Усман ибн Аффан история третьего праведного халифа
Усман ибн Аффан один из десяти, кому Посланник Аллаха пообещал, что они войдут в Рай.
Обладатель двух светил – дочерей Посланника Аллаха, сказавшего, что если у него была бы еще одна дочь, то он непременно выдал бы ее за Усмана.
Абу ‘Амр ‘Усма́н ибн ‘Аффа́н аль-Ума́ви аль-Кураши́ عثمان بن عفان الأموي القرشي; 574, Мекка — 17 июня 656, Медина — один из ближайших сподвижников Мухаммада, третий праведный халиф с 644 по 656 год. При Усмане завершилось собрание письменного текста Корана в единую книгу.
Родившись в известном мекканском клане бану Умайя из племени курайшитов, он сыграл важную роль в ранней исламской истории и известен тем, что заказал компиляцию стандартной версии Корана. Усман стал преемником после смерти халифа Умара ибн аль-Хаттаба на совете (шуре), состоящим из тех, кого выбрал Умар.
Усман был женат на дочери пророка Мухаммеда и Хадиджи Рукайе и после её смерти женился на другой дочери Пророка Умм Кульсум. Женившись на двух дочерях Мухаммеда, он заслужил почетный титул Зу аль-Нурайн («Обладатель двух светочей»).
Усман бин Аффан принял ислам по призыву Абу Бакра ас-Сиддика, да будет доволен Аллах ими обоими, призывавшего к исламу каждого из своих соплеменников, кому он доверял и кто приходил к нему и поддерживал с ним общение.
Так, например, при его посредстве ислам приняли аз-Зубайр бин аль-Аввам, Усман бин Аффан, Тальха бин Убайдуллах, Са‘д бин Абу Ваккас и Абд ар-Рахман бин ‘Ауф, да будет доволен всеми ими Аллах. Абу Бакр привёл этих людей к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, который предложил им принять ислам, почитал им Коран и рассказал о сути ислама, после чего они уверовали.
Сообщается, что Абд ар-Рахман бин Самура, да будет доволен им Аллах, сказал:
− Когда пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, готовил войско к походу на Табук, Усман принёс ему тысячу динаров, что же касается (посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует,) то он стал переворачивать эти динары и дважды сказал: «Что бы ни делал Усман после этого дня, ничто уже не повредит ему!» Этот хадис приводит ат-Тирмизи.
В 6 г. х. посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, направил Усмана для ведения переговоров с курайшитами, которые преградили мусульманам путь в Мекку. Усман должен был сообщить им, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, пришёл не для того, чтобы воевать, а для того, чтобы совершить умру. Рискуя собственной жизнью, Усман отправился в Мекку, явился к Абу Суфйану и другим старейшинам курайшитов и передал им слова пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. Выслушав Усмана, они сказали ему: «Ты можешь совершить обход Каабы, если желаешь сделать», на что он дал такой ответ: «Я не сделаю этого, пока обход не совершит посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует!»
После того как огнепоклонник Абу Лю’люа смертельно ранил Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, некоторые мусульмане потребовали, чтобы он избрал себе такого преемника, который устраивал бы его. Подумав некоторое время, Умар сказал: «Если я и оставлю кого-либо своим преемником, им будет тот, кто лучше меня, если же я не сделаю этого, то он уже оставил тех, кто лучше меня», имея в виду посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует.
После этого Умар назвал имена шестерых людей, пользовавшихся особой любовью пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. Этими людьми были Али, Усман бин Аффан, Абд ар-Рахман бин Ауф, Са‘д бин Абу Ваккас, аз-Зубайр бин аль-Аввам и Тальха бин Убайдуллах, да будет доволен всеми ими Аллах. Умар велел им, чтобы после его кончины они собрались и избрали халифом кого-нибудь из них.
После смерти Умара такая встреча действительно состоялась, и её участники пришли к мнению, что избрать халифом следует Усмана бин Аффана, которому присягнули все мусульмане.
По мере распространения ислама и продолжения мусульманских завоеваний эту религию принимали и неарабы. В связи с этим некоторые сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, стали опасаться, что люди будут читать Коран по-разному или искажать форму или смысл его слов.
Однажды к Усману приехал Хузайфа бин аль-Йаман, который принимал участие в походе на Армению и Азербайджан, вместе с жителями Шама и Ирака. Хузайфа, который был напуган тем, что они читают Коран по-разному, сказал Усману: «О повелитель правоверных, настигни эту общину, прежде чем её члены разойдутся во мнениях относительно Писания настолько же, насколько разошлись между собой иудеи и христиане!»
