Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, относил плохой внешний вид, пренебрежительное отношение к нему, неряшливость в одежде или обстановке в жилище к непристойности и распущенности. Ислам порицает это.
И если ислам побуждал мусульман к тому, чтобы они были как родимое пятно у человека, то это тем более актуально для мусульманской женщины. По своему внешнему виду — осанке, походке и т.д. — ей надо отличаться в лучшую сторону.
Ведь это отражается на ее жизни, жизни мужа и детей.
Поэтому, несмотря на свою занятость домашними делами и воспитанием детей, она не позволяет себе небрежно относиться к своему внешнему виду. Напротив, всегда стремится к тому, чтобы хорошо выглядеть, не допуская при этом излишеств. Ее забота о своем внешнем виде свидетельствует о правильном взгляде на жизнь, хорошем вкусе, правильном представлении личностных качеств женщины, в которой гармонично сочетаются внутренний и внешний аспекты.
Она осознает, что приятный внешний вид, опрятность и ухоженность тесно связаны с глубоким внутренним содержанием и благородной сущностью.
Именно из их тесной взаимосвязанности складывается личность сознательной мусульманки.
Умная, осмотрительная мусульманка стремится к гармоничному сочетанию формы и содержания.
Она осознает, что тело, ум и душа — составляющие, и каждому из них уделяет должное внимание, избегая при этом чрезмерности одного в ущерб другому. В достижении этой гармонии она руководствуется исламом.
Внимание к своему телу.Умеренность в питании.
Женщина всячески стремится быть красивой. А для этого надо правильно питаться. Она использует лишь то, что обеспечивает прочность организма, сохраняет здоровье, активность, силу, соразмерность фигуры. Она руководствуется тем, что сказал Всевышний:
«…ешьте и пейте, но не будьте неумеренны, потому что Он не любит неумеренных» (7; 31)
Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, подчеркивал необходимость проявлять умеренность в питании: «Человек не заполнял сосуда более худшего, чем свой желудок, но поскольку это неизбежно, то треть его — для еды, треть -для питья, а треть — для дыхания».
Омар, да ниспошлет Аллах ему Свое благоволение, сказал: «Не допускайте чрезмерности в еде и питье. Она вредна для тела, вызывает болезнь и мешает совершению молитвы. Поистине, человек не погибнет, пока не предпочтет свой аппетит своей религии».
И конечно же, нет никакого сомнения в том, что мусульманка далека от всевозможных возбуждающих средств, не говоря уже о наркотиках, употребление которых — тяжкий грех и которые запрещены исламом.
Мусульманке чуждо понятие «убить время». Она рано ложится спать и рано встает, чтобы в обычном ритме осуществлять свою повседневную деятельность, выполнять свои обязанности энергично, непринужденно, испытывая радость и удовольствие. Важно отметить, что длительное пустое, без пользы времяпровождение гасит факел активности. Избегая этого, мусульманка всегда активна, энергична, целеустремленная и добивается выполнения того, что наметила. Домашние дела ей не в тягость, потому что она придерживается здорового образа жизни, который всегда придает ей энергию и жизненную силу.
Она также знает, что для Аллаха физически здоровый и крепкий верующий более люб, чем немощный, как было сказано в приведенном выше наставлении посланника, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать. Учитывая это, мусульманка всегда стремится укреплять свой организм, что достигается ведением здорового образа жизни, соблюдением разумного распорядка дня.
Занимается физкультурой.
Благоразумная мусульманка никогда не упускает из виду, что ислам всегда считал очень важным поддерживать постоянно свою физическую форму на должном уровне. Для достижения этого она не ограничивается лишь соблюдением правильного распорядка дня и ведением здорового образа жизни, о чем говорилось выше.
Она считает важным также заниматься физкультурой, давая себе нагрузку, учитывающую ее физические возможности. Делает это она в четко установленное время, систематично и постоянно. Такие физические упражнения укрепляют тело, придают ему еще большую грациозность, гибкость, красоту и изящество, укрепляет здоровье и иммунитет. Все это способствует повышению ее способности лучше выполнять свои обязанности, осуществлять свою высокую миссию. Это актуально для всех представительниц прекрасного пола — кем бы они не были — жена или мать, подрастающая девочка или женщина средних лет, имеющая за плечами немало прожитых лет.
Сознательная мусульманка держит в чистоте свое тело и одежду, принимает ванну через небольшие промежутки времени. Следует наставлению пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, который всегда побуждал верующих мыться, надушиться благовониями, особенно в пятницу:
«Прежде чем мужчинам и женщинам придти в мечеть, пусть они помоются».
Он особо стал подчеркивать необходимость чистоты после того, как некоторые стали утверждать, что мыться нужно лишь перед пятничной молитвой.
Чистота — одно из самых необходимых качеств, особенно для женщины. Чистота — наиболее убедительное свидетельство благоразумия женщины.
Благородный посланник осуждал, если человек появился на людях в грязной одежде, если он в состоянии был ее выстирать и почистить. Он давал мусульманину понять, что одежда должна быть чистой и опрятной, чтобы он был приятен окружающим.
Такое наставление высказывалось в адрес мужчины, тем более это относится к женщине, ибо она — источник радости и красоты в доме. Нет сомнения в том, что стремление к чистоте повсюду, благоприятно отразиться на ее муже, детях и доме. Это высокое нравоучение, подчеркивающее значение чистоты, прозвучало пятнадцать веков тому назад, в то время, когда мир еще не знал, что такое принять ванну.
В своей книге «От неволи до положения» Самиха Аай Уайради пишет:
«Нам нет необходимости возвращаться ко временам крестовых походов, чтобы узнать, на каком уровне цивилизованности была Европа в те дни.
Достаточно будет вернуться на несколько сот лет назад, ко временам Османского государства, и сравнить уровень его цивилизации с уровнем таковой у европейцев.
