Иззуддин ибн Абдуссалам

Иззуддин ибн Абдуссалам

Иззуддин ибн Абдуссалам(Izz al-Din ibn ‘Abd al-Salam)биография- исламский ученый,богослов,муфассир,мухаддис, факих шафиитского мазхаба.Султан учёных и Шейх аль-ислам.

Полное имя: Иззу-д-дин Абу Мухаммад Абду-ль-Азиз ибн Абду-с-Салям ибн Абу-ль-Касим ибн аль-Хасан ас-Сулями ад-Димашки аш-Шафии (араб. عز الدين بن عبد السلام‎; 1181, Дамаск, совр. Сирия — 1262, Каир, совр. Египет)

Родился в 1181 в Дамаске. Рано осиротев и оставшись без дома и средств к существованию,
решил отправиться в мечеть в поисках выхода из сложившейся ситуации.

Известный учёный Фахруддин ибн Асакир помог ему и устроил работать сторожем в мечети, за что Ибн Абдуссалам получал пропитание. В дальнейшем, заметив его безудержную тягу к изучению наук, Ибн Асакир оказывал ему всяческую моральную и материальную помощь на пути обретения знаний. По прошествии нескольких лет благодаря своим познаниям и аскетизму никому неизвестный нищий мальчик превратился в популярного в исламском мире учёного.

Он был вдохновителем джихада против татаро-монгольского нашествия. Уже пали Багдад и Дамаск от рук внука Чингисхана, были убиты последний халиф исламского мира и все его семейство и поставлен конец халифату. Полчища воинов, не знающих жалости и страха, вырезали целые города. В одном только Багдаде было уничтожено более миллиона человек. Исламская цивилизация находилась на грани уничтожения. Казалось, не было в мире силы, которая бы была в состоянии противостоять монголам.
Ибн Абдуссаламу была предначертано сыграть великую роль в это опаснейшее для исламской цивилизации время. Он призвал мусульман к священной войне и произнес знаменитые слова: «Выходите на джихад! Я гарантирую, что Аллах подарит вам победу». Его призыву вняли правители и народ Египта. С его одобрения был смещен правитель из династии Аюбидов, который был слаб и не способен противостоять монголам, и правителем был признан известный воин Кутуз.

Когда султан Кутуз пожаловался, что недостаточно средств для снаряжения войска, и что он хочет собрать средства у народа, то Ибн Абдуссалам ответил, что это можно делать лишь после того, как сам султан и все правители пожертвуют золотые и серебряные украшения для снаряжения войска и лишь после этого можно собирать средства с народа. Его авторитет был столь высок, что никто не осмелился ослушаться, и правители принесли все свои богатства. Было снаряжено сильное войско, и Аллах даровал великую победу.

Ибн Абдуссалам лично принимал участие в войнах против крестоносцев. В одной из таких войн, видя, что мусульмане терпят поражение, он несколько раз воскликнул: «О, ветер, уничтожь их!» и тут произошло невиданное: ветер подул в сторону крестоносцев и разбил их корабли. Многие из них утонули, и Аллах даровал победу мусульманам. Увидев это, один из мусульман воскликнул: «Хвала Аллаху, Который показал нам в умме Мухаммада (мир ему и благословение) человека, которому подчинили ветер».

Бедность и нищета не стали для Иззуддину бин Абдуссалама помехой в поиске знаний.



«Не было такого, чтобы я не начинал в какой-либо науке у шейха как я заканчивал у того же шейхом, что начинал и такого, чтобы я доходил до середины как шейх мне не говорил: «Теперь мне нечему тебя учить, ты можешь продолжить самостоятельно», но, тем не менее, я не уходил от него, пока не заканчивал то, что начинал», — писал шейх ибн Абдусалам.

Также имам рассказал: «В течение 30 лет я не засыпал до тех пор, пока не повторял при себя все известные мне разделы по фикху (абвабуль ахкам)».

Он имел незаурядные способности, острый ум и любовь к знаниям, являлся блестящим оратором, долгое время вел проповеди в большой мечети «Бану Уммайя» (Большая Омейядская мечеть) в Дамаске и верховным судьей Египта.

Правовед, авторитет в самых различных областях научных знаний. Имам Ибн Абдуссалам — автор десятков книг, которые до сих пор пользуются популярностью.

Он был ученым в таких науках, как тафсир (толкование Корана), хадис, акыда вероучение, фикх (юриспруденция), усулул фикх (основы юриспруденции).

Имам был литератором и поэтом, перу которого принадлежат прекрасные стихи.

