Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Среди людей есть такие, которые являются ключом к добру и замком от зла.
Есть и такие, которые являются ключом ко злу и замком от добра. Какое же счастье выпало тем, кому Аллах дал в руки ключи добра! Как несчастны те, кому Аллах дал в руки ключи зла!»
(Ибн Маджа)
Добро – это то, чем Аллах доволен, а зло – это то, что Он не любит, и что Он запретил. Если Аллах благоволит к Своему рабу, то признаком этого служит, что Он делает его ключом к добру. Когда видишь такого человека, то думаешь о добрых делах. Когда он приходит куда-то, то приносит с собой добро. Когда он говорит, то говорит добро.
Когда думает, то думает о добре. Он исполнен добрых чувств и всегда помогает тем, кто хочет совершить доброе дело. Такой человек, желающий торжества добра, становится причиной добра и для тех, кто находится рядом с ним. А тот человек, который является ключом ко злу, исполнен этого зла.
Поэтому он всегда говорит дурное, думает о зле, планирует дурные дела, помогает совершению зла и, куда бы ни пришел, приносит с собой зло. Такой человек, желающий распространения зла, для окружающих является мучением. Поэтому быть вместе с первым человеком – это счастье, а со вторым – бедствие.
Быть ключами к добру – это дорога, в начале которой стоят пророки. Всевышний говорит о них:
«Мы поставили их вождями, которые по Нашему велению ведут [людей] на прямой путь»
(аль-Анбийа, 21/73).
Все мусульмане, беря пример с пророков, должны направлять людей к истине, добру и благу. И даже должны просить:
«Господи наш! Даруй нам отраду глаз в наших женах и потомках и сделай нас образцом для богобоязненных»
(аль-Фуркан, 25/74).
Так как человек, указывающий путь к добру, получает такую же награду как тот, кто совершил это добро, то указывать путь богобоязненным – весьма прибыльное для будущей жизни праведное деяние.
Ключ к добру в Исламе
Кто-то стремится к молитве, кто-то к благочестивому отношению к людям, но, к сожалению, не всем Аллах открывает двери этих дел. Итак, тема этой лекции: «Что нужно для того, чтобы Аллах открыл тебе эти виды добра, или как сделать так, чтобы по причине тебя Аллах кому-то открыл то, в чем он нуждается?»
Прошу Аллаха, чтобы Он поддержал меня в том, о чем я буду говорить. Прошу Аллаха, чтобы мои слова соответствовали истине и чтобы Аллах не оставил меня самому себе, так как знаний и правильного понимания у меня немного. И также прошу Аллаха, чтобы Он дал нам пользу из этих слов. Поистине, Он — Слышащий, Отвечающий.
О, мои достопочтенные братья! Передали Ибн Маджах в своем «Сунан», а также ибн ’Асым и многие другие ученые хадис от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, который передал от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что тот сказал: «Поистине, среди людей есть те, кто являются ключами к добру и замками к злу. И среди людей есть те, кто являются ключами к злу и замками к добру. Да будет Туба (дерево в Раю) тем, кого Аллах сделал ключами к добру в его руках и горе тому, кого Аллах сделал ключами к злу в его руках».
И подобных этому великому хадису высказываний Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которые подтверждают содержание и смысл этого хадиса, множество.
Например, хадис, который приводится от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах: «Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проходил мимо группы людей и сказал: «Не сообщить ли вам о лучшем и о худшем из вас?» Сидевшие в этом собрании замолчали. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, повторил трижды, после этого сидевшие сказали: «Конечно, о посланник Аллаха, сообщи нам о лучшем из нас и о худшем из нас». Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Лучшим из вас является тот, от которого не ожидаешь ничего, кроме добра и от которого никогда не ждешь зла. А худшим из вас является тот, от которого не ожидаешь добра и от зла которого не находишься в безопасности».
О, мои дорогие братья, поистине, каждый мусульманин, желающий счастья и спасения для своей души в мире этом и в мире вечном, слыша этот великий хадис, его сердце содрогается, желая быть ключом к добру, и страшится стать ключом ко всякому злу. И нет такого мусульманина, который бы не хотел быть ключом к добру и не быть ключом к злу, который бы не желал быть из обладателей дерева Тубы и желал бы не быть среди тех, кому Аллах обещал горе и великое наказание.
И душа, когда желает и стремится к чему-то, то необходимо, чтобы она прилагала усилия для осуществления своей цели. Недостаточно одного только желания и стремления. В первую очередь необходимо понять сущность вопроса, затем выполнить следующие причины для достижения этой цели и, самое главное, просить у Аллаха помощи в этом.
Каким же образом ты можешь стать ключом к добру?
Данный вопрос является великим и очень важным. В нем нуждается каждый из нас. И он будет строиться на следующих пунктах, по причине которых человек может стать ключом добра и замком от зла.
1. Необходимо знать и помнить каждому, что Открывающий – это Аллах. И Он лучший из открывающих.
«Аль-Фаттах» — это одно из имен Всевышнего. И является обязательным для каждого мусульманина, уверовавшего в Аллаха и во все Его совершенные имена, среди которых Его имя — «Аль-Фаттах», искать Его довольства, поклоняясь Ему посредством Его прекрасных имен. Как сказал Всевышний Аллах:
﴿وَلِلّهِ الأَسْمَاء الْحُسْنَى فَادْعُوهُ بِهَا﴾
«У Аллаха — самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их». (Сура аль-А’раф, аят 180)
Мольба к Всевышнему Аллаху посредством Его имен, охватывает в себе ду’а масаля и ду’а ‘ибада.
Ду’а ‘ибада (поклонение):
а) осуществляется со стороны понимания этого имени, познанием того смысла, на которое оно указывает;
б) подтверждением атрибута, содержащегося в данном имени;
в) осуществлением поклонения, которого требует от нас это имя.