В 1624 г. принц Брандебо направил принцам и знатным вельможам пригласительные билеты на пир, который он устраивал. Так вот, в этом приглашении он писал: «Просьба к гостям — не запускать руки в тарелки до локтей, не швырять остатки еды за спину, не облизывать пальцы, не плевать в тарелки, не вытирать нос краями скатерти».
Далее автор пишет: «Такой текст со всей очевидностью показывает, какой был у европейцев уровень культуры, знаний о нормах воспитанности и приличий.
В то же самое время в другом уголке Европы состояние дел немного отличалось от этого. Во дворце короля Англии Якова 1 прямо таки отвратительные запахи исходили от самого короля, а также от королевы и принцесс. Эти запахи сводили на нет впечатление от того благополучия, процветания и роскоши, которые были призваны показать наряды. Так обстояло дело в Европе. А в это время в Стамбуле во дворце халифата было совсем иначе. Как известно, европейские послы, аккредитованные в Османском государстве, должны были, прежде чем попасть к султану, принять ванну. Около 1730 г., когда при султане Ахмаде Ш Османское государство уже заметно ослабло в военном и политическом отношении, супруга английского посла леди Монтегю написала много писем, которые были впоследствии опубликованы.
Из этих писем мы узнаем, как чисто было у мусульман, какой высокий уровень благовоспитанности, учтивости и благонравия был у них. В своих воспоминаниях она приводит и такой эпизод: Османская принцесса Хафиза подарила ей салфетку, вышитую вручную. Принцесса была в высшей степени удивлена тем, что супруга посла боялась вытереть этой салфеткой свой рот. Европейцев изумляло то, что мусульмане моют руки перед тем, как сесть за стол, а также после приема пищи.
Достаточно прочитать то, что написала известная английская медицинская сестра Флоранс Найтингаль об английских больницах середины XIX века. Она вспоминала, что эти больницы были местом скопления мусора и нечистот. Помещения в больницах были битком набиты сотнями больных, которые были лишены элементарных удобств и вынуждены отправлять естественные нужды прямо на кровати».
Вот какое различие было между божественной цивилизацией ислама и уровнем развития других представителей рода человеческого.
Соблюдает личную гигиену.
Мусульманка всегда следит за состоянием полости рта. Она чистит свои зубы каждый раз после приема пищи. Регулярно (не реже раза в год) бывает у дантиста, если даже ее ничего не тревожит.
Поэтому ее зубы здоровы и белые. При необходимости она консультируется также и с отоларингологом.
Надо следить, чтобы верхние дыхательные пути также были здоровы.
Госпожа Аиша, да будет доволен ею Аллах, всегда тщательно следила за состоянием своих зубов, чистила их специальной зубочисткой (мисвак). Об этом говорится в хадисах, собранных аль-Бухари и Муслимом со ссылкой на некоторых сподвижников, да будет доволен ими Аллах.
Госпожа Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказала, что когда посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, просыпался ото сна как ночью, так и днем, пред тем как обмыться, чистил зубы.
Благородный посланник придавал очень большое значение соблюдению чистоты полости рта. Он сказал: «Если бы это не было в тягость моей общине я повелел бы чистить зубы специальной палочкой перед каждой молитвой».
Однажды госпожу Аишу спросили, что прежде всего делает благородный посланник, вернувшись домой.
Она сказала: «Берется за зубочистку».
Вызывает удивление тот факт, что в наши дни некоторые мусульманки совершенно пренебрегают этими вопросами гигиены. Они не думают о том, что соблюдение гигиены является обязанностью женщины, не говоря уже о том, что соблюдение чистоты как нравственной, так и физической является одним из важнейших требований, предъявляемых исламом.
Соблюдение гигиены — личностное качество каждой мусульманки — натуры деликатной, пользующейся уважением, вдохновляющей своей обходительностью, привлекательностью и женской красотой.
Посланник, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, побуждал к соблюдению чистоты, подчеркивал недопустимость того, чтобы от человека исходили неприятные запахи. Он сказал:
«Тот, кто поел лук или чеснок, пусть не приближается к мечети. Поистине, ангелы тоже испытывают неприятность от того, что доставляет неприятность человеку».
Среди наставлений великого посланника, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, есть и об уходе за волосами, об их укреплении и облагораживании. Об этом говорится, например, в хадисе, переданном Абу Даудом, который ссылается на Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, сказал: «Кто имеет волосы, пусть их облагораживает».
Облагораживание волос означает, что они должны быть чистыми, надушенными и красиво уложенными.
В хадисе, помещенном в сборнике имама Малика «Аль-Мувата» со ссылкой на Агаа ибн Иасар сказано, что посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, находился в мечети.
Туда зашел человек, у которого волосы на голове и борода были, взъерошены и имели ужасный вид. Посланник указал на него рукой, словно повелел ему волосы на голове и бороду привести в порядок.
Тот ушел, исполнил это повеление и вернулся. Пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, сказал:
«Не лучше ли так, чем когда кто-нибудь из вас приходит с взъерошенными волосами на голове, словно сатана».
Для нас совершенно ясно, что если благородный посланник прибегнул к такому сравнению, то это свидетельствует о том, какое большое внимание уделяет ислам внешнему облику, и как осуждает непристойный внешний вид.
Это указание его, да будет над ним благословение, очень важно для мужчин. И тем более оно важно для женщин. Ведь они — воплощение красоты. Для женщины не секрет, что красивые волосы — одно из главных составляющих её красоты. А если к тому же эти волосы хорошо ухожены — они будут самой сильной стороной ее привлекательности.
Мусульманка всегда придает большое значение своему внешнему виду, стремится выглядеть элегантной и изящной, не
выставляя при этом вызывающе свою красоту напоказ, не допуская чрезмерности, т.е. не переходя разумные границы.
