Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Бойтесь Аллаха в отношении к женщинам, воистину Всевышний вам их доверил, и взяли вы их в жёны посредством слова Аллаха».
От Айши, да будет доволен ею Аллах, сообщены такие слова: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поочередно навещал всех своих жен и поступал с ними справедливо. При этом он говорил: «О Аллах! Так я распределяю то, чем владею сам. Не порицай же меня за то, чем владеешь Ты и что не подвластно мне!»[292]
Шейх Ибн Баз, коснувшись слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, «Не порицай же меня за то, чем владеешь Ты и что не подвластно мне», сказал, что в них речь идет о сердце и о том, что с ним связано. Любовь и привязанность — душевные чувства, и муж не в силах одинаково распределять их между женами.
Существуют причины, которые заставляют его любить их по-разному, связанные с их религиозностью, молодостью и т.д. Ему подвластно лишь справедливое распределение между ними дней и ночей, содержания, доброго отношения, ласковых слов. Что же касается полового влечения и сердечных чувств, то этим он не владеет».[293]
Передают, что Абу Хурейра, да будет им доволен Аллах, рассказывал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если у мужчины было две жены, и он отдавал предпочтение одной из них, то в Судный день он предстанет, склонившись набок».[294]
Этот хадис указывает на запрещенность предпочтения одной жены перед другой в вопросах, в которых человек в состоянии относиться к ним одинаково. В тех же вопросах, соблюдение справедливости в которых человеку не подвластно, вступает в силу правило, изложенное в словах Всевышнего:
«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей»(2:286).
«Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей»(64:16).
«Вы не сможете относиться к женам одинаково справедливо даже при сильном желании. Не наклоняйтесь же полностью к одной, оставляя другую словно висящей (не уделяйте все внимание только одной жене, оставляя другую в таком положении, когда она, выйдя замуж, чувствует себя незамужней)»(4:129).
В приведенном хадисе содержится угроза всякому, кто преднамеренно чинит несправедливость и притеснение. Такой человек подвергнется очевидному наказанию — воскреснет в Судный день, скосившись набок.[295]
Если человек женился на девственнице и у него помимо нее есть другие жены, то ему следует провести с ней семь ночей, а уж затем начать поочередное посещение жен. На это указывает хадис, переданный от Анаса, в котором говорится: «В соответствии с Сунной, если женатый мужчина женится на девственнице, то он может провести с ней семь ночей, после чего должен поочередно навещать всех своих жен. Если же он женится на уже побывавшей замужем женщине, то может провести с ней три ночи, после чего также должен поочередно навещать всех своих жен».[296]
Передают, что Умм Салама, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала, что когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, женился на ней, то провел с ней три ночи и сказал: «Не думай, что твой муж не ценит тебя. Если хочешь, я проведу с тобой семь ночей, но в этом случае я должен буду провести по семь ночей с каждой из моих жен».[297]
Передают, что Айша, да будет доволен ею Всевышний Аллах, рассказывала, что Сауда бинт Зам‘а, да будет доволен ею Всевышний Аллах, подарила ей свой день, после чего Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проводил с ней день, который полагался ей по очереди, и день Сауды.[298]
Сообщается от Айши, да будет ею доволен Аллах, что она сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поочередно навещал каждую из нас и никому не отдавал предпочтения. Почти ежедневно он обходил всех своих жен и приближался к каждой из них, не доводя дело до половой близости, и лишь затем отправлялся к той жене, с которой ему предстояло провести очередную ночь.
Сауда бинт Зам’а, когда состарилась и стала опасаться, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, даст ей развод, сказала: «О посланник Аллаха, я дарю свой день Айше», — и Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, принял предложение Сауды. Думаю, что по поводу Сауды и ей подобных был ниспослан аят: «Если женщина опасается, что муж будет проявлять к ней неприязнь или отворачиваться от нее, то на них обоих не будет греха, если они заключат между собой мир, ибо мирное решение — лучше»(4:128)».[299]
Шейх Ибн Баз, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, женился на Сауде после смерти Хадиджи и до женитьбы на Айше. Он прожил в браке с ней долгие годы. Когда она состарилась, то начала бояться, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, даст ей развод, и сказала:
«О посланник Аллаха! Я дарю свой день Айше». Об этом сообщается в хадисе, приведенном у Абу Дауда. Цепочка передатчиков этого хадиса хорошая. Это означает, что женщина может отказаться от своего дня, в который ее посещает муж, в пользу одной из других жен при условии, что сам муж с этим согласен. Таким образом у той жены, в пользу которой она откажется, будет два дня, в которые муж находится у нее, а у остальных — по одному».[300]
Почти ежедневное посещение Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, всех своих жен происходило после предвечернего намаза.
