Мусульманка-личная гигиена,питание,физкультура

Мусульманка-личная гигиена,питание,физкультура

Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и нис­пошлет на него Свою благодать, относил плохой внешний вид, пренебрежительное отношение к нему, неряшливость в одежде или обстановке в жилище к непристойности и распущенности. Ислам порицает это.

И если ислам побуждал мусульман к тому, чтобы они бы­ли как родимое пятно у человека, то это тем более актуально для мусульманской женщины. По своему внешнему виду — осанке, походке и т.д. — ей надо отличаться в лучшую сторону.
Ведь это отражается на ее жизни, жизни мужа и детей.

Поэтому, несмотря на свою занятость домашними делами и воспитанием детей, она не позволяет себе небрежно относить­ся к своему внешнему виду. Напротив, всегда стремится к тому, чтобы хорошо выглядеть, не допуская при этом излишеств. Ее забота о своем внешнем виде свидетельствует о правильном взгляде на жизнь, хорошем вкусе, правильном представлении личностных качеств женщины, в которой гармонично сочетают­ся внутренний и внешний аспекты.

Она осознает, что приятный внешний вид, опрятность и ухоженность тесно связаны с глубо­ким внутренним содержанием и благородной сущностью.

Имен­но из их тесной взаимосвязанности складывается личность со­знательной мусульманки.

Умная, осмотрительная мусульманка стремится к гармо­ничному сочетанию формы и содержания.

Она осознает, что тело, ум и душа — составляющие, и каждому из них уделяет должное внимание, избегая при этом чрезмерности одного в ущерб другому. В достижении этой гармонии она руководству­ется исламом.

Внимание к своему телу.Умеренность в питании.

Женщина всячески стремится быть красивой. А для этого надо правильно питаться. Она использует лишь то, что обеспе­чивает прочность организма, сохраняет здоровье, активность, силу, соразмерность фигуры. Она руководствуется тем, что ска­зал Всевышний:

«…ешьте и пейте, но не будьте неумеренны, потому что Он не любит неумеренных» (7; 31)

Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и нис­пошлет на него Свою благодать, подчеркивал необходимость проявлять умеренность в питании: «Человек не заполнял сосуда более худшего, чем свой желудок, но поскольку это неизбежно, то треть его — для еды, треть -для питья, а треть — для дыхания».

Омар, да ниспошлет Аллах ему Свое благоволение, сказал: «Не допускайте чрезмерности в еде и питье. Она вредна для те­ла, вызывает болезнь и мешает совершению молитвы. Поисти­не, человек не погибнет, пока не предпочтет свой аппетит своей религии».

И конечно же, нет никакого сомнения в том, что мусуль­манка далека от всевозможных возбуждающих средств, не гово­ря уже о наркотиках, употребление которых — тяжкий грех и ко­торые запрещены исламом.

Мусульманке чуждо понятие «убить время». Она рано ло­жится спать и рано встает, чтобы в обычном ритме осуществ­лять свою повседневную деятельность, выполнять свои обязан­ности энергично, непринужденно, испытывая радость и удовольствие. Важно отметить, что длительное пустое, без пользы времяпровождение гасит факел активности. Избегая этого, му­сульманка всегда активна, энергична, целеустремленная и доби­вается выполнения того, что наметила. Домашние дела ей не в тягость, потому что она придерживается здорового образа жиз­ни, который всегда придает ей энергию и жизненную силу.

Она также знает, что для Аллаха физически здоровый и крепкий верующий более люб, чем немощный, как было сказа­но в приведенном выше наставлении посланника, да благосло­вит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать. Учитывая это, мусульманка всегда стремится укреплять свой организм, что достигается ведением здорового образа жизни, соблюдени­ем разумного распорядка дня.

Занимается физкультурой.

Благоразумная мусульманка никогда не упускает из виду, что ислам всегда считал очень важным поддерживать постоянно свою физическую форму на должном уровне. Для достижения этого она не ограничивается лишь соблюдением правильного распорядка дня и ведением здорового образа жизни, о чем гово­рилось выше.

Она считает важным также заниматься физкульту­рой, давая себе нагрузку, учитывающую ее физические возмож­ности. Делает это она в четко установленное время, систематич­но и постоянно. Такие физические упражнения укрепляют тело, придают ему еще большую грациозность, гибкость, красоту и изящество, укрепляет здоровье и иммунитет. Все это способст­вует повышению ее способности лучше выполнять свои обязан­ности, осуществлять свою высокую миссию. Это актуально для всех представительниц прекрасного пола — кем бы они не были — жена или мать, подрастающая девочка или женщина средних лет, имеющая за плечами немало прожитых лет.

Сознательная мусульманка держит в чистоте свое тело и одежду, принимает ванну через небольшие промежутки време­ни. Следует наставлению пророка, да благословит его Ал­лах и ниспошлет на него Свою благодать, который всегда побуждал верующих мыться, надушиться благовониями, особенно в пятницу:
«Прежде чем мужчинам и женщинам придти в мечеть, пусть они помоются».

Он особо стал подчеркивать необходимость чистоты по­сле того, как некоторые стали утверждать, что мыться нужно лишь перед пятничной молитвой.

Чистота — одно из самых необходимых качеств, особенно для женщины. Чистота — наиболее убедительное свидетельство благоразумия женщины.

Благородный посланник осуждал, если человек появился на людях в грязной одежде, если он в состоянии был ее высти­рать и почистить. Он давал мусульманину понять, что одежда должна быть чистой и опрятной, чтобы он был приятен окружающим.

Такое наставление высказывалось в адрес мужчины, тем более это относится к женщине, ибо она — источник радости и красоты в доме. Нет сомнения в том, что стремление к чистоте повсюду, благоприятно отразиться на ее муже, детях и доме. Это высокое нравоучение, подчеркивающее значение чистоты, прозвучало пятнадцать веков тому назад, в то время, когда мир еще не знал, что такое принять ванну.

В своей книге «От неволи до положения» Самиха Аай Уайради пишет:

«Нам нет необходимости возвращаться ко вре­менам крестовых походов, чтобы узнать, на каком уровне циви­лизованности была Европа в те дни.