Все, кто видит ее такой, проникается чувством симпатии к ней. Перед людьми, которым разрешено ее видеть без покрова, она никогда не предстанет в неряшливом виде. Прежде чем появится на людях, она тщательно осмотрится и приведет себя в порядок, следуя установлению своего вероучения.
Истолковывая сказанное Всевышним:
«Скажи: «Кто запрещал нарядную одежду, которую Аллах доставляет рабам Своим, и благие снеди из того, чем питаются?» (7; 32)
аль-Куртуби сказал: «Макхуль, ссылаясь на Аишу, да будет доволен ею Аллах, рассказал: «Аиша рассказала что несколько сподвижников ожидали посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, у входа в дом. Он вышел и подошел к небольшому кожанному ведру, наполненному водой и стал смотреть на воду и поправлять и приглаживать бороду и волосы. Я обратилась к нему:
«О посланник Аллаха. Ты это делаешь?» Он ответил: «Да. Когда человек выходит к своим братьям по вере, он должен привести в порядок свою внешность. Поистине, Аллах прекрасен и любит красоту».
Мусульманин придерживается всех этих требований во всех своих делах в полном соответствии с концепцией ислама о проявлении умеренности. Эта концепция предусматривает недопущение неумеренности и излишества, как это представлено в высказывании Всевышнего:
«И те, которые когда расходуют, не расточительны и не скупы, а соблюдают верную середину…» (25; 67)
Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, будучи образцом скромности, всегда одевался красиво, добротно, приучая к этому своих домочадцев и сподвижников. В опрятности и нарядности он видел проявление благодеяния и милости Аллаха по отношению к нему: «Аллах любит, когда видны на Его рабе следы Его милости».
Ибн Асад, ссылаясь на Джундуба ибн Макиса, да будет доволен им Аллах, рассказал: «Перед приходом делегации посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, надевал свою лучшую одежду и велел своим сподвижникам делать так же.
Я видел посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, в день прибытия делегации племени Кинда. На нем была йеменская хульля (одежда, состоящая из двух кусков). Так же были одеты Абу Бакр и Омар, да будет доволен Аллах ими обоими.
Ибн Мубарак, Табарани, Аль-Хаким, Аль-Байхаки и другие извлекли, ссылаясь на Омара, да будет доволен им Аллах: «Я видел посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, когда он попросил новую одежду и стал надевать ее, сказал: «Хвала Аллаху, который покрыл меня одеждой. Ею я укрыл свои срамные места и украсил свою жизнь».
До тех пор, пока стремление выглядеть красиво не переходит в излишество, оно является вполне разумным стремлением, которое разрешал и к которому побуждал своих рабов Аллах:
«О сыны Адама! Одевайтесь в лучшую одежду перед вхождением в каждую мечеть. Ешьте и пейте, не будьте неумеренными, потому что Он не любит неумеренных. Скажи: «Кто запрещал нарядную одежду, какую Аллах доставляет рабам Своим, и благие снеди из того, чем питаются?» Скажи: «Они преимущественно предоставляются верующим в продолжение здешней жизни до воскрешения». Так ясно Мы излагаем эти знамения для людей, желающих знать».(7; 31-32)
Имам Муслим, ссылаясь на Ибн Сауда, да будет доволен им Аллах, приводит такой хадис: «Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, сказал:
«Не войдет в рай тот, у кого в сердце высокомерия хоть на вес пылинки». Один человек спросил:
«А если человек хочет, чтобы одежда и обувь были хорошие? Другими словами, будет ли это высокомерие?»
Пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, ответил:
«Поистине, Аллах есть красота и любит красоту. А высокомерие — это когда человек превозносит себя над истиной и не признает ее, а также проявляет презрение и пренебрежение к людям».
Это хорошо понимали сподвижники и те, кто следовал за ними, совершенствуя свою веру.
Имам Абу Ханифа, да будет доволен им Аллах, всегда имел приятный внешний вид, был чисто и опрятно одет. От него всегда исходил приятный запах. И тем не менее всегда стремился к тому, чтобы одежда была еще опрятнее и наряднее. В таком стремлении он достиг уровня, когда стал побуждать к этому и других.
Однажды, будучи в обществе, он увидел, что один из присутствующих в очень поношенной одежде. Он уединился с ним и предложил ему тысячу дирхемов, чтобы тот смог улучшить свой внешний вид. Тот сказал: «Я в благополучии и не нуждаюсь в деньгах». Тогда Абу Ханифа упрекнул его: «Разве ты не слышал хадис:
«Поистине, Аллах любит чтобы на Его рабе был виден след Его милости».
Тебе необходимо изменить свой внешний вид, чтобы твой друг не огорчался за тебя».
Совершенно очевидно, что те мужчины и женщины, которые призывают других к совершению молитвы или к исповеданию ислама, должны иметь образцовый внешний вид. Это поможет им проникнуть в глубины сердец и до всех потайных мест души.
Более того, они, как никто другой, должны быть такими. Глашатаи Аллаха должны заботится о своей внешности, чистоте тела и одежды, ногтей и волос, откликнувшись на зов того, что мы называем фитра, т.е. здоровое врожденное свойство. О ней сообщил благородный посланник, говоря: «фитра предусматривает пять обязанностей: обрезание, удаление волос на лобке, сбривание волос из подмышек, подрезание ногтей и подстригание усов». Ислам привил любовь к особой заботе о поддержании красоты.
Однако все то, что говорилось выше о необходимости заботиться о своем внешнем виде, не означает, что праведная мусульманка может на этом пути допускать чрезмерность, т.е. стремиться выставлять на показ свою красоту и наряды перед посторонними, к которым не относятся, как известно, муж и родственники степени махрам. Она не имеет склонность к чрезмерности, не преступает пределы разумной умеренности, установленные исламом. Сознательная мусульманка всегда помнит о необходимости этой разумной умеренности, уравновешенности во всем, не допускает, чтобы та или иная сторона ее поведения превалировала в ущерб другой стороне.