Имя Всевышнего «Аль-Фаттах» — великое имя и оно приводится в Коране дважды. Всевышний Аллах говорит:
﴿رَبَّنَا افْتَحْ بَيْنَنَا وَبَيْنَ قَوْمِنَا بِالْحَقِّ وَأَنتَ خَيْرُ الْفَاتِحِينَ ﴾
«Господь наш! Открой истину между нами и нашим народом, ведь Ты – Наилучший из открывающих». (Сура аль-А’раф, аят 89)
А также:
﴿قُلْ يَجْمَعُ بَيْنَنَا رَبُّنَا ثُمَّ يَفْتَحُ بَيْنَنَا بِالْحَقِّ وَهُوَ الْفَتَّاحُ الْعَلِيمُ ﴾
«Скажи: «Наш Господь соберет всех нас, а потом рассудит между нами по справедливости, ибо Он — Раскрывающий (или Справедливый Судья), Знающий»». (Сура Саба, аят 26)
Имя Всевышнего «Аль-Фаттах» указывает на атрибут (описание) Всевышнего – а это «фатх» открывание.
И этот великий атрибут содержит в себе много смыслов, которые упоминают ученые. Из них: открытие Всевышним для Своих рабов шариата, открытие для Своих рабов вознаграждения, открытие для Своих рабов каких-либо мирских благ.
Как сказал Всевышний:
﴿مَا يَفْتَحِ اللَّهُ لِلنَّاسِ مِن رَّحْمَةٍ فَلَا مُمْسِكَ لَهَا وَمَا يُمْسِكْ فَلَا مُرْسِلَ لَهُ مِن بَعْدِهِ وَهُوَ الْعَزِيزُ الْحَكِيمُ ﴾
«Никто не удержит милость, которую Аллах открывает людям. А то, что Он удерживает, никто не может ниспослать после Него. Он — Могущественный, Мудрый». (Сура Фатыр, аят 2)
Поэтому, первым шагом для того, кто хочет стать ключом добра и замком от зла, является обращение к Открывающему, являющемуся лучшим из открывателей, чтобы Он открыл для тебя двери благ. Будучи смиренным перед Ним, желая своей цели, будучи правдивым с Всевышним Аллахом, так как Аллах не отвергает мольбу Своего раба, когда он взывает к Нему.
Ведь, открытие всех благ принадлежит одному Аллаху. Открытие для тебя полезных знаний, праведных дел, достопочтенных нравственных качеств — все от Всевышнего Аллаха.
Как говорили некоторые из наших предшественников: «Поистине, хорошие нравы являются даром Аллаха, и поистине, если Аллах полюбит Своего раба, то одарит его ими. И Аллах, Свят Он и Велик, разделил между Своими рабами нравы, ризък (средства существования), дела. Все это от Аллаха».
И поэтому, первой вещью на этом пути является полное обращение к Всевышнему Аллаху. Невозможно достичь знаний или приобрести правильное понимание, невозможно достичь хороших нравов, или выполнения поклонения, кроме как если тебе не откроет этого Аллах.
И как прекрасно сказал Муттараф ибн Абдуллах, который является из ученых-таби’инов: «Если бы вынуть мое сердце и положить его на мою левую руку и собрать все благие нравы в моей правой руке, то я не смог бы положить что-то из этих нравственных качеств в мое сердце, кроме как если Аллах Сам не положит их в мое сердце». То есть все зависит от Аллаха.
И поэтому бывает так, что человек слышит наставления, слышит очень много полезных вещей, которые могут принести ему пользу как в жизни этой, так и в жизни вечной, слышит о дверях добра, благочестия, счастья, но его душа не приобретает пользы, а сердце так и продолжает оставаться черствым.
И помощь от Аллаха в поклонении в руках Его и нет ни у кого силы и мощи, кроме как у Аллаха.
2. Таухид (единобожие Аллаха) и искреннее поклонение Ему Одному.
Таухид является ключом ко всякому добру, также таухид является ключом от Рая.
Сообщается, что Му’аз ибн Джабаль сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: “Ключи от рая – (это) свидетельство Ля иляха илляЛлах”». Этот хадис передал Ахмад 5/242. Шейх привел этот хадис, однако он слабый. Шейх аль-Албани в «Сильсиля ад-да’ифа ва-ль-мауду’а» 3/477 сказал: «Слабый хадис/да’иф/. Его передали Ахмад 5/4 и аль-Баззар в «Кашф аль-астар» №2 со слов Исма’иля ибн ‘Аййаша … от Шахра ибн Хаушаба, который передал со слов Му’аза ибн Джабаля, который сказал: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал …”. Аль-Баззар сказал: “Шахр не слышал (хадисы) от Му’аза”. Я говорю: Этот иснад слабый. Шахр является слабым (передатчиком) из-за своей плохой памяти. Потом, в нём есть разрыв между Шахром и Му’азом, как это разъяснил аль-Баззар. Исма’иль ибн ‘Аййаш является заслуживающим доверия, но слабый, когда передаёт от других, помимо шамийцев, а этот хадис и относится к их числу».
Что касается этого хадиса, то есть разногласия в его достоверности, но смысл, который он в себе содержит, без сомнения, — истина. И доводов, подкрепляющих этот хадис, множество. Я не буду приводить их все, ограничусь лишь хадисом, который передал ‘Умар ибн аль-Хаттаб о том, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Перед любым из вас, кто совершит омовение должным образом, а потом скажет: “Свидетельствую, что нет божества достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Его посланник”, – обязательно откроются восемь врат Рая, и войдет он, через какие пожелает». Муслим, 234.
Значит таухид — это ключ к Раю. И тот, кто не придет к Аллаху с таухидом, тому не будут открыты двери Рая. И поэтому Аллах Всевышний сказал в Коране:
﴿إِنَّ الَّذِينَ كَذَّبُواْ بِآيَاتِنَا وَاسْتَكْبَرُواْ عَنْهَا لاَ تُفَتَّحُ لَهُمْ أَبْوَابُ السَّمَاء وَلاَ يَدْخُلُونَ الْجَنَّةَ حَتَّى يَلِجَ الْجَمَلُ فِي سَمِّ الْخِيَاطِ وَكَذَلِكَ نَجْزِي الْمُجْرِمِينَ ﴾
«Воистину, не откроются врата небесные для тех, кто считал ложью Наши знамения и превозносился над ними. Они не войдут в Рай, пока верблюд не пройдет сквозь игольное ушко. Так Мы воздаем грешникам». (Сура аль-А’раф, аят 89)
То есть в Рай невозможно войти без единобожия. И как сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Не войдет в Рай никто, кроме души верующей».
