Тридцать первый хадис: «Развод ненавистен Аллаху».
وعن ابن عمر أن النبي — صىل الله عليه وسلم — قال : أبغض الحالل إىل الله
. الطالق . رواه أبو داود
От Ибн Умара передается, что Пророк ﷺ сказал: «Самое ненавистное для Аллаха из дозволенного – это развод».
(Абу Дауд).
Мулла Али аль-Кари, да помилует его Аллах, в своей книге «Аль-Миркат» подробно разбирает этот хадис:
قيل : كون الطالق مبغوضا مناف لكونه حالال ، فإن كونه مبغوضا يقتيض رجحان
تركه عىل فعله ، وكونه حالال يقتيض مساواة تركه لفعله ، وأجيب بأنه ليس
املراد بالحالل ما استوى طرفاه بل أعم ، فإن بعض الحالل مرشوع وهو عند
الله مبغوض كأداء الصالة يف البيت ال لعذر ، وكالصالة يف األرض املغصوبة ،
وكالبيع يف وقت النداء ليوم الجمعة ، وكاألكل والرشب يف املسجد لغري املعتكف ،
ونحوها ، وملا كان أحب األشياء عند الشيطان هو التفريق بني الزوجني كام سبق
، كان أبغض األشياء عند الله هو الطالق ، هذا حاصل ما ذكره الطيبي وغريه ،
وقال الشمني : أجيب بأن املراد بالحالل ما يرتكه بالزم الشامل للمباح والواجب
واملندوب واملكروه ، اهـ . وقد يقال : الطالق حالل لذاته ، واألبغضية ملا يرتتب
عليه من انجراره إىل املعصية ، أو يقال أبغض الحالل عند الحاجة إىل الله أي عنده
أو يف حكمه الطالق من غري الرضورة ، والله — تعاىل — أعلم
«Если скажут: «Тот факт, что развод ненавистен Аллаху, противоречит тому, что он дозволен. Ведь, если нечто ненавистно Аллаху, это означает, что лучше этого не делать, а если нечто дозволено, то равнозначны совершение этого дела и отказ от него», – отвечают на это следующим образом: под дозволенным (халяль) имеется в виду нечто более общее, чем то, у чего равнозначны обе стороны (совершение и отказ от совершения).
Некоторые дозволенные действия могут быть узаконены, но они ненавистны Аллаху, такие как совершение намаза не в джамаате, а дома без уважительной причины, совершение намаза на отнятой земле, торговля во время призыва на пятничный намаз, есть и пить в мечети не для совершающего итикаф и другие подобные вещи.
И, как мы уже указывали, шайтан больше всего любит разделять супругов, а самое ненавистное для Аллаха – это развод. В этом суть слов ат-Тыби и других ученых.
Аш-Шимни сказал: «Под дозволенным (халяль) тут имеется в виду то, что необязательно отказываться от совершения этого дела, и сюда попадают дозволенное (мубах), обязательное (ваджиб), желательное (мандуб) и нежелательное (макрух)».
Некоторые сказали, что развод в своей основе дозволен, но ненависть [к нему] связана с теми грехами, к которым он может привести.
Другие растолковали эти слова следующим образом: «Самое ненавистное перед Аллахом из дозволенного – это развод без причины на это»».
Последнее объяснение подходит больше всего, потому что Всевышний Аллах в Коране узаконил развод:
الطالق مرتان فإمساك مبعروف أو ترسيح بإحسان وال يحل لكم أن تأخذوا مام
آتيتموهن شيئا إال أن يخافا أال يقيام حدود اللـه فإن خفتم أال يقيام حدود اللـه
فال جناح عليهام فيام افتدت به تلك حدود اللـه فال تعتدوها ومن يتعد حدود
اللـه فأولئك هم الظاملون
Перевод смысла: «Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму. Вам не дозволено брать что-либо из дарованного им, если только у обеих сторон нет опасения, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха.
И если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод. Таковы ограничения Аллаха, не преступайте же их. А те, которые преступают ограничения Аллаха, являются беззаконниками»
(сура «Аль-Бакара», аят 229).
Из этого аята видно, что если супруги не могут ужиться по каким-то причинам и их проблемы выходят за границы установлений Всевышнего Аллаха, то нет на них греха, если они разведутся.
Таким образом, этот хадис касается необоснованного развода, вызванного прихотями, злостью без причины и прочими несерьезными факторами.
Также, возможно, одна из причин того, что Аллаху ненавистен развод, – это то, что почти всегда он ведет к ссоре бывших супругов, затем это сказывается на их семьях и может привести к вражде, что недопустимо для мусульман. Вдобавок в конфликте, которым заканчивается развод, супруги могут раскрыться друг другу в плохом свете.
Случается, например, что люди живут в счастливом браке и муж оформляет какое-то имущество формально на жену, а после развода остается ни с чем.
И бывает наоборот, когда муж выгоняет жену и не обеспечивает ее в течение периода идды, который она должна проводить в их общем доме.
В любом случае, это конфликт, который в подавляющем большинстве ситуаций ведет к ссоре, вражде и другим порицаемым Шариатом вещам.
Абу Али аль-Ашари
Подготовила:Джаннат Джаватханова
Муж, жена и окружающие.Тридцать второй хадис.