Достаточно будет вернуть­ся на несколько сот лет назад, ко временам Османского государ­ства, и сравнить уровень его цивилизации с уровнем таковой у европейцев.

В 1624 г. принц Брандебо направил принцам и знатным вельможам пригласительные билеты на пир, который он устраи­вал. Так вот, в этом приглашении он писал: «Просьба к гостям — не запускать руки в тарелки до локтей, не швырять остатки еды за спину, не облизывать пальцы, не плевать в тарелки, не выти­рать нос краями скатерти».
Далее автор пишет: «Такой текст со всей очевидностью показывает, какой был у европейцев уровень культуры, знаний о нормах воспитанности и приличий.

В то же самое время в дру­гом уголке Европы состояние дел немного отличалось от этого. Во дворце короля Англии Якова 1 прямо таки отвратительные запахи исходили от самого короля, а также от королевы и прин­цесс. Эти запахи сводили на нет впечатление от того благополу­чия, процветания и роскоши, которые были призваны показать наряды. Так обстояло дело в Европе. А в это время в Стамбуле во дворце халифата было совсем иначе. Как известно, европей­ские послы, аккредитованные в Османском государстве, должны были, прежде чем попасть к султану, принять ванну. Около 1730 г., когда при султане Ахмаде Ш Османское государство уже за­метно ослабло в военном и политическом отношении, супруга английского посла леди Монтегю написала много писем, кото­рые были впоследствии опубликованы.

Из этих писем мы узна­ем, как чисто было у мусульман, какой высокий уровень благо­воспитанности, учтивости и благонравия был у них. В своих воспоминаниях она приводит и такой эпизод: Османская прин­цесса Хафиза подарила ей салфетку, вышитую вручную. Прин­цесса была в высшей степени удивлена тем, что супруга посла боялась вытереть этой салфеткой свой рот. Европейцев изумля­ло то, что мусульмане моют руки перед тем, как сесть за стол, а также после приема пищи.

Достаточно прочитать то, что напи­сала известная английская медицинская сестра Флоранс Найтингаль об английских больницах середины XIX века. Она вспо­минала, что эти больницы были местом скопления мусора и не­чистот. Помещения в больницах были битком набиты сотнями больных, которые были лишены элементарных удобств и вы­нуждены отправлять естественные нужды прямо на кровати».
Вот какое различие было между божественной цивилиза­цией ислама и уровнем развития других представителей рода человеческого.

Соблюдает личную гигиену.

Мусульманка
всегда следит за состоянием полости рта. Она чистит свои зубы каждый раз после приема пищи. Регуляр­но (не реже раза в год) бывает у дантиста, если даже ее ничего не тревожит.
Поэтому ее зубы здоровы и белые. При необходи­мости она консультируется также и с отоларингологом.

Надо следить, чтобы верхние дыхательные пути также были здоровы.

Госпожа Аиша, да будет доволен ею Аллах, всегда тща­тельно следила за состоянием своих зубов, чистила их специаль­ной зубочисткой (мисвак). Об этом говорится в хадисах, собран­ных аль-Бухари и Муслимом со ссылкой на некоторых сподвиж­ников, да будет доволен ими Аллах.

Госпожа Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказала, что когда посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, просыпался ото сна как но­чью, так и днем, пред тем как обмыться, чистил зубы.

Благородный посланник придавал очень большое значе­ние соблюдению чистоты полости рта. Он сказал: «Если бы это не было в тягость моей общине я повелел бы чистить зубы спе­циальной палочкой перед каждой молитвой».

Однажды госпожу Аишу спросили, что прежде всего дела­ет благородный посланник, вернувшись домой.

Она сказала: «Бе­рется за зубочистку».

Вызывает удивление тот факт, что в наши дни некоторые мусульманки совершенно пренебрегают этими вопросами гиги­ены. Они не думают о том, что соблюдение гигиены является обязанностью женщины, не говоря уже о том, что соблюдение чистоты как нравственной, так и физической является одним из важнейших требований, предъявляемых исламом.

Соблюдение гигиены — личностное качество каждой мусульманки — натуры деликатной, пользующейся уважением, вдохновляющей своей обходительностью, привлекательностью и женской красотой.

Посланник, да благословит его Аллах и ниспошлет на не­го Свою благодать, побуждал к соблюдению чистоты, подчерки­вал недопустимость того, чтобы от человека исходили неприят­ные запахи. Он сказал:

«Тот, кто поел лук или чеснок, пусть не приближается к мечети. Поистине, ангелы тоже испытывают не­приятность от того, что доставляет неприятность человеку».

Среди наставлений великого посланника, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, есть и об уходе за волосами, об их укреплении и облагораживании. Об этом го­ворится, например, в хадисе, переданном Абу Даудом, который ссылается на Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах: «По­сланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, сказал: «Кто имеет волосы, пусть их обла­гораживает».

Облагораживание волос означает, что они должны быть чистыми, надушенными и красиво уложенными.
В хадисе, по­мещенном в сборнике имама Малика «Аль-Мувата» со ссылкой на Агаа ибн Иасар сказано, что посланник Аллаха, да благосло­вит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, находился в мечети.
Туда зашел человек, у которого волосы на голове и борода были, взъерошены и имели ужасный вид. По­сланник указал на него рукой, словно повелел ему волосы на го­лове и бороду привести в порядок.

Тот ушел, исполнил это по­веление и вернулся. Пророк, да благословит его Аллах и ниспо­шлет на него Свою благодать, сказал:
«Не лучше ли так, чем ког­да кто-нибудь из вас приходит с взъерошенными волосами на го­лове, словно сатана».

Для нас совершенно ясно, что если благородный послан­ник прибегнул к такому сравнению, то это свидетельствует о том, какое большое внимание уделяет ислам внешнему облику, и как осуждает непристойный внешний вид.

Это указание его, да будет над ним благословение, очень важно для мужчин. И тем более оно важно для женщин. Ведь они — воплощение красоты. Для женщины не секрет, что краси­вые волосы — одно из главных составляющих её красоты. А если к тому же эти волосы хорошо ухожены — они будут самой сильной стороной ее привлекательности.