«Ля иляха илля Ллах» – это слово единобожия и это ключ от Рая, как мы говорили об этом ранее.
Но не стоит забывать, что это слово поможет лишь тогда, когда раб будет делать дела в соответствии с этим словом. Будет делать то, что требует от себя это слово. Как привел Бухари в своей книге «Сахих» от Уахба ибн Мунаббиха, что его спросили: «А разве «Ля иляха илля Ллах» не является ключом к Раю?» Он ответил: «Конечно, но нет такого ключа, у которого не было бы зубчиков, и если ты будешь открывать дверь таким ключом, у которого они имеются, то она тебе откроется, а если их нет, то не откроется».
Этим самым он хотел сказать об условиях «Ля иляха илля Ллах», без которых оно не принесет пользы говорящему, пока он их не выполнит. Как это пришло в книге Аллаха и сунне Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует, есть семь условий, которые упоминают ученые в своих книгах по таухиду, разбирая доводы на каждое из них. Я не буду впадать в подробности каждого из этих условий, ограничусь лишь их перечислением:
• Знание, которое противоречит невежеству;
• Убежденность, которая противоречит сомнению;
• Правдивость, которая противоречит лжи;
• Искренность, которая противоречит ширку;
• Любовь, которая противоречит ненависти;
• Следование, которое противоречит оставлению;
• Принятие, которое противоречит отрицанию.
Один из ученых собрал все эти условия в одном стихе, который называется «Суллям уль-усул», сказав: «Знание, убежденность, принятие и следование и знай о том, что скажу — а это правдивость и искренность, и любовь и поможет тебе Аллах в том, что полюбил».
Потому слова эти — великие, ведь они являются ключом к Раю. И является обязательным для каждого, кто стремится стать ключом к Раю, держаться единобожия должным образом, совершенствовать свою искренность перед Аллахом (то есть быть искренним с Ним). Необходимо желать во всех своих праведных делах Лика Аллаха, прибегать к Нему своим поклонением, хорошими нравами к людям.
Как сказал Аллах:
﴿إِنَّمَا نُطْعِمُكُمْ لِوَجْهِ اللَّهِ لَا نُرِيدُ مِنكُمْ جَزَاء وَلَا شُكُورًا ﴾
«Они говорят: «Мы кормим вас лишь ради Лика Аллаха и не хотим от вас ни награды, ни благодарности!» (Сура аль-Инсан, аят 9)
То есть люди делают праведные дела, не желая взамен ничего, а хотят только достичь награды от Всевышнего и обещанного Аллахом Рая, который Он обещал Своим искренним рабам.
3. Полезное знание, основанное на Коране и Сунне.
Знание — это основа, так как без них раб не может стать ключом к добру. Если у человека не будет знаний то, каким образом он сможет отличить между ключами добра и зла, между истиной и ложью, сунной и бид’а (нововведением), прямым путем и заблуждением. И как человек может остерегаться попасть в заблуждение, если у него нет знаний. Или как раньше говорили: «Как человек может бояться того, чего не знает?». И поэтому тот, кто стремиться стать ключом к добру пусть уделяет внимание полезным знаниям.
Как пришло в хадисе, который передал Байхакъи в своей книге «Сунан» от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Кто вышел в путь рано утром, требуя знания, тому откроет Аллах двери в Рай».
В достоверности этого хадиса есть разногласия. Но нам достаточно хадиса посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который передал абу ад-Дарда: «Кто вступит на путь требования знаний, тому облегчит Аллах дорогу в Рай». И этот хадис содержит в себе смысл предыдущего хадиса.
И кто желает быть ключом к добру пусть стремится к полезному знанию и прилагает для этого все усилия. А что касается того, у кого этих знаний нет, то он не сможет различить между истиной и ложью.
Всевышний Аллах говорит:
﴿قُلْ هَلْ يَسْتَوِي الَّذِينَ يَعْلَمُونَ وَالَّذِينَ لَا يَعْلَمُونَ﴾
«Скажи: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?»» (Сура аз-Зумар, аят 9)
Знание — это великая основа в данной теме. И поэтому необходимо рабу уделять внимание знаниям для того, чтобы стать ключом от Рая и замком зла. Ведь, если у человека не будет знаний, в его сердце может зайти очень много заблуждений, нововведений и страстей. Сам того не замечая, он будет делать дела по этим заблуждениям, думая, что он сделал что-то хорошее.
‘Амр ибн Саляма рассказывал: “Каждый раз перед утренней молитвой, мы садились у дверей ‘Абдуллаха ибн Мас’уда, ожидая его, чтобы пойти с ним в мечеть. И однажды к нам подошел Абу Муса aль-Аш’ари и спросил: “Выходил ли уже к вам Абу ‘Абдур-Рахман?” Мы ответили: “Нет”. Тогда он присел с нами и ждал, пока тот не вышел из дома. А когда он появился, все мы подошли к нему, и Абу Муса сказал: “О Абу ‘Абдур-Рахман, поистине, только что я видел в мечети то, что мне не понравилось, но вместе с тем, хвала Аллаху, я не увидел ничего кроме блага”. Он спросил: “Что же это?” Абу Муса ответил: “Если поспешишь, можешь увидеть это сам. Но я видел там людей, которые уселись кружками в ожидании молитвы, держа в руках мелкие камешки, и в каждом кружке есть человек, который говорит: “Скажите сто раз “Аллаху Акбар!”, и они по сто раз произносят эти слова.
