Имам Байхаки исламский ученый,факих,хафиз,хадисовед и правовед в (994)384-м году по Хиджре в месяц Шаабан в селении аль-Хусравжирди района Байхак(Сабзевар), в 12 километрах от Нишапура.
Полное имя: Абубакр Ахмад ибн аль-Хусейн ибн Али ибн Муса аль-Хусраварди аль-Хурасани (384-458 х/994-1066 м)великий ученый шафиитского мазхаба, видный богослов-ашарит, автор множества трудов,обладал проницательным умом, глубочайшими знаниями, благочестивым нравом и редкой богобоязненностью.
Аль-Байхаки получал знания в у более сотни учителей в Хорасане, Багдаде, Куфе и Мекке.
В 15 лет он начал обучаться в Нишапуре у крупнейшего учёного аль-Хакима ан-Нишапури.
Учителя Имама Байхаки:
Абу Тахир ибн Махмиш аль-Зийади, факих
Абдулла ибн Юсуф аль-Асбахани
Абу Али ар-Рузбари
Абу Абдуррахман ас-Суллами
Абу Бакр ибн аль-Фурак, теолог (мутакаллим)
Хамза абн Абдуль Азиз аль-Мухаллаби
Абу Бакр аль-Хаййири, Кади
Яхья ибн Ибрахим аль-Музакки
Абу Саид ас-Сайрафи
Али ибн Мухаммад ибн ас-Сакка
Абу Саид Ахмад ибн Мухаммад аль-Малини, суфий
Абу ат-Таййиб ас-Салюки
Хилал аль-Хаффар
Абу аль-Хусейн ибн Бишра
Ученики Имама Байхаки:
Абу Исмаил аль-Ансари (1006—1089) — известный суфий-ханбалит, персидский поэт
Исмаил ибн Ахмад аль-Байхаки — сын имама аль-Байхаки
Убайдулла ибн Мухаммад ибн Ахмад аль-Байхаки — внук имама аль-Байхаки
Абу Закария Яхья ибн Мандах
Абу Абдулла Мухаммад ибн аль-Фадл аль-Фурави
Захир ибн Тахир аш-Шахамий
Абу аль-Маали Мухаммад ибн Исмаил аль-Фариси
Абдуль-Джаббар ибн Абдуль-Ваххаб ад-Даххан
Абдуль-Джаббар ибн Мухаммад аль-Хувари
Абдуль-Хамид ибн Мухаммад аль-Хувари
Труды Имама Байхаки:
Сунан аль-Кубра (араб. السنن الكبرى — Большой сборник хадисов)
Аль-Асмаа вас-Сыфат (араб. الأسماء والصفات — Имена Аллаха и атрибуты)
Китаб аль-Мутакад (араб. المعتقد مجلد — Книга о вероубеждении)
Аль-Баас валь Нушур (араб. البعث مجلد — Воскрешение и Судный День)
Ат-таргиб валь Тархиб (араб. الترغيب والترهيب مجلد — Призыв к благому и предостережение от дурного)
Аз-Зухд (араб. الزهد مجلد — Аскетизм)
Аль-Хиляфият (араб. الخلافيات — Различные мнения)
Далаиль ан-Нубувах (араб. دلائل النبوة — доказательства Пророчества)
Ас-сунан ас-сагир (араб. السنن الصغير — малый сборник хадисов)
Шуаб аль-иман (араб. شعب الإيمان — Ветви веры)
Аль-Мадхал иля-с-Сунан (араб. المدخل إلى السنن — Введение в Сунну)
Аль-Адаб (араб. الآداب — Книга по этикету)
Фадаиль аль-Авкат (араб. فضائل الأوقات — Превосходство отдельных периодов времени для поклонения)
Аль-Арбаин аль-Кубра (араб. الأربعين الكبرى — Большой сороковник хадисов)
Аль-Арбаин аль-Сугра (араб. الأربعين الصغرى — Малый сороковник хадисов)
Ар-Руйа (араб. الرؤية — Книга снов)
Аль-Асраа (араб. الإسراء — Книга об Исре)
Манакиб аш-Шафии (араб. مناقب الشافعي — Безграничные достоинства имама аш-Шафии)
Манакиб Ахмад (араб. مناقب أحمد مجلد — Безграничные достоинства имама Ахмада ибн Ханбаля).
О достоинствах Имама Байхаки:
Имам Таджуддин ас-Субки (717-771 х/1318-1370 м) сказал:
«Имам аль-Байхаки был одним из имамов мусульман, наставником верующих, и призывал к пути Аллаха, величественный факих, крупный хафиз, знаток усуля. Богобоязненный аскет, набожный, оказывал помощь мазхабу его основам и ответвлениям. Был горой из гор знаний.
Стал единственным своего времени, был путешественником, и самым проницательным из мухаддисов, с быстрым пониманием, и самым гениальным. Колличество его книг дошло до тысячи, и никто не способен на такое. Что касается его книги «Сунан аль-Кабир», то никому не удалось еще составить книгу хадисов, подобную этой по организации, классификации и превосходству.
Что касается книги «Аль-Маарифату Сунаниль Асар», этот труд обязателен для каждого факиха-шафиита.
И все его труды интересны, с прекрасной классификацией и организацией, в них много пользы.
Тот, кто знаком с ними из познавших Аллаха, свидетельствует, что никому из прежних не удавалось составить подобное».
[«Табакат аш-Шафиийя аль-кубра», 4/8].
Сказал имам Якъут аль-Хамави (574-626 х/1178-1225 м):
«Из известных имамов является имам Абу Бакр Ахмад ибн Хусейн ибн Абдуллах ибн Муса аль-Байхаки, автор известных книг. Он был имамом, хафизом, факихом, знатоком усуля, религиозным, богобоязненным».
[«Муъджамуль Бульдан», 1/538].
Имам Афиф аль-Яфии (698-768 х/1298-1366 м) сказал:
«Большой имам, выдающийся хафиз, Ахмад ибн Хусейн аль-Байхаки, шафиитский факих, единственный своего времени среди сверстников в науках. Был одним из больших учеников аль-Хакима Абу Абдуллаха в науке хадис, и превосходил его в нескольких науках. У него есть известные достоинства, много книг, количество которых доходит до тысячи».
[«Миръатуль Джинан», события 458 года].
Хафиз Абдул-Гъафир ибн Исмаил аль-Фариси (451-529 х/1059-1135 м) сказал о нем в своей работе «Тарих»:
«Аль-Байхаки был образцовым ученым, он довольствовался малым, был очень богобоязненным, его украшала простота…
Он — факих, хафиз, знаток усуля, ревностный, скрупулезный в науках, непревзойденный в своем знании, выдающийся в своем мастерстве. Он был одним из самых лучших студентов аль-Хакима, но превзошел аль-Хакима, овладев многими другими науками. С раннего возраста аль-Байхаки записывал и заучивал хадисы. Затем он обратился к фикху и овладел им. В поисках знаний он ездил в Ирак (аль-Джибаль и аль-Хиджаз), затем начал писать. В общей сложности ему принадлежит почти тысяча трудов, многие из которых стали первопроходческими (проложили дорогу для новых исследований), а многие – лучшими в своем роде. Он обладал глубокими знаниями в хадисе и фикхе; в проверке достоверности хадиса (‘иляль) и согласовании внешне противоречащих друг другу хадисов. Имамы просили его переехать в Нишапур из Байхака, чтобы получать знания из его трудов. Поэтому в 441-м году он переселился в Нишапур и стал читать уроки по своей книге «аль-Ма’рифа», эти уроки посещали многие имамы».
[аз-Захаби, «Сияр а’лям ан-нубаля», 17/167].
Хафиз аз-Захаби передал три сна связанные с имамом аль-Байхаки:
«Сказал шейх кадиев Абу Али Исмаил ибн аль-Байхаки, что ему рассказал отец (аль-Байхаки), что когда он писал свою книгу «Аль-Ма’рифа фи ас-сунан валь-Асар», когда он освободился от расставления джузов, он услышал, что факих Мухаммад ибн Ахмад, ученый, известный своей набожностью, увидел сон, в котором имам аш-Шафии держал в руках эту книгу и говорил: «Сегодня я переписал 7 листов из книги факиха Ахмада».
Другой ученый тоже увидел во сне имама аш-Шафии, который находился в мечети и сказал: «Сегодня я использовал такой-то и такой-то хадис, упомянутый в книге факиха Ахмада».
Другой ученый, Мухаммад ибн Абдуль Азиз аль-Марвазий, сказал: «Я видел ларец, поднятый в небо, и от него шло свечение. Я спросил: «Что это?». И голос ответил: «Это книги Ахмада аль-Байхаки». Все три сна переданы сыном имама аль-Байхаки, Исмаилом ибн аль-Байхаки.
Я (аз-Захаби) скажу: «Это достоверные сны. Труды хафиза аль-Байхаки действительно имеют огромную ценность, они — достояние уммы. Мало кто достиг такого уровня в знаниях и ясности изложения. Каждому ученому необходимо ознакомиться с его книгами, особенно с «Сунан аль-Кабир»».
Подготовила:Джаннат Джаватханова
Учёные Ислама | Мусульманские ученые