Мусульманка всегда придает большое значение своему внешнему виду, стремится выглядеть элегантной и изящной, не
выставляя при этом вызывающе свою красоту напоказ, не допу­ская чрезмерности, т.е. не переходя разумные границы.

Все, кто видит ее такой, проникается чувством симпатии к ней. Перед людьми, которым разрешено ее видеть без покрова, она никогда не предстанет в неряшливом виде. Прежде чем появится на лю­дях, она тщательно осмотрится и приведет себя в порядок, сле­дуя установлению своего вероучения.
Истолковывая сказанное Всевышним:

«Скажи: «Кто запрещал нарядную одежду, которую Аллах доставляет рабам Своим, и благие снеди из того, чем питают­ся?» (7; 32)

аль-Куртуби сказал: «Макхуль, ссылаясь на Аишу, да будет доволен ею Аллах, рассказал: «Аиша рассказала что не­сколько сподвижников ожидали посланника Аллаха, да благо­словит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, у входа в дом. Он вышел и подошел к небольшому кожанному ве­дру, наполненному водой и стал смотреть на воду и поправлять и приглаживать бороду и волосы. Я обратилась к нему:



«О по­сланник Аллаха. Ты это делаешь?» Он ответил: «Да. Когда чело­век выходит к своим братьям по вере, он должен привести в по­рядок свою внешность. Поистине, Аллах прекрасен и любит красоту».

Мусульманин придерживается всех этих требований во всех своих делах в полном соответствии с концепцией ислама о проявлении умеренности. Эта концепция предусматривает недо­пущение неумеренности и излишества, как это представлено в высказывании Всевышнего:

«И те, которые когда расходуют, не расточительны и не скупы, а соблюдают верную середину…» (25; 67)

Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и нис­пошлет на него Свою благодать, будучи образцом скромности, всегда одевался красиво, добротно, приучая к этому своих домо­чадцев и сподвижников. В опрятности и нарядности он видел проявление благодеяния и милости Аллаха по отношению к не­му: «Аллах любит, когда видны на Его рабе следы Его милости».

Ибн Асад, ссылаясь на Джундуба ибн Макиса, да будет до­волен им Аллах, рассказал: «Перед приходом делегации послан­ник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на не­го Свою благодать, надевал свою лучшую одежду и велел своим сподвижникам делать так же.

Я видел посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благо­дать, в день прибытия делегации племени Кинда. На нем была йеменская хульля (одежда, состоящая из двух кус­ков). Так же были одеты Абу Бакр и Омар, да будет дово­лен Аллах ими обоими.

Ибн Мубарак, Табарани, Аль-Хаким, Аль-Байхаки и дру­гие извлекли, ссылаясь на Омара, да будет доволен им Аллах: «Я видел посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, когда он попросил новую одежду и стал надевать ее, сказал: «Хвала Аллаху, который по­крыл меня одеждой. Ею я укрыл свои срамные места и украсил свою жизнь».

До тех пор, пока стремление выглядеть красиво не перехо­дит в излишество, оно является вполне разумным стремлением, которое разрешал и к которому побуждал своих рабов Аллах:

«О сыны Адама! Одевайтесь в лучшую одежду перед вхождением в каждую мечеть. Ешьте и пейте, не будьте неуме­ренными, потому что Он не любит неумеренных. Скажи: «Кто запрещал нарядную одежду, какую Аллах доставляет рабам Своим, и благие снеди из того, чем питаются?» Скажи: «Они преимущественно предоставляются верующим в продолжение здешней жизни до воскрешения». Так ясно Мы излагаем эти знамения для людей, желающих знать».(7; 31-32)

Имам Муслим, ссылаясь на Ибн Сауда, да будет доволен им Аллах, приводит такой хадис: «Посланник Аллаха, да благо­словит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, сказал:
«Не войдет в рай тот, у кого в сердце высокомерия хоть на вес пылинки». Один человек спросил:

«А если человек хочет, чтобы одежда и обувь были хорошие? Другими словами, будет ли это высокомерие?»
Пророк, да благословит его Аллах и нис­пошлет на него Свою благодать, ответил:

«Поистине, Аллах есть красота и любит красоту. А высокомерие — это когда человек превозносит себя над истиной и не признает ее, а также прояв­ляет презрение и пренебрежение к людям».

Это хорошо понимали сподвижники и те, кто следовал за ними, совершенствуя свою веру.
Имам Абу Ханифа, да будет до­волен им Аллах, всегда имел приятный внешний вид, был чисто и опрятно одет. От него всегда исходил приятный запах. И тем не менее всегда стремился к тому, чтобы одежда была еще оп­рятнее и наряднее. В таком стремлении он достиг уровня, когда стал побуждать к этому и других.
Однажды, будучи в обществе, он увидел, что один из присутствующих в очень поношенной одежде. Он уединился с ним и предложил ему тысячу дирхемов, чтобы тот смог улучшить свой внешний вид. Тот сказал: «Я в благополучии и не нуждаюсь в деньгах». Тогда Абу Ханифа уп­рекнул его: «Разве ты не слышал хадис:

«Поистине, Аллах лю­бит чтобы на Его рабе был виден след Его милости».
Тебе необ­ходимо изменить свой внешний вид, чтобы твой друг не огор­чался за тебя».

Совершенно очевидно, что те мужчины и женщины, кото­рые призывают других к совершению молитвы или к исповеда­нию ислама, должны иметь образцовый внешний вид. Это помо­жет им проникнуть в глубины сердец и до всех потайных мест души.

Более того, они, как никто другой, должны быть такими. Глашатаи Аллаха должны заботится о своей внешности, чисто­те тела и одежды, ногтей и волос, откликнувшись на зов того, что мы называем фитра, т.е. здоровое врожденное свойство. О ней сообщил благородный посланник, говоря: «фитра предусма­тривает пять обязанностей: обрезание, удаление волос на лобке, сбривание волос из подмышек, подрезание ногтей и подстрига­ние усов». Ислам привил любовь к особой заботе о поддержа­нии красоты.