Очень важно, чтобы забота о внешности не поработила бы женщину, не стала самоцелью, главной заботой её жизни, заслонив собой все остальное заботы и интересы, как об этом сказано в благородном хадисе: «Несчастлив тот, кто стал рабом динара или одежды из шелковой ткани».
Среди наших женщин сегодня есть много таких, которые полностью попали под воздействие домов мод. Они в плену у этих законодателей мод и тех, кто реализует их продукцию на мировом рынке. Такая пленница одевает очень дорогое платье не более одного раза. Подобного рода женщины попали в рабство, о котором предупреждал благородный посланник. Они оказались в затруднительном положении, попав в рабскую зависимость от хвастливо роскошной одежды и сопутствующих ей украшений и мишуры. Эта увлеченность, более того — зависимость достигла такой степени, что, преступив рамки разумной умеренности, — отвели женщину от той цели, ради которой она сотворена в этой жизни.
Да, в этот век, ставший временем, когда кичатся и хвастают многочисленными и роскошными нарядами, женщина познала еще одну беду. Речь идет о том, как дорого обходятся теперь свадьбы. Свадьба становится подобной вечеру демонстрации мод с его возрастающим соперничеством в красоте нарядов. Здесь и не пахнет благоразумием. Этот феномен наиболее отчетливо стал проявляться в том, что в течение свадьбы невеста неоднократно(!) переодевается. Ну чем не показ мод, как это делают манекенщицы в странах Запада! И неужели никому из этих женщин не приходит в голову, что среди присутствующих есть такие, которым не по карману такие платья. Ее душа наполняется болью и печалью. В ее душе могут зашевелиться ревность, зависть и даже ненависть по отношению к невесте и ее семье, а также к тем, кто обладает богатством. Подобное не имело бы места, если бы невеста придерживалась умеренности, ограничилась одним, самое большое — двумя платьями за свадебный вечер. Не говоря уже о том, что нескромность в корне противоречит духу ислама, выбирающего «золотую середину», запрещающий чрезмерность, хвастовство и стремление перещеголять.
Интеллектуальное развитие.
Благоразумная мусульманская женщина отдает себе отчет в том, что наряду с заботой о своем теле она должна постоянно заботиться и о своем интеллектуальном развитии. Забота о развитии интеллекта не менее важна, чем забота о состоянии организма. В старину поэт Зухайр ибн Абу Сальми сказал:
Язык юноши — половина.
Другая половина его — сердце.
Ничего другого нет, кроме
мяса и крови.
Слово «язык» здесь означает «ум», «мышление». Подчеркивается важность его развития ума- обогащение различными полезными знаниями, совершенствование интеллекта.
Мусульманка призвана стремиться к овладению знаниями, которые принесут ей большую пользу как в культовой практике, так и в мирской жизни. Ей известны слова Всевышнего:
«Скажи: «Господи! Увеличь мне знание»».(20; 114)
И сказанное благородным посланником: «Поиск знания предписан каждому мусульманину». Она осознает, что наставление, сказанное в Коране и сунне, относится в равной мере и к мужчине, и к женщине, что с того момента, когда в исламском обществе стали культивировать знание, овладение знаниями стало для нее в равной степени, как для мужчины индивидуальной обязанностью.
Мусульманка глубоко осознала тот факт, что с первых же дней существования ислама в этом обществе, посвятившем себя Аллаху и делам благочестия, знания ценились очень высоко. Женщины ансаров сказали благородному посланнику, да будет над ним благословение: «Выдели для нас день, когда мы будем учиться у тебя. Мужчины опередили нас в этом». Он согласился с ними, назначил встречу и приходил и наставлял их новыми знаниями.
Мусульманская женщина устремилась к знаниям, не стеснялась и не стыдилась задавать вопросы о законах.
Во время первого уникального поколения сподвижников женщина, не колеблясь, обращалась с просьбой прямо к пророку, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, чтобы он разъяснил законоположения, касающиеся ее. Особенно, если засомневалась в правильности точки зрения, высказанной по тому или иному вопросу, или когда не соглашалась с таковой. Она глубоко вникала в суть вопроса, пока не приходила к твердому убеждению. Именно так поступала, любознательная мусульманка.
Все это проявилось в поступке жены одного из сподвижников Субайа бинт аль-Харис. Она была замужем за Саадом ибн Хауля, из племени Бани Амир, который участвовал в боевых действиях в долине Бадр. Он скончался, а Субайа осталась беременной и вскоре родила. Однажды она сделала тахару (очищение) и украсила свой внешний вид в ожидании сватающихся. К ней пришел человек из племени Бану Абд ад-Дар Абу-с-Санабиль ибн Бакяак и сказал: «Клянусь Аллахом, тебе нельзя вступать в брак, пока не пройдет время — четыре месяца и десять дней».
Субайа вспоминала: «Услышав такое, я пришла к посланнику Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, и спросила, что он думает об этом. Он принял решение: я освободилась от соответствующего обязательства тем, что родила после смерти мужа. После этого сказал, что мне можно выйти замуж за того, кто мне понравится». Дотошность, которую проявила Субайа в поиске истины, стала ее заслугой. Она принесла большую пользу для всех мусульман.
Опираясь на этот хадис, улемы (богословы и правоведы) во главе с четырьмя имамами использовали прецедент и вывели: «Когда муж умирает, оставляя беременную женщину, а та рожает сразу же после его смерти, до того, как его тело было обмыто, срок идды (период времени, в течение которого женщина после смерти мужа или развода не имеет права выходить замуж) истекает. Значит, ей снова можно выйти замуж».
