Джабир ибн Хайян (биография)

Джабир ибн Хайян

Джабир ибн Хайян | Абу Абдаллах Джабир ибн Хайян аль-Азди ас-Суфи —известный мусульманский
ученый, основоположник экспериментальной химии врач, фармацевт, математик и астроном.

Родился в городе Тус, в семье аптекаря Хайана аль-Азди, происходившего из Йемена.
В средневековой Европе был известен под латинизированным именем Гебер (Geber).

Джабир ибн Хайян составил комментарии к «Началам» Евклида и к «Альмагесту» Птолемея. Ему принадлежат «Книга о построении астролябии», «Изящный зидж»,
«Книга о положении светил», «Книга о зеркалах».

Будучи известным врачом, он написал «Книгу ядов и противоядий» и «Книгу милосердия».

Джабир ибн Хайан является автором всего нескольких работ из сотен алхимических трактатов, подписанных его именем.
Алхимия в этих трактатах следует идеям Аристотеля о четырёх элементах-стихиях, носителях четырёх качеств: теплоты, холода, влажности и сухости.



Многие из этих трудов носили теоретический или мистический характер, в других приводились подробные описания лабораторных экспериментов.
Трактаты Джабира имели чрезвычайно высокий авторитет и влияние как в арабской, так и в западноевропейской алхимии.

мусульманские ученые за работой

Среди сочинений Джабира ибн Хайяна наиболее интересна «Книга семидесяти», представляющая собой своего рода энциклопедию, состоящую из 70 глав,
посвящённых различным теологическим, политическим и естественнонаучным вопросам. В последних главах «Книги семидесяти» он приводит сведения о металлах и минералах.

В XIV в. в Европе получили широкое распространение сочинения «Сумма совершенств, или учение о высоком искусстве облагораживания металлов» («Summa perfectionis»), «Книга об исследовании облагораживания металлов» («Liber de investigatione perfectionis»), а также «Книга о философских печах» («Liber fornacum»)

Из разнообразных веществ, встречающихся в природе, в центре внимания Джабира находятся семь металлов; много внимания он уделяет и минералам.
Чтобы дать характеристики свойств всех этих веществ, в особенности таких специфических свойств металлов, как плавкость, ковкость и металлический блеск,
Джабиру явно недостаточно четырёх аристотелевых элементов-стихий. Поэтому Джабир предлагает ртутно-серную теорию происхождения металлов: вводит представление о начале металличности (философской Ртути) и начале горючести (философской Серы) как двух составных частях металлов. Сера рассматривается им в качестве принципа горючести, Ртуть — принципа металличности.

Согласно учению Джабира, сухие испарения, конденсируясь в земле, дают Серу, мокрые же — Ртуть. Сера и Ртуть, соединясь затем в различных отношениях,
и образуют семь известных металлов. Золото как наиболее совершенный металл образуется,
только если вполне чистые Сера и Ртуть взяты в наиболее благоприятных соотношениях. В земле, согласно Джабиру, образование золота и других металлов происходит
постепенно и медленно.
«Созревание» золота можно ускорить с помощью некоего «медикамента» или «эликсира», который приводит к изменению соотношения Ртути и Серы
в металлах и к превращению последних в золото и серебро.

Джабир ибн Хайян описывает также различные химические операции
(перегонку, возгонку, растворение, кристаллизацию и др.),
а также некоторые химические препараты (купоросы, квасцы, щёлочи, нашатырь и др.), излагает способы получения уксусной кислоты, слабого раствора азотной кислоты,
свинцовых белил.



Закладка Постоянная ссылка.
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.