Однако все то, что говорилось выше о необходимости за­ботиться о своем внешнем виде, не означает, что праведная му­сульманка может на этом пути допускать чрезмерность, т.е. стремиться выставлять на показ свою красоту и наряды перед посторонними, к которым не относятся, как известно, муж и родственники степени махрам. Она не имеет склонность к чрезмерности, не преступает пределы разумной умеренности, установленные исламом. Сознательная мусульманка всегда по­мнит о необходимости этой разумной умеренности, уравнове­шенности во всем, не допускает, чтобы та или иная сторона ее поведения превалировала в ущерб другой стороне.

Очень важно, чтобы забота о внешности не поработила бы женщину, не стала самоцелью, главной заботой её жизни, засло­нив собой все остальное заботы и интересы, как об этом сказа­но в благородном хадисе: «Несчастлив тот, кто стал рабом дина­ра или одежды из шелковой ткани».

Среди наших женщин сегодня есть много таких, которые полностью попали под воздействие домов мод. Они в плену у этих законодателей мод и тех, кто реализует их продукцию на мировом рынке. Такая пленница одевает очень дорогое платье не более одного раза. Подобного рода женщины попали в рабст­во, о котором предупреждал благородный посланник. Они ока­зались в затруднительном положении, попав в рабскую зависи­мость от хвастливо роскошной одежды и сопутствующих ей ук­рашений и мишуры. Эта увлеченность, более того — зависимость достигла такой степени, что, преступив рамки разумной умерен­ности, — отвели женщину от той цели, ради которой она сотворена в этой жизни.

Да, в этот век, ставший временем, когда кичатся и хваста­ют многочисленными и роскошными нарядами, женщина позна­ла еще одну беду. Речь идет о том, как дорого обходятся теперь свадьбы. Свадьба становится подобной вечеру демонстрации мод с его возрастающим соперничеством в красоте нарядов. Здесь и не пахнет благоразумием. Этот феномен наиболее отчет­ливо стал проявляться в том, что в течение свадьбы невеста неоднократно(!) переодевается. Ну чем не показ мод, как это дела­ют манекенщицы в странах Запада! И неужели никому из этих женщин не приходит в голову, что среди присутствующих есть такие, которым не по карману такие платья. Ее душа наполняет­ся болью и печалью. В ее душе могут зашевелиться ревность, за­висть и даже ненависть по отношению к невесте и ее семье, а также к тем, кто обладает богатством. Подобное не имело бы ме­ста, если бы невеста придерживалась умеренности, ограничи­лась одним, самое большое — двумя платьями за свадебный ве­чер. Не говоря уже о том, что нескромность в корне противоре­чит духу ислама, выбирающего «золотую середину», запрещаю­щий чрезмерность, хвастовство и стремление перещеголять.

Интеллектуальное развитие.

Благоразумная мусульманская женщина отдает себе отчет в том, что наряду с заботой о своем теле она должна постоянно заботиться и о своем интеллектуальном развитии. Забота о раз­витии интеллекта не менее важна, чем забота о состоянии орга­низма. В старину поэт Зухайр ибн Абу Сальми сказал:

Язык юноши — половина.

Другая половина его — сердце.

Ничего другого нет, кроме

мяса и крови.

Слово «язык» здесь означает «ум», «мышление». Подчер­кивается важность его развития ума- обогащение различными полезными знаниями, совершенствование интеллекта.

Мусульманка призвана стремиться к овладению знаниями, которые принесут ей большую пользу как в культовой практике, так и в мирской жизни. Ей известны слова Всевышнего:

«Скажи: «Господи! Увеличь мне знание»».(20; 114)

И сказанное благородным посланником: «Поиск знания предписан каждому мусульманину». Она осознает, что наставление, ска­занное в Коране и сунне, относится в равной мере и к мужчине, и к женщине, что с того момента, когда в исламском обще­стве стали культивировать знание, овладение знаниями стало для нее в равной степени, как для мужчины индиви­дуальной обязанностью.

Мусульманка глубоко осознала тот факт, что с первых же дней существования ислама в этом обществе, посвятившем себя Аллаху и делам благочестия, знания ценились очень высоко. Женщины ансаров сказали благородному посланнику, да будет над ним благословение: «Выдели для нас день, когда мы будем учиться у тебя. Мужчины опередили нас в этом». Он согласился с ними, назначил встречу и приходил и наставлял их новыми знаниями.

Мусульманская женщина устремилась к знаниям, не стес­нялась и не стыдилась задавать вопросы о законах.

Во время первого уникального поколения сподвижников женщина, не колеблясь, обращалась с просьбой прямо к проро­ку, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благо­дать, чтобы он разъяснил законоположения, касающиеся ее. Особенно, если засомневалась в правильности точки зрения, вы­сказанной по тому или иному вопросу, или когда не соглашалась с таковой. Она глубоко вникала в суть вопроса, пока не прихо­дила к твердому убеждению. Именно так поступала, любозна­тельная мусульманка.

Все это проявилось в поступке жены од­ного из сподвижников Субайа бинт аль-Харис. Она была заму­жем за Саадом ибн Хауля, из племени Бани Амир, который уча­ствовал в боевых действиях в долине Бадр. Он скончался, а Суб­айа осталась беременной и вскоре родила. Однажды она сделала тахару (очищение) и украсила свой внешний вид в ожидании сватающихся. К ней пришел человек из племени Бану Абд ад-Дар Абу-с-Санабиль ибн Бакяак и сказал: «Клянусь Аллахом, те­бе нельзя вступать в брак, пока не пройдет время — четыре меся­ца и десять дней».

Субайа вспоминала: «Услышав такое, я при­шла к посланнику Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, и спросила, что он думает об этом. Он принял решение: я освободилась от соответствую­щего обязательства тем, что родила после смерти мужа. После этого сказал, что мне можно выйти замуж за того, кто мне по­нравится». Дотошность, которую проявила Субайа в поиске ис­тины, стала ее заслугой. Она принесла большую пользу для всех мусульман.