А потом он говорит: “Скажите сто раз “Ля иляха илля-Ллях”, и они сто раз повторяют эти слова. А потом он говорит: “Скажите сто раз: “Субхана-Ллах”, и они по сто раз произносят и это”. Ибн Мас’уд спросил: “И ты не высказал им порицания?!” Он ответил: “Я ничего им не сказал, решив узнать, что ты думаешь об этом”. Он спросил: “Почему же ты не велел посчитать им свои дурные поступки и не поручился за то, что ничто из их благих дел не пропадет?!” А потом мы с ним пошли к мечети, и он подошел к одному из таких кружков, остановился рядом с ним и спросил находившихся там людей: “Чем же вы занимаетесь?!” Они ответили: “О Абу ‘Абдур-Рахман, с помощью этих камешков мы считаем, сколько раз мы произнесли слова “Аллаху Акбар”, “Ля иляха илля-Ллах”, “Субхана Аллах” и “аль-хамду ли-Ллях”. Ибн Мас’уд сказал: “Лучше бы вам посчитать свои дурные поступки, а что касается хороших, то я ручаюсь, что ничто из них не пропадет.
Горе вам, о община Мухаммада! Как скоро вы устремились к гибели, тогда как сподвижники его еще среди вас, одежда его (пророка) еще не обветшала и посуда не сломалась. Вы же, клянусь Тем, в Чьей Длани душа моя, либо принесли более верную религию, чем религия Мухаммада, либо же открыли двери заблуждения!” В ответ эти люди сказали: “Клянемся Аллахом, о Абу ‘Абдур-Рахман, мы не желали ничего, кроме блага!” Тогда он воскликнул: “Но сколько таких, кто желает блага, но не обретает его! Поистине, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил нам: «Появятся люди, которые будут читать Коран, но он не пройдет ниже их глоток». Клянусь Аллахом, не знаю, но может быть, большинство из вас являются таковыми!”. Потом Ибн Мас’уд отошел от них”. ‘Амр ибн Саляма сказал: “И мы видели большинство из них сражавшимися на стороне хариджитов в день битвы при Нахрауане”. ‘Амр ибн Саляма сказал: “И мы видели большинство из них сражавшимися на стороне хариджитов в день битвы при Нахрауане”. ад-Дарими 1/68, ат-Табарани 8628. Хафиз аль-Хайсами, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” № 2005.
И поэтому никто не сможет достичь добра, кроме того, кто познал это добро. И закончу данный пункт хадисом от ибн Мас’уда, который передается в «Муснаде» имама Ахмада: «Поистине, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, был обучен тем вещам, которые открывают добро и тем, которые его закрывают, и тем, которые охватывают его полностью».
И поэтому, о раб Аллаха, если ты хочешь стать ключом к добру, то изучай те вещи, которые открывают хайр (добро) и закрывают его, которые содержаться в словах имама этого хайра (добра) и лучшего из созданий — Мухаммада ибн ‘Абдиллях, да благословит его Аллах и приветствует.
4. Уделение внимания пяти столпам Ислама.
Поистине, если ты будешь серьезно относиться к столпам Ислама и беречь их, то Аллах откроет тебе такие пути добра, о которых ты даже и не мечтал. Так, бережное отношение к столпам Ислама (таким как молитва, пост, хадж) является самой большой причиной для того, чтобы Аллах открыл тебе ворота добра и сделал тебя ключом к этому добру. И доводов тому множество, но я ограничусь лишь перечислением некоторых из них.
Пришел в достоверном сборнике у Бухари хадис от матери правоверных Уммы Салямы, что она сказала: «Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проснулся ночью и сказал: «Ла иляха илля Ллах (в другом риайате «субханаЛлах»), сколько смут спустилось этой ночью и сколько Аллах открыл сокровищниц добра».
Обратите внимания, братья, спустились смуты, и сокровищницы добра открылись.
А также: «Кто разбудит хозяев домов для молитвы, может быть нагим в мире этом и одетым в день судный».
И поэтому, о раб Аллаха, если ты хочешь для своей души защиты от смут и желаешь дверей добра, то они — в молитве.
И может быть, сейчас ты вспомнишь, о чем постоянно заботился посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Как пришло это в хадисе от абу Саиба и абу Хумайды, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда заходил в мечеть говорил: «О Аллах, открой мне двери милости Твоей».
Значит молитва — это дверь милости и забота о ней (то есть оберегание ее) является ключом от тех благ, о которых ты знаешь и даже от тех, о которых ты не знаешь.
И какого добра ждет человек, который спит во время молитвы? Его голова становится тяжелой на столько, что он даже не в силах поднять ее с подушки, чтобы прочитать молитву. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда заходил в мечеть говорил: «О, Аллах. Открой мне двери Твоей милости», а когда выходил говорил: «О, Аллах, открой мне ворота Твоих благ».
Выстаивание молитвы, стремление к ней открывают врата милости, а постоянное ее выполнение открывает двери ризъка (средств существования).
И поэтому было узаконено шари’атом для нас, при входе в мечеть говорить: «О, Аллах. Открой мне двери Твоей милости», а при выходе из нее говорить: «О, Аллах, открой мне ворота Твоих благ».
На данную тему приводится очень много хадисов.
Приведу хадис кудси, который передал Тирмизи в «Муснаде», и он достоверен, от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Сказал Аллах: «О, сын Адама соверши для меня четыре рака’ата (поясных поклона) в первую часть дня и Я вознагражу тебя в оставшуюся часть дня».
Аллах не нуждается в этих рака’атах, но это дверь добра для тебя, и призывает тебя к ней Господь миров.
Сказал Шейхуль-ислам Ибн Таймия: «Под этими четыремя рака’атами подразумевается два рака’ата обязательной утренней молитвы и два рака’ата желательной до нее».
О, мои дорогие братья, какой награды лишает себя тот, кто проспал утреннюю молитву. Как пришло в хадисе: «Просыпается со злой душой, ленивый. Закрылись ему двери добра и закрылись ему двери ризъка (средств существования)».
Ведь, первая часть дня это – его основа. Ведь, именно в это время ниспосылается /баракат/ и ниспосылается пропитание (ризък).
/Баракат/ — это большое количество того, в чем есть добро и это добро постоянно, и неразлучно. — прим. ред.
