Просмотры: 212
3 0

Хафса бинт Умар

Хафса бинт ‘Умар известная сподвижница и одна из жен пророка Мухаммада,мать правоверных.
Полное имя:Хафса бинт Умар аль-Кураши (араб. حفصة بنت عمر بن الخطاب‎; 602, Мекка — 661, Медина).

Хафса бинт Умар была дочерью Умара ибн аль-Хаттаба. Она родилась приблизительно за пять лет до начала пророчества Мухаммада и приняла ислам вместе со своим отцом в Мекке.

Спасаясь от гонений, Хафса вместе со своим мужем Хунайсом ибн Хузайфой совершила переселение, вначале в Эфиопию, а затем в Медину.

Хунайс участвовал в битве при Бадре и Ухуде. Во время битвы при Ухуде он получил тяжелое ранение и скончался.
Хафса отличалась своей набожностью. Она много времени проводила в поклонении Аллаху и в то же время отличалась волевым характером.

Известно около 60 хадисов, переданных Хафсой. Она также хранила тот самый первый экземпляр Корана, который был собран при халифе Абу Бакре, а затем по просьбе халифа Усмана, был передан ему и размножен.

Хафса бинт Умар.Происхождение

Хафса бинт Умар была хорошо известна благодаря своему регулярному соблюдению поста и ночных молитв. Ее отец — Умар ибн аль-Хатаб ибн Нуфайль ибн Абд аль-Узза. Ее родословная идет до Адий ибн Кальб ибн Люʼайи и встречается с родословной Пророка, мир ему и благословения Аллаха, в Каʼбе ибн Люʼайи (7-ой дед).

Ее матерью была Зайнаб бинт Мазʼун ибн Хубайб ибн Вахб ибн Хузафа ибн Джума, которая приняла Ислам в Мекке и являлась родной сестрой благородного сподвижника Усмана ибн Мазʼуна.

Хафса родилась за 5 лет до начала пророческой миссии Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, в период, когда Курайшиты восстанавливали Священную Каабу. Она была старше своего брата Абдуллаха, который родился спустя 3 или 4 года после начала пророческой миссии.

Хафса, да будет доволен ею Аллах, была одной из первых мусульман, она приняла Ислам еще в юном возрасте, и, фактически, была воспитана в любви к Исламу, согласно его принципам и учениям. К тому времени, когда она достигла сознательного возраста, Ислам уже получил свое распространение, а ее отец публично объявил о своем принятии Ислама и усердствовал на пути Аллаха.
Имам аз-Захаби описывает Хафсу бинт Умар не только как дочь, но и как благородный щит Предводителя правоверных.

Когда Хафса достигла совершеннолетия, к ней посватался Хунейс ибн Хузафа ибн Кайис ас-Сухами, брат Абдуллаха ибн Хузафы, который так же был в числе первых мусульман. Но вскоре после женитьбы он пал мучеником в битве при Бадре, оставив Хафсу вдовой в 18 лет. Хафса, да будет доволен ею Аллах, тяжело перенесла потерю своего супруга и еще некоторое время оставалась одна.

Умар, да будет доволен им Аллах, глубоко переживал за свою столь рано овдовевшую дочь.
Передает Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах:

«Я отправился к Усману ибн Аффану с предложением жениться на Хафсе, на что Усман ответил, что подумает над этим. Когда же он снова встретился со мной, то сказал мне: «Говоря откровенно, я не думаю жениться в ближайшее время»».

Вежливый отказ Усмана от его предложения оставил Умара подавленным, однако он мог объяснить это тем, что Усман все еще не оправился от потери своей супруги Рукайи, и принял его извинения за отказ.

Далее Умар рассказывает:

«Затем я отправился к Абу Бакру и сказал ему: «Если ты хочешь, то я женю тебя на Хафсе бинт Умар». Абу Бакр оставался невозмутим и ничего мне не ответил. И я разозлился на него еще больше, чем на Усмана».

Здесь стоит отметить, что Умар разозлился на Абу Бакра больше, чем на Усмана, да будет доволен ими всеми Аллах, по двум причинам:

Во-первых, между ними была очень тесная связь и Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, считал их братьями (по вере).

Во-вторых, Усман сам пришел к нему с ответом, извинившись за отказ, тогда как Абу Бакр никак ему не ответил.

Действительно, Умар разозлился на двоих своих самых близких друзей. И с этой печалью и обидой он пришел к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует. Тогда Посланник Аллаха сказал ему:

«Хафса выйдет замуж за того, кто лучше Усмана, а Усман женится на той, что лучше Хафсы».