Ислам предписал женщине в той же мере, как и мужчине, овладевать знаниями. Как сказал посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать: «Приобретение знания — обязанность каждого мусульманина», т.е. для каждого человека (как для мужчины, так и для женщины), который произносит шахаду — свидетельство об исповедании веры.
Что женщине необходимо знать и как ей совершенствовать эти знания?
Первое, что сознательная мусульманка должна хорошо знать — это Книга Всевышнего Аллаха. Уметь читать вслух и знать толкование, т.е. объяснение, причин появления откровений. Далее ей необходимо хорошо знать и понимать то, что относится к хадисам, т.е. рассказы о высказываниях и поступках благородного посланника и его сподвижников и сире,
т.е. жизнеописании благородного посланника, рассказы о сподвижницы и последовательницах.
Ей необходимо также»знать в части, ее касающейся, фикх, т.е. мусульманского право в самом широком смысле этого термина, чтобы соблюдать правила религиозного культа и правильно поступать во взаимоотношениях с людьми во вне религиозной сфере. И разумеется, нужно знать положения об оценке действий (ахкям ад-дин) как с точки зрения религиозной, так и светской. Напомним их читателю.
К первым относятся: фард — обязанность, уаджиб — необходимое действие, мандуб — рекомендуемое, мубах — дозволенное, макрух — предосудительное, харам -запрещенное и наказуемое. Ко вторым относятся: сахых — правильное, батыль — неверное, джаиз — дозволенное.
Аллах поручил женщине посвятить себя семье, созданию в доме обстановки радости, спокойствия, радушия. Именно на нее ислам возложил величайшую ответственность — воспитание нового поколения, формирование героических личностей, пестование талантов. Поэтому в наше время особо подчеркивают роль и заслуги женщины в успехах мужа, ее детей в их практической деятельности. Отсюда происходят выражения:
«Ищите женщину», «За каждым великим делом стоит женщина»,
«Та, которая правой рукой качает колыбель, качает левой рукой весь мир» и другие. Все это женщина может обеспечить лишь в том случае, когда обладает развитым интеллектом, блестящим умом, сильными личностными качествами, чистой душой, высокой нравственностью.
Совершенно очевидно, что обучение и воспитание мусульманки отличается по содержанию и методике от обучения и воспитания мужчины. Есть такие дела, для выполнения которых сотворена женщина, и дела, для ведения которых сотворен мужчина. Другими словами, каждый добивается успеха в том, для чего он сотворен, как это подчеркнуто в мудром руководстве благородного пророка.
Когда мусульманка устремляется к овладению знаниями, в том числе и специальными, она должна, прежде всего, руководствоваться великим вероуставом ислама о том, как формировать себя в интеллектуальном, духовном и социальном отношении. Это обеспечит направленность обучения для выполнения потом той основной задачи, ради которой она сотворена.
В результате она станет сознательной личностью, осуществляющей конструктивную, созидательную деятельность в рамках своей семьи и общества. При этом она не станет копией мужчины, соперничая и конкурируя с ним в работе, подменяя его в мужском обществе, как это мы наблюдаем в обществах, которые не практикуют дифференциального подхода в вопросах программ обучения и законов трудоустройства мужчины и женщины.
В какой бы области человеческих знаний не специализировалась женщина, она всячески стремится к наращиванию своих познаний и совершенствованию новых их практических применений, к выполнению своих функциональных обязанностей наиболее полно, руководствуясь наставлением благородного посланника: «Поистине, Аллах любит, когда человек, выполняя работу, делает это с высоким мастерством».
Высокая способность приобретать знания.
Ворота к знаниям широко распахнуты перед мусульманской женщиной. Она входит в любые из них, в какие пожелает, будучи наделенной от природы способностью украсить себя, как драгоценностями, знаниями и наслаждаться поиском истины. К тому же это не в ущерб ее женственности. Более того, делает ее намного благоразумнее, делает ее ум более светлым и проницательным, а ее чувства — более тонкими. Способствует дальнейшему развитию и расцвету ее личностных качеств.
Духовная мать мусульман госпожа Аиша, да будет доволен ею Аллах, была важнейшим и авторитетнейшим источником знаний по вопросам хадисов и сунны, авторитетом первой величины по различным вопросам ислама. И это уже в то время, когда она была, если так можно выразиться, в расцвете молодости, т.е. когда ей не было еще девятнадцати лет.
Имам Аз-Зухри сказал:
«Если сравнить всю сумму знаний, которыми овладела Аиша, со знаниями всех других жен пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, и знаниями всех женщин, то знания Аиши выглядели бы предпочтительнее».
Очень часто верующие сподвижники обращались к ней, чтобы услышать се решающее слово, окончательное мнение по самым фундаментальным вопросам ислама, языковым и смысловым тонкостям красноречивой и убедительной Книги Аллаха.
Рассудительность и проницательность ее проявлялись не только в вопросах религии, но и стихосложения, литературы, истории и медицины, в других отраслях человеческих знаний, известных в то время. Об этом свидетельствует известный знаток мусульманского права Урва ибн аз-Зубайр, высказывание которого приводит его сын Хишам: «Я не видел никого более сведущего, чем Аиша, в вопросах мусульманского правоведения, медицины и стихосложения».
Среди хадисов, из которых нам известно о том, что Аиша была очень знающим человеком, есть и такое сообщение. Аиша бинт Тальха была в доме Хишама ибн Абд аль-Малика, где находились в это время шейхи племени Бану Уммайя.
Говорили на разные темы, в том числе об арабской поэзии и истории арабов. И она говорила подробно наравне с другими. Когда разговор зашел о звездах, она назвала их. Ибн Хишам сказал ей: «Что касается предыдущих тем, то мне все понятно. А вот насчет звезд где ты узнала?» Та ответила: «От своей тетки по матери — Литии».
