, пусть говорит. Нет в вас добра, если вы не говорите нам это, и нет в нас добра, если мы не воспринимаем это от вас».
Придя однажды домой, Умар попросил свою жену принести ему еду. Увидев, что жена поднесла ему тарелку со сладостями, он спросил:
— Откуда это тебе?
— Каждый день, — отвечала жена халифа, — из тех продуктов, что были у нас я откладывала про запас муку, масло и мед, пока не накопилось достаточно для того, чтобы я приготовила эти сладости.
— А уменьшилось, что-либо из наших продуктов, когда ты откладывала из них.
— Нет, — ответила жена.
-Тогда, — сказал Умар, — это излишки. Мы не имеем право кушать это. Иди и верни эти излишки в Байту аль-Маль (казну халифата)».
Когда персидского полководца Хормазана, попавшего в плен, привели к Умару в Медину, халифа не застали дома. Мусульманин, на чье попечение был оставлен пленный полководец, отправился вместе с Хормазаном на поиски халифа. Вскоре они дошли до того места, где должен был находиться Умар и случайно наткнулись на человека, который мирно спал под деревом, подложив свой плащ под голову. Это был халиф. Ошеломленный перс не верил своим глазам: неужели это тот самый великий Умар, потрясший великую Персию и Византию. Придя в себя, он промолвил: «Вот он — счастливый правитель: ты был справедлив, а поэтому ты чувствуешь безопасность и поэтому ты заснул. Я служил четырем царям Персии, но ни к одному из них я не испытал подобного чувства почтения, которое я ощутил перед хозяином этого плаща».
Удивительная история из жизни Умара ибн аль-Хаттаба.
Ат-Табари передает со слов Зайда ибн Асляма рассказ его отца о втором праведном халифе ‘Умаре ибн аль-Хаттабе, да будет доволен ими Аллах:
Однажды я вышел вместе с ‘Умаром ибн аль-Хаттабом на лавовые поля Ваким. Добравшись до Сырара, мы увидели вдалеке огонь. ‘Умар сказал: «Пойдем посмотрим. Возможно, это путники, которым негде переночевать и укрыться от холода».
Мы поспешили к тому месту и увидели женщину с детьми. Они сидели у котла, под которым горел огонь. Услышав, что дети плачут, ‘Умар сказал: «Мир вам, о обладатели света». Он не хотел говорить «обладатели огня».
Женщина сказала в ответ: «И тебе мир».
‘Умар спросил: «Могу я подойти?».
Она ответила: «Если ты пришел с добром, то подходи, а иначе ‒ оставь нас».
Он подошел к ней и спросил: «Что случилось с вами?».
Она ответила: «Ночь длинна и холодна».
Он спросил: «А отчего плачут дети?».
Женщина ответила: «От голода».
‘Умар спросил: «А что в этом котле?».
Она ответила: «Вода. Так я успокаиваю их, пока они не заснут… Да рассудит Аллах между нами и ‘Умаром».
‘Умар воскликнул: «Да помилует тебя Аллах! Откуда же ‘Умару знать о вас?!».
Она сказала: «Он распоряжается нашими делами и не знает о нашем положении?!».
После этого ‘Умар повернулся ко мне и сказал: «Пойдем!».
Мы поспешили к хранилищу продуктов. Там он взял мяса и муки и сказал: «Подними мешок и положи мне на спину».
Я сказал: «Я понесу его вместо тебя».
Он повторил свою просьбу дважды или трижды, и каждый раз я говорил: «Я понесу его вместо тебя».
Наконец он сказал: «А сможешь ли ты понести бремя моего греха в Судный день, да лишится тебя твоя мать?!».
Тогда я помог ему поднять мешок, и он понес его, а я последовал за ним. Мы быстро дошли до того места, где сидела женщина с детьми. Он поставил мешок возле нее, затем достал немного муки и сказал: «Сыпь мне, а я буду мешать для тебя».
После этого он принялся раздувать огонь под котлом, а у него была большая борода, и я стал глядеть на огонь сквозь его бороду. Когда еда была готова, он снял котел с огня и сказал: «Дай мне какую-нибудь посуду» ‒ и она подала ему миску.
Он положил в нее еду и сказал ей: «Корми их, и я положу вам еще».
И он наполнял миску до тех пор, пока дети не насытились. После этого ‘Умар оставил у нее то, что осталось от муки и мяса, и поднялся, собираясь уходить. Я поднялся вместе с ним. Женщина стала повторять: «Да вознаградит тебя Аллах! Ты намного лучше повелителя верующих!».
‘Умар сказал ей: «Говори благое… Когда придешь к повелителю верующих, ты найдешь там меня, если будет на то воля Аллаха». После этого он отошел от нее и лег так, как обычно ложатся звери.
Я стал говорить ему: «Поистине, у тебя есть другие дела!» ‒ однако он ничего не отвечал мне.
Потом я увидел, как дети начали возиться и смеяться. Когда же они устали и уснули, ‘Умар поднялся, восхваляя Аллаха, после чего повернулся ко мне и сказал: «О Аслям! Поистине, голод не давал им спать и заставил их плакать, и мне не хотелось уходить, пока я не увижу то, что я увидел».
Ат-Табари, т. 3, с. 205–206; Ибн Касир «Аль-бидайа ва ан-нихайа» т. 7, с. 136
В 644 году Умар был убит в мечети во время утренней молитвы рабом из Персии, который нанес отточенным кинжалом смертельные ранения халифу, а перед тем как покончить и с собой, он успел убить еще семерых и ранить шестерых молящихся. Победитель Византии и Персии, правитель огромной державы — он умер практически нищим, обремененный долгами. Перед смертью он прошептал: «…Клянусь Аллахом, я старался изо всех сил… Если я избавлюсь от ада, и не получу ни наказания, ни награды, то я уже буду счастлив». Его сын Абдуллах бин
Умар обмыл тело отца, завернул тело в саван и провёл заупокойную молитву, после чего Умар был похоронен рядом с пророком и Абу Бакром. Его правление продолжалось десять с половиной лет, и да воздаст ему Аллах благом.