Как сказал Абу Зарр: «Первая часть дня подобна верблюду, если удержишь (потянешь) его за перед, остальная часть сама последует за тобой. И тот, кто не удержал первую часть дня выполнением молитвы, чего он ждет в оставшийся день (в оставшуюся часть дня)?»
И поэтому из великих основ в открытии добра для тебя и других – соблюдение обязательных столпов в Исламе, и впереди всего этого приходит молитва.
А также много дверей добра находится в посте, хадже и других видах поклонения.
Как пришло в великом хадисе, что сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Когда настает первая ночь Рамадана закрываются ворота Ада и связываются шайтаны, и говорит зовущий: «О, желающий добра (стремящийся,) устремись и, о желающий зла, удержись».
И поэтому уделение внимание обязанностям в Исламе, забота о них (строгое выполнение их) является большой помощью для тебя в том, чтобы ты смог стать ключом к добру, как для себя, так и для других.
5. Борьба с собственной душой в отстранении от грехов и в отстранении от ослушания Всевышнего Аллаха.
И опять же разговор на эту тему может растянуться, ограничусь лишь упоминанием одного хадиса.
Передал имам Ахмад в «Муснаде» о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, привел пример прямого пути, по бокам которого есть стены, в каждой из которых есть дверь, и на каждой двери есть занавес, а в начале этого пути зовущий зовет: «О раб Аллаха, иди по прямому пути и не сворачивай с него». А сверху этого пути зовущий зовет: «О, раб Аллаха, не открывай дверь. Поистине, если ты ее откроешь, то войдешь в нее».
Потом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, объяснил, что касается прямого пути, то это — Ислам, а что касается стен — то это границы Аллаха, а что касается дверей, то это — запреты Аллаха и сунна Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, а зовущий сверху — это увещеватель Аллаха, который находится в сердце каждого мусульманина. И это из милостей Аллаха, которую Он проявил Своему рабу, сделав в его сердце увещевателя. В то время, когда душа зовет к открытию дверей из дверей запретного, этот увещеватель отстраняет его от этого, говоря: «О, раб Аллаха, не открывай дверь, ведь если ты ее откроешь, то войдешь в нее».
И поэтому тот, кто хочет стать ключом добра и замком от зла пусть знает, что этот хадис указывает на то, что он на прямом пути, который ведет к Раю. На краях этого пути множество дверей слева и справа, и в этих дверях нет ничего, чтобы мешало войти в них, кроме покрывала и эти двери ведут в запретное. И всем хорошо известно, о мой брат, что ту дверь, на которой нет преград, кроме покрывала, открыть не составит никакого труда, в отличие от двери, у которой есть замок. Ведь ты нуждаешься, чтобы вытащить ключ для того, чтобы открыть ее.
А если на двери только покрывало, то ты быстро в нее входишь, то есть идешь по этому пути и заходишь в запретное и между тобой и запретным нет никакой преграды, кроме покрывала. И поэтому является обязательным тому человеку, который хочет стать ключом добра и замком от зла, остерегаться дверей, ведущих к запретному, которые находятся слева и справа. И если он войдет в нее (в дверь), то откроет дверь зла, как для себя, так и для других, так как человек, совершивший зло, не любит быть единственным в своем деле. Этот человек превращается из творящего зло в распространяющего зло. И это то, на чем всегда были призывающие к злу во все времена. Тот, кто входит в запретное через некоторое время становится из тех, кто призывает к этому.
Как сказал праведный халиф Усман ибн ‘Аффан: «Каждая прелюбодейка желает, чтобы все женщины стали прелюбодейками».
6. Ду’а (мольба).
Как сказал один из предшественников: «Я задумался о видах добра и нашел очень много дверей добра: например, молитва, посты. Понял, что все эти вещи в руках Аллаха. Понял, что ду’а является ключом к каждому добру. Ведь, ты не можешь молиться, кроме как если поможет тебе Аллах. Ты не можешь проявлять благочестие к родителям, кроме как если поможет тебе Аллах. Так, если бы не Аллах, то мы не шли бы прямым путем, если бы не Аллах мы бы не молились, если бы не Аллах мы бы не постились».
И говорит Всевышний:
﴿وَلَكِنَّ اللَّهَ حَبَّبَ إِلَيْكُمُ الْإِيمَانَ وَزَيَّنَهُ فِي قُلُوبِكُمْ وَكَرَّهَ إِلَيْكُمُ الْكُفْرَ وَالْفُسُوقَ وَالْعِصْيَانَ أُوْلَئِكَ هُمُ الرَّاشِدُونَ فَضْلًا مِّنَ اللَّهِ وَنِعْمَةً وَاللَّهُ عَلِيمٌ حَكِيمٌ ﴾
«Но Аллах привил вам любовь к вере, и представил ее прекрасной вашим сердцам, и сделал ненавистными вам неверие, нечестие и неповиновение. Таковы идущие правым путем по милосердию и милости Аллаха. Аллах — Знающий, Мудрый». (Сура аль-Худжурат, аят 7-8)
И поэтому, если ты хочешь стать ключом добра и замком от зла, хочешь быть из тех, кому Аллах проявил Свою милость, хочешь быть из обладателей знаний, то проси Аллаха. Ведь все это в Руках Его. Поэтому один из обладающих знаниями сказал: «Ду’а (мольба) — это ключ к каждому добру. И тот, кому облегчен этот ключ, то ему облегчено все остальное добро. А тот, кто лишился этого ключа, то он лишился всего добра».
И ду’а (мольба), стремление к Аллаху, правдивость с Ним, уделение внимания правилам ду’а и его условиям, которые установлены в книге Аллаха и сунне Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует, это является основой в этой главе для того, чтобы стать ключом добра и замком от зла. И может быть твое правдивое, искреннее обращение к Аллаху с мольбой (ду’а) станет причиной того, что Всевышний оживит всю твою жизнь ключами добра и замками от зла.
