Зейд ибн Сабит (Zayd ibn Thabit)-биография.
Зейд ибн Сабит аль-Ансари ( زيد بن ثابت الأنصاري; около 615, Медина — около 665, Медина) — известный сподвижник пророка Мухаммада ﷺ муфассир, кади и его личный секретарь. При жизни пророка Мухаммада был его личным секретарём и писцом, записывающим откровения Корана, а после его смерти был в комиссии по составлению полного письменного текста Корана.
Полное имя: Зейд ибн Сабит ибн ад-Дахак аль-Ансари,родился приблизительно в 615 году в Медине.
Его отец происходил из племени Хазрадж и погиб в результате междоусобной войны с другим мединским племенем Аус в битве при Буасе.
Из-за своего маленького возраста он не смог принять участие в битве при Бадре и первым его сражением была битва у рва, где он участвовал в рытье защитного окопа вокруг Медины.
Зайд был грамотен и отличался хорошей памятью. Он умел писать по-сирийски и арамейски и часто находился возле пророка Мухаммада для того, чтобы записывать ниспосылавшиеся Мухаммаду откровения.
Будучи секретарем пророка Мухаммада Зайд вёл переписку и переводил письма, которые поступали к нему на других языках. Считалось, что он был хафизом, то есть знал наизусть весь Коран и муфассиром (толкователем Корана).
Обратившись у нему, Пророк ﷺ сказал:
— О Зайд, изучи-ка ты иудейскую грамоту.
Я не доверяю евреям, ведь они могут исказить то, что я говорю.
Зайд ответил:
— Слушаюсь и повинуюсь, о Посланник Аллаха.
Он тут же уселся за изучение иврита, который освоил очень быстро.
После этого все послания, которые Пророк направлял иудеям,
Зайд записывал на иврите, а их послания читал ему на арабском языке.
После этого по повелению Посланника Аллаха Зайд изучил ассирийский
язык так же быстро, как и иврит.
Таким образом, юный Зайд ибн Сабит стал личным переводчиком
Посланника Аллаха.
Убедившись в честности, правдивости, точности и правильном
понимании всего Зайдом, Пророк ﷺ доверил ему Небесное Послание,
ниспосылаемое на Землю. Он сделал его писцом Откровения Аллаха…Как только в сердце Пророка ниспосылались аяты Корана,он тут же посылал за Зайдом и говорил ему:
“Записывай, о Зайд”.
И Зайд записывал всё под его диктовку. Таким образом,
Зайд ибн Сабит слушал и записывал аяты Корана от Посланника Аллаха
постепенно слово за словом, в результате чего выросли его знания.
Зайд был одним из участников собрания в сакифе Бану Саида, где он поддержал кандидатуру Абу Бакра на пост первого халифа.
Исламское наследственное право.
Он хорошо разбирался в правилах раздела имущества,
был одним из составителей дивана племен при праведном халифе Умаре и руководил разделом добычи после битвы при Ярмуке.
Во время правления халифа Усмана ибн Аффана Зайд был судьёй (кади) Медины и хранителем государственной казны.
Во времена пророка Мухаммада передача Корана осуществлялась главным образом в устной форме.
После смерти Мухаммада в местечке Ямама произошла битва против лжепророка Мусайлимы, во время которой погибли около 700 хафизов (знатоков Корана).
Обеспокоенные возможностью утраты Корана халифы Абу Бакр и Умар обязали Зайда ибн Сабита начать работу по собранию аятов Корана в единую книгу и составить полный письменный текст Корана.
Во время работы над собранием Корана, Абу Бакр поручил Зайду полагаться на письменные свидетельства, которые были собраны у жителей Мекки и Медины.
Контроль за сбором фрагментов Корана был поручен Умару ибн аль-Хаттабу.
Усилиями Зайда и других сподвижников был написан первый полный письменный экземпляр Корана (мусхаф), который хранился у жены пророка Мухаммада Хафсы.