Опираясь на этот хадис, улемы (богословы и право­веды) во главе с четырьмя имамами использовали прецедент и вывели: «Когда муж умирает, оставляя беременную женщину, а та рожает сразу же после его смерти, до того, как его тело было обмыто, срок идды (период времени, в течение которого женщи­на после смерти мужа или развода не имеет права выходить за­муж) истекает. Значит, ей снова можно выйти замуж».

Ислам предписал женщине в той же мере, как и мужчине, овладевать знаниями. Как сказал посланник Аллаха, да благо­словит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать: «Приобретение знания — обязанность каждого мусульманина», т.е. для каждого человека (как для мужчины, так и для женщи­ны), который произносит шахаду — свидетельство об исповеда­нии веры.

Что женщине необходимо знать и как ей совершенст­вовать эти знания?

Первое, что сознательная мусульманка должна хорошо знать — это Книга Всевышнего Аллаха. Уметь читать вслух и знать толкование, т.е. объяснение, причин появления открове­ний. Далее ей необходимо хорошо знать и понимать то, что от­носится к хадисам, т.е. рассказы о высказываниях и поступках благородного посланника и его сподвижников и сире,
т.е. жизнеописании благородного посланника, рассказы о сподвижницы и последовательницах.

Ей необходимо также»знать в части, ее касающейся, фикх, т.е. мусульманского право в самом широком смысле этого тер­мина, чтобы соблюдать правила религиозного культа и правиль­но поступать во взаимоотношениях с людьми во вне религиоз­ной сфере. И разумеется, нужно знать положения об оценке дей­ствий (ахкям ад-дин) как с точки зрения религиозной, так и свет­ской. Напомним их читателю.

К первым относятся: фард — обя­занность, уаджиб — необходимое действие, мандуб — рекоменду­емое, мубах — дозволенное, макрух — предосудительное, харам -запрещенное и наказуемое. Ко вторым относятся: сахых — пра­вильное, батыль — неверное, джаиз — дозволенное.

Аллах поручил женщине посвятить себя семье, созданию в доме обстановки радости, спокойствия, радушия. Именно на нее ислам возложил величайшую ответственность — воспитание нового поколения, формирование героических личностей, пес­тование талантов. Поэтому в наше время особо подчеркивают роль и заслуги женщины в успехах мужа, ее детей в их практи­ческой деятельности. Отсюда происходят выражения:
«Ищите женщину», «За каждым великим делом стоит женщина»,

«Та, которая правой рукой качает колыбель, качает левой рукой весь мир» и другие. Все это женщина может обеспечить лишь в том случае, когда обладает развитым интеллектом, блестящим умом, сильными личностными качествами, чистой душой, высокой нравственностью.

Совершенно очевидно, что обучение и воспитание мусульманки отличается по содержанию и методике от обуче­ния и воспитания мужчины. Есть такие дела, для выполнения которых сотворена женщина, и дела, для ведения которых сотво­рен мужчина. Другими словами, каждый добивается успеха в том, для чего он сотворен, как это подчеркнуто в мудром руко­водстве благородного пророка.

Когда мусульманка устремляется к овладению знаниями, в том числе и специальными, она долж­на, прежде всего, руководствоваться великим вероуставом ислама о том, как формировать себя в интеллектуальном, духовном и социальном отношении. Это обеспечит направленность обуче­ния для выполнения потом той основной задачи, ради которой она сотворена.

В результате она станет сознательной личнос­тью, осуществляющей конструктивную, созидательную дея­тельность в рамках своей семьи и общества. При этом она не станет копией мужчины, соперничая и конкурируя с ним в рабо­те, подменяя его в мужском обществе, как это мы наблюдаем в обществах, которые не практикуют дифференциального подхода в вопросах программ обучения и законов трудоустройства муж­чины и женщины.

В какой бы области человеческих знаний не специализи­ровалась женщина, она всячески стремится к наращиванию сво­их познаний и совершенствованию новых их практических при­менений, к выполнению своих функциональных обязанностей наиболее полно, руководствуясь наставлением благородного по­сланника: «Поистине, Аллах любит, когда человек, выполняя ра­боту, делает это с высоким мастерством».

Высокая способность приобретать знания.

Ворота к знаниям широко распахнуты перед мусульман­ской женщиной. Она входит в любые из них, в какие пожелает, будучи наделенной от природы способностью украсить себя, как драгоценностями, знаниями и наслаждаться поиском исти­ны. К тому же это не в ущерб ее женственности. Более того, де­лает ее намного благоразумнее, делает ее ум более светлым и проницательным, а ее чувства — более тонкими. Способствует дальнейшему развитию и расцвету ее личностных качеств.

Духовная мать мусульман госпожа Аиша, да будет дово­лен ею Аллах, была важнейшим и авторитетнейшим источником знаний по вопросам хадисов и сунны, авторитетом первой вели­чины по различным вопросам ислама. И это уже в то время, ког­да она была, если так можно выразиться, в расцвете молодости, т.е. когда ей не было еще девятнадцати лет.

Имам Аз-Зухри сказал:

«Если сравнить всю сумму знаний, которыми овладела Аиша, со знаниями всех других жен проро­ка, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благо­дать, и знаниями всех женщин, то знания Аиши выглядели бы предпочтительнее».

Очень часто верующие сподвижники обращались к ней, чтобы услышать се решающее слово, окончательное мнение по самым фундаментальным вопросам ислама, языковым и смыс­ловым тонкостям красноречивой и убедительной Книги Аллаха.

Рассудительность и проницательность ее проявлялись не только в вопросах религии, но и стихосложения, литературы, ис­тории и медицины, в других отраслях человеческих знаний, из­вестных в то время. Об этом свидетельствует известный знаток мусульманского права Урва ибн аз-Зубайр, высказывание кото­рого приводит его сын Хишам: «Я не видел никого более сведу­щего, чем Аиша, в вопросах мусульманского правоведения, ме­дицины и стихосложения».

Среди хадисов, из которых нам известно о том, что Аиша была очень знающим человеком, есть и такое сообщение. Аиша бинт Тальха была в доме Хишама ибн Абд аль-Малика, где на­ходились в это время шейхи племени Бану Уммайя.