Мать верующих госпожа Аиша, да будет доволен ею Аллах, была чрезвычайно пытливой, любознательной. Если ей доводилось слушать разговор о чем-то таком неизвестном ей, то она обязательно расспрашивала, потом вновь возвращалась к предмету разговора, пока не доходила до полного понимания.
Ее пребывание близко от посланника, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, привело к тому, что она стала словно сосуд, весь наполненный знаниями.
Наряду с тем, что Аиша да будет доволен ею Аллах, много знала, она обладала еще таким качеством как красноречие, умела ярко и интересно рассказывать, четко и ясно выражая свои мысли. Когда она говорила, люди заслушивались, она овладевала их сердцами. Это побудило Аль-Ахнафа бен Кайса сказать: «Я слушал, как выступали с проповедями Абу Бакр, Омар, Осман и другие халифы, которые были после них. Но никто из них не говорил так хорошо, так ярко и красноречиво, так великолепно, как говорила Аиша».
Муса ибн Тальха сказал: «Я не видел никого, кто бы говорил так красноречиво, как Аиша».
Среди женщин, стремившихся к овладению знаниями, отметим также дочь Сайда бен аль-Мусайяба, известного в свое время ученого. Это тот самый, который не хотел, чтобы его дочь вышла замуж за сына повелителя мусульман — Абд аль-Малика ибн Марвана.
Выдал ее замуж за одного из своих лучших учеников, каковым был Абдалла ибн Видаа. А была его жена красавицей, прекрасно знала наизусть Книгу Аллаха, была в числе лучших знатоков сунны посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, и вопросов семейного права. Однажды утром, когда Абдалла собрался уходить из дома, жена спросила: «Ты куда?» Он ответил: «К твоему отцу, чтобы вместе с другими набираться знаний». Она сказала: «Садись. Я тебя буду учить тому, чему ты учишься у Сайда». Целый месяц Абдалла не ходил в кружок; он обогащался знаниями от этой очаровательной молодой женщины, научившейся у своего отца.
Еще один пример талантливой и образованной женщины. Речь идет о Фатыме бинт Ааля ад-Дин ас-Самарканди. Ее отец -автор книги «Тухфату-ль-фукаха» («Подарок факихам»). Он умер в 539 году. Так вот, его дочь Фатыма стала очень знающим, всеведущим специалистом по фикху — мусульманскому праву. Она научилась у своего отца, знала наизусть содержание его труда. Отец выдал ее замуж за своего ученика Ааля ад-Дин аль-Касанн, который прекрасно знал вопросы усуль (основные принципы правоведения) и фуруу (выводы, сделанные на основе этих принципов). Он написал книгу «Бадаи ас-санаии» («Чудеса творчества»), в которой дал подробное объяснение содержания труда «Тухфату-ль-фукаха» и представил ее своему учителю. Книга очень обрадовала его, и он счел ее в качестве махра (вено в дар), т.е. подарок невесте, руки которой просили несколько знатных женихов из Византии, но ее отец воздержался от согласия, ибо предпочел им своего ученика.
Факихи в то время сказали: «Он дал толкование его труда и женился на его дочери». Дочь же еще до замужества участвовала вместе с отцом в разработке вопросов, касающихся заключений по нормам мусульманского правоведения. После окончания учебы она пошла по стопам отца. Когда же вышла замуж за автора книги «Чудеса творчества», стала следовать и по стопам мужа. Когда муж допускал ошибку, она поправляла его.
Госпожа Аиша, другие духовные матери мусульман, дочь Сайда бен аль-Мусайяба, Фатыма ас-Самарканди и другие весьма известные, образованные женщины, которых мы не упоминали, не являются редким исключением, из ряда вон выходящим фактом. Отнюдь нет.
В мусульманской общине было бесчисленное множество образованных женщин, которые многое почерпнули в различных областях знаний, были талантливыми и выделялись во многих отраслях знаний. Ибн Саад посвятил часть своей книги «Ат-Табакат» («Круг лиц») тому, что говорится в хадисах о женщинах. Приведены имена семисот женщин, о которых упоминал посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, или его весьма авторитетные, пользующиеся доверием сподвижники. О таких женщинах рассказывали и многие выдающиеся имамы мусульман.
Можно привести пример человека, знающего Коран наизусть — Ибн Асакир. Он умер в 571 году. Это был один из самых правдивых и заслуживающих доверие передатчиков хадисов. Ему даже дали прозвище «Хранитель памяти общины». Среди работавших под его началом — богословов, знатоков и преподавателей религиозных дисциплин, людей, известных своим благочестием, было восемьдесят с небольшим женщин.
Если учесть, что этот ученый никогда не выезжал с восточной части исламского государства, т.е. не посещал Египет, регионы Магриба (север Африки) и Андалузию, другими словами — страны, в которых было особенно много образованных женщин, то для нас становится ясным, что число высокообразованных женщин, о которых он не знал, было намного больше, чем число привлеченных им к работе.
В сборниках хадисов наши улемы часто используют такое выражение: «Мне сказала такая-то …» Среди имен передатчиков хадиса в Сборнике аль-Бухари особо отметим два имени: Бинт Мухаммед бен Омар бен Асаад бен аль-Мунгаджа ат-Танухийя и Карима бинт Ахмад аль-Марванийя. Их упоминает Ибн Хад-жар аль-Ласкаляни в предисловии к своей книге.
Страница в исламской летописи, посвященная женщине, приобретает дополнительную, яркость, если мы подчеркнем, что женщины были очень искренними, правдивыми и честными в своей передаче хадисов посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать.
