Абу Ханифа Ахмад ибн Дауд ад-Динавари(Abu Hanifa Dinawari) ( أبو حنيفة أحمد بن داود الدِينَوَرِي, ок. 815—895) — известный мусульманский учёный-энциклопедист, автор трудов в области астрономии, сельского хозяйства, ботаники, металлургии, географии, математики и истории.
Родился в области Динавар, между Хамаданом и Керманшахом в современном западном Иране.
Он изучал астрономию, математику и механику в Исфахане и филологию и поэзию в Куфе и Басре.
Его самым известным трудом считается так называемая «Книга растений», за авторство которой он считается основателем арабской ботаники.В книгу он включил стихи арабских поэтов, упоминавших или описавших растения.
Среди его работ стоит отметить труды в различных областях науки.
Математика:«Kitab аl—Cebr ve’l—Mukabele»;«Kitab аl-Cem ve’l-Tefrik»;«Kitab аl—Hisab».
Астрономия:«Kitab аl—Kusuf»;«Kitab al—Enva»;
«Kitab al—Kıble ve’l—Zewal».
В области географии и истории:«Kitab al—Buldan»;«Kitab al-Kebir».
Он также написал книгу о происхождении народа курдов под названием «Ansab al-Akrad».
Полностью сохранился исторический свод «Книга долгих известий» («Китаб аль-ахбар ат-тываль»),
в котором изложены события до исламской истории, а также эпохи первых халифов, Омейядов и Аббасидов.
О люди! Из двух сходных вещей выберите одну и не называйте благочестие лицемерием; лицемерие — наблюдением; запальчивость — смелостью; насилие — твердостью; милость господа — наказанием; страх смерти — спокойствием /стр. 78/; любовь к родству — лестью; непослушание — злобой; сомнение — освобождением; справедливость — слабостью;
почет — дряхлостью; недовольство — привычкой; получение милости — унижением; образованность — умом; заблуждение — небрежностью; вероломство — необходимостью; честность — [115] гибелью; притворство — добродетелью; набожность — страхом; бдительность — малодушием; жадность — усердием; преступление — добычей; экономию — скупостью; скупость — бережливостью; чрезмерность — увеличением; щедрость — расточительством; заносчивость — отдаленностью от хлопот;
благородство — заносчивостью; гордость — выносливостью; отречение — заслугой; возвышение подлых — благодеянием; бесстыдство — красотой; отсталость — уверенностью; уверенность — глупостью; сплетню — средством; клевету — пределом; мягкость — бессилием; ругань — требованием справедливости; болтовню — красноречием; красноречие — трескотней; наклонность к дурным страстям — похвалой; угодливость — согласием; содействие притеснению — защитой;
тщеславие — доблестью; развлечение — шуткой; несправедливость — изучением; удлинение — могуществом;
хорошее мнение — нерадением; попирание мрака — наставлением; обман — проницательностью;
лицемерие — сочувствием; медлительность — спокойствием; застенчивость — страхом; наглость — строгостью;
порок — честностью;
несправедливость — стремлением к защите; зависть — исцелением; тщеславие — совершенством; дерзость — усердием; злобу — достоинством; нужду — предосторожностью; произвол — замкнутостью; легкомыслие — настороженностью; благовоспитанность — ремеслом; порицание /стр. 79/ — интригой; лишение достоинства — величием; течение судьбы — причиной для преступлений; несуществующее — существующим; существующее — несуществующим.
Учёные Ислама | Мусульманские ученые