Абу Мухаммад Джабир ибн Афлах ал-Ишбили.Джабир ибн АбдуЛлах ( أبو محمد جابر بن أفلح), (первая половина XII в.) —выдающийся мусульманский ученый,математик и астроном, уроженец Севильи. В средневековой Западной Европе был известен под именем Geber Hispalensis.
Торкветум, изобретённый Джабиром ибн Афлахом.
Джабир ибн Афлах – изобретатель астрономического инструмента, известного как торкветум. Торкветум по праву можно считать аналоговым вычислительным устройством, так как оно позволяет производить измерения не только в горизонтальной, экваториальной и эклиптической координатной системе, но и осуществлять переходы между ними.
Несколько исламских поздних авторов находились под влиянием Джабира, в том числе Ибн Рушд (Ibn Rushd) и Нур ад-Дин ал-Битруджи (Nur ad-Din al-Betrugi). Оба они трудились в Андалусии. Работа ‘Усовершенствование Алмагеста’ распространилась по Египту (Egypt) в 12-м веке благодаря усилиям выдающегося еврейского философа и богослова Маймонида (Maimonides), а затем к концу 13-го века добралась до востока.
Составил’Усовершенствование Алмагеста’ было переведено с арабского на иврит и латынь. Переводом на латынь занимался Герард Кремонский (Gerard of Cremona), который внес свою лепту в популяризацию астрологии в Западной Европе. Труд Джабира оказал широкое влияние на более поздних математиков и астрономов и помог развитию тригонометрии в Европе.
Джабир первым получил для прямоугольного сферического треугольника соотношение, связывающее два угла и катет (правило Гебера):
cos A = cos a sin B . {\displaystyle \cos A=\cos a\sin B.} \cos A=\cos a\sin B.
Большая часть материала по сферической тригонометрии в работе немецкого математика Региомонтана (Regiomontanus) ‘О всех видах треугольников’ (‘On Triangles’) была непосредственно позаимствована из трактата Афлаха. Положения тригонометрии, о которых Николай Коперник (Nicholas Copernicus) говорит в первой части своего эпохального труда ‘О вращении небесных сфер’ (‘De revolutionibus’), по всей видимости, также появились не без влияния умозаключений Джабира.
В 1935 г. Международный астрономический союз присвоил имя Джабара ибн Афлаха кратеру на видимой стороне Луны.
Абу аз-Зубайр передал, что он слышал, как Джабиру ибн ‘Абдуллаху задали вопрос о смысле аята, в котором говорится, что каждый человек неизбежно подойдёт к Аду («И нет среди вас такого, кто не подойдёт к Аду, и Господом твоим это решено окончательно (19:71)»), и Джабир сказал:
«В День воскресения мы явимся к месту сбора и займём место на холме выше других людей. Членов разных религиозных общин одного за другим будут призывать их идолы и то, чему они поклонялись,
а после этого к нам явится Господь наш и спросит:
«Кого вы ждёте?» Люди станут говорить: «Мы ждём нашего Господа», и Он скажет: «Я — Господь ваш». Люди станут говорить: «Откройся, чтобы мы посмотрели на Тебя».
Тогда Он предстанет перед ними, смеясь, а потом поведёт их, и они последуют за Ним.
Он дарует свет каждому человеку из их числа, будь то лицемер или верующий, и все они последуют за этим светом, а на воздвигнутом над Геенной мосту будут находиться крюки и колючки, которые станут хватать тех, кого пожелает Аллах Всевышний.
Через некоторое время свет лицемеров будет погашен, после чего верующие спасутся.
Первой спасётся группа численностью в семьдесят тысяч человек, лицо каждого из которых будет подобно луне в полнолуние, и ни у кого из них не потребуют отчёта.
За ними последуют люди, лица которых будут светиться, как небесные звёзды, и это продолжится до тех пор, пока не будет позволено заступаться за грешников.
И люди будут заступаться за них, пока из Огня не выйдет каждый человек, который говорил «Нет бога, кроме Аллаха» и в сердце которого было благо(вера) весом хотя бы с ячменное зерно.
А потом этих людей поместят перед Раем, обитатели которого станут брызгать на них водой, и те начнут прорастать, как прорастает то, что приносит с собой поток, а следы, что оставит на них Огонь, исчезнут.
После этого каждый из них будет обращаться к Аллаху с просьбами, пока каждому не будет даровано нечто, равное всему миру дольнему, и ещё десять подобий этого мира».
Учёные Ислама | Мусульманские ученые