Никаб -мусульманский женский головной убор, тонкая ткань с прорезью для глаз, прикрывающая лицо женщины.Является ли никаб обязательным элементом одежды современной мусульманки?
По шариату, не является обязательным (ваджиб) одевание никаба и абсолютно допустимо (джаиз) для женщины-мусульманки открытие лица и кистей рук перед чужими мужчинами.
Это было сказано подавляющим большинством ученых со времен сподвижников пророка.
В учении Абу Ханифа:
«Запрещается смотреть на чужую женщину (имеются ввиду оголенные части тела), кроме как на лицо ее и кисти рук».
Абу Ханифа добавляет: «Также ступни ног, постоянное сокрытие которых крайне затруднительно».
Основанием данных слов является аят «… и чтобы не выставляли напоказ красоту свою, помимо лишь того, что явно» (Коран, 24:31).
Подавляющее большинство сподвижников пророка прокомментировали последнюю часть как «лицо и кисти рук»
Маликитская правовая школа:
«Ауратом женщины (то есть те части тела, которые должны быть обязательно закрыты) перед чужим для нее мужчиной
(не чужие это те, за кого она не может выйти замуж по причине родственной связи) является все ее тело,
за исключением лица и кистей рук.
Что касается их, то они не являются ауратом» («акрабуль масалик иля мазхаби малик»).
Известный ученый маликитского мазхаба ас-Сави в комментарии добавляет:
«На эти две части тела разрешается смотреть при условии отсутствия сладостного наслаждения и удовлетворения смотрящего. В противном случае взгляд запретен (харам)».
Шафиитская правовая школа:
«Что касается тела женщины, то все оно аурат (чужим смотреть на него запрещено и оно должно быть сокрыто от взглядов их), кроме лица и кистей рук» ( «аль-мухаззаб»).
Известнейший своей ученостью имам ан-Навави сказал:
«Не являются ауратом кисти рук вместе с запястной частью лучевой кости».
Основано это на известном нам аяте и комментарии к нему, а также на том, что «пророк Мухаммад запретил женщинам-мусульманкам, совершающим паломничество, одевать перчатки и никаб (тонкая ткань с прорезью для глаз, закрывающая лицо)» (достоверный хадис, передаваемый Ибн Умаром и приведенный в сборнике аль-Бухари).
Данный хадис явно показывает, что сокрытие лица и кистей рук имело место быть во время пророка,
однако данные части тела не являются ауратом, так как посланник Господа приказал не закрывать их во время паломничества.
Если бы они были ауратом, то открытие их никак не могло быть допустимо даже во время хаджа.
Ханбалитская правовая школа:
«Нет разногласий в мазхабе по вопросу разрешенности открытия лица во время совершения молитвы
(что говорит о том, что лицо не является ауратом, так как одно из условий становления молитвы принятой — это сокрытие аурата).
Для женщины недопустимо оголять тело, кроме лица и кистей рук (перед мужчинами, чужими для нее, по родственным отношениям)».
Из всего вышесказанного явно видно, что такая часть одежды женщины-мусульманки как никаб имеет место быть,
однако каноническая обязательность применения этого отсутствует.
В последнее время многие мусульманки в России изъявляют желание фотографироваться на документы,
не нарушая своих религиозных убеждений, а именно, в предписанных Исламом головных уборах.
Это нередко вызывает противодействие должностных лиц, неосведомленных с приведенным ниже документом.
Подготовила:Малика Аминова