Просмотры: 445
2 0

Сауда бинт Зама

Сауда бинт Зама сподвижница и вторая жена пророка Мухаммада,мать правоверных.
Полное имя:Сауда бинт Зама аль-Кураши ( سودة بنت زمعة‎; 570-580 н.э.Мекка,Хиджаз).

Пророк Мухаммад женился на Сауде в возрасте 53 года, уже после смерти Хадиджи и переселения в Медину. Она была вдовой одного из первых мусульман ас-Сакрана ибн Амра. Её отец принадлежал к племени курайшитов.
Ее матерью была аш-Шамус бинт Кайис ибн Зайд, принадлежавшая племени бану ‘Амир ибн Ганм ибн ‘Адий ибн ан-Наджар аль-Ансари. Она была племянницей Сальмы бинт ‘Амр бин Зайд – матери ‘Абд аль-Муталлиба.

Сауда бинт Зама была первой женщиной, совершившей переселение в Эфиопию. Её первым мужем был её двоюродный брат Сакран ибн Амр. После возвращения в Мекку Сакран умер. У Сауды и Сакрана был сын, который умер шахидом в битве при Джалуле в 637 году.

Сауда бинт Зум’а была одной из благородных женщин племени Курайш и одной из лучших представительниц своего рода.

Имам аз-Захаби писал о ней:

«Она была почтенной и благородной женщиной».

Ибн Са’д писал:

«Сауда приняла Ислам и присягнула посланнику Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, в первые годы распространения религии. Ее супруг ас-Сакран ибн ‘Амр, являвшийся братом великого сподвижника Сухайля ибн ‘Амра аль-‘Амирийи, принял Ислам вместе с ней, и они вместе совершили переселение в Абиссинию.

Переселение в Абиссинию

Будучи одной из первых уверовавших, Сауда бинт Зум’а вместе со всеми остальными сподвижниками посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, перенесла множество испытаний. Большинство последователей пророка, солляллаху аляйхи ва саллям, были лишены какой-либо защиты со стороны своих племен, а порой и вовсе преследовались родственниками. Сауда была в числе таких сподвижников, — практически все ее родственники отказались уверовать в Единого Аллаха и Его посланника, солляллаху аляйхи ва саллям.

Поскольку посланник Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, был под протекцией своего племени, которой обеспечил его дядя Абу Талиб, преследование неверующих курайшитов касалось его в меньшей степени.

Когда положение мусульман ухудшилось до крайней степени, и верующие разделились на тех, кто пал смертью мученика, тех, кто отрекся от своей веры под давлением неверующих, и тех, кто прибегнул к сокрытию от неверующих своих убеждений, пророк, солляллаху аляйхи ва саллям, дозволил им переселение в Абиссинию, сказав:

«Отправляйтесь в Абиссинию и оставайтесь там, пока Аллах не избавит вас от ваших бед.
Это земля, на которой вы найдете убежище, правитель которой справедлив и не допускает притеснения».

Переселение было решено совершить втайне от неверующих, через море, а возглавил его Джа’фар ибн Абу Талиб, — двоюродный брат посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям и родной брат его сподвижника – Али ибн Абу Талиба, да будет доволен ими обоими Аллах.

Сподвижники покинули свои дома под покровом ночи. Часть из них переселилась в Абиссинию в одиночку, а часть из них переселилась с семьями. Сауда и ее супруг ас-Сакран ибн ‘Амр, да будет доволен ими Аллах, переселялись в составе группы из восьми человек от племени Бану ‘Амир.

Сауда бинт Зум’а, да будет доволен ею Аллах, пожертвовала всем своим имуществом ради своей религии и, проявляя терпение и надеясь на награду от Аллаха, сопровождала своего супруга в этом переселении. Таким образом, Всевышний Аллах испытывает веру своих рабов, как благом, так и невзгодами.

О превосходстве переселившихся в Абиссинию мусульманах Всевышним Аллахом был ниспослан следующий аят:

«Тех, которые переселились ради Аллаха, после того, как подверглись гонениям, Мы одарим прекрасным жилищем в этом мире, а вознаграждение Последней жизни будет еще лучше. Если бы они только знали!».
(Сура Ан-Нахль, 41 аят)

Спустя некоторое время до мигрировавших в Абиссинию сподвижников дошла ложная весть о том, что неверующие смирились с распространением ислама, оставили верующих в их поклонении и положили конец всякого рода преследованиям.

