Ибрахим ан-Наззам.Абу Исхак Ибрахим ибн Саййяр ан-Наззам исламский философ, богослов, поэт представитель мутазилитской школы калама.
Абу Исхак Ибрахим ибн Саййяр ибн Хани ан-Наззам аль-Басри.( إبراهيم النظّام; ок. 760/765, Балх — ок. 835/846, Багдад). Родился в Балхе, учился в Басре, работал и умер в Багдаде.
По некоторым сведениям, учился у знаменитого филолога аль-Фарахиди и мутазилитского богослова аль-Аллафа.
Обладал широкими знаниями в области литературы, теологии, античной философии,
исключительной памятью (знал наизусть Коран, Тору, Евангелие и Псалтирь) и блестящим полемическим даром.
Проводил естественнонаучные эксперименты . Среди его учеников был Амр аль-Джахиз.
Для его онтологии и натурфилософии характерны следующие положения:
актуальная делимость тел до бесконечности (антиатомизм);
взаимопроникновение (мудахала) тел;
дискретный характер движения;
сотворение всех вещей как о единовременном акте (джумлатан) и их «латентное предсуществовании» (камун);
безначальность мира;
материальность души и её распространение по всему организму.
Чтобы преодолеть дистанцию, которая составлена из бесконечного числа точек, требуется бесконечный период времени. Возможно ли тогда вообще прохождение дистанции? И можно ли на этом основании отрицать само движение?
Среди греческих философов Парменид и Зенон отрицали движение. Они не утверждали не истинность движения, которое можно наблюдать, но говорили, что восприятие не может открыть реальности.
Они полагали, что чувства не являются инструментом реального знания и обманчивы.
Реальным