И ду’а, которые приводятся в книге Аллаха и сунне Его пророка, да благословит его Аллах и приветствует, множество. И я не буду затягивать лекцию перечислением их всех, ограничусь лишь хадисом посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в котором говорится, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выходя из дома, говорил следующее ду’а:
الهمَ إنِ اعوذ بك أن أضلَ و أضلَ أو أذلَ او أذلَ أو أظلم أو أظام أو أجهل أو أجهل علي
«О Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от того, чтобы не заблудиться и не заблудить, не быть униженным и не унизиться, не причинить ни кому зла и чтобы мне его не причинили, чтобы не быть в невежестве и никого в него не ввести».
Обратите внимание, какое это великое ду’а. Если Аллах ответит тебе на эту просьбу, то ты станешь ключом добра и замком от зла.
Как говорили наши предшественники: «Обезопась меня и от меня». Но ду’а пророка, да благословит его Аллах и приветствует, выглядит красивее и оно более охватывающее. И поэтому тот, кто хочет стать ключом к добру, должен стремиться к Аллаху и непрестанно просить Его, чтоб Он оказал ему почет тем, что открыл двери добра.
И из тех ду’а, которые постоянно делал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, после утреннего намаза, слова:
الهمَ إنِي اسألك علما نافعا و رزقا طيبا و عملا متقبلا
«О Аллах, я прошу у тебя полезных знаний, хорошего пропитания, и принятых дел».
7. Следует сторониться смут и сомнений, и остерегаться их.
Тем самым человек обезопасит свою душу и души других. Я также не буду многословен в данной теме, ограничусь лишь высказыванием Ибн Мас’уда, которое привел Ибн Батта в своей книге «Ибана»: «Поистине, будет очень много непонятных вещей (т.е ты не знаешь где истина, а где ложь) поэтому не торопись. Поистине, если ты будешь тем, за кем будут следовать в добре — это лучше, чем быть имамом в заблуждении».
И поэтому если ты хочешь стать ключом добра и замком от зла сторонись смут и сомнений, не заходи в эти вопросы, не участвуй в этом, зачем тебе это надо? Не торопись, а свяжись с большими учеными, которые покажут тебе прямой путь и тогда исчезнут все проблемы. Поэтому является обязательным для человека, не торопиться и сторониться этих смут, посоветоваться с учеными, побольше просить ду’а у Аллаха, чтобы Он отстранил тебя от смут и сомнений. Так как если ты подвергнешь себя этим смутам, то ты погубишь как свою душу, так и души других людей.
8. Благие нравы, которые проявляются в мягком отношении с людьми.
Человек, у которого грубый нрав и плохое отношение к людям, то ему будет тяжело открыть сердца людей. Ведь Аллах сказал господину сынов Адама:
﴿فَبِمَا رَحْمَةٍ مِّنَ اللّهِ لِنتَ لَهُمْ وَلَوْ كُنتَ فَظًّا غَلِيظَ الْقَلْبِ لاَنفَضُّواْ مِنْ حَوْلِكَ ﴾
«По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя». (Сура али Имран, аят 159)
Души сторонятся черствого, грубого, даже если то, что говорит этот человек является истиной, так как плохое отношение к ним отгоняет их от такого человека. Поэтому тот, кто хочет стать ключом добра и замком от зла, должен мягко относиться к людям, и вести разговор с ними самыми хорошими словами, такими словами в которых нет злости, враждебности, в которых нет многословности. И я хочу привести из сунны посланника, да благословит его Аллах и приветствует, удивительный пример.
Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, зашел в Мекку победителем, (в город, в котором ему причинили наисильнейшее зло), к нему подошел Абу Бакр со своим отцом (в то время он еще был многобожником), ведя его за руку. Это был человек пожилого возраста, волосы и борода которого были седыми. Он подошел с ним к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и что сказал ему посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует? Он Сказал: «О Абу Бакр, почему ты сделал так что этот старец пришел к нам? Почему ты не сообщил мне о нем, я бы сам пришел к нему».
Посмотрите, какой благой нрав. Человек зашел победителем в тот город, в котором ему принесли самые тяжелые муки. Потом положил свою руку на грудь этого старика, сказав: «А ты свидетельствуешь, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха и что я Его пророк?». Тот ответил: «Я свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха и что ты Его пророк».
Однажды, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Му’азу ибн Джабалу (в то время он был молодым парнем), поставив свою руку на его плечо: «О Му’аз, поистине, я люблю тебя. Не забывай говорить после каждого намаза:
ألهمَ أعنَي عاى ذكرك و شكرك و حسن عبادتك
«О Аллах, помоги мне поминать Тебя, благодарить и хорошо поклоняться Тебе».
Посмотрите, какая разница между тем, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обращается к молодому человеку и между тем, как кто-то кричит: «Эй, ребенок!», «Эй, невежда!» — или тому подобное из грубых выражений — «Почему ты делаешь так?»
Поэтому тот, кто хочет стать ключом добра и замком от зла пусть украсит себя благими нравами. Как сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, я был послан для того, чтобы довести благие нравы до совершенства».
9. Человек не сможет достичь данной цели, если не будет сам стремиться к добру, соперничать в нем.
Посмотрите, что сказал Шу’айб: «Ведь был для вас лучшим примером тот, кто надеется на Аллаха и Судный день, поминая Аллаха много».
И недостаточно человеку призывать только языком, делая упущения в себе, необходимо, чтобы он был примером для других.
Ведь, это очень плохо, когда человек призывает к добру, а его дела призывают людей к злу. Как сказал Ибн аль-Къайим: «Плохие ученые сидят у ворот Рая, зовут к нему своими словами и в это же время зовут к Аду своими делами и каждый раз как их слова говорят: «Спешите!» Дела их говорят: «Не слушайте их, если бы то, к чему они призывали было бы истиной, то они первыми бы ответили на свой призыв»».
10. Мысли о Судном дне и встрече с Аллахом, расчет людей по их делам. Мысли о том, что будет Рай и что будет Ад, будет расчет.