На это указывается в хадисе, сообщенном от Айши, где сказано: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, после того, как совершал предвечерний намаз, обходил своих жен и приближался к ним …».[301]
Шейх Ибн Баз, да смилуется над ним Аллах, сказал:
«Это обстоятельство указывает на то, как хорошо Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обходился со своими женами. Он относился к супругам лучше, чем кто-либо. Каждый день в предвечернее время он навещал их, справлялся об их делах и нуждах, не вступая с ними в половую близость. Иногда же, обходя их, он имел с ними близость, на что указывает хадис, переданный от Анаса.
В нем говорится, что он вступал в половую близость с каждой из жен, совершая после этого одно полное омовение. Скорее всего, это происходило редко. Совместить хадис от Анаса с хадисом от Айши, где сказано, что он не вступал с женами во время их ежедневного посещения в половую близость, можно именно таким образом — что, как правило, он не имел с ними половой близости, но иногда делал это. Сделать такой вывод заставляет правило о том, что сообщениям, подтверждающим некий факт (мусбит), отдается предпочтение перед сообщениями, отрицающими его (нафи)».[302]
Хадис, переданный от Анаса, звучит так: «Однажды Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «В одно время дня и ночи Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обходил сразу всех своих жен, а их было одиннадцать». Его спросили: «Неужели такое было ему под силу?» Анас сказал:
«Мы часто говорили друг другу, что он был наделен силой тридцати мужчин». В версии этого хадиса, переданной Са’идом от Катады, говорится, что Анас упомянул о девяти женах. Аль-Хафиз Ибн Хаджар объясняет это разночтение тем, что в первом случае к числу жен были отнесены также наложницы — Марийа и Райхана.[303]
Шейх Ибн Баз, да смилуется над ним Аллах, по поводу этого хадиса сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обладал огромной силой: у него было девять жен и две наложницы — Райхана и Марийа».[304]
«Этот хадис указывает на то, что мужчина имеет право вступать в половую близость поочередно с несколькими женами в общее для них время. Так поступал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и это являлось проявлением его щедрого нрава».
В другом сообщении Анаса, да будет им доволен Аллах, говорится: «У Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, было девять жен, и когда он распределял между ними дни, то возвращался к первой из них только после посещения восьми остальных (в их дни). Каждый вечер его жены собирались в доме той из них, у которой он (в этот день) находился».[305]
Шейх Ибн Баз, да смилуется над ним Аллах, касаясь этого хадиса, сказал: «В нем указывается на то, что помимо обхода своих жен каждый день в предвечернее время, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встречался с ними еще и вечером. Собираясь вместе, жены лучше узнавали друг друга. Эти встречи способствовали устранению отчужденности, которая, как известно, существует во взаимоотношениях между женами, и возникновению согласия между ними».[306]
Другое проявление его справедливости к женам — то, что он, намереваясь отправиться в путь, бросал жребий между ними. Сообщается, что Айша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Намереваясь отправиться в путь, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, бросал жребий среди своих жен и брал с собой ту, на которую он выпадал».[307]
Еще одним примером справедливости и благородства нрава Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, является история, рассказанная Анасом, да будет им доволен Аллах: «Однажды, когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, находился в доме одной из своих жен, другая мать правоверных послала (ему) блюдо с едой. Та его жена, у которой он находился, ударила слугу, принесшего гостинец, по руке, и блюдо выскользнуло из его рук и разбилось. Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, собрал осколки и принялся собирать в них еду, которая была в блюде, говоря: «Возревновала мать ваша». Затем он задержал слугу до тех пор, пока не принесли целое блюдо, принадлежавшее жене, у которой он находился, и отослал его той, чье блюдо разбилось, а разбитое оставил у той, в чьем доме оно раскололось».[308]
Хадисы, приведенные в этой статье, свидетельствуют о величии Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его справедливости в обхождении с женами, благонравии, доброте, сочувствии к ним и заботе об их правах.
Подготовила:Малика Аминова