Абдуллах ибн Умар | Абу́ ‘Абду-р-Рахма́н ‘Абдулла́х ибн ‘У́мар аль-Кураши ( ابن عمر; 614, Мекка, совр. Саудовская Аравия — 693, там же) — выдающийся полководец, известный сподвижник пророка Мухаммада,муфтий,мухаддис, сын второго праведного халифа Умара.
Родился в Мекке в 614 году. В раннем возрасте,вместе с отцом принял ислам и совершил переселение (хиджру) в Медину.
В связи с несовершеннолетием, Ибн Умар не участвовал в битвах при Бадре и Ухуде.
В возрасте 18 лет принял участие в «битве у рва», затем в сражениях при Муте, Табуке и завоевании Мекки.
После смерти Пророка не принимал активного участия в политической жизни Халифата.
Участвовал в завоевательных походах в Северной Африке (648), Табаристане и Хорасане (651).
После трагической гибели халифа Усмана, Ибн Умар признал халифом Али ибн Абу Талиба, отказавшись возглавить Халифат.
Во время Первой фитны сохранил нейтралитет и не присоединился ни к одной из сторон, хотя его симпатии были на стороне Али. После прихода к власти Муавии участвовал в осаде Константинополя.
Выступал против наместника Омейядов в Ираке аль-Хаджжаджа, отличавшегося своей жестокостью.
Абдуллах ибн Умар был грамотным и образованным человеком.
Блестяще знал Коран и его толкование, с его слов было передано более 3000 хадисов. Хорошо знал исламское право.
В 693 году, в период хаджа, ему было нанесено смертельное ранение.
Однажды Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, увидев, что его беременной жене трудно поститься, сказал ей:
“Оставь пост, так как ты из числа тех, кто не может соблюдать его. Поэтому корми за каждый день бедняка и не возмещай свой пост”.
Нафи’ рассказывал, что то же самое Ибн ‘Умар повелел и своей беременной дочери.
(ад-Даракъутни 2/207/10. Достоверность иснада подтвердили имам ад-Даракъутни и шейх аль-Альбани.
(“Ируауль-гъалиль” 4/20)
Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«Нет такого глотка, который был бы большей наградой, чем глоток гнева, который человек проглотил ради довольства Аллаха».
(«Аль-адаб аль-муфрад, 1318», Имам Аль-Бухари).
Нафи’ рассказывал: “Ибн Умар считал хариджитов худшими творениями Аллаха, и он говорил:
“Хариджиты берут аяты ниспосланные относительно неверных и применяют их к верующим”. Ибн Уахб.
( “аль-Изтискар” 8/90).
Это сообщение также приводит имам аль-Бухари в одной из глав своего «Сахиха», и хафиз Ибн Хаджар назвал иснад данного сообщения достоверным.
( “Фатхуль-Бари” 12/286).
Со слов Нафи’ передаётся, что когда вышли люди Медины (во главе с Абдуллахом ибн Зубайром) против Язида ибн Муавии, Ибн Умар собрал своё окружение, и своих детей, и сказал:
«Я слышал Пророка, мир ему, как он сказал:
«Будет установлено каждому предателю знамя в Судный День».
И воистину, мы принесли присягу этому человеку, на подчинение Аллаху и Его Посланнику, и я не знаю предательства большего, чем то, когда после того, как человеку принесли присягу на подчинение Аллаху и Его Посланнику, а затем развязили против него сражение. И нет никого из вас, кто выйдя против него, или помогая кому-либо в этом (выходе), не разорвят связь между собой и мной!»