Просмотры: 85
3 0

Хукм Развода

Никах с намерением развестись,расторжение мусульманского брака(талак)

Вопрос: «Можно ли жениться в случае пребывания в какой-либо стране на определенный срок, с намерением дать развод перед покиданием этой страны?»

Можно ли мусульманину пребывающему в другой стране жениться на то время, пока находится в этой стране, а если соберется в путь,развестись.Действителен ли такой брак?

Ответ:
“Пусть женится, однако ему следует заключить обычный никах и не делать условием его заключения определенный срок, так что если он пожелает, то может остаться с ней, а если пожелает, то разведет. Если же он намеревается развестись с ней по окончании своего пребывания в этой местности, то это (наличие такого намерения) порицаемо и действительность такого никаха неоднозначна.

Если он имел намерение, что если он полюбит ее, то удержит, а если нет, то нет, тогда это дозволено. Если же он поставил себе условие, ограничив никах определенным временем, то это «Временный брак» (никах мут‘а), в отношении которого ученые четырех мазхабов и другие единогласны, что это запрещено (харам).

И если все же он намеревался заключить временный брак, однако никак не выявил этого жене, то ситуация опять таки неоднозначна. Абу Ханифа и аш-Шафи’и дозволяли это, а Малик, Ахмад и другие порицали. Однако никах мухалляль (т.е. женитьба на женщине, с которой муж развелся трижды, с намерением дать ей развод, чтобы ее муж вновь мог жениться на ней) хуже, чем временный никах (никах мут‘а). Поистине, никах мухалляль недозволен никаким образом, так как у такого никаха целью не является заключение брака, а целью является вернуть или дозволить женщине вернуться к своему прежнему мужу. А это (такое намерение) не имеет никакого отношения к шариату в отличие от того, кто женится только для получения наслаждения, однако определение срока лишает данный союз основной цели брака, как долгое и совместное проживание в любви и согласии. И он содержит свою жену во временном жилье, которую снимает. И поэтому намерение во время заключения временного брака менее греховно, чем во время никаха мухалляль (дозволяющего) и положение такого никаха одно из двух: либо запрет, либо нежелательность”.

Шейхуль-ислам Ибн Таймийя

Имам ан-Науауи передал, что Къады ‘Ийяд сказал: “Единогласны ученые, что если кто-то заключает обычный брак, имея намерение, что не останется с ней, кроме как на определенное время, то его никах действителен и дозволен. И это не является никахом мут‘а (временный брак), так как никах мут‘а – это никах, заключенный с определенным условием (срок)». Однако имам Малик сказал: «Это неблагородно». А имам аль-Ауза‘и посчитал это (никах с намерением развестись) неприемлемым и сказал: «Это временный никах и нет в нем блага”. См. “Шарх Сахих Муслим” 9/182.

Имам ибн Къудама сказал: “Если человек женился не оговаривая условие (временности брака), однако имел намерение развестись с ней через месяц или тогда, когда закончит свои дела в этой стране, то его никах действителен по мнению всех ученых, кроме имама аль-Ауза‘и, сказавшего, что это никах-мут‘а. Истиной же является то, что нет проблем в таком браке, и не навредит этому (действительности никаха) его такое намерение. И не обязан человек женится, имея намерение, что непременно будет с ней жить. Однако рассчитывает либо жить с ней, если она подойдет для него, а если нет, то дать развод”. См. “аль-Мугъни” 7/573.

Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Если человек намеревался заключить временный никах, но не обусловил это, то есть намеревался в своем сердце, что он женится на женщине на срок в один месяц, пока он будет находиться в какой-то стране, то можем ли мы сказать, что положение этого такое же, как и положение никах мут‘а. В данном вопросе есть разногласие. Из ученых есть те, кто говорит, что это подобно никаху мут‘а, так как он намерился на это, а пророк (да благословит его Аллах и да приветствует) сказал: «Поистине дела оцениваются по намерениям и поистине для человека лишь то, что он намеревался». А этот человек заключил временный брак. И если бы он намерился заключить никах мухалляль, даже если бы и не обуславливал этого, то решение по нему стало бы решением, как если бы он обусловил это. И точно такое же положение того, кто намерился заключить временный брак, даже если не обусловил этого. То есть его положение (хукм) это положение того, кто заключил никах мут‘а. И это мнение, как ты видишь, является сильным мнением.

Исходя из вышеперечисленного следует, что такой никах запрещен не из-за того – действителен он или недействителен, а из-за того, что это из области предательства и обмана.