Говорили на разные темы, в том числе об арабской поэзии и истории арабов. И она говорила подробно наравне с другими. Когда разговор за­шел о звездах, она назвала их. Ибн Хишам сказал ей: «Что каса­ется предыдущих тем, то мне все понятно. А вот насчет звезд где ты узнала?» Та ответила: «От своей тетки по матери — Литии».

Мать верующих госпожа Аиша, да будет доволен ею Ал­лах, была чрезвычайно пытливой, любознательной. Если ей до­водилось слушать разговор о чем-то таком неизвестном ей, то она обязательно расспрашивала, потом вновь возвращалась к предмету разговора, пока не доходила до полного понимания.

Ее пребывание близко от посланника, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, привело к тому, что она ста­ла словно сосуд, весь наполненный знаниями.

Наряду с тем, что Аиша да будет доволен ею Аллах, мно­го знала, она обладала еще таким качеством как красноречие, умела ярко и интересно рассказывать, четко и ясно выражая свои мысли. Когда она говорила, люди заслушивались, она овла­девала их сердцами. Это побудило Аль-Ахнафа бен Кайса ска­зать: «Я слушал, как выступали с проповедями Абу Бакр, Омар, Осман и другие халифы, которые были после них. Но никто из них не говорил так хорошо, так ярко и красноречиво, так вели­колепно, как говорила Аиша».

Муса ибн Тальха сказал: «Я не видел никого, кто бы гово­рил так красноречиво, как Аиша».

Среди женщин, стремившихся к овладению знаниями, от­метим также дочь Сайда бен аль-Мусайяба, известного в свое время ученого. Это тот самый, который не хотел, чтобы его дочь вышла замуж за сына повелителя мусульман — Абд аль-Малика ибн Марвана.

Выдал ее замуж за одного из своих лучших учени­ков, каковым был Абдалла ибн Видаа. А была его жена красави­цей, прекрасно знала наизусть Книгу Аллаха, была в числе луч­ших знатоков сунны посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, и вопросов семейного права. Однажды утром, когда Абдалла собрался ухо­дить из дома, жена спросила: «Ты куда?» Он ответил: «К твоему отцу, чтобы вместе с другими набираться знаний». Она сказала: «Садись. Я тебя буду учить тому, чему ты учишься у Сайда». Це­лый месяц Абдалла не ходил в кружок; он обогащался знаниями от этой очаровательной молодой женщины, научившейся у сво­его отца.

Еще один пример талантливой и образованной женщины. Речь идет о Фатыме бинт Ааля ад-Дин ас-Самарканди. Ее отец -автор книги «Тухфату-ль-фукаха» («Подарок факихам»). Он умер в 539 году. Так вот, его дочь Фатыма стала очень знающим, всеведущим специалистом по фикху — мусульманскому праву. Она научилась у своего отца, знала наизусть содержание его труда. Отец выдал ее замуж за своего ученика Ааля ад-Дин аль-Касанн, который прекрасно знал вопросы усуль (основные принципы правоведения) и фуруу (выводы, сделанные на осно­ве этих принципов). Он написал книгу «Бадаи ас-санаии» («Чудеса творчества»), в которой дал подробное объяснение содер­жания труда «Тухфату-ль-фукаха» и представил ее своему учи­телю. Книга очень обрадовала его, и он счел ее в качестве мах­ра (вено в дар), т.е. подарок невесте, руки которой просили не­сколько знатных женихов из Византии, но ее отец воздержался от согласия, ибо предпочел им своего ученика.

Факихи в то вре­мя сказали: «Он дал толкование его труда и женился на его до­чери». Дочь же еще до замужества участвовала вместе с отцом в разработке вопросов, касающихся заключений по нормам му­сульманского правоведения. После окончания учебы она пошла по стопам отца. Когда же вышла замуж за автора книги «Чудеса творчества», стала следовать и по стопам мужа. Когда муж до­пускал ошибку, она поправляла его.

Госпожа Аиша, другие духовные матери мусульман, дочь Сайда бен аль-Мусайяба, Фатыма ас-Самарканди и другие весь­ма известные, образованные женщины, которых мы не упомина­ли, не являются редким исключением, из ряда вон выходящим фактом. Отнюдь нет.

В мусульманской общине было бесчислен­ное множество образованных женщин, которые многое почерп­нули в различных областях знаний, были талантливыми и выде­лялись во многих отраслях знаний. Ибн Саад посвятил часть своей книги «Ат-Табакат» («Круг лиц») тому, что говорится в хадисах о женщинах. Приведены имена семисот женщин, о ко­торых упоминал посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, или его весьма авторитетные, пользующиеся доверием сподвиж­ники. О таких женщинах рассказывали и многие выдаю­щиеся имамы мусульман.

Можно привести пример человека, знающего Коран наи­зусть — Ибн Асакир. Он умер в 571 году. Это был один из самых правдивых и заслуживающих доверие передатчиков хадисов. Ему даже дали прозвище «Хранитель памяти общины». Среди работавших под его началом — богословов, знатоков и препода­вателей религиозных дисциплин, людей, известных своим бла­гочестием, было восемьдесят с небольшим женщин.

Если учесть, что этот ученый никогда не выезжал с восточной части исламского государства, т.е. не посещал Египет, регионы Магриба (север Африки) и Андалузию, другими словами — страны, в которых было особенно много образованных женщин, то для нас становится ясным, что число высокообразованных женщин, о которых он не знал, было намного больше, чем число привле­ченных им к работе.

В сборниках хадисов наши улемы часто используют такое выражение: «Мне сказала такая-то …» Среди имен передатчиков хадиса в Сборнике аль-Бухари особо отметим два имени: Бинт Мухаммед бен Омар бен Асаад бен аль-Мунгаджа ат-Танухийя и Карима бинт Ахмад аль-Марванийя. Их упоминает Ибн Хад-жар аль-Ласкаляни в предисловии к своей книге.

Страница в исламской летописи, посвященная женщине, приобретает дополнительную, яркость, если мы подчеркнем, что женщины были очень искренними, правдивыми и честными в своей передаче хадисов посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать.

