После тройного развода

После тройного развода

Тридцать шестой хадис: «После тройного развода».

عن عبد الله بن مسعود قال لعن رسول الله املحلل و املحلل له رواه الرتمذي

От Абдуллаха ибн Мас’уда [передается]: «Посланник Аллаха ﷺ проклял того, кто женится на женщине, чтобы она стала дозволенной для ее предыдущего мужа, (аль-мухаллиль) и того, для кого это делается (аль-мухалляль ляху)»
(ат-Тирмизи).

Как мы уже разбирали, мужчина, давший жене тройной развод, не может жениться на ней снова, пока она не выйдет замуж за другого мужчину, а тот, после половой близости, не даст ей развод.

В этом хадисе речь идет о случае, когда первый муж, который дал своей жене троекратный развод, договаривается с другим мужчиной, что тот женится на его бывшей жене, а затем после супружеской близости даст ей развод, после чего женщина вновь станет для него дозволенной. И само это действие известно как «тахлиль».

Среди факихов есть разногласия касательно действительности такого брака.

Автор книги «Аль-Ихтияр» разобрал этот вопрос следующим образом:



قال: )فإن تزوجها برشط التحليل كره وحلت لألول( ، وقال أبو يوسف: النكاح
فاسد ألنه كاملؤقت وال تحل لألول لفساده. وقال محمد: هو جائز لرشوط الجواز
وال تحل لألول ألنه عجل ما أخره الرشع فيعاقب باملنع كقتل املورث. وأليب حنيفة
قوله — عليه الصالة والسالم -: »لعن الله املحلل واملحلل له« ، ومراده النكاح
برشط التحليل فيكره للحديث، وتحل للثاين ألنه — عليه الصالة والسالم — سامه
محلال وهو املثبت للحل، أو نقول وجد الدخول يف نكاح صحيح، ألن النكاح ال
يفسد بالرشط فتحل لألول، ولو تزوجها بقصد التحليل ومل يرشطه حلت لألول
باإلجامع

«Если он женился на ней с условием «тахлиля», то такой брак нежелателен, а она станет дозволенной для первого [мужа]».

Абу Юсуф сказал: «Брак не действителен, потому что подобен временному браку, и поэтому [в таком браке женщина] не станет дозволенной для первого мужчины из-за недействительности брака».

Имам Мухаммад сказал: «Сам брак действителен, так как соблюдаются все условия брака, но женщина не стала дозволенной для первого мужчины, потому что он поторопился достичь того, что Шариат отсрочил для него, и поэтому его наказание – лишение этого, подобно убийству наследодателя».

Доказательство имама Абу Ханифы – это слова Посланника Аллаха ﷺ: «Посланник Аллаха ﷺ проклял того, кто женится на женщине, чтобы она стала дозволенной для ее предыдущего мужа, (аль-мухаллиль) и того, для кого это делается (аль-мухалляль ляху)».

И смысл этих слов – никах с условием «тахлиля», который нежелателен при упоминании условия, согласно этому хадису. Но она будет все равно дозволена для второго, потому что Посланник Аллаха ﷺ назвал его «устанавливающим дозволенность» [для первого мужа] (аль-мухаллиль).

Либо мы говорим, что супружеская близость состоялась в действительном браке, потому что дополнительные условия не аннулируют брак, и поэтому женщина будет дозволена для первого мужчины. Если же мужчина женится на женщине с намерением затем ее сделать дозволенной для первого мужчины, не обговаривая это как условия при заключении брака, то это будет действительным, согласно иджме» (конец цитаты из «Аль-Ихтияр»).

Отсюда мы понимаем, что этот хадис Посланника Аллаха ﷺ касается людей, которые заключают брак и обговаривают все это как условие брака, и такой брак будет нежелательным, но действительным.

Но, даже если они заключили этот брак с этим условием, это не означает, что второй мужчина будет обязан дать развод или что брак аннулируется автоматически.

Шафииты считают, как и имам Абу Юсуф, что если это условие обговаривается в браке, то брак не действителен.

После этого сложного и подробного объяснения пусть каждый мужчина еще раз подумает, прежде чем прибегнет к тройному разводу, для которого нет никаких причин и к какому позорному средству он может быть вынужден обратиться.

Абу Али аль-Ашари
Подготовила:Джаннат Джаватханова

Тридцать седьмой хадис: «Ревность от шайтана».




Закладка Постоянная ссылка.
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (7 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение закрыто.