Он пользовался авторитетом не только у богословов, но и правителей исламского мира своего периода.

Шейх выступал с осуждением тех, кто отвергает сунну, тех, кто следует лжи и нововведениям в религии. Так, он выступил против таких нововведений, как, например, молитвы «ар-Рагаиб» и молитвы середины месяца ша’бан, а также против ряда других вымышленных нововведений, которые не были завещаны ни Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), ни его сподвижниками.

Иззуддин бин Абдуссалам был готов не только словом, но и делом защитить Ислам. Знаток наук и ученый, он с оружием в руках выступил против крестоносцев у Дамиеете напавших на территорию мусульман. В этот критический для мусульман период он стал источником идеологического и патриотического вдохновения. В одном из сражений, когда мусульмане сошлись с крестоносцами, шейх непосредственно присутствовал на поле битвы.

Имам ибн Абдуссалам также резко критиковал тех правителей, которые позволяли себе нарушать законы шариата, ущемлять права народа. Шейх мог резко высказаться о правителях, выступая с минбара во время пятничной проповеди, не боясь понести наказания за свою дерзость.

Наиболее ярким примером проявления им истинного джихада является порицание, высказанное имамом в отношении султана Салиха Исмаила, решившего сдать город Сайда крестоносцам и призвавшего их на помощь. Имам обрушился с критикой на султана, жестоко осудил его решение и прекратил молиться за него по пятницам. Разозленный султан посадил имама в тюрьму, а потом заставил покинуть Дамаск. На пути в Египет к имаму прибыл посланец султана, заявивший, что если он явится и поцелует руку правителя, последний простит ибн Абуссалама. Выслушав гонца, имам с улыбкой на лице ответил: «Бедные. Я не соглашусь, чтобы он поцеловал мои руки, не то чтобы целовать его».

Ученые-богословы Египта радушно встретили изгнанника. Шейх начал проводить лекции и уроки в самом крупном на тот момент просветительском центре Египта — мечети ‘Амра ибн аль-‘Аса, а вскоре был назначен верховным судьей страны.

После его смерти мамлюкский султан Захир Бейбарс так отзывался о нём: «Только теперь я утвердился во власти, ибо если бы он [Ибн Абдуссалам] повелел людям выполнить любую его волю, то они поспешили бы исполнить его веление».

Имам Иззуддин ибн Абдуссалам скончался 10-го числа джумада аль-ула 660 года в возрасте 87 лет, прожив активную и плодотворную жизнь, посвященную поклонению и распространению знаний. В последние годы своей жизни имам оставил судейство и уединился дома.

Учителя.

Фахруддин Ибн Асакир,
Сайфуддин аль-Амиди,
Абу Мухаммад Касим ибн Асакир,
Ханбаль ибн Абдуллах,
Абдуллатиф ибн Исмаил,
Абдуль Хамид аль-Харситани,
Абул Хасан Ахмад бин аль-Мавазини,
Абу Тахир аль-Хашу’и,
Умар бин Мухаммад ас-Сахраварди

Ученики и последователи

Ибн Дакик аль-Ид,
Абу Шама аль-Макдиси,
Шихабуддин аль-Карафи,
Шарафуддин ад-Димьяти,
Ахмад бин Фарах аль-Ашбили,
Абуль-Хасан аль-Бунини
Таджуддин Абдуль-Ваххаб бин Халаф ибн бинт аль-А′азз

Ибн Абду-с-Салям является автором более 30 книг и сочинений в таких дисциплинам как Толкование Корана, хадисоведение, акида, фикх, усуль аль-фикх, суфизм.

Творчество(труды):

Коран

Тафсир аль-Куран аль-‘Азим (араб. تفسير القرآن العظيم‎ — «Тафсир Великого Корана»)
Мухтасар ан-Нукат ва-ль-‘Уйун ли-ль-Имам аль-Маварди (араб. مختصر النكت والعيون للماوردي‎)
аль-Ишара иля аль-Иджаз (араб. الإشارة إلى الإيجاز‎)
Фаваид фи Мушкиль аль-Куран (араб. فوائد في مشكل القرآن‎)
Амали (араб. الأمالي‎)

Хадисы и сира

Мухтасар Сахих Муслим (араб. مختصر صحيح مسلم‎ — «Краткое изложение Сахиха Муслима»)
Бидаят ас-Суль фи тафзиль ар-Расуль (араб. بداية السول في تفضيل الرسول‎)
Таргиб Ахль аль-Ислям фи Сакни аш-Шам (араб. ترغيب أهل الإسلام في سكنى الشام‎)

