Санкт-Петербургская соборная мечеть

Соборная мечеть г. Санкт-Петербурга

Соборная мечеть Санкт-Петербурга — исламское культовое сооружение в Санкт-Петербурге,памятник архитектуры, расположена на Петроградской стороне, на углу Кронверкского проспекта и Конного переулка (вблизи станции метро Горьковская).

Архитектура:

Стиль северный модерн.Размеры мечети: 45 метров в длину, 32 метра в ширину, высота главного купола ‒ 39 метров, высота минаретов ‒ 48 метров. Вместимость ‒ 5000 человек.

1-й этаж мечети предназначается для мужчин. В конце основного зала с левой стороны отгорожено место для намаза женщин в будние дни.

В 2014 г. была установлена деревянная декоративная решетка, выдержанная в стиле решетки 2-го этажа.

2-й этаж мечети предназначен для женщин и имеет два входа (из основного зала и с улицы).

Фактически это — антресоль (полуэтаж, встроенный в объём основного этажа).

На 3-й этаж мечети ведет широкая мраморная лестница. Фактически это тоже антресоль встроенная с трех сторон объёма основного зала.

По пятницам и праздничным дням — место для намаза мужчин. По общим выходным дням там проходят бесплатные занятия по основам ислама и арабскому языку.

Вход в мечеть осуществляется со двора.

Детали отделки мечети выполнены по рисункам художника Л. Максимова, который специально выезжал в Самарканд для снятия копий орнамента мечетей Шах-Зинде и Гур-Эмир.

Фасады сложены из блоков финского гранита с объемными декоративными сколами лицевой поверхности.

Гранитную облицовку заказывали в Финляндии, декорировать здание приглашали мастеров из Средней Азии.
Внутренние помещения украшены майоликой, искусно сложенной в прекрасные узоры.

Цитатами из Корана украшены стены соборной мечети снаружи и внутри.

Мечеть была официально открыта 22 февраля 1913 года, на второй день Романовских торжеств (первый намаз совершен накануне, 21 февраля, в присутствии эмира Бухарского Сеид-Алим-хана и хана Хивинского Сеид-Асфендиар-Богадура.

Здание возводилось в 1909‒1920 годы по проекту архитектора Н. В. Васильева при участии инженера С. С. Кричинского и архитектора А. И. фон Гогена.

В оформлении надписей из Корана участвовал тюрколог, будущий академик АН СССР А. Н. Самойлович.

В 1927‒1930 и 1940‒1956 годах не функционировала, в 1940 году здание было передано Ленгорздравотделу и стало использоваться как склад медицинского оборудования. С 1956 года возвращена верующим.

Санкт-Петербургская соборная мечеть



История мечети.

В 1798 г. свыше пятисот военнослужащих мусульман подали прошение о пожаловании им молитвенного дома и отводе места для кладбища. В 1803—1804 годах в Санкт-Петербурге по заказу военного ведомства были выполнены проекты мечетей. Архитекторы Андрей Воронихин (Татарское подворье, 1804 г.) и Луиджи Руска (Татарская мечеть в лейб-гвардии Измайловском полку, 1803 год).

Оба проекта остались нереализованными. Помещения для намазов выделялись в казармах. В 1862 году чиновники отказали военному гвардейскомуахуну Мухаммед-Алиму Хантемирову начать сбор денег на строительство в Петербурге каменной мечети с минаретом. По переписи гражданского населения в 1869 году из 1700 мусульман, постоянно проживающих в Петербурге, татар было 1585 человек1.

1-й этап: Комитет по сооружению в Санкт-Петербурге соборной мечети и по сбору пожертвований

В 1881 году с вопросом о возведении соборной мечети в Петербурге от мусульманской общины обратились доверенные лица ахуны 1-го и 2-го магометанских приходов Мухамед-Шакир Юнусов и Атаулла Баязитов, петербургский 2-й гильдии купец Рахметулла Халитов и Абдулла Кутаев.

Данный вопрос оренбургский муфтий Салимгирей Тевкелев предварительно согласовал с директором Департамента духовных дел иностранных исповеданий МВДА. Н. Мосоловым. Речь шла об учреждении общественной организации по сбору пожертвований — «Комитета по сооружению в Санкт-Петербурге соборной мечети и по сбору пожертвований».

Собранные средства предназначались на возведение мечети, со школой для мальчиков и богоугодным заведением для больных при ней. Изначально сбор пожертвований осуществлялся только среди проживавших в городе татар. С начала основания Петербурга татары составляли абсолютное большинство и численно превышали представителей других мусульманских народностей.

На основании поступавших от А. Баязитова отчетов Оренбургское духовное собрание должно было ежегодно сообщать министерству о динамике сбора пожертвований, а также представить смету расходов на постройку мечети. В бахчисарайскую русско-татарскую газету Исмаила Гаспринского «Переводчик. Тарджиман», распространявшуюся по всей России, А. Баязитов передавал два раза в году для публикации списки с фамилиями и пожертвованными суммами.