В отличие от многих мужчин, о них не скажешь, что позволяли себе встать на скользкий путь недобросовестности, допускали необъектив­ность и домыслы, «отсебятину». Можно сослаться на свидетель­ство имама Аз-Захаби в его книге «Весы уверенности», где он критиковал мужчин за необъективность. Он выявил четыре ты­сячи мужчин как недобросовестных передатчиков и сказал: «И в то же время мы не обнаружили, чтобы хоть одна женщина вы­звала сомнение».

Современная мусульманка, которой досталось такое заме­чательное наследие нашей истории, еще с большим усердием приобретает знания. Благодаря этому качеству — стремление к знаниям — навсегда остались в памяти имена выдающихся жен­щин. Они заняли очень почетное место а истории, ибо развили свой интеллект, выработали благоразумие, дальновидность, рас­судительность. Все это обеспечило накопление полезных зна­ний и правильное их использование на практике.

Мусульманка абсолютно далека от того, чтобы верить в предрассудки, небылицы, которые обычно буйно процветают в умах невежественных, неграмотных женщин. Более того, созна­тельная женщина, идущая путем, который указывает ей ее рели­гия, считает, что доверять, небылицам и предсказаниям, — боль­шой грех.

Такое доверие расстраивает дело верующего, создает угрозу будущей, потусторонней жизни. Муслим рассказал со ссылкой на некоторых жен пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, как он сказал:

«Кто пришел к занимающемуся гаданием и спросил о чем-либо, тому не за­чтутся сорок вечерних молитв».

Постоянно повышает свою образованность.

Домашние дела и материнская забота не отвлекают му­сульманскую женщину от самообразования, постоянной работы над собой с целью познать новое. Она понимает, что такая само­стоятельная работа являет собой тот источник, который, как приток реки, постоянно обогащает ее интеллект новыми знани­ями.

Мусульманская женщина, усвоившая из установлений сво­ей религии, что стремление познать новое предписано каждому мусульманину и каждой мусульманке, постоянно обогащает свой разум новыми знаниями.

Она знает, что надо постоянно ра­ботать самостоятельно, много читать, что она и делает, как бы много не было хлопот по домашнему хозяйству и как бы не ве­лика была ноша материнства. Умело организуя свое время, она всегда находит возможность предаться чтению книги, содержа­щей полезную информацию.

Это обогащает ее мышление всем тем новым, которое открыли пытливый ум и огромный талант ученых, литераторов, мыслителей в результате проводимых ис­следований в различных областях знаний общественных, гума­нитарных, естественных и точных наук. Это же и повышает ее интеллектуальный уровень, развивает мыслительные способно­сти и обеспечивает приток новых знаний.

Духовная жизнь.

Сознательная мусульманская женщина, руководствующаяся установлениями своей религии, всегда стремится к совершен­ствованию своей духовной жизни. Это достигается, прежде все­го добросовестным выполнением требований культовой практи­ки, ритуальным упоминаниям имени Аллаха, чтением Корана. Делается это систематически в определенное время. Уделяя большое внимание уходу за своим телом и развитию своего ин­теллекта, она придает большое значение и развитию своей ду­ховности.

Человек представляет собой три ипостаси — тело, ра­зум и душа. Все эти три составляющие должны быть в единст­ве, в виде гармоничного сочетания между собой. И от умения каждого человека зависит, сможет ли он обеспечить это. Речь идет именно о гармоничном сочетании, без ущерба какой-либо стороне. Такое сочетание обеспечивает формирование личности уравновешенной, зрелой.

Праведная мусульманка обеспечивает свое право на отта­чивание своей духовности и прежде всего через то, что называ­ется ибада. В широком смысле это означает, повиновение. В бо­лее узком смысле — нормы религиозного культа, культовые пра­вила поведения. Она участвует в общественном богослужении, соблюдает религиозные обряды и предписания от всей души, т.е, спокойной и уверенной, чтобы значение и смысл духовных ценностей проникли на всю глубину души. При выполнении культовых обрядов она не допускает показухи и шума.

Если она совершает молитву, то делает это в обстановке душевного покоя, смиренности и покорности, с искренностью, проникаясь в смысл и значение произносимой молитвы, упоминания имени Аллаха и прославлении Его. Затем она немного остается наеди­не со своей душой и славит своего Господа, читает айаты из Его Книги, глубоко задумываясь и размышляя об их смысле. Она внимательно контролирует себя — как себя ведет, что говорит, не допустила ли какое-либо отклонение или нарушение обряднос­ти. Такое серьезное отношение к соблюдению всех правил об­рядности приносит желанные плоды — очищение души, всего то­го, что относится к внутреннему, духовному миру.

Такая тща­тельность разрывает нити Сатаны в его постоянных усилиях, направленных на искушение человека к чему-то дурному. Да, с праведно мусульманкой может случиться, что допустит ошибку, сделает упущения. Но очень важно то, что если это произошло, то она быстро осознает, просит у Аллаха прощения за допущен­ные ошибочные действия, выражает покаяние за грех или про­ступок. Другими словами, в подобной ситуации она поступает так, как и положено поступать, благочестивым и мусульманкам:

«Поистине, те, которые благочестивы, когда сатана возбудит в них какое-либо обольщение, вспомнят об Аллахе и тут же вновь становятся прозорливыми, разумеющими».

Поэтому и говорил посланник, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, своим сподвижникам: «Все время обновляйте свою веру в Аллаха.» Его спрашивали: «О по­сланник Аллаха! Как нам обновлять нашу веру?» Он сказал: «Говорите чаще: «Нет божества кроме Аллаха».

Благочестивая мусульманка для укрепления своего духов­ного начала и очищения души всегда выполняет культовые об­ряды, всегда испытывает ощущение почтительного страха перед Аллахом, перед тем, что Он всегда контролирует все ее дейст­вия. Она стремится поступать так, что даст возможность снис­кать Его благоволение, избегать того, что вызывает Его гнев. По­этому она всегда идет правильным путем, не отклоняется.

Выбирает себе праведную подругу и общество благо­честивых женщин.

