Зулейха

Зулейха

«Зулейха»- история татарской женщины мусульманки, лишившейся всего, кроме убеждений,исторический фильм по пьесе классика татарской литературы Гаяза Исхаки.

Потеряв мужа и детей, насильственно выданная замуж за человека другого вероисповедания, Зулейха оказалась на грани безумия, но убеждения помогают ей не сломаться.

Ее муж Салимжан заключен в тюрьму за участие в бунте односельчан против властей, решивших ликвидировать мечеть в селе, где большинство татар стали кряшенами.

Сама Зулейха, не подозревавшая, что Салимжан всю свою семью записал в кряшены, под именем Марфы отправлена в монастырь, а затем ее насильно отдают замуж за русского крестьянина Петра.

И Салимжан, и Петр гибнут, а Марфа-Зулейха, обвиненная в их смерти, оказывается на каторге.

Бюджет «Зулейхи», по словам режиссера кинокартины Рамиля Тухватуллина, составил более 6 млн. рублей.

Фильм снимался в нескольких районах Татарстана — Пестречинском, Тюлячинском, Аксубаевском, Чистопольском, а также в Казани и Чувашии.

Главным консультантом фильма выступил Председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин.

В «Зулейхе» были задействованы 150 актеров, в массовых сценах фильма снялись жители деревень, вблизи которых проводили съемки.
Зулейха мусульманский фильм

«Зулейха» повествует о трагических событиях XVIII-XIX веков, когда на территории Волго-Уральского региона велась политика насильственной христианизации народов,проживавших на этих землях.



Зулейха с мамой

В 1720—1722 гг. Петр I издал несколько указов о христианизации народов Поволжья, по которым тем, кто принял крещение, на три года предоставлялись льготы (освобождение от податей и сборов, от рекрутской повинности).

В XVIII столетии была продолжена христианизация нерусского населения Среднего Поволжья. Вместе с тем направленная на нее социальная и религиозная политика претерпела ряд существенных изменений.

Однако мусульмане упорно не желали креститься. Tогда правительство указом от 22 сентября 1740 г. и рядом других решений определило методы насильственного крещения народностей Поволжья.

христианизация мусульман

В Свияжске была создана Hовокрещенская контора с большим штатом проповедников, чиновников И Командой солдат. Прибегая главным образом к методам насилия, правительство в то же время снова обещало новокрещеным временные льготы: освобождение на три года от податей и рекрутской повинности, выдачу крестов, денег и одежды. Подати и рекрутская повинность крестьян, принявших христианство, перекладывались на некрещеных.

Особенно широкий размах и жесткий характер политика христианизации приобрела в 40-50-е гг. Еще в 1731 г. в Свияжске была создана Комиссия для крещения казанских и нижегородских мусульман и других инородцев.

За восемь лет ей удалось обратить в православие немногим более двух тысяч человек.
Мусульмане

В 1740 г. по указу Анны Ивановны вместо этого миссионерского учреждения была основана Контора новокрещенских дел. Ей было поручено заниматься христианизацией мусульман и язычников Казанской, Нижегородской, Астраханской и Воронежской губерний.

крестившиеся получали различные подарки и денежное вознаграждение от 50 копеек до полутора рублей.

Ясачным татарам-мусульманам в случае крещения полагались медный крест, рубаха, штаны, сермяжный кафтан, шапка, рукавицы, чирики с чулками.

Татарским мурзам выдавали серебряный крест и более ценные вещи и одежду. Кроме того, было подтверждено, что новокрещены на три года освобождаются от налогов и повинностей (эти налоги и повинности возложили на некрещеных иноверцев). Рекомендовалось также организовать обучение новокрещеных основам православной веры, поощрять браки между новокрещеными и русскими.

Православные миссионеры хорошо понимали, что сила ислама в Поволжье и Сибири заключалась не только в том, что татары были последовательными правоверными мусульманами, но и в том, что вся повседневная жизнь татарского населения регулировалась законами шариата, а местное духовенство пользовалось большим авторитетом.

Ахун, мулла, абыз были не просто духовными лицами, но и судьями, учителями, и, нередко, врачевателями». Кроме того, православная церковь видела в исламе соперника, составлявшего ему серьезную конкуренцию в вопросе духовного влияния на языческие народы.

За полтора года из 536 мечетей Казанской губернии было разрушено 418; в Сибирской губернии-9, в Тобольске, Таре и уездах эта цифра составила 98 из 133; Астраханском уезде из 40 мечетей – 29.

Эти драматические события показаны через призму жизни и борьбы обычной татарской женщины мусульманки Зулейхи.

Через ее образ и раскрывается трагедия всего татарского народа.




Закладка Постоянная ссылка.
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (10 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение закрыто.