Скромный размер собранной суммы объясняется разрешением сбора пожертвований только среди мусульман, проживавших в Санкт-Петербурге. К 1902 году в распоряжении татарской общины имелось примерно 44 тыс. руб.

На общем собрании мусульман, состоявшемся 12 апреля 1902 года, составлен общественный приговор о постройке мечети на собранный капитал. Было высказано пожелание о выборе места под строительство недалеко от обоих приходов: 1-й приход размещался в квартире по адресу: Глазовская ул., 9 (ныне ул. Константина Заслонова);

2-й приход — наб. реки Мойки, 22 кв. 28. В проекте, кроме зала для совершения намаза, предполагалось устройство квартир для духовенства.
2-й этап: Комитет по постройке соборной мечети в С.-Петербурге

Всероссийская благотворительная кампания по сбору средств на сооружение петербургской мечети стала возможной благодаря демократизации общественной жизни в стране под натиском революционных событий — Манифесту 17 апреля 1905 года «О свободе вероисповедания» и Манифесту 17 октября 1905 г. «О предоставлении подданным демократических гражданских прав».

Благотворительность среди мусульман получила качественно другое развитие с 1898 года, когда согласно правительственному циркуляру было создано Петербургское мусульманское благотворительное общество, учредителями которого выступили купцы 1-й гильдии Шамси Асадуллаев, Ага Муса Нагиев, крупнейший промышленник Гаджи Зейналабдин Тагиев с супругой Соной-ханум, доктор медицины Абдул-Халик Ахундов, заведующий бакинской русско-татарской школой Сейн-Абидин Ганиев, Аллар-Яр-Бек Зюльгадаров, а также служившие в Петербурге казахскиесултаны братья Валихановы.

На начальном этапе членами общества состояли 125 человек, в дальнейшем более 160 членов. Ежегодно общество ходатайствовало о предоставлении больших помещений для торжественных богослужений по случаю Рамазан-байрама и Курбан-байрама.

Эмир Бухарский и хан Хивинский был почетными членами общества. Последним председателем Петербургского мусульманского благотворительного общества был Захид Шамиль, внук имама Шамиля.

В годы Первой русской революции (1905—1907) правительство удовлетворило (28 мая 1906) ходатайство мусульман Санкт-Петербурга (приговор от 5 ноября 1905) об учреждении «Комитета по постройке соборной мечети в С.-Петербурге».

На счет Комитета, как правопреемника по сбору пожертвований, от ахуна А. Баязитова поступили собранные с 1883 года 53 300 руб.

Согласно уставу, деятельность общественной организации сводилась к следующему:

изыскание средств для возведения мечети;
приобретение места под культовое здание;
разработка проекта, сметы и чертежей храма;
проведение строительных работ.

Члены комитета: председатель ― подполковникАбдул-Азиз Давлетшин (к моменту завершения строительства генерал-майор);секретарь ― капитан А. Жантиев;ахуны ― Атаулла Баязитов, Мухаммед-Зариф Юнусов (сын Мухамед-Шакира Юнусова); генерал от кавалерииГ. Д. Чингисхан, генерал-майор А. Шейх-Али, статский советник Д. Смольный, надворный советник Искандер Валихан, капитан А. Сыртланов, купцы Хайрулла Халитов, Х. Ялышев, Мухаммед-Алим Максутов, Атаулла Байрашев, домовладельцы Фаттахетдин Таканаев, Хусаин Акчурин, А. Адиятов, Ибрагим Батырбаев, Нигматулла Яфаров, Назир Бекбулатов.

Высочайшим указом от 18 июля 1906 года Комитет получил возможность производства сбора пожертвований на сумму до 750 тысяч рублей по всей России в течение 10 лет.

В первый год деятельности (с 1 мая 1906 по 1 мая 1907 годы) Комитету удалось собрать 103 035 рублей, 28 копеек.

Во время пребывания в Санкт-Петербурге эмир Бухарский Сеид Абдул-Ахад хан (вассал Российского императора), имевший тесные контакты со столичными татарами, неоднократно во время аудиенций поднимал вопрос о возведение исламского храма.

В 1906 г. члены Комитета обратились к эмиру за содействием в строительстве мечети. Эмир с разрешения императора выделил деньги на покупку части земельного участка.

В 1907 году Комитет приобрел два земельных участка на углу Кронверкского проспекта и Конного переулка, д. 9/1 и участок по Кронверкскому проспекту, д.7.

Соборная мечеть относится к ведению Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России, обладает статусом памятника архитектуры.

Соборная мечеть г. Санкт-Петербурга (Saint Petersburg Mosque)Кронверкский просп., 7, Санкт-Петербург,Россия
GPS-координаты объекта:59.955201, 30.323926



Закладка Постоянная ссылка.
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (5 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение закрыто.