Для того, чтобы достичь такого высокого уровня развития, она выбирает в себе подруги, набожную, благочестивую и добро­детельную подругу, к которой испытывает чувства искренней симпатии, дружбы. Она искренняя в своих советах, не обманы­вает в деловых отношениях. Благочестивая подруга оказывает очень большое влияние на развитие таких качеств у мусуль­манки, как прямота, правдивость и честность, умение ценить доброе. Чаще всего подруга очень похожа на нее по характеру, натуре и нраву:

Не спрашивай о человеке,

А спроси, с кем он дружит.

Каждый друг тому,

С кем дружит, подражает…

Поэтому надо дружить с хорошими и избегать дурных.
Когда будешь среди людей,

Дружи с лучшими из них.

Не дружи с худшими,

погибнешь с худшими.

Мусульманская женщина стремится присутствовать на встречах, где ведется разговор об исламе и его величии, о его ог­ромной роли в формировании индивидуума, строительстве се­мьи и общества. Участницы таких встреч еще больше убежда­ются в могуществе Великого Аллаха и Его щедрой милости, обещают друг другу строго соблюдать Его повеления и предпи­сания и избегать того, что Он запрещает.

Такие встречи и бесе­ды очищают душу и возвышают духовное начало и делают сми­ренной плоть. Человек при этом совершенствуется как личность.

В связи с этим напомним, что Абдалла бен Рауваха, да бу­дет доволен им Аллах, встретил по дороге одного из сподвижни­ков посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспо­шлет на него Свою благодать, и сказал ему: «Пойдем, посидим час, посвятим его вере в нашего Господа». Об этом стало изве­стно пророку, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, и он сказал: «Милосердствует Аллах над Ибн Рауваха. Поистине, он любит участвовать в таких встречах, ко­торыми гордятся ангелы».

Праведный халиф Омар аль-Фарук, да ниспошлет Аллах на него Свою благодать, отрывался иногда от обязанностей по руководству халифатом и бремени власти, брал за руку одного человека или двух человек и говорил: «Давай вместе увеличим­ся верой» и они совершали эикр — ритуальное упоминание име­ни Аллаха, Всемогущ Он и Всеславен.

Омар, да ниспошлет Аллах на него Свое благоволение, был набожным и добродетельным, строго соблюдал культовые правила поведения. Поэтому он испытывал потребность, время от времени в самовыражении в этом отношении. Несмотря на занятость выполнением своих обязанностей, он всячески стре­мился выделить час времени с тем, чтобы очистить душу, успо­коить сердце, добиться самовыражения в чисто религиозном плане.

Точно так же поступал Муаз бен Джабаль, да будет дово­лен им Аллах. Он говорил своим сподвижникам на марше: «Давайте ся­дем. Час проведем в наслаждении нашей верой в Аллаха».

Да, на мусульманине лежит ответственность за постоян­ное укрепление своего духовного начала, очищение души, за по­стоянное ее возвышение, за недопущение ее падения вниз:

«Клянусь душою и Тем, кто образовал ее, вдохнул в нее ее нечестие и ее благочестие. Достигнет желаемого тот, кто очис­тит ее. Обманется в надеждах тот, кто ее утаил».

Из этого явствует, что от мусульманки требуется выбирать своих подруг. Надо выбирать так, чтобы это возвышало и очи­щало душу, способствовало успеху в делах: «Держись всегда тех, кто взывает к своему Господу утром и вечером, стремясь снискать Его, не отвращай от них своих очей, стремясь к красо­те дольней жизни, не повинуйся тому, чье сердце Мы сделали беспечным в упоминании Нашего имени, кто следует своему желанию и чьи дела опрометчивы».

Часто повторяет призывы к Аллаху.

Мусульманке необходимо постоянно укреплять свое ду­ховное начало и привязывать свое сердце к Аллаху. Для этого ей нужно знать наизусть некоторые изречения пророка, да благо­словит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, и всегда их помнить, при всяком действии, по поводу которого установ­лено наличие соответствующего призыва.

Сохранилось много таких замечательных изречений по случаю какого-либо дейст­вия, совершаемого им. Например, что следует произнести при выходе из дома или входе в дом, приступая к еде или закончив прием пищи. Соответствующие выражения обращения ко Всевышнему есть у него и на другие случаи жизни, например, при надевании новой одежды, при подготовке ко сну и при просыпа­нии, когда провожает отъезжающего и когда его встречает…

По­сланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, по случаю выполнения почти каждого действия или дела произносил соответствующую молитву, обра­щенный к Аллаху, о благословении его устремления и усилия. Он хотел этим, чтобы Всевышний уберег его от ошибки или промаха, внушил ему благоразумие и уберег от зла. Таких изре­чений, ставших поистине крылатыми, очень много в сборниках хадисов.

Доподлинно установлено, что они исходят от самого посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспош­лет на него Свою благодать. Благородный посланник, да будет над ним благословение, учил своих сподвижников этим молитвам, настойчиво советовал им часто повторять их в соот­ветствующих случаях.

Мусульманка, всячески стремящаяся к развитию своего духовного начала, старательно заучивает как можно больше этих замечательных крылатых изречений, подражая посланнику, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, и его благочестивым сподвижникам. Она часто повторяет их по нужному поводу.

Благодаря этому ее душа и разум самым тес­ным образом связаны с Аллахом, душа ее очищается, чувства становятся более обостренными и тонкими, возрастает и усили­вается ее вера во Всевышнего.

Для современной мусульманской женщины очень важно использовать это духовное наследие в той же мере, как этим пользовались предыдущие поколения.

Оно возвышает, очищает и закаливает душу, оберегает ее от тех соблазнов и искушений, которых так много в наше время. Во многих обществах, которые уклонились от праведного, истинного пути, указанного Алла­хом, негативные явления погубили женщину, привели ее к ад­скому огню, как указал на это благородный посланник, говоря:

«Я посмотрел сверху на адский огонь и увидел, что большинст­во находящихся там — женщины».

Сознательная мусульманская женщина, руководствующаяся установлениями Аллаха, прояв­ляет рассудительность при выборе пути, множит добрые дела.

Личность мусульманки. Мухаммад Али аль-Хашими






Закладка Постоянная ссылка.
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (7 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение закрыто.