В отличие от многих мужчин, о них не скажешь, что позволяли себе встать на скользкий путь недобросовестности, допускали необъективность и домыслы, «отсебятину». Можно сослаться на свидетельство имама Аз-Захаби в его книге «Весы уверенности», где он критиковал мужчин за необъективность. Он выявил четыре тысячи мужчин как недобросовестных передатчиков и сказал: «И в то же время мы не обнаружили, чтобы хоть одна женщина вызвала сомнение».
Современная мусульманка, которой досталось такое замечательное наследие нашей истории, еще с большим усердием приобретает знания. Благодаря этому качеству — стремление к знаниям — навсегда остались в памяти имена выдающихся женщин. Они заняли очень почетное место а истории, ибо развили свой интеллект, выработали благоразумие, дальновидность, рассудительность. Все это обеспечило накопление полезных знаний и правильное их использование на практике.
Мусульманка абсолютно далека от того, чтобы верить в предрассудки, небылицы, которые обычно буйно процветают в умах невежественных, неграмотных женщин. Более того, сознательная женщина, идущая путем, который указывает ей ее религия, считает, что доверять, небылицам и предсказаниям, — большой грех.
Такое доверие расстраивает дело верующего, создает угрозу будущей, потусторонней жизни. Муслим рассказал со ссылкой на некоторых жен пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, как он сказал:
«Кто пришел к занимающемуся гаданием и спросил о чем-либо, тому не зачтутся сорок вечерних молитв».
Постоянно повышает свою образованность.
Домашние дела и материнская забота не отвлекают мусульманскую женщину от самообразования, постоянной работы над собой с целью познать новое. Она понимает, что такая самостоятельная работа являет собой тот источник, который, как приток реки, постоянно обогащает ее интеллект новыми знаниями.
Мусульманская женщина, усвоившая из установлений своей религии, что стремление познать новое предписано каждому мусульманину и каждой мусульманке, постоянно обогащает свой разум новыми знаниями.
Она знает, что надо постоянно работать самостоятельно, много читать, что она и делает, как бы много не было хлопот по домашнему хозяйству и как бы не велика была ноша материнства. Умело организуя свое время, она всегда находит возможность предаться чтению книги, содержащей полезную информацию.
Это обогащает ее мышление всем тем новым, которое открыли пытливый ум и огромный талант ученых, литераторов, мыслителей в результате проводимых исследований в различных областях знаний общественных, гуманитарных, естественных и точных наук. Это же и повышает ее интеллектуальный уровень, развивает мыслительные способности и обеспечивает приток новых знаний.
Духовная жизнь.
Сознательная мусульманская женщина, руководствующаяся установлениями своей религии, всегда стремится к совершенствованию своей духовной жизни. Это достигается, прежде всего добросовестным выполнением требований культовой практики, ритуальным упоминаниям имени Аллаха, чтением Корана. Делается это систематически в определенное время. Уделяя большое внимание уходу за своим телом и развитию своего интеллекта, она придает большое значение и развитию своей духовности.
Человек представляет собой три ипостаси — тело, разум и душа. Все эти три составляющие должны быть в единстве, в виде гармоничного сочетания между собой. И от умения каждого человека зависит, сможет ли он обеспечить это. Речь идет именно о гармоничном сочетании, без ущерба какой-либо стороне. Такое сочетание обеспечивает формирование личности уравновешенной, зрелой.
Праведная мусульманка обеспечивает свое право на оттачивание своей духовности и прежде всего через то, что называется ибада. В широком смысле это означает, повиновение. В более узком смысле — нормы религиозного культа, культовые правила поведения. Она участвует в общественном богослужении, соблюдает религиозные обряды и предписания от всей души, т.е, спокойной и уверенной, чтобы значение и смысл духовных ценностей проникли на всю глубину души. При выполнении культовых обрядов она не допускает показухи и шума.
Если она совершает молитву, то делает это в обстановке душевного покоя, смиренности и покорности, с искренностью, проникаясь в смысл и значение произносимой молитвы, упоминания имени Аллаха и прославлении Его. Затем она немного остается наедине со своей душой и славит своего Господа, читает айаты из Его Книги, глубоко задумываясь и размышляя об их смысле. Она внимательно контролирует себя — как себя ведет, что говорит, не допустила ли какое-либо отклонение или нарушение обрядности. Такое серьезное отношение к соблюдению всех правил обрядности приносит желанные плоды — очищение души, всего того, что относится к внутреннему, духовному миру.
Такая тщательность разрывает нити Сатаны в его постоянных усилиях, направленных на искушение человека к чему-то дурному. Да, с праведно мусульманкой может случиться, что допустит ошибку, сделает упущения. Но очень важно то, что если это произошло, то она быстро осознает, просит у Аллаха прощения за допущенные ошибочные действия, выражает покаяние за грех или проступок. Другими словами, в подобной ситуации она поступает так, как и положено поступать, благочестивым и мусульманкам:
«Поистине, те, которые благочестивы, когда сатана возбудит в них какое-либо обольщение, вспомнят об Аллахе и тут же вновь становятся прозорливыми, разумеющими».
Поэтому и говорил посланник, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, своим сподвижникам: «Все время обновляйте свою веру в Аллаха.» Его спрашивали: «О посланник Аллаха! Как нам обновлять нашу веру?» Он сказал: «Говорите чаще: «Нет божества кроме Аллаха».
Благочестивая мусульманка для укрепления своего духовного начала и очищения души всегда выполняет культовые обряды, всегда испытывает ощущение почтительного страха перед Аллахом, перед тем, что Он всегда контролирует все ее действия. Она стремится поступать так, что даст возможность снискать Его благоволение, избегать того, что вызывает Его гнев. Поэтому она всегда идет правильным путем, не отклоняется.
Выбирает себе праведную подругу и общество благочестивых женщин.