Тогда Усман послал человека к Хафсе бинт Умар, да будет доволен ею Аллах, и велел передать ей следующее: «Пришли нам листы, которые мы перепишем на свитки, а потом вернём тебе». Хафса отослала листы с записями сур Корана Усману, который велел переписать Коран на курайшитском диалекте, а когда это было сделано, он разослал по одному свитку во все края и велел сжечь все прочие списки Корана.
Создание мусульманского флота. Наместник Шама, Му‘авийа бин Абу Суфйан, обратился к халифу Усману с просьбой разрешить ему приступить к строительству кораблей для защиты побережья Шама и Египта от нападений византийского флота. Усман дал разрешение на это, и Му‘авийа построил сильный флот, с помощью которого ему удалось завоевать острова Кипр и Родос.
В 24 г. х. мусульманский флот одержал победу над византийским в морском сражении близ Александрии, несмотря на то, что у византийцев было больше кораблей, и они были лучше оснащены. Это сражение получило название зат ас-савари, поскольку во время боя мачты кораблей противников были привязаны друг к другу.
Битвы и сражения.
Завоевание Магриба и Нубии. Во время правления Усмана, да будет доволен им Аллах, мусульманские войска дошли до Нубии на юге Египта, завоевали этот район и присоединили его к исламскому государству. Кроме того, мусульмане продолжали вести завоевание Магриба и распространять на его территории исламский призыв. Мусульманские войска дошли до равнин Туниса, где одержали победу над силами византийцев, в результате чего к исламскому государству присоединилась вся территория Магриба от Барки до Туниса.
Завоевание Ирана. Во время правления Усмана, да будет доволен им Аллах, территория исламского государства увеличилась, и восточные границы Халифата проходили по побережью Каспийского моря. Мусульмане продолжали преследовать царя Йездигерда, и в конечном итоге он был убит в Мерве. С его смертью Иран прекратил своё существование как независимое государство.
Усман отличался многими достойными качествами. Он был мягким, милосердным, чувствительным и щедрым человеком. Против него стали плести интриги низкие люди и враги ислама, к числу которых относился Абдуллах бин Саба’, иудей, притворно принявший ислам во время правления Усмана. Этот человек стал объезжать разные края, где жили мусульмане, и в каждой провинции распространял ложные слухи о несправедливости Усмана по отношению к жителям другой провинции, в результате чего население каждой провинции стало думать, что оно живёт лучше других. Кроме того, он убеждал людей в том, что Али имеет больше прав быть халифом, чем Усман, да будет доволен Аллах ими обоими.
Через некоторое время в Медину прибыли делегации из Басры, Куфы и Египта, которыми руководил Абдуллах бин Саба’. Эти люди встретились с Усманом, который пообещал удовлетворить их требования, если они вернутся обратно. После этого делегации покинули Медину, однако вскоре появились там снова под тем предлогом, что Усман направил наместнику Египта послание с приказом казнить членов делегации египтян. Однако Усман не имел никакого отношения к этому посланию, поскольку оно было просто подделано. Гонец, который его вёз, специально проехал рядом с египтянами и стал задевать этих людей, они же принялись выяснять, кто он такой. Гонец сказал: «Я − посланец повелителя правоверных к его наместнику в Египте», после чего они обыскали его и обнаружили это послание. Таким образом, цель этого человека состояла именно в том, чтобы они начали выяснять, кем он является.
После этого члены делегации из Египта вернулись в Медину и явились к Усману. Он потребовал выяснения обстоятельств появления этого послания, однако мятежники отказались от этого и заявили: «Аллах позволяет убить тебя!» − а потом окружили дом Усмана. Многие сподвижники вместе со своими сыновьями пытались защитить халифа, но он велел им не браться за оружие. После этого мятежники напали на халифа, и один египтянин из племени бану садус, которого называли Джабля, что означает чёрный человек, нанёс читавшему Коран Усману, да будет доволен им Аллах, удар мечом. Усман попытался защититься рукой, но этот человек отрубил ему руку, и тогда Усман воскликнул: «Поистине, эта рука была первой рукой, которая записывала слова Корана!» − поскольку Усман был одним из тех, кто записывал откровения и являлся первым, кто записывал айаты Корана под диктовку самого посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует. Кровь ‘Усмана пролилась на тот айат, в котором сказано: «…а Аллах избавит тебя от них, (ибо) Он − Слышащий, Знающий». (“Корова”, 137).
Он выпустил Коран из рук, и к нему подбежала его жена Наиля, чтобы защитить его, однако один из этих преступников ударил её мечом по руке, а потом ударил мечом Усмана и убил его.