За все, о чем ты говоришь и делаешь, ты будешь рассчитан перед Аллахом в день Судный. Вспомни, что у Рая восемь дверей, а у Ада — семь. Ведь, сказал Всевышний:
﴿وَسِيقَ الَّذِينَ كَفَرُوا إِلَى جَهَنَّمَ زُمَرًا حَتَّى إِذَا جَاؤُوهَا فُتِحَتْ أَبْوَابُهَا وَقَالَ لَهُمْ خَزَنَتُهَا أَلَمْ يَأْتِكُمْ رُسُلٌ مِّنكُمْ يَتْلُونَ عَلَيْكُمْ آيَاتِ رَبِّكُمْ وَيُنذِرُونَكُمْ لِقَاء يَوْمِكُمْ هَذَا قَالُوا بَلَى وَلَكِنْ حَقَّتْ كَلِمَةُ الْعَذَابِ عَلَى الْكَافِرِينَ قِيلَ ادْخُلُوا أَبْوَابَ جَهَنَّمَ خَالِدِينَ فِيهَا فَبِئْسَ مَثْوَى الْمُتَكَبِّرِينَ وَسِيقَ الَّذِينَ اتَّقَوْا رَبَّهُمْ إِلَى الْجَنَّةِ زُمَرًا حَتَّى إِذَا جَاؤُوهَا وَفُتِحَتْ أَبْوَابُهَا وَقَالَ لَهُمْ خَزَنَتُهَا سَلَامٌ عَلَيْكُمْ طِبْتُمْ فَادْخُلُوهَا خَالِدِينَ وَقَالُوا الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي صَدَقَنَا وَعْدَهُ وَأَوْرَثَنَا الْأَرْضَ نَتَبَوَّأُ مِنَ الْجَنَّةِ حَيْثُ نَشَاء فَنِعْمَ أَجْرُ الْعَامِلِينَ ﴾
«Тех, которые не уверовали, толпами погонят в Геенну. Когда они подойдут в ней, ее врата будут распахнуты, и ее стражи скажут им: «Разве не приходили к вам посланники из вас самих, которые читали вам аяты вашего Господа и предупреждали вас о встрече с этим днем вашим?». Они скажут: «Конечно!». Но сбылось относительно неверующих Слово о мучениях. Будет сказано: «Войдите во врата Геенны и пребудьте там вечно!». Как же скверна обитель возгордившихся! А тех, которые боялись своего Господа, толпами проводят в Рай. Когда они приблизятся, и его врата распахнутся, его стражи скажут им: «Мир вам! Вы были хороши. Входите же сюда навечно!». Они скажут: «Хвала Аллаху, Который дал нам правдивое обещание и позволил нам унаследовать райскую землю. Мы можем поселиться в Раю, где пожелаем. Как же прекрасна награда тружеников!»» (Сура аз-Зумар, аят 71-74)
У Рая есть восемь дверей и у Ада семь, а у дверей есть ключи. Ключи Рая и Ада находятся в этой жизни, а не в жизни вечной. В вечной жизни не будет ничего, кроме расчета. А что касается тех ключей, которые находятся в этой жизни, то из них: единобожие, молитва, пост и многие другие благие дела. Ключи же от дверей Ада — это многобожие /ширк/, нововведения /бид’а/, грехи.
Что касается многобожия /ширк/ и неверия /куфр/ то тот, кто умрет на этом, то ему откроются двери Ада навечно, а если же человек не совершал ширк, но у него были грехи, то он войдет в Ад, будет подвержен мучениям, но не останется там навечно.
Пришел в двух достоверных сборниках хадис от Абу Хурайры о том, что сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Тот, кто обеспечит кого-то на пути Аллаха, его позовут из дверей Рая: «О раб Аллаха — это добро», а если он был из тех кто молился, позовут из дверей молитвы, если этот человек много постился, то он будет позван из дверей поста, если он делал джихад, то его позовут из дверей джихада, если он давал милостыню, то он будет позван из дверей милостыни. И сказал Абу Бакр: «О, посланник Аллаха, будет ли тот, кого позовут из всех дверей Рая? Он ответил: «Да, и я надеюсь, ты будешь из них».
Значит постоянное выполнение молитвы и поста является из ключей Рая, и также призыв людей к добру из них, так как призывающий к добру подобен совершающему добру. Призвал человека к поклонению, он выполняет его и одновременно тебе пишется награда, поднимается твоя ступень в Раю, и таким образом, ты стал указывающим на добро, ключом к Раю.
Также очень важно, чтобы ты вспоминал Рай и Ад, стояние перед Всевышним Аллахом.
11. Дружба с праведниками.
Приводится хадис от Абу Мусы аль-Аш’ари в сахихайн (2-х сборниках) и в других сборниках по хадисам, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Праведное собрание и неправедное собрание, подобно человеку продающему благовония и кузнецу. Что касается продавца миска, то он либо подарит тебе миск, либо приобретешь от него хороший запах, а что касается кузнеца, то либо он сожжет твою одежду, либо приобретешь от него неприятный запах».
И если ты хочешь стать ключом к добру, то проявляй терпение, дружи с праведниками. Как сказал Всевышний:
﴿وَاصْبِرْ نَفْسَكَ مَعَ الَّذِينَ يَدْعُونَ رَبَّهُم بِالْغَدَاةِ وَالْعَشِيِّ يُرِيدُونَ وَجْهَهُ وَلَا تَعْدُ عَيْنَاكَ عَنْهُمْ تُرِيدُ زِينَةَ الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَلَا تُطِعْ مَنْ أَغْفَلْنَا قَلْبَهُ عَن ذِكْرِنَا وَاتَّبَعَ هَوَاهُ وَكَانَ أَمْرُهُ فُرُطًا ﴾
«Будь же терпелив вместе с теми, которые взывают к своему Господу по утрам и перед закатом и стремятся к Его Лику. Не отвращай от них своего взора, желая украшений этого мира, и не повинуйся тем, чьи сердца Мы сделали небрежными к Нашему поминанию, кто потакает своим желаниям и чьи дела окажутся тщетными». (Сура аль-Кахф, аят 28)
12. Наставление людям во время пребывания с ними.
Как сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине, религия является наставлением». И человек не станет ключом к добру, пока не будет на каждом собрании стараться распространить добро и призывать к нему. Как сказал Ибн аль-Къайим в отношении аята: «И сделай меня благословенным, где бы я не был»: «Человек не будет таким, если только не будет на каждом из собраний, в которых он присутствует, стараться распространить добро и остановить зло».
13. Виды добра следуют друг за другом.
Если тебе открылась одна дверь, то за ней последуют и другие, и это является милостью Всевышнего к Своим рабам. И как говорят обладатели знанием: «Поистине, одно хорошее дело зовет за собой другое». Если Аллах облегчит тебе одно хорошее дело, то это милость Аллаха, так как одно хорошее дело зовет вслед за собой другое. И если ты нашел в своей душе стремление к совершению какого-то хорошего дела, то используй эту возможность, совершай его до тех пор, пока что-то не помешает сделать это, так как если ты сделаешь его, хоть оно и будет совсем незначительным, то это откроет за собой множество дверей. Как пришло в хадисе от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал: «Если человек откроет дверь подаяния милостыней, то непременно Аллах прибавит ему это».
Поэтому необходимо человеку использовать стремление к хорошим делам и энергию. Так как у души есть стремление к делам и усталость. И если перед тобой открылась какая-то дверь добра, то не медли, войди в неё, даже если эта дверь будет незначительной. Может эта малость приведет к большему. И так шаг за шагом. И остерегайся лишать свою душу добра, даже если это добро будет незначительным, так как, может быть, в будущем ты не сможешь его сделать.
14. Тот, кому открылась дверь, не должен презирать тех, кому эта дверь не открылась.
Эта проблема многих из нас. Тогда, когда тебе открывается дверь желательной молитвы или поста, или Аллах облегчает тебе какие-то благие дела, то не относись с презрением к тому, кому Аллах не открыл эти двери. Всевышний Аллах открыл тебе дверь поста, другому же Он открыл дверь помощи Исламу. Может быть, ты считаешь, что эти дела несравнимы с твоей молитвой, постом, милостыней, однако, возможно, дела этого человека больше весят у Аллаха, чем твои.
Некоторые из людей, когда Аллах им облегчает какой-то вид поклонения, как например, пост или выстаивание ночной молитвы, потом смотрят на другого, который не делает того, что он делает, начинают презирать или начинают видеть его дела незначительными.
Может быть у этого другого, между ним и Аллахом есть такие дела, которые намного больше весят у Аллаха, чем у того, кто возгордился своими делами. Так как есть виды подчинения Аллаху, которые передаются другим, и есть те, которые ограничиваются на том, кто их делает. Поэтому пусть не презирает человек из благого ничего.
Есть очень интересная история, которая произошла с имамом Маликом и одним усердно поклоняющимся. Однажды, этот человек, у которого все время было занято поклонением, написал письмо имаму Малику, в котором он делал наставление ему, чтоб тот оставил уроки (преподавание) и посвятил все свое время поклонению, так как он сам был полностью погружен в поклонение, а имам Малик все свое время отдавал преподаванию. И этот человек требовал, чтоб он оставил эти уроки и полностью погрузился в поклонение, так как он считал, что преподавание отнимает слишком много времени от поклонения. Эту историю привел имам Захаби в своей книге «Сияр а’ляму нубаля».
Имам Малик написал ему: «Поистине, Аллах разделил дела также, как разделил пропитание между людьми. Может быть, кому-то Аллах открыл в молитве, а кому-то открыл в посте, другому же открыл в джихаде и в распространении знаний, которое является из лучших дел благочестия. И я доволен тем, что открыл для меня Аллах, и я не думаю что то, на чем я – это хуже того, на чем ты. И я надеюсь, что мы оба на добре и благочестии».
Посмотрите на слова ученого: «И я надеюсь, что мы оба на добре и благочестии».
И обратите внимание, он не сказал: «Ты не понимаешь или у тебя нет того, что есть у меня, или твое дело не сравнится с моим», но он сказал красивые, смиренные слова: «И я надеюсь, что каждый из нас на добре и благочестии». То есть ты на добре и я на добре. Но то добро, на котором я, я вижу его больше. Почему? Так как его добро передается в отличие от поклоняющегося, у которого добро ограничивается только на нем самом. Поэтому пришло в хадисе: «Достоинство ученого над поклоняющимся подобно достоинству луны в лунную ночь над остальными планетами».
15. Лечение души.
Тот, кто хочет стать ключом к добру для людей пусть приложит усилия в лечении своего сердца от болезней сердец, так как болезни сердец очень опасны и они приносят большой вред человеку. Это такие болезни, как зависть, ненависть и тому подобное. И от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришло очень много ду’а по данной теме. И из них, то великое ду’а, которое он завершил словами: «Извлеки ненависть из наших сердец».
Если в сердце человека злоба, гнев и ненависть на людей, то каким образом он может стать ключом добра и замком от зла для других людей. И завистник, которого Аллах испытал злостью, в глазах людей может казаться, что он делает добро, а на самом деле он только портит. И пример этому, предводитель зависти — Иблис. Тогда, когда он проявил зависть по отношению к нашему отцу Адаму, придя к нему в облике наставника, надежного, а на самом деле обманывал его. И также тот, в чьем сердце ненависть и злость, никогда не сможет стать ключом к добру, а будет ключом к злу. Поэтому сердце постоянно нуждается в лечении. Как пришло в одном ду’а:
ألهمَ آت نفوسنا تقواها و زكِيها و انت خير من زكَاها
«О, Аллах внуши нашим душам богобоязненность, и очисти их! Ведь, Ты — лучший из очищающих».
16. Желание раба совершать добро и приносить пользу людям.
Когда у человека будет крепкое стремление, решительное намерение и он попросит у Аллаха помощи в данной цели, и правильно использует причины, которые приводят его к этой цели, то с дозволения Аллаха он станет ключом добра и замком от зла.
Да благословит Аллах нашего господина Мухаммада,
его род и его сподвижников и ниспошлет им мир!
Шейх Абдур-Раззак бин Абдуль-Мухсин аль-Бадр
Подготовила:Хадиджа Магомедова