Вероубеждение

аль-Мульхат фи И‘тикад Ахль аль-Хакк (араб. الملحة في اعتقاد أهل الحق‎)
аль-Фарк байн аль-Иман ва-ль-Ислям (араб. الفرق بين الإسلام والإيمان‎ — «Разница между иманом и исламом»)
аль-Анва‘ фи ‘ильм ат-Таухид (араб. الأنواع في علوم التوحيد‎ — «Виды в науке о Таухиде»)
Баян Ахваль ан-Нас Явм аль-кияма (араб. بيان احوال الناس يوم القيامة‎ — «Разъяснение состояния людей в Судный день»)

Суфизм

Шаджара аль-‘Ариф ва-ль-Ахваль ва-Салих аль-Акваль ва-ль-А‘маль (араб. شجرة المعارف والأحوال وصالح الأقوال والأعمال‎)
аль-Фитан ва-ль-Баляйа ва-ль-Михан (араб. الفتن والبلايا والمحن‎)
Мухтасар Ра‘айа аль-Мухасиби (араб. مختصر رعاية المُحاسبي‎)

Усуль

Кава‘ид аль-Кубра (араб. قواعد الكبرى‎) или Кава‘ид аль-Ахкам ab- Масалих аль-Анам (араб. قواعد الأحكام في مصالح الأنام‎)
Кава‘ид ас-Сугра (араб. القواعد الصغرى‎) или Фаваид фи Мухтасар аль-Кава‘ид (араб. الفوائد في مختصر القواعد‎)
аль-Имам фи Баян Адиллят аль-Ахкам (араб. الإمام في بيان أدلة الأحكام‎) или ад-Даляиль аль-Мута‘алика би-ль-Маляика ва-ль-Набийин (араб. الدلائل المتعلقة بالملائكة والنبيين‎)

Фикх

аль-Гайа фи Ихтисар ан-Нихайа (араб. الغاية في اختصار النهاية‎) или Нихайа аль-Матляб фи Дирайа аль-Мазхаб (араб. نهاية المطلب في دراية المذهب‎)
аль-Джам‘ байян аль-Хави ва-ль-Нихайа (араб. الجمع بين الحاوي والنهاية‎)
аль-Фатава аль-Мисрийя (араб. الفتاوى المصرية‎)
аль-Фатава аль-Мусилийя (араб. الفتاوى الموصلية‎)
ат-Таргиб ‘ан ас-Салят ар-Рагаиб (араб. الترغيب عن صلاة الرغائب‎ — «Побуждение к [совершению] молитвы Рагаиб»)
Манасик аль-Хаджж (араб. مناسك الحج‎ — «Обряды паломничества»)
Макасид ас-Савм (араб. مقاصد الصوم‎ — «Цели поста»)
Макасид ас-Салят (араб. مقاصد الصلاة‎ — «Цели молитвы»)
Ахкам аль-Джихад ва-фадаилихи (араб. أحكام الجهاد وفضائله‎ — «Правовые положения джихада и его достоинство»)

Достоинства:

Ибн Имад аль-Ханбалий (ум. 1089 г.х.) сказал о нем: «Имам, учёный во многих науках, единственный в своё время, повелитель ученых, искусный в фикхе, усуле и арабском языке, опередивший своих сверстников и современников, совместивший в себе знание многих наук, как тафсир, хадис, фикх, разногласия ученых и их ошибки. Он достиг степени иджтихада, и к нему съезжались ученики со всех стран, написал полезные произведения».

Хафиз Аз-Захабий (ум. 748 г.х.) сказал: «Он достиг степени иджтихада, и на нём завершилось главенство в мазхабе. Вместе с этим он был аскетичным и богобоязненным, повелевал одобряемое и запрещал порицаемое и обладал твердостью в религии».

Его ученик Абу Шама (ум. 665 г.х.) аль-Макдисий сказал: «Шейх являлся наиболее достойным кандидатом быть проповедником и имамом. Поистине, он устранил большое количество новшеств, которых придерживались прежние проповедники».

Имам Ан-Нававий (ум. 676 г.х.) сказал о нём: «Шейх и имам, звание имама, величие, владение различными науками и искусность которого признанно единогласно, — Абу Мухаммад Абдулазиз бин Абдуссалам».

Подготовила:Джаннат Джаватханова

Учёные Ислама | Мусульманские ученые




Закладка Постоянная ссылка.
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение закрыто.