Для того, чтобы достичь такого высокого уровня развития, она выбирает в себе подруги, набожную, благочестивую и добродетельную подругу, к которой испытывает чувства искренней симпатии, дружбы. Она искренняя в своих советах, не обманывает в деловых отношениях. Благочестивая подруга оказывает очень большое влияние на развитие таких качеств у мусульманки, как прямота, правдивость и честность, умение ценить доброе. Чаще всего подруга очень похожа на нее по характеру, натуре и нраву:
Не спрашивай о человеке,
А спроси, с кем он дружит.
Каждый друг тому,
С кем дружит, подражает…
Поэтому надо дружить с хорошими и избегать дурных.
Когда будешь среди людей,
Дружи с лучшими из них.
Не дружи с худшими,
погибнешь с худшими.
Мусульманская женщина стремится присутствовать на встречах, где ведется разговор об исламе и его величии, о его огромной роли в формировании индивидуума, строительстве семьи и общества. Участницы таких встреч еще больше убеждаются в могуществе Великого Аллаха и Его щедрой милости, обещают друг другу строго соблюдать Его повеления и предписания и избегать того, что Он запрещает.
Такие встречи и беседы очищают душу и возвышают духовное начало и делают смиренной плоть. Человек при этом совершенствуется как личность.
В связи с этим напомним, что Абдалла бен Рауваха, да будет доволен им Аллах, встретил по дороге одного из сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, и сказал ему: «Пойдем, посидим час, посвятим его вере в нашего Господа». Об этом стало известно пророку, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, и он сказал: «Милосердствует Аллах над Ибн Рауваха. Поистине, он любит участвовать в таких встречах, которыми гордятся ангелы».
Праведный халиф Омар аль-Фарук, да ниспошлет Аллах на него Свою благодать, отрывался иногда от обязанностей по руководству халифатом и бремени власти, брал за руку одного человека или двух человек и говорил: «Давай вместе увеличимся верой» и они совершали эикр — ритуальное упоминание имени Аллаха, Всемогущ Он и Всеславен.
Омар, да ниспошлет Аллах на него Свое благоволение, был набожным и добродетельным, строго соблюдал культовые правила поведения. Поэтому он испытывал потребность, время от времени в самовыражении в этом отношении. Несмотря на занятость выполнением своих обязанностей, он всячески стремился выделить час времени с тем, чтобы очистить душу, успокоить сердце, добиться самовыражения в чисто религиозном плане.
Точно так же поступал Муаз бен Джабаль, да будет доволен им Аллах. Он говорил своим сподвижникам на марше: «Давайте сядем. Час проведем в наслаждении нашей верой в Аллаха».
Да, на мусульманине лежит ответственность за постоянное укрепление своего духовного начала, очищение души, за постоянное ее возвышение, за недопущение ее падения вниз:
«Клянусь душою и Тем, кто образовал ее, вдохнул в нее ее нечестие и ее благочестие. Достигнет желаемого тот, кто очистит ее. Обманется в надеждах тот, кто ее утаил».
Из этого явствует, что от мусульманки требуется выбирать своих подруг. Надо выбирать так, чтобы это возвышало и очищало душу, способствовало успеху в делах: «Держись всегда тех, кто взывает к своему Господу утром и вечером, стремясь снискать Его, не отвращай от них своих очей, стремясь к красоте дольней жизни, не повинуйся тому, чье сердце Мы сделали беспечным в упоминании Нашего имени, кто следует своему желанию и чьи дела опрометчивы».
Часто повторяет призывы к Аллаху.
Мусульманке необходимо постоянно укреплять свое духовное начало и привязывать свое сердце к Аллаху. Для этого ей нужно знать наизусть некоторые изречения пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, и всегда их помнить, при всяком действии, по поводу которого установлено наличие соответствующего призыва.
Сохранилось много таких замечательных изречений по случаю какого-либо действия, совершаемого им. Например, что следует произнести при выходе из дома или входе в дом, приступая к еде или закончив прием пищи. Соответствующие выражения обращения ко Всевышнему есть у него и на другие случаи жизни, например, при надевании новой одежды, при подготовке ко сну и при просыпании, когда провожает отъезжающего и когда его встречает…
Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, по случаю выполнения почти каждого действия или дела произносил соответствующую молитву, обращенный к Аллаху, о благословении его устремления и усилия. Он хотел этим, чтобы Всевышний уберег его от ошибки или промаха, внушил ему благоразумие и уберег от зла. Таких изречений, ставших поистине крылатыми, очень много в сборниках хадисов.
Доподлинно установлено, что они исходят от самого посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать. Благородный посланник, да будет над ним благословение, учил своих сподвижников этим молитвам, настойчиво советовал им часто повторять их в соответствующих случаях.
Мусульманка, всячески стремящаяся к развитию своего духовного начала, старательно заучивает как можно больше этих замечательных крылатых изречений, подражая посланнику, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, и его благочестивым сподвижникам. Она часто повторяет их по нужному поводу.
Благодаря этому ее душа и разум самым тесным образом связаны с Аллахом, душа ее очищается, чувства становятся более обостренными и тонкими, возрастает и усиливается ее вера во Всевышнего.
Для современной мусульманской женщины очень важно использовать это духовное наследие в той же мере, как этим пользовались предыдущие поколения.
Оно возвышает, очищает и закаливает душу, оберегает ее от тех соблазнов и искушений, которых так много в наше время. Во многих обществах, которые уклонились от праведного, истинного пути, указанного Аллахом, негативные явления погубили женщину, привели ее к адскому огню, как указал на это благородный посланник, говоря:
«Я посмотрел сверху на адский огонь и увидел, что большинство находящихся там — женщины».
Сознательная мусульманская женщина, руководствующаяся установлениями Аллаха, проявляет рассудительность при выборе пути, множит добрые дела.
Личность мусульманки. Мухаммад Али аль-Хашими