Зайд использовал свои собственные знания, существовавшие в Мекке и Медине записи отдельных частей и айатов и то, что читали ему наизусть сподвижники пророка Мухаммада.
В 650 г. во времена правления халифа Усмана среди мусульман стали часто возникать споры относительно правильного чтения Корана, тогда по приказу халифа Зайд вместе с тремя мекканцами (Абдаллахом ибн аз-Зубайром, Са’дом ибн аль-Асом и Абдуррахманом ибн аль-Харисом) составили официальный письменный текст Корана, который был объявлен единственно верным и обязательным для всех мусульман.
Главным исполнителем работы был Зайд и в основу текста лег текст хранившийся у Хафсы бинт Умар.
Официальный экземпляр был размножен и разослан во все основные центры Халифата.
Остальные фрагменты Корана были сожжены по приказу халифа Усмана.
Зейд ибн Сабит (да будет доволен им Аллах), который был одним из тех, кто записывал откровение, передаёт: «Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) послал за мной, потому что многие из участников битвы при Ямаме погибли. У него был ‘Умар [ибн аль-Хаттаб].
Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал: “Ко мне пришёл ‘Умар и сказал: ‹В день битвы при Ямаме погибло много чтецов Корана, и я боюсь, что постепенно погибнут и все остальные чтецы и многое из Корана потеряется… Я считаю, что тебе следует приказать собрать Коран›.
Я же сказал ‘Умару: ‹Как могу я сделать то, чего не сделал Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?!›
‘Умар сказал: ‹Это, клянусь Аллахом, благое дело!› И ‘Умар не переставал убеждать меня до тех пор, пока Аллах не раскрыл сердце моё для того же, для чего ранее раскрыл сердце ‘Умара, и пока моё мнение не стало совпадать с мнением ‘Умара”».
Зейд ибн Сабит сказал: «‘Умар сидел у него и молчал, а Абу Бакр сказал: “Поистине, ты человек молодой, разумный и заслуживающий доверия, и ты записывал Откровение для Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).
Так собери же Коран воедино”. Клянусь Аллахом, если бы они поручили мне передвинуть гору с одного места на другое, это было бы не труднее, чем собрать Коран!
Я сказал: “Как же вы делаете то, чего не делал Пророк (мир ему и благословение Аллаха)?” Абу Бакр сказал: “Это, клянусь Аллахом, благо”. И ‘Абу Бакр не переставал убеждать меня до тех пор, пока Аллах не раскрыл сердце моё для того же, для чего ранее раскрыл сердце Абу Бакра и ‘Умара.
После этого я занялся собиранием Корана и стал собирать аяты, записанные на кусках кожи, лопаточных костях животных и пальмовых ветвях, а также аяты, которые люди знали наизусть.
Два аята из суры “Покаяние” я обнаружил только у Абу Хузаймы аль-Ансари: “К вам пришёл Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас” (9:128) — и так до конца.
Этот собранный список Корана хранился у Абу Бакра, пока Аллах не упокоил его, а потом — у ‘Умара, пока Аллах не упокоит его, а потом — у Хафсы бинт ‘Умар».
( аль-Бухари).
***
Зейд ибн Сабит, да будет доволен им Аллах, передаёт: «Я слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
“Да порадует Аллах человека, который, услышав от нас хадис, запомнит его и передаст другому. Возможно, тот, кому он передаст это знание, поймёт и усвоит его лучше него самого. Бывает, что носитель знания не понимает его должным образом”».
***
Зейд ибн Сабит, да будет доволен им Аллах, передаёт: «Аят “Если же кто-либо убьёт верующего преднамеренно, то возмездием ему будет Геенна, в которой он пребудет вечно” (4:93) был ниспослан через шесть месяцев после того, который в суре “Различение”:
“Они не взывают помимо Аллаха к другим богам, не убивают людей вопреки запрету Аллаха, если только они не имеют права на это…” (25:68–70)»*.
Подготовила:Хадиджа Магомедова
Истории сподвижников Пророка Мухаммада ﷺ