Сподвижники были взволнованы этой вестью, и часть из них решила вернуться обратно в Мекку. Среди них были и Сауда с ее супругом. Как только группа сподвижников вошла в родной город, они узнали, что весть о примирении неверных с пророком, солляллаху аляйхи ва саллям, не соответствовала действительности: притеснение мусульман продолжалось.

Ас-Сакран ибн ‘Амир был болен, а после возвращения из Абиссинии болезнь его усугубилась, он быстро ослабевал и спустя некоторое время скончался. Сауда, да будет доволен ею Аллах, приняла терпеливо тяжесть потери супруга.

Ее брак с посланником Аллаха

После того, как посланник Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, претерпел в один год одну за другой потери близких ему людей (дяди Абу Талиба и супруги Хадиджы бинт Хувайлид), неверующие курайшиты усилили гнет в отношении пророка и мусульман. Пророк, солляллаху аляйхи ва саллям, лишился в тот год как политической поддержки в лице Абу Талиба, так и духовной в лице своей супруги. Все то время, что Хадиджа была с ним, она поддерживала посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, и помогала ему преодолевать все тяжести да’вата (призыва). И потеря Хадиджи, да будет доволен ею Аллах, оставила самую глубокую рану в душе пророка.

И в один день, когда посланник Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, находился в своем доме, к нему пришла Хауля бинт Хаким, да будет доволен ею Аллах, и спросила: «О, посланник Аллаха! Ты все еще печалишься по поводу смерти Хадиджи?». Он, солляллаху аляйхи ва саллям, ответил:
«Да, она была матерью моих детей и внуков, а также хранительницей этого очага». Тогда Хауля спросила: «Не желаешь ли ты жениться, о, посланник Аллаха?». Посланник Аллаха спросил: «На ком?». Хауля ответила: «На ком из двоих пожелаешь: девственнице или той, что уже была замужем». Пророк спросил: «Кто девственница?».
Она ответила: «’Аиша бинт Абу Бакр – дочь того, кто более всех тобой любим». Тогда он, солляллаху аляйхи ва саллям, спросил: «А кто та, что была замужем?». Хауля ответила:

«Сауда бинт Зум’а – та, что из первых уверовала в твое послание, последовала за тобой и покорилась твоей воле». Посланник Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, позволил ей донести им обеим предложение о женитьбе.

Хауля, да будет доволен ею Аллах, прошла мимо дома Абу Бакра и направилась к дому Зум’а. Войдя, она сказала Сауде: «О Сауда! Какое же чудесное благословение даровал тебе Всевышний Аллах!». Сауда спросила: «О чем ты?». Хауля ответила: «Посланник Аллаха отправил меня к тебе с предложением о женитьбе». Сауда бинт Зум’а встретила эту новость с великой радостью и сказала: «Я согласна.

Ступай к моему отцу и скажи ему об этом». Тогда Хауля, да будет доволен ею Аллах, направилась к пожилому отцу Сауды – Зум’а ибн Кайису и сказала ему: «Мухаммад ибн ‘Абдуллах отправил меня с предложением жениться на твоей дочери Сауде». Зум’а ответил: «Поистине, он достойный человек и лучшая кандидатура для нее, но что об этом думает сама Сауда?». Хауля ответила: «Она согласна».

Тогда он попросил привести ее, и когда она вошла, Зум’а обратился к ней: «О, моя дочь, Хауля поведала мне о желании Мухаммада ибн ‘Абдуллах жениться на тебе. Хочешь ли ты, чтобы я дал свое согласие на это?». Сауда ответила утвердительно, и Зум’а сказал Хауле: «Пригласи его ко мне».

Хауля бинт Хаким вернулась к пророку, солляллаху аляйхи ва саллям, и поведала ему о согласии обоих: и Сауды и ее отца. Затем посланник Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, отправился к дому Зум’а ибн Кайиса, где сразу же и заключил брачный договор, подарив ей в качестве махра сто дирхамов.

Передается, что брак этот был заключен в месяц Рамадан десятого года пророческой миссии, и женитьба на ней посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, состоялась в Мекке.

Таким образом, Сауда бинт Зум’а, да будет доволен ею Аллах, вступила в пророческий дом и стала первой женщиной, на которой пророк, солляллаху аляйхи ва саллям, женился после смерти Хадиджи. Она была из тех, кому выпала честь сопровождать посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, устраивать его быт и заботиться о нем. И более того, она оставалась его единственной супругой на протяжении трех лет, пока посланник Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, не женился на ‘Аише бинт Абу Бакр.

