Закят — религиозный мусульманский обряд в Исламе, заключающийся в отчислении состоятельным мусульманином каждый год 1/40 части своего имущества в пользу бедных.
Закят – это ибада, которая избавляет сердце от скупости, очищает имущество, пробуждает в душах людей милосердие.
Благодаря закяту, зависть покидает сердца бедных и неимущих, и единство общества укрепляется.
Выплата закята является обязательной для тех, кто отвечает определенным условиям.
Закят предписан тому, кто является:
1.мусульманином,2.разумным,3.совершеннолетним,4.свободным,5.состоятельным
(должен обладать имуществом или деньгами в размере нисаба, не считая долгов и предметов первой необходимости).
Вопрос:Кому выплачивается закят?Как нужно раздавать закят и сколько?
Ответ:
Первая категория первая – неимущие (факир). К ним принадлежит только у кого нет ничего и кто ничем не в состоянии зарабатывать.
Если же у него имеется пища на целый день и одежда на всё тело, то он не является неимущим.
А если у него пищи не более чем на полдня, он имеет рубаху без платка на голову или платок на голову без рубахи,
то он – неимущий (мискин).
Если он – ищущий знания (талиб-и ‘илм) и, занявшись ремеслом, отрывается от поиска знания, то он – факир.
Но подобные факиры встречаются реже, разве только среди детей. Поэтому устраивают так, что ищут семейного (нуждающегося) и часть, [предназначенную] для неимущих, передают ему через его детей.
Вторая категория – бедняки (мискин ). Бедняком является тот, у кого расходы на важные потребности превышают его доход.
Даже, если у него имеются дом и одежда, но при отсутствии достатка в течение целого года, когда его ремесло не восполняет его,
допустимо отдать ему столько, чтобы обеспечить достаток в течение круглого года.
Если у него есть ковер, посуда и книги, но он испытывает нужду в чем-то) то он – бедняк.
Однако, если у него имеется нечто, превышающее его потребность, то он не является бедняком.
Третья категория – те, кто собирают закят, доводя его до неимущих; им отдается их часть из закята.
Четвёртая категория – новообращённые (му’аллафа), это те, кто только что стали мусульманами.
Если им дать какие-то средства, то у других появится стремление, благодаря которому они станут мусульманами.
Пятая категория – самовыкупающиеся рабы (мукатаб). Это рабы, которые выкупают себя, отдавая свою стоимость по частям своему господину.
Шестая категория – те, кто имеют долги, получившиеся не в результате греха, будь то неимущий или богатый,
но сделавший долг ради какого-то общего блага, например, чтобы подавить смуту.
Седьмая категория – те воины (гази), у которых нет жалованья из казны, даже если они богаты, им следует дать на путевые расходы из закята.
Восьмая категория – путешественники, не имеющие путевого припаса, будь то проезжие или отправившиеся в путешествие из своего города.
Им следует дать в размере, достаточном для питания и арендной платы.
Допустимо прислушиваться к словам всякого, кто скажет «Я – нуждающийся» или «Я – бедняк».
Если же выяснится, что он лжёт, тогда закят у него следует изъять.
Что касается путешественника, имеющего путевой припас, или воина, не отправляющегося на войну, то закят у них надо изъять.
В отношении других категорий надо поступать, полагаясь на слова облечённых доверием лиц.
Это интересно:
Закят в Исламе,отчисления и выплаты
Закят и хадж обязанность каждого состоятельного мусульманина
Абу Хамида Мухаммада ал-Газали ат-Туси (Эликсир счастья)
Подготовила:Малика Аминова