История жизни Али ибн Абу Талиба.
Али ибн Абу Талиб علي بن أبي طالب двоюродный брат, зять и сподвижник пророка Мухаммеда, четвёртый праведный халиф (656—661), первый из двенадцати почитаемых шиитами имамов.
Согласно авторитетным мусульманским источникам, единственный человек, который родился в Каабе; первый ребёнок и первый среди лиц мужского пола, принявший ислам; во время своего правления получил титул амир аль-муминин (глава правоверных).
Али был активным участником всех важных событий ранней истории ислама и всех битв, которые Пророку пришлось вести с противниками своего вероучения.
Али стал халифом после убийства взбунтовавшимися солдатами халифа Усмана.
Различные события стали причиной гражданской войны с Муавией, а в конце гибелью халифа от рук убийцы-хариджита.
В историю ислама Али вошёл как трагическая фигура. Сунниты рассматривают его как последнего из четырёх праведных халифов.
Шииты почитают Али как первого имама и как святого, особыми узами близости связанного с Мухаммадом,
как праведника, воина и вождя. Ему приписываются многочисленные воинские подвиги и чудеса.
Среднеазиатская легенда утверждает, что у Али семь могил, ибо хоронившие его люди видели, как вместо одного верблюда с телом Али стало семь и все они пошли в разные стороны.
Родился в 13-й день месяца раджаб за 22 года до хиджры (599—600 годы) в Мекке в семье главы клана Бану Хашим племени курайшитов Абу Талиба и Фатимы бинт Асад.
Многие источники сообщают, что Али был единственным человеком, родившимся в священной Каабе.
Отец Али — Абу Талиб приходился родным братом Абдуллаху, отцу пророка Мухаммеда.
После смерти родителей, Мухаммед несколько лет воспитывался в семье дяди.
В свою очередь, когда Абу Талиб разорился, а дела Мухаммада вследствие женитьбы на Хадидже, напротив, пошли на лад, он взял себе на воспитание Али.
Когда Али исполнилось девять или десять лет, он принял ислам и стал первым ребёнком, принявшим ислам.
На протяжении всего мекканского периода его жизни Али не отлучался от пророка Мухаммеда.
Перед переселением Мухаммеда в Медину, мекканцы попытались убить его.
Когда заговорщики вошли в его дом, то обнаружили там Али, который, рискуя своей жизнью, занял место Мухаммеда и отвлёк их внимание.
Сам же Пророк в это время уже направлялся в Медину. Через некоторое время Али также отправился в Медину.
Битвы и сражения.
Первое сражение между мусульманами и курайшитами состоялось возле селения Бадр; Али был в нём знаменосцем.
Бой начался с поединка между Утбой ибн Рабиа, его братом Шайбой и сыном Валидом ибн Мугирой от мекканской стороны и Али, дядей пророка Хамзой и Убайдой ибн аль-Харисом от мусульманской.
Али сразился с Валидом ибн Мугирой и убил его. После этого он и Хамза поспешил на помощь к получившему ранение аль-Харису и, зарубив его противника Шайбу, унесли аль-Хариса с поля боя.
Битва при Бадре стала первой победой мусульман. За свой героизм Али получил прозвище «Лев Аллаха».
При разделе трофеев, захваченных в ходе сражения, Мухаммед взял себе меч Зульфикар, принадлежавший до этого мекканцу Мунаббиху ибн Хаджжаджу. После смерти Пророка меч перешёл к Али.
В марте 625 года силы мусульман и курайшитов сошлись у горы Ухуд. Битва началась с поединка между Али и Талхой ибн Абу Талхой. Победителем в этом бою оказался Али, что послужило сигналом к атаке мусульман. В этом сражении Али получил 16 ран.
Битва при Ухуде обернулась первым и единственным поражением мусульман.
Пророк Мухаммед, возвращаясь из своего последнего паломничества, остановился в местечке Гадир Хум, находящемся между Меккой и Мединой.
Здесь он сделал заявление в адрес Али, которое было по-разному интерпретировано. Мухаммед заявил, что Али — его наследник и брат и те, кто приняли Пророка как мавла, должны принять Али как его мавла.
Шииты убеждены, что таким образом Мухаммед объявил Али своим преемником. Сунниты, наоборот, рассматривают это как выражение близости Пророка к своему двоюродному брату, зятю и как пожелание, чтоб Али унаследовал его семейные обязанности после смерти.
«Однажды к Али обратились трое с просьбой разрешения проблемы, связанной с разделом их имущества между собой. Данное имущество состояло из 17-и верблюдов, и вся сложность была в том, что раздел должен быть не равномерным,
а в соответствии с их договоренностью между собой в следующей пропорции: 1/2 часть первому; 1/3 часть второму и 1/9 часть третьему.
В связи с тем, что 17 не является кратным ни к двум, ни к трем и ни к девяти, владельцы верблюдов оказались в затруднительном положении. Ознакомившись с ситуацией, Али попросил, чтобы ему привели ещё одного верблюда.
Добавив этого 18-го верблюда к имеющимся, он разделил их согласно требованиям на два, на три и на девять, после чего первый получил девять верблюдов, второй получил шесть, а третий получил двух верблюдов.
Первый рассчитывал получить не более восьми с половиной, так как, разделив 17 на два, получаем 8,5.
Точно так же и двое остальных.
И после того, как каждый получил свою долю, тот самый 18-й верблюд остался на месте не тронутым и был возвращен обратно, так как сумма полученных верблюдов не превышала 17-и.»