А если кто-то спросит: Обязывает ли человека то, что они заключили с ним брачный договор, к тому, чтобы жена оставалась у него всегда (не развелся никогда)? Ведь возможно что он, женившись сегодня, уже завтра разведется с ней?

Да, это возможно. Решение об этом в его руках, если захочет – даст развод, а если захочет – оставит. Однако здесь есть существенная разница между тем, когда человек женится, желая этого, после чего перестает испытывать к ней желание. И между тем, кто изначально намерился заключить брак на определенный срок. И он не хочет ничего, кроме как, насладившись эти определенные дни, дать ей развод. И между этими двумя поступками есть разница.

Кто-то может сказать, что наше заявление о том, что это является предательством и обманом по отношению к ней и ее опекуну, не является весомым, так как муж и без того имеет право развести ее когда пожелает. Может сказать, что они заключают никах на свой страх и риск и не знают, когда он предоставит ей развод. Никто не спорит, все верно, однако и они (невеста и ее опекун) и он (жених) убеждены – когда заключается обычный никах – что этот никах навсегда. И если произойдет или выявится что-то непредвиденное, то это (развод) может случиться, однако это не является основой при заключении браков. И поэтому люди с неохотой и опаской заключают никах с человеком известным множеством разводов. И если человек женится, имея такое намерение, то исходя из слов тех ученых, кто говорит, что это никах мут‘а , то его никах недействителен. Если же исходить из другого мнения, то его никах действителен, однако он вместе с тем впал в грех из-за своей лжи. И это подобно тому если человек продал что-то в соответствии с условиями шариата, однако прибег к обману, то его торговля действительна, а обман запрещен”. Сл. «Шарх Зад аль-мустакъни’» (Китаб ан-никах) кассета № 9.

Также о том, что никах с намерением развода не дозволен, говорил и шейх Салих аль-Фаузан, сказавший, что это является предательством и влечет за собой много нечестия! См. “Фатауа аль-Фаузан” № 38215.

Исходя из всего сказанного, правильным является то, что такой вид никаха заключать нельзя! Ведь если парень заранее имеет намерение непременно развестись, то он поступает предательски как по отношению к невесте, так и к ее опекуну, не говоря о своих истинных планах. А если он скажет о своих планах и опекун согласиться выдать с таким условием свою дочь, то тогда это без сомнения – временный никах (мут‘а), который строго запрещен.

Также в этом огромный вред для женщины, разложение общества и использования в корыстных целях целомудренных мусульманок.

И это все в случае, когда такой никах действителен с правовой стороны! Однако даже в его действительности есть разногласия, о чем уже упоминалось. О недействительности такого никаха говорил не только аль-Ауза’и. Имам аль-Харкъи говорил: “Если кто-то женился, чтобы впоследствии развестись в определенное время, то его никах не состоялся”. Приведя эти слова, имам аз-Заркаши в своем шархе «Мухтасар аль-Харкъи» сказал: “Потому что это похоже на временный никах (мут‘а), а то, что похоже на что-то, имеет положение (хукм) того, на что оно похоже!”

Из-за сомнения действительности данного вида никаха, а также наличия в нем греха, необходимо отстраняться от подобного вида никаха!

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

***

Вопрос:
«Уважаемый шейх, человек говорит, что планирует выехать в другую страну для учебы, и что он хочет жениться там с намерением развестись по окончании учебы. Каков хукм этого действия?»

Ответ: «Во-первых, мы спросим этого человека и спросим всех вас: «Если бы кто-то посватался и вы знаете, что он попользуется женщиной и разведется с ней. Вы бы выдали за него замуж?» Нет не, выдали бы!

А то, что он скрыл желание развестись с ней позже, вы бы посчитали это за вероломство и обман. Человек, который женится в других странах с намерением развестись, если он упомянет это во время брачного договора, то этот брак будет «никах мут’а» (временный брак). Потому что обусловлено, что это временный брак. Если он не упомянет это условие, а скроет в своем сердце, то это станет обманом этой женщины и ее родственников.

И поэтому мы скажем – тот, кто жениться в другой стране с намерением развестись и упоминает это условие в договоре, то этот никах недействительный, потому что это никах мут’а (временный брак).

Если он не упомянет это условие – то это обман. А обман является запрещенным из-за слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Тот, кто обманывает нас – тот не из нас».

Так же и потому, что иногда в некоторых странах разведенную женщину никогда больше не берут замуж и поэтому это наносит огромный вред этой женщине».

Шейх Ибн Усеймин

Шейх Абдур-Раззак бин Абдуль-Мухсин аль-Бадр

Подготовила:Хадиджа Магомедова


Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...