Женитьба Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, на Хафсе

Умар ибн аль-Хаттаб передает, что спустя несколько ночей после состоявшегося разговора, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, пришел к нему сватать его дочь Хафсу. Умар, конечно же, согласился, ведь выдать свою дочь за Посланника Аллаха было большой радостью и неслыханной честью для него.

Усман после смерти Рукайи женился на другой дочери Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует,
— Умм Кульсум, да будет доволен ими всеми Аллах.

Саид ибн аль-Мусайиб, да будет доволен им Аллах, передает:

«Аллах сам предопределил каждому из них их удел. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, был для Хафсы лучше, чем Усман, а дочь Посланника Аллаха Умм Кульсум была лучше для Усмана, чем Хафса».

События, предшествовавшие браку Посланника Аллаха с Хафсой, наглядно объясняют нам, насколько важно хранить секреты.

В данном случае Абу Бакр ас-Сиддык хранил молчание с тем, чтобы не выдать тайну Посланника Аллаха, и уже после того, как он сам, да благословит его Аллах и да приветствует, объявил о своем намерении, Абу Бакр пришел к Умару и сказал:

«Возможно, ты рассердился, когда я не отвечал на твое предложение жениться на Хафсе». Умар ответил: «Да».
И Абу Бакр сказал: «Ничто мне не мешало ответить на твое предложение, за исключением того, что я знал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, упоминал ее. И я никоим образом не хотел выдавать его тайну.
И если бы Посланник Аллаха отказался от нее, я бы женился на ней сам».

Благословенный брак Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, с Хафсой бинт Умар, да будет доволен ею Аллах, был заключен в месяц Шаʼбан 3-го года Хиджры. Хафсе на тот момент было по приблизительным подсчетам 20 лет, а Пророку, мир ему и благословение Аллаха, 55.

Таким образом, Хафса, следом за Саудой и Аишей (да будет доволен ими всеми Аллах) вошла в пророческую семью и стала обладательницей благородного звания Матери правоверных. Безусловно, это было большим благом и великой честью для Умара ибн аль-Хаттаба и его дочери.

Посланник Аллаха посредством этого брака желал укрепить связь с Умаром ибн аль-Хаттабом, установив с ним (помимо дружеской) еще и родственные отношения.
Это сделало Умара причастным к пророческому дому и еще больше приблизило его к Посланнику Аллаха,
да благословит его Аллах и приветствует.

С той же самой целью Пророк, мир ему и благословение Аллаха, выдавал дочь Фатыму за своего племянника Али, и Умм Кульсум, после смерти ее сестры, — за Усмана, и с этим же намерением он ранее женился на дочери Абу Бакра — Аише, да будет доволен ими всеми Аллах. И впоследствии именно эти великие сподвижники:
Абу Бакр, Умар, Усман и Али стали преемниками Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, в деле распространения Ислама и призыва к нему.

Наставление, которое сделал Умар ибн аль-Хаттаб своей дочери



Умар ибн аль-Хаттаб старательно заботился о делах Пророка, стремясь к его довольству, и ровно столько же внимания он уделял тому, чтобы его дочь поступала так же и оставалась достойной супругой для Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует. Он говорил ей:

«Как далека ты от степени Аиши, и как далек я сам от степени ее отца!».

Однажды Умару стало известно от его жены, что Хафса перечила Пророку, и по этой причине он, да благословит его Аллах и да приветствует, был зол на нее весь день. И Умар сразу же отправился к своей дочери и, войдя к ней, тут же спросил, действительно ли было такое. Она ответила утвердительно. И Умар на это воскликнул:

«Какой же ты пропащий человек! И ты не боишься, что Аллах разгневается на тебя, уничтожит тебя и превратит в пепел из-за недовольства Его посланника? Не проси его сверх того, что тебе дано, не перечь ему и не оставляй его! (Если тебе что-то нужно, то) проси меня. И не поддавайся искушению копировать ближнюю себе (т.е. Аишу) в ее манерах, — она очаровательней тебя и любимее всех сердцу Пророка».

Данный хадис является примером для воспитания и предостережения дочери ради сохранения благополучия ее брака. И Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, учит нас это делать корректно, используя слово «ближняя» вместо того, чтобы сказать «другая жена». Аль-Куртуби пишет:

«Умар предпочел назвать ее (Аишу) ближней из тактичности, избегая обидеть какую бы то ни было из Матерей правоверных».

Инцидент с участием Хафсы и Аиши

Очень важно понимать, что причастность к пророческому дому сама по себе не есть гарантия защиты от земных страстей, и жены Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, несмотря на свой высокий статус, оставались земными женщинами со всеми чувствами, эмоциями и переживаниями, присущими любым другим представительницам слабого пола. И в их домах могли случаться инциденты, являющие их простые человеческие слабости и демонстрирующие наглядно методологию воспитания Посланником Аллаха своей семьи.

Одной из таких слабостей, безусловно, можно назвать ревность. Поистине, ревность женщины – следствие ее живого воображения. И не были защищены от нее ни жены Посланника Аллаха, ни прочие благородные женщины иных времен (что уж тогда говорить об остальных).
Но, как мы уже упоминали в одной из частей про Аишу бинт Абу Бакр, да будет доволен ею Аллах, несмотря на то, что это вполне естественное чувство, ее проявления не должны переходить границ этикета и, тем более, шариата.

В данной истории именно неистребимая женская ревность стала причиной событий, вызвавших недовольство Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, а именно: Хафса и Аиша сговорились между собой против него.
Существует две версии случившегося, описанные в двух разных хадисах:

1. Передает Аиша, да будет доволен ею Аллах:

«Посланник Аллаха подолгу задерживался у Зайнаб бинт Джахш и пил мед в ее доме. Так, Хафса и я договорились, что та из нас, к кому он придет после нее, должна будет сказать ему: «Я чувствую от тебя запах магарифа (зловонная жвачка, прим. переводчика). Ты ел магариф?»». И Посланник Аллаха, придя к одной из них, услышал эти слова в точности, как они договорились». Тогда он, да благословит его Аллах и да приветствует, ответил: «Не обращай внимания.
Я пил мед у Зайнаб бинт Джахш, но теперь не буду этого делать». И по этому случаю было ниспослано:

«О Пророк! Почему ты запрещаешь себе то, что позволил тебе Аллах, стремясь угодить своим женам?».

А также как обращение к Хафсе и Аише:

«Если вы обе покаетесь перед Аллахом, то ведь ваши сердца уже уклонились в сторону. Если же вы станете поддерживать друг друга против него, то ведь ему покровительствует Аллах, а Джибрил и праведные верующие являются его друзьями». (66:4)

2. Передается от Анаса, да будет доволен им Аллах, что у Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, была рабыня, с которой он вступал в близость. И Хафса с Аишей убеждали его отказаться от нее, пока он не запретил себе посещать ее постель. И по этому случаю были ниспосланы первые 5 аятов суры ат-Тахрим, приведенные выше частично.

Достоверно известно одно: случай этот сильно повлиял на Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и он поклялся не входить к ним обеим на протяжении одного месяца. Данный период был сложным как для самого Пророка, так и для его жен, которые искренне раскаивались в своем поступке.

Ведь Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, не только не входил в их дома на протяжении этого месяца, но и не упоминал их имен, и никто из его сподвижников не обсуждал с ним ничего, что касалось их, в результате чего люди стали думать, что он, да благословит его Аллах и да приветствует, развелся со своими женами.

Передается, что Умар, да будет доволен им Аллах, пришел к Хафсе и спросил ее: «Как ты могла обидеть Пророка, о, Хафса? Знай же, что Посланник Аллаха оставил любовь к тебе, и если бы я не был твоим отцом, он бы развелся с тобой». Услышав это, Хафса горько расплакалась.

В другой версии предыдущего хадиса передается, что Умар, да будет доволен им Аллах, спросил у Хафсы: «Развелся ли с тобой Посланник Аллаха?». Она ответила ему: «Я не знаю. А он сам сейчас находится на чердаке».
Тогда Умар направился к нему и послал слугу к нему попросить разрешения войти. Получив разрешение, Умар вошел к Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, он лежал на настилке, от поверхности которой оставались следы на его коже.

Подойдя поближе, он спросил его: «О, Посланник Аллаха! Какие трудности ты испытываешь со своими женами? Поистине, если ты развелся с ними, то Аллах на твоей стороне. И Его ангелы, и Джабраил, и Микаиль, и Абу Бакр, и все верующие также на твоей стороне». Он продолжал говорить таким образом с Посланником Аллаха, пока беспокойтво его не оставило. Затем он повторил свой вопрос: «О, Посланник Аллаха, скажи мне, развелся ли ты со своими женами?».

Он, да благословит его Аллах и да приветствует, ответил: «Нет». Тогда Умар сказал: «Когда я вошел в мечеть, я нашел в ней мусульман, подкидывающих камешки и обсуждающих между собой то, что «Посланник Аллаха развелся со своими женами». Должен ли я отправиться к ним и сказать, что ты не развелся с ними?». И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, ответил ему: «Да, если желаешь». Затем Умар продолжил говорить с Посланником Аллаха, пока тот не засмеялся.

После этого разговора Умар, да будет доволен им Аллах, вышел от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, встал у дверей мечети и громко объявил: «Посланник Аллаха не разводился со своими женами».

Радостное известие о том, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, собирается вернуться к оставленным женам, быстро дошло до Матерей правоверных. Они тут же подбежали к дверям, чтобы увидеть наконец лицо Посланника Аллаха. И Посланник Аллаха вышел из своей комнаты, читая вслух ниспосланные аяты:

«1. О Пророк! Почему ты запрещаешь себе то, что позволил тебе Аллах, стремясь угодить своим женам? Аллах – Прощающий, Милосердный.

2. Аллах установил для вас путь освобождения от ваших клятв. Аллах – ваш Покровитель. Он – Знающий, Мудрый.

3. Вот Пророк поверил тайну одной из своих жен. Когда же она рассказала ее, и Аллах открыл это ему, он дал знать о части этого и утаил другую часть. Она сказала: «Кто сообщил тебе об этом?» Он сказал: «Мне сообщил Знающий, Ведающий».

4. Если вы обе раскаетесь перед Аллахом, то ведь ваши сердца уже уклонились в сторону. Если же вы станете поддерживать друг друга против него, то ведь ему покровительствует Аллах, а Джибриль и праведные верующие являются его друзьями. А кроме того, ангелы помогают ему.

5. Если он разведется с вами, то его Господь может заменить вас женами, которые будут лучше вас, и будут мусульманками, верующими, покорными, кающимися, поклоняющимися, постящимися, как побывавшими замужем, так и девственницами».
(Сура ат-Тахрим, 66: 1-5)

Ничто из произошедшего с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и затронувшего его окружение, не происходило просто так. Каждый инцидент заключает в себе уроки и ценные назидания для верующих.

И в этом случае Всевышний Аллах на примере Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и Матерей правоверных, да будет доволен ими всеми Аллах, разъясняет верующим женщинам, что допустимо в отношениях между супругами, а что является грехом.

Мы понимаем из приведенного примера, насколько важно для женщины оставаться крепкой опорой своему супругу, обеспечивать покой и стабильность в его доме. И выражать любовь и заботу следует так, чтобы никоим образом не ущемлять даже в малом интересов других мусульман. И уж тем более не стоит пытаться манипулировать собственным супругом. И да поможет нам Аллах уберечься от того, что вызовет Его гнев!

Ее жизнь после смерти Пророка, мир ему и благословение Аллаха

Хафса, да будет доволен ею Аллах, оставалась женой Посланника Аллаха, пока он, да благословит его Аллах и да приветствует, не скончался в возрасте 63 лет. Хафса осталась в Медине, продолжила свое поклонение Аллаху и не выходила из своего дома кроме как для совершения Хаджа или Умры.

Учитывая тот факт, что люди помнили о ее достоинствах и заслугах, к ней часто обращались с вопросами касательно религиозных положений. В частности, Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, спрашивал ее о положениях, касающихся женщин. Передается,что однажды он спросил ее о сроке, который может выдержать женщина, находящаяся в разлуке с супругом, без близости (не прибегая при этом к запретным сексуальным отношениям). На что она ответила: «Пречист Аллах! И меня об этом спрашивает такой мужчина, как ты!».
А он, да будет доволен им Аллах, сказал на это: «Если бы меня не волновали проблемы мусульман, я бы не стал спрашивать тебя об этом». Тогда она, да будет доволен ею Аллах, ответила: «Пять или шесть месяцев».

В эпоху правления Абу Бакра ас-Сиддык, да будет доволен им Аллах, Священный Коран был собран воедино, а он сам был избран хранителем первой рукописи и держал ее у себя до самой смерти. Затем этот экземпляр был передан Умару ибн аль-Хаттабу, да будет доволен им Аллах, и оставался у него, пока и он не пал смертью мученика. Но незадолго до своей смерти он успел завещать хранение рукописи Корана Хафсе.

Немного позже мусульмане разойдутся в вопросе чтения Корана. Когда весть об этом дойдет до сподвижника по имени Хузайфа ибн аль-Йаман, он, испугавшись того, что мусульмане из-за этого впадут в нововведения, поспешит к Усману ибн Аффану, да будет доволен ими обоими Аллах. И тогда Усман во избежание разногласий и нововведений решит утвердить единую форму чтения Корана для мусульман. Он попросил у Матери правоверных, Хафсы бинт Умар, да будет доволен ею Аллах, рукопись Священного Корана за тем, чтобы скопировать его в один унифицированный Мусхаф и пообещал вернуть его по завершении работы.

Мусхаф Усмана ибн Аффана был записан под руководством группы хафизов Корана, которую возглавлял Зайд ибн Сабит, да будет доволен ими всеми Аллах.

Утвержденный Усманом Мусхаф был разослан во все страны Исламского халифата, а оригинал первой рукописи был возвращен Матери правоверных Хафсе бинт Умар, и оставался у нее до дня ее смерти.
Затем, по ее завещанию, он был передан на хранение ее брату Абдулле ибн Умару, да будет доволен ими обоими Аллах.

Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, скончался в Джумада аль-Ахыр 13 года Хиджры, и следующим Халифом стал Умар ибн аль-Хаттаб. Хафса наблюдала достижения своего отца, пока ее, наряду со всей мусульманской общиной, не потрясло известие об убийстве Предводителя правоверных. Умар ибн аль-Хаттаб принял смерть мученика от ударов отравленным кинжалом колдуна Абу Люʼлюʼа в месяц Зуль-Хиджа 23-го года по Хиджре.

Передается, что она по этому случаю сказала:

«О, отец! Тебе не следует печалиться, — ты встретишься с Господом, тогда как никто не имеет свидетельства против тебя. Поистине, у меня для тебя лишь благие вести, но я не могу разглашать тайну Пророка дважды».

В месяц Зуль-Хиджа 35-го года по Хиджре до Хафсы бинт Умар дошло известие об убийстве Усмана и распространении фитны среди мусульман в начале правления Али ибн Абу Талиба. Она намеревалась отправиться в Басру вместе с Аишей бинт Абу Бакр для принятия участия в пресечении смуты, однако ее брат Абдуллах ибн Умар убедил ее этого не делать, и она осталась в своем доме.

Хафса бинт Умар, да будет доволен ею Аллах, скончалась в возрасте 61-го года в период правления Муавии (в 41-ый год Хиджры). Заупокойную молитву над ней возглавил правитель Медины Марван ибн аль-Хакам, и до кладбища аль-Бакы ее провожало все население Медины. Похоронили ее братья Абдуллах и Асим ибн Умар, а также трое ее племянников: Салим, Абдуррахман и Хамза. А также среди участников похоронной процессии был почтенный сподвижник Абу Саид аль-Худри, да будет доволен им Аллах.

Ее достоинства

Хафса бинт Умар, да будет доволен ею Аллах, достигла совершенного нрава за время проживания с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, став ему надежной супругой и почетной мусульманкой, и установив крепкую неразрывную связь со Всевышним Аллахом. Она, да будет доволен ею Аллах, постоянно была занята поклонением: днем постилась, а ночами выстаивала молитвы. Так, в один день к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, пришел Джабраил, мир ему, и поведал ему о Хафсе следующее:

«Она постоянна в соблюдении дневного поста и в выполнении ночных молитв, и она будет из числа твоих жен в Раю».

Хафса, да будет доволен ею Аллах, в вопросе поклонения Всевышнему Аллаху следовала за Пророком, мир ему и благословение Аллаха, и старалась не отставать от него в усердии в поклонении.

Не будет преувеличением сказать, что пост является главным помощником мусульман в воспитании строгости и аскетизма, в очищении душ и исправлении нравов, иными словами, пост – это прямой путь к дисциплинированности. Женщина, регулярно выдерживающая дополнительный пост, избавляется от резкости и излишней эмоциональности, становится более чуткой и терпеливой. А все это – неотъемлемые составляющие совершенного мусульманского нрава.

Следующее, в чем стоит вырабатывать постоянство, — ночные (дополнительные) молитвы. Существует целый ряд достоверных хадисов, раскрывающих великие достоинства совершения намазов именно в ночное время.
А также известно, что рай мусульманской женщины заключен в ее молитве. По этой причине женщинам стоит как можно чаще выстаивать ночные молитвы и призывать к этому своих мужей. Ведь женщина, помогающая своему супругу в благочестии, отстранении от греха и в его поклонении, — бесценна.

И столь же высок статус мужчины, помогающего в благом своей супруге. Передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует сказал:

«Да смилуется Аллах над тем мужчиной, который просыпается ночью (для молитвы), совершает молитву, а затем будит на молитву свою жену, а если она сопротивляется, то брызгает ей в лицо немного воды. И да смилуется Аллах над той женщиной, который просыпается ночью (для молитвы), совершает молитву, а затем будит на молитву своего мужа, а если он сопротивляется, то брызгает ему в лицо немного воды».

Также в назидание дорогим сестрам-мусульманкам можно привести и прочие достоинства благородной Хафсы бинт Умар, да будет доволен ею Аллах, как, например: щедрость в раздаче милостыни, аскетичность и полная ориентированность на Вечную жизнь. После участия в Прощальном Хадже вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, она каждый последующий год совершала паломничество, уже будучи вдовой.

Мать правоверных Аиша бинт Абу Бакр сказала о Хафсе бинт Умар, да будет доволен ими обеими Аллах:

«Хафса была единственной из всех жен Пророка, которая сравняла свой статус с моим в отношении Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует)».

Помимо всего перечисленного, Хафса была хорошо известна своим безупрченым чтением Корана и считалась в этой области одной из лучших чтецов. Имам ас-Суюты в своей книге «Аль-Иткан фи ʼулюм аль-Куран» приводит список выдающихся чтецов Священного Корана. И из Мухаджиров в этом списке находятся: четыре праведных Халифа, Тальха, Саʼд, Хузайфа, Салим, Абу Хурайра, Абдуллах ибн ас-Саʼиб, Абдуллах ибн Масʼуд, Абдуллах ибн Умар, Абдуллах ибн ʼАмр, Хафса, Аиша и Умм Саляма, да будет доволен ими всеми Аллах. Помимо них имам приводит имена еще пятерых чтецов из числа Ансаров.

Также стоит отметить, что Хафса бинт Умар была обучена грамоте, что в ее времена для женщин было большой редкостью. Ее учила Аш-Шифа бинт Абдуллах, и Посланник Аллаха поощрял ее в этом, а также стимулировал Хафсу обучиться у Аш-Шифа как можно большему. Передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, обратился к аш-Шифа с просьбой научить Хафсу читать так же хорошо, как она научила ее писать.

Хафса, к тому же, была одной из передатчиц хадисов Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Ею передано 60 хадисов от Посланника Аллаха и ее отца — Умара ибн аль-Хаттаба. И да будет доволен ею Аллах!

Хадисы

Хадисы передаваемые от Хафсы бинт ‘Умар.

Передают со слов Хафсы, да будет доволен Аллах ею и ее отцом, что посланник Аллаха ﷺ, пользовался правой рукой, когда пил, ел и одевался, а левой — во всех остальных случаях. Этот хадис приводят Абу Дауд 32. Также этот хадис передали Ахмад 6/287-288, Ибн Хиббан 5227, аль-Байхакъи 1/112-113 и аль-Хаким 4/109, который сказал: «Иснад хадиса достоверный». Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих Аби Дауд» 25, «Сахих аль-Джами’ ас-сагъир» 4912.

Передают со слов Хафсы, да будет доволен Аллах ею и ее отцом, что когда муаззин заканчивал призывать (людей) к утренней молитве и начинало светать, Посланник Аллаха ﷺ совершал молитву в два лёгких ракаата. Аль-Бухари 618; Муслим 723.
В той версии (этого хадиса, которую приводит только) Муслим (, сообщается, что Хафса, да будет доволен ею Аллах, сказала): Когда начинала заниматься заря, Посланник Аллаха ﷺ не совершал никаких (дополнительных) молитв, кроме (молитвы в) два лёгких ракаата.

Передают со слов Хафсы, да будет доволен ею Аллах, что когда Посланник Аллаха ﷺ, хотел спать, он клал под голову правую руку и трижды* говорил: «О Аллах, защити меня от кары Твоей в тот День, когда Ты воскресишь Своих рабов!
/Аллахумма, кы-ни ‘азаба-кя йаума таб‘асу ‘ибада-кя!/»
* Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным без добавки «трижды». См. «Сильсиля ас-сахиха» 2754, «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 4656.

Мухаммад Фатхи Мус’ад «МАТЕРИ ПРАВОВЕРНЫХ»

Подготовила:Хадиджа Магомедова


Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...