Переселение в Медину

После своей женитьбы Сауда оставалась с посланником Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, в Мекке, пока Всевышний Аллах не повелел своему пророку переселиться. После того, как посланник Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, переселился в Медину и уладил свои дела, он отправил Зайда ибн Хариса со своим рабом Зайдом ибн Рафи’ в Мекку, снабдив их двумя верблюдами и выделив им 500 дирхамов, чтобы они привезли его супругу и дочерей. Так в Медину прибыли Сауда, Фатыма и Умм Кульсум, да будет доволен ими всеми Аллах. Зайд так же привез свою супругу с двумя ее сыновьями: Усамой и Айманом.

На момент их прибытия посланник Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, был занят строительством мечети и дома. Он отвел комнату для Сауды, в которой поселился и сам. Сауда обрела тихую размеренную жизнь в почитаемом мусульманами доме и выполняла в нем свои обязанности перед Аллахом и Его посланником.

Мудрость этого брака

Несложно понять мудрость, заключенную в браке посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, и Сауды бинт Зум’а, да будет доволен ею Аллах, если принять к сведению тот факт, что родные Сауды оставались в неверии. Ее отец был пожилым человеком, укоренившимся в своем неверии, так же и ее старший брат принадлежал к числу неверующих. С момента кончины ее супруга ас-Сакрана ибн ‘Амра она осталась одинокой, лишенной поддержки вдовой с малолетней дочерью на руках. Могла бы Сауда защитить себя и свою веру от преследований и нападок хотя бы ее собственной семьи?

Нет никакого сомнения в том, что ее брак с посланником Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, явился Милостью Аллаха, защитившего ее от притеснения со стороны неверующих.

Помимо того, что посланник Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, сочувствовал этой овдовевшей праведной мусульманке и желал ее избавить от угнетения, существовали иные факторы, способствовавшие этому браку. Так, посланник Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, получил возможность посредством этого брака сблизиться с ее племенем Бану ‘Абд аш-Шамс. И многие представители ее рода приняли Ислам из любви к пророку, солляллаху аляйхи ва саллям, ставшему их новым родственником.

Кроме того, посланнику Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, нужна была супруга, которая могла бы взять на себя воспитание его дочерей и уход за ними. ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, не обладала соответствующими навыками, поскольку сама была на тот момент слишком молодой. Сауда же, напротив, имела достаточно опыта в этом деле и прекрасно подходила пророку, солляллаху аляйхи ва саллям, в данном аспекте. Она искренне заботилась о нем и его дочерях и завоевала его сердце, помогая ему в его призыве, облегчая его испытания и утешая его в трудные минуты.

Посланник Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, стал свидетелем крепкой веры, стойкости, терпеливости и покорности Сауды бинт Зум’а, да будет доволен ею Аллах. Она предпочла своему племени и своей родине религию Ислам и переселилась вместе со своим супругом, претерпевая ради Аллаха все те сложности, что настигали их на этом пути, и, несомненно, Сауда бинт Зум’а заслужила свой статус супруги посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, и Матери правоверных. И да будет доволен ею Всевышний Аллах!

Сауда и Аиша

Всевышний Аллах сказал в Коране:

«О жёны пророка! Вы не таковы, как любая другая женщина в отношении чести и достоинства».
(Сура аль-Ахзаб, 32 аят)

Пророческий дом является образцом для всех и каждой мусульманской семьи. Именно из него распространялся свет нашей веры и благонравия.

Спустя три года после женитьбы на Сауде бинт Зум’а в дом посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, вошла юная ‘Аиша бинт Абу Бакр. Сауда, которой на тот момент было 55 лет, брала пример с пророка, солляллаху аляйхи ва саллям, затем с его покойной супруги Хадиджы бинт Хувайлид, а впоследствии и с ‘Аиши бинт Абу Бакр – юной невесты пророка. Сауда, да будет доволен ею Аллах, уже была достаточно опытной, чтобы понять, что отныне появилась преграда (в лице молодой супруги) между ее сердцем и сердцем пророка, с которой она не могла ничего поделать.

Но она усмирила свою ревность и продолжала жить в доме пророка, солляллаху аляйхи ва саллям, оставаясь близким для него человеком и заботясь о нем. Сауда, да будет доволен ею Аллах, искала довольства своего супруга и уступила его сердце ‘Аише, проявляя покорность ему. Безусловно, вторая супруга пророка, солляллаху аляйхи ва саллям, таким образом, явила и в этом прекрасную мудрость в пример всем последующим мусульманским женщинам.

Альтруизм и покорность, проявленные Саудой в первые же дни появления ‘Аиши, вдохновили молодую супругу пророка, и в дальнейшем она всегда старалась следовать ее примеру. ‘Аиша всегда тепло отзывалась о Сауде бинт Зум’а и подчеркивала ее достоинства и благодеяния, да будет доволен ими обеими Аллах.

Согласно одной из передач, ‘Аиша бинт Абу Бакр сказала:

«Никогда не встречала я женщины более любимой мне, чем Сауда бинт Зум’а. И мне бы хотелось стать такой же, как она».

С приближением старости Сауда все чаще стала добровольно отказываться от своих ночей пребывания с пророком, солляллаху аляйхи ва саллям, в пользу ‘Аиши. Но при этом статус супруги пророка – человека из ближайшего его окружения – ей был очень дорог, и в День Суда она очень хотела быть воскрешена как одна из его жен.

Таким образом, она посвятила себя целиком поклонению Аллаху и отдавала предпочтение благам вечной жизни перед благами жизни преходящей, и посланник Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, ценил в ней это и питал к ней глубокое уважение за качества праведной мусульманки.

Ее добродетели

Почтенная Сауда бинт Зум’а, да будет доволен ею Аллах, обладала множеством достоинств: как тех, что она приобрела от пророка, солляллаху аляйхи ва саллям, так и тех, что были заложены в ней Аллахом.

Одним из отличительных моментов, связанных с Саудой, можно назвать мягкость и заботу, которые посланник Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, проявлял по отношению к ней.

От ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, передается:

«Мы спустились на долину Муздалифа, и Сауда попросила разрешения у пророка на то, чтобы покинуть долину раньше, чем в ней соберутся люди. Она была слабой и не имела возможности быстро передвигаться, и посланник Аллаха разрешил ей это.

Мы, тем не менее, продолжали оставаться в Муздалифе до начала следующего дня, и ушли оттуда только с вместе пророком. Мне хотелось получить такое же послабление от пророка, какое получила от него Сауда, — это было бы милее моему сердцу, чем любая другая радость».

Сауда, да будет доволен ею Аллах, была самой покорной воле посланника Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям.

Она никогда не отступала от его повелений и не нарушала его запретов.

Имам Ахмад передает, что она была в числе жен пророка, сопровождавших его в Прощальном паломничестве, по завершении которого он, солляллаху аляйхи ва саллям, сказал им:

«[Вы совершаете паломничество] лишь в этот раз, затем вам следует оставаться дома». Сауда бинт Зум’а сказала:

«Я никогда более не совершу паломничества после этого».

В другой версии этого хадиса передается:

«Они (жены пророка, солляллаху аляйхи ва саллям) все же продолжали после этого совершать паломничество, за исключением Зайнаб бинт Джахш и Сауды бинт Зум’а, которые сказали: «Клянусь Аллахом, мы никогда не снаряжали [в путь] и верблюдицы, с тех пор как услышали это от пророка!».

Помимо этого, среди ее похвальных отличий было и то, что она стала свидетелем сражения Хайбар и помогала в ней посланнику Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям. После того, как сражение было увенчано победой мусульман, посланник Аллаха разделил между своими женами поровну часть трофеев.

Сауда бинт Зум’а, да будет доволен ею Аллах, получила восемьдесят васакъ (мера объема, прим. пер.) фиников и двенадцать васакъ ячменя и раздала все это неимущим прежде, чем достигла своего дома.

Она была щедра, доброжелательна, сострадательна, аскетична и более всего стремилась к довольству Аллаха, и посему спешила жертвовать в пользу бедных любые имеющиеся деньги.

Передается, что Повелитель правоверных – второй праведный Халиф – ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, во время своего правления передал ей маленький сосуд, наполненный дирхамами, — он имел обыкновение передавать такие сосуды всем Матерям правоверных.

Получив сосуд с деньгами, Сауда спросила: «Что это?». Ей ответили, что это деньги, переданные ей Правителем правоверных. Она воскликнула: «В таком сосуде! Словно финики!» (то есть, она посчитала, что денег было слишком много). Затем она попросила свою рабыню принести ей тарелку [и переложила в нее немного монет из сосуда, а оставшуюся часть] вернула тем, кто принес сосуд.

Аиша, да будет доволен ею Аллах, передает:

«Одна из жен пророка, солляллаху аляйхи ва саллям спросила его: «Кто из нас первой последует за тобой?
(т.е. кто из нас умрет после тебя)». Он, солляллаху аляйхи ва саллям, ответил: «Та из вас, у которой самые длинные руки». И они стали измерять свои руки палкой, и руки Сауды оказались самыми длинными.
А затем мы узнали, что длинные руки символизируют щедрость. Сауда действительно стала первой, кто последовал за пророком, и она любила давать милостыню».

Стоит ли говорить, какое положение перед Аллахом имеет мусульманская женщина, которая тратит из своего имущества ради Его довольства на бедных, жертвует самым ценным во благо религии, вкладывая, таким образом, в вечную жизнь все, чем Он ее наделяет?
Почтенная Сауда бинт Зум’а, да будет доволен ею Аллах, была первой последовательницей благословенной Хадиджы бинт Хувайлид и воплотила в себе образ праведной, покорной, сострадательной и щедрой мусульманской женщины.

Аяты из Священного Корана о Сауде

Известно несколько аятов о Сауде бинт Зум’а, да будет доволен ею Аллах.

Передается, что после женитьбы на ‘Аише бинт Абу Бакр Посланник Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, думал о том, чтобы развестись с Саудой из нежелания притеснять ее в пользу другой супруги. Тогда Сауда бинт Зум’а обратилась к нему:

«Ради Того, Кто ниспослал тебе Коран, скажи: почему ты желаешь развестись со мной? Разгневала ли я тебя чем-то?».

На что посланник Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, ответил отрицательно. Тогда Сауда бинт Зум’а сказала ему:

«Прошу тебя ради Аллаха не разводиться со мной. Я не нуждаюсь в мужчине, я лишь хочу в Судный День быть воскрешенной в числе твоих жен».

Абдулла ибн Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, прокомментировал это следующим образом:

«Сауда боялась, что посланник Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, разведется с ней. По этой причине она сказала ему: «Не разводись со мной, оставь меня своей женой, и я уступлю ‘Аише во всем». И он не развелся с ней.

Затем Всевышний Аллах ниспослал:

«Если женщина опасается, что муж будет проявлять к ней неприязнь или будет отворачиваться от нее, то на них обоих не будет греха, если они заключат между собой мир, ибо мирное решение – лучше…»
(Сура ан-Ниса, аят 128).

Также о Сауде бинт Зум’а, да будет доволен ею Аллах, был ниспослан аят о хиджабе.

От Айши, да будет доволен ею Аллах, передается следующий хадис:

«Жены пророка, солляллаху аляйхи ва саллям, ходили в аль-Манаси, — открытую местность (в Медине, недалеко от кладбища аль-Бакы), для справления своих естественных нужд. И в связи с этим ‘Умар говорил пророку: «Пусть твои жены будут полностью сокрыты». Но пророк, солляллаху аляйхи ва саллям, не стал им повелевать это. В одну ночь Сауда бинт Зум’а вышла во время ‘Иша, а она была высокой женщиной, и ‘Умар ибн аль-Хаттаб увидев ее, сказал: «Я узнал тебя, о, Сауда!». Он сказал это, желая ниспослания аятов Корана с повелением в отношении мусульманских женщин скрывать себя полностью (или по иному мнению: оставаться в своих домах). И затем Аллах ниспослал аят «аль-Хиджаб»».

Аят «аль-Хиджаб», упомянутый в хадисе:

«Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свое целомудрие. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не являют своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей […] и пусть они не стучат ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают. О, верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, — быть может, вы преуспеете».
(Сура Нур, аят 31)

Ее смерть

Сауда бинт Зум’а, да будет доволен ею Аллах, жила в доме пророка, солляллаху аляйхи ва саллям, наслаждаясь его обществом и близостью; Аллах уберег ее от разлуки с ним при жизни, и он, солляллаху аляйхи ва саллям, умер, будучи довольным ею.

Затем она жила в своем доме во время правления Преемника посланника Аллаха – Абу Бакра ас-Сыддыка, который чтил ее и заботился о ней наравне с остальными Матерями правоверных. Вслед за Абу Бакром о ней заботился Правитель правоверных – ‘Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен ими всеми Аллах. Сауда бинт Зум’а, да будет доволен ею Аллах, скончалась к концу периода правления второго праведного Халифа.

Когда весть о смерти Сауды бинт Зум’а дошла до великого сподвижника ‘Абдуллы ибн ‘Аббаса, да будет доволен им и его отцом Аллах, он тут же совершил земной поклон. А когда его спросили о причине его поклона, он ответил:

«Посланник Аллаха, солляллаху аляйхи ва саллям, сказал: «Когда бы вы ни увидели знамение Аллаха, совершайте земной поклон»».

Как и было сказано пророком, Сауда, да будет доволен ею Аллах, стала первой, кто присоединилась к нему после его, солляллаху аляйхи ва саллям, смерти.

Мухаммад Фатхи Мус’ад «МАТЕРИ ПРАВОВЕРНЫХ»

Подготовила:Малика Аминова


Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...