Итикаф духовное уединение в мечети

Итикаф-духовное уединение в мечети

Итикаф-благочестивое уединение в мечети.

Верующие мусульмане дают обет, который предусматривает нахождение в мечети определённого количества дней, по желанию верующего для поклонения Аллаху. В исламе существует обязательный и предпочтительный итикаф.

Итикаф нельзя совершать без намерения на это действие. Нельзя совершать его и тем, кто находится в состоянии большой нечистоты, месячных или послеродового кровотечения.

Итикаф бывает трёх видов: 1) необходимый (ваджиб): когда человек даёт обет на его совершение; 2) выделенная общинная (кифая) сунна: последние десять ночей Рамазана.

В какое время года совершать итикаф?

Обязательный итикаф, то есть итикаф по обету совершается в соответствии с обетом, который дал человек. Если он дал обет совершать итикаф в течение одного дня, то он должен исполнить свой обет. И если он дал обет совершать итикаф длительное время, он должен совершить его.

Что же касается желательного (необязательного) итикафа, то его можно совершать в любое время, то есть в любые дни года. В шариатских текстах в этой связи не приводится никаких ограничений, либо подробностей, все они выглядят в общей форме.

Известно, что Пророк (с.а.с.) совершал итикаф в первую декаду Шавваля.

Аиша (р.а.) передает: «… И он отказался от итикафа в Рамадане и совершил его в первые десять дней Шавваля» (аль-Бухари, Муслим).

Конечно, лучше всего совершать итикаф в Рамадане.

Абу Хурайра (р.а.) передает, что Пророк (с.а.с.) каждый год в Рамадане проводил в мечети десять дней, а в год своей кончины он провёл там двадцать дней.

Так же превосходство совершения итикафа в последние десять дней Рамадана кроется в поиске ночи Могущества (Лейлят-уль-Кадр), и того вознаграждения, которое мусульманин может получить, если Аллах предоставит ему такую возможность застать эту ночь, что по благу не может сравниться ни с чем другим.

В какое время суток начинать итикаф и как долго он продолжается?

Пророк (с.а.с.) начинал свой итикаф после совершения утренней молитвы. Об этом открыто говорится в его хадисах: «…совершил утреннюю молитву, а затем приступил к итикафу», (аль-Бухари). В версии у Муслима: «Когда он (с.а.с.) желал вступить в итикаф, то сначала он совершал утреннюю молитву, затем заходил в итикаф». Действия Пророка (с.а.с.) в этом случае не указывают на обязывающий характер. Поэтому к итикафу можно приступить как после утренней молитвы, так и перед началом заката солнца, иначе говоря, его можно начать в любое время суток дня и ночи.



Нет ни одного шариатского текста определяющего сроки для итикафа, ни самое большое количество дней, ни самое малое, таким образом вопрос продолжает оставаться общим, не имея каких-либо ограничений. Следовательно, итикаф может продолжать как месяц, два, так и один час, или два.

Является ли пост условием для итикафа?

Итикаф является самостоятельным видом поклонения, и он не привязан к посту. Он будет считаться действительным, как если бы вошедший в итикаф мусульманин соблюдал пост, так и не соблюдал бы его.

В каких случаях можно покидать мечеть во время итикаф?

Неотлучно пребывающему в мечети человеку разрешается покидать ее с целью удовлетворения своих первостепенных нужд. Подобные действия не будут нарушать его итикаф. Эти нужды различны и зависят от каждого человека в отдельности, от сложившихся обстоятельств и т.д.. Например, если с наступлением холодной ночи, мусульманин выйдет из мечети, чтобы найти одеяло, или принести из дому вентилятор в невыносимо жаркий день, он имеет на это право и не заслуживает никаких порицай за свой итикаф.

Мусульманин может, более того должен, покинуть мечеть, где он неотлучно находился, если в ней не совершается джумъа намаз, чтобы совершить его в другой мечети и это не портит его итикафа. Если, например ему сообщат, что с его сыном случилась неприятность, что он травмировался и нуждается в доставке в больницу, то находящийся в итикафе отец, может выйти из мечети, чтобы доставить сына в больницу и такое действие не будет портить его итикаф, и т.д.. Что же касается оставление мечети без веских причин, то это без всяких сомнений нарушает итикаф человека.

Такие действия как посещение больного, либо присутствие на джаназа намазе не являются первостепенными нуждами человека, чтобы находящийся в итикафе мусульманин покидал ради них свое место пребывания. Подобные действия являются мандубом, а ради совершения рекомендуемых действий, постоянно пребывающему в мечети с целью итикафа мусульманину, не разрешатся выходить.

Как правильно вести себя в мечети во время итикафа?

Неотлучно пребывающему в мечети желательно посвящать свое время молитве, чтению Корана, поминанию Аллаха, изучению и обучению религии Аллаха, и другим видам поклонения. Также ему необходимо отдаляться от слов и действий, которые его не касаются, сторониться споров, ругани, непристойных и бранных слов, и избегать многословия. Тот кто много говорит, тот много ошибается. В хадисе говорится: «К наилучшим проявлениям Ислама человека является оставление им того, что его не касается» (Сахих сунан ат-Тирмизи). Все это мусульманин не должен делать и в другое время, а во время неотлучного пребывания в мечети – тем более.

В последние десять дней Рамадана следует прилагать усердие в поклонении. Приведем и ограничимся некоторыми хадисами Пророка Аллаха (с.а.с.):

– От Аишы (р.а.): «В последние десять дней (Рамадана) Пророк Аллаха (с.а.с.) усердствовал (в поклонении) настолько, насколько этого он не делал в другое время» (Муслим).

– От нее же (р.а.) сообщается: «Когда наступали последние десять дней (Рамадана), Пророк (с.а.с.) проводил ночь в поклонении, будил свое семейство (ночью), усердствуя и затягивал свой изар (нижняя часть одеяния)» (Муслим, аль-Бухари).

 От Али (р.а.): «Когда наступали десять дней (Рамадана) Пророк (с.а.с.) будил свою семью, и затягивал изар». У Абу Бакра спросили (ибн Иъяш, один из передатчиков) что значит, затягивал изар? Он ответил: «Отстранялся от жен» (Ахмад).

Можно ли женщинам совершать итикаф?

Женщины наряду с мужчинами так же совершают итикаф. Сообщается от Аишы (р.а.), что «Пророк (с.а.с.) исполнял итикаф в десять последних дней Рамадана, пока не упокоил его Аллах, Всепочитаем Он и Всеславен. И после него (точно также) исполняли итикаф его жены» (аль-Бухари, Муслим). От Амра бин Абдуррахман, от Аишы (р.а.) передается что «Посланник Аллаха, упомянул о том, что будет последние десять дней Рамадана совершать итикаф, тут Аиша попросилась быть вместе с ним, и он позволил ей. Затем Хафса попросила Аишу, разрешить ей тоже принять участие, на что она дала согласие. Когда же эту картину увидела Зайнаб бинт Джахш, то тоже установила свою палатку». Далее передатчик сообщает: «Когда Пророк Аллаха (с.а.с.) совершал молитву, он заходил в свою палатку и тут обнаружив остальные палатки он (с.а.с.) спросил: «Что это?».

Ему рассказали о случившемся, что это сооружения Аишы, Хафсы и Зайнаб. Тогда Пророк (с.а.с.) сказал: «Что побудило их к такому благочестию? Я не намерен больше продолжать итикаф». Он оставил свой итикаф, когда же завершился пост, он провел в итикяфе десять дней месяца Шавваля» (передал аль-Бухари, Малик, Ахмад, ибн Хиббан, ибн Хузайма).

Вышеприведенные тексты говорят о дозволенности совершать итикаф женщинам, естественно, в отведенном для них с целью итикафа отдельном от мужчин в мечети месте. В частности второй хадис указывает на то, что женщине не следует вступать в итикаф, преждевременно не спросив разрешения своего мужа. Если женщина вошла в итикаф без разрешения мужа, то он имеет право вывести ее из мечети.

Если даже она находится в итикафе с разрешения мужа, то все равно он может передумать и не разрешить ей, далее оставаться в мечети. Об этом говорит большинство ученых. И это правильно по той причине, что итикаф является рекомендуемым действием (мандубом), а если бы он был обязательным для жены, то мужу не дозволялось бы запрещать ее.

Также, если женщина замужняя, у нее есть маленькие дети, она ухаживает по дому, за мужем и детьми, то оставление итикафа лучше для нее, т.е. итикаф для нее непозволителен. Так как при столкновении ваджиба с мандубом, следует выполнять то, что обязательно и оставлять рекомендованное. Нет сомнений в том, что уход за семьей, мужем и детьми для женщины ваджиб и он первостепенной, чем исполнение рекомендуемого итикафа.

Абу Ихляс Хасан Шурунбулали

Подготовила:Хадиджа Магомедова




Закладка Постоянная ссылка.
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение закрыто.