Можно ли закрывать глаза во время намаза?

Можно ли закрывать глаза во время намаза?

Вопрос:

Допускается ли закрывать глаза во время намаза(молитвы)?

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Когда кто-либо из вас будет совершать молитву, пусть не закрывает своих глаз!»
Этот хадис передали Ибн ‘Ади (8/90) и ат-Табарани в «аль-Му’джам аль-Кабир» (10956) со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен ими обоими Аллах.

Закрывание глаз в молитве порицаемо, как это говорил имам Ахмад, поскольку Сунной является смотреть на место земного поклона, а не закрывать глаза.
Но если в этом есть необходимость, как например открытые глаза приводят к отвлечению от смирения и т.п., то в таком случае некоторые ученые это дозволяли и даже считали желательным, так как смирение в молитве является весьма важной частью молитвы! См. «Задуль-ма’ад» 1/293.

Лучше приучать себя не делать намаз с закрытыми глазами, чтобы выйти из разногласия и воплотить Сунну открытия глаз.

Из книги «Описание молитвы Пророка (мир ему и благословение), шейха аль-Албани:
«Он (да благословит его Аллах и приветствует) склонял свою голову во время молитвы и устремлял свой взор к земле».
[Аль-Байхаки и аль-Хаким, который установил достоверность этого хадиса.
Этот хадис подкрепляется также другим схожим хадисом, сообщаемым со слов десяти его сподвижников, как передал Ибн ‘Асакир (17/202/2). См. «аль-Ирва’» 354].

(А) «когда он находился в Каабе, то не отводил взора от места совершения своих земных поклонов, пока не покидал её».
[Аль-Байхаки и аль-Хаким. Важное замечание! Эти два хадиса свидетельствуют о том, что устремление своего взора к месту совершения земных поклонов на земле является сунной, поэтому когда некоторые молящиеся закрывают свои глаза во время молитвы,
это всего лишь показная набожность, ибо наилучшее Руководство — это Руководство Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)].

И он сказал: «Не подобает, чтобы в Доме (Аллаха) было нечто, что отвлекало бы молящегося».
[Абу Дауд и Ахмад передают этот хадис через достоверную цепочку передатчиков
(«аль-Ирва’», 1771); как ясно из контекста этого хадиса,
слово «Дом» здесь означает Каабу].



«Он запрещал устремлять свои взоры к небу» [Аль-Бухари и Абу Дауд] и настаивал на этом запрете до такой степени, что сказал:
«Люди, которые устремляют свои взоры к небу во время молитвы, должны прекратить это делать, а иначе их зрение никогда не вернется к ним (в другой версии этого хадиса говорится: «а то они лишатся зрения»)».
[Аль-Бухари, Муслим и ас-Сирадж].

В другом хадисе сообщается: «…а когда вы совершаете молитву, не смотрите по сторонам, поскольку Аллах обращает Свой Лик к лицу Своего молящегося раба до тех пор, пока он не посмотрит в сторону».
[Ат-Тирмизи и аль-Хаким, которые считали этот хадис достоверным. Ср.: «Сахих ат-Таргиб» № 353].

И он также сказал относительно взглядов (бросаемых молящимся человеком) по сторонам: «Это (не что иное, как кража) шайтана, похищающего нечто из молитвы раба (Аллаха)».
[Аль-Бухари и Абу Дауд].

Он (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: «Аллах не перестает смотреть на Своего раба во время молитвы до тех пор, пока он не посмотрит в сторону, а когда он отворачивает свое лицо, Аллах отворачивается от него».
[Этот хадис передали Абу Дауд и другие. Его достоверность обосновали Ибн Хузайма и Ибн Хиббан. См. «Сахих ат-Таргиб» № 555].

(И) он «запретил три вещи: клевать носом как петух, сидеть как собака* и вертеть головой как лисица».
[Ахмад и Абу Йа‘ла. См. «Сахих ат-Таргиб» № 556].

*[Прим. перев.: здесь имеется в виду, что «мусульмане не должны садиться на ягодицы, приподнимая колени и упираясь в землю руками, потому что в такой позе сидит сатана. Эта поза также называется ‘позой собаки’» — «Итхаф аль-Кирам» Сафий ар-Рахман аль-Мубаракфури].

Без нужды порицается закрывать глаза во время намаза. Некоторые ученые аргументировали это тем, что в этом есть уподобление иудеям.
См.: «Ар-Раудуль-Мурби», глава о том что порицается в молитве.

А некоторые ученые объяснили это, тем, что это противоречит сунне Пророка, саллаху алеихи уа саллям. Поскольку по сунне молящемуся следует устремлять свой взор на место земного поклона.
Закрывая же глаза молящийся оставляет эту сунну. См.: «Бадааиус-Санааи», 1/503.

Но разрешается закрывать глаза при нужде, как например если перед молящимся будут узоры или что-то, что его отвлекает.

Ибнуль-Каййим сказал, что если человек отвлекается на рисунки, узоры и т.д., и закрывая глаза он молится более смиренно,
то в этом случае можно закрывать глаза. См.:»Заадуль-Маад», 1/283.

В понятие нужды так же можно включить и такие случаи, как если щиплят глаза по болезни или из-за яркого солнца и т.д.

шейх Мухамад ибн Хизам

Вопрос: Какой хукм в отношении тех, кто закрывает глаза во время молитвы?

Ответ:

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمنِ الرَّحِيمِ

Ваалейкум ассалам,
Закрывать глаза во время молитвы нежелательно, потому что:

— это отказ от сунны смотреть на место суджуда;
— это похоже на поклонение немусульман;
— говорится, что первые мусульмане не одобряли этого.

Существует слабый хадис на эту тему, который сам по себе не является достаточным доказательством, но в нем подтверждаются эти соображения.

Тем не менее:

если человеку не удается полностью сосредоточиться в намазе или если он отвлекается во время молитвы с открытыми глазами, то допустимо
(или, возможно, даже желательно) закрыть глаза.

Об этом сказали такие ханафиты, как имам Хаскафи в “Дурр аль-Мухтар”, Ибн Абидин в “Радд аль-Мухтар”, ибн Нуджайм в “Аль-Бахр ар-Раик” и имам Касани в “Бадаи ас-Санаи”.
[Также об этом сказали такие] ханабалиты, как, [к примеру], имам Бухути в “Кашшаф аль-Куна”. Маликиты: имам Дардир в “Аш-Шарх ас-Сагир”.

Передается, что в шафиитском мазхабе нежелательно закрывать глаза во время молитвы.
Тем не менее, имам Навави в книгах “Маджму” и “Минхадж” придерживается мнения, что это не порицается.
Это мнение одни ученые истолковали как разрешение закрывания глаз во время молитвы, а другие – как отнесение [закрывания глаз во время молитвы] к действиям,
которые предпочтительнее не совершать (хиляф аль-авля), кроме случаев, когда это помогает человеку достичь хузура в намазе.

Имам Бухути также упоминал в книге “Кашшаф аль-Кина”, что это не одобряется, потому что может сделать человека сонным [например, во время молитвы ночью].

Имам Касани объяснял в книге “Бадаи”, почему необходимо смотреть на место суджуда во время молитвы.
Дело в том, что каждая часть тела и каждый огран человеческого организма молящегося участвует в поклонении.

Имам Ибн Нуджайм упоминал, что человек не закрывает глаза во время поклонения, а также писал:
“Некоторые суфии (пусть Аллах поможет нам через них) говорили, что человек не закрывает глаза в намазе, потому что глаза тоже совершают суджуд”.

Имам Абу Бакр аль-Джассас (да смилостивится над ним Аллах) в своем великолепном комментарии к аятам, касающимся вопросов фикха,
“Ахкам аль-Куран” поясняет слова Всевышнего Аллаха: «Несомненно, преуспеют те верующие, которые благоговейны в молитве» [23:1-2]:

-Мухаммад ибн Сирин сообщает о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, до этого смотрел в небо во время молитвы.
После ниспослания этого аята он стал склонять голову в намазе.
— Также он сообщает, что после ниспослания этого аята сподвижники опускали взгляды так низко, что их глаза видели только место суджуда.
— Передаётся от Ибрахима, Муджахида и Зухри: «Быть благоговейным (хушу) значит быть спокойным».
= Сообщается, что наш господин Али говорил: «Благоговение должно быть в сердце и поэтому необходимо стараться не отвлекаться во время молитвы».
=Хасан аль-Басри сказал: «Благоговейный значит богобоязненный»
-Абу Бакр аль-Джассас прокомментировал: «[Слово] «благоговейный» (хушу) имеет следующий смысл:
остающийся спокойным во время молитвы, смиренный, не отвлекающийся, не смотрящий по сторонам или делающий лишние движения, боящийся Аллаха».

Вот почему, как сообщается, наш господин ибн Мас’уд хотел быть подобным брошенной одежде (в своем спокойствии)
и «в молитве понижал свой голос, опускал тело и взгляд».
И только Аллах дает нам успех.

Шейх Фараз Раббани

Подготовила:Айнур Бедретдин



Закладка Постоянная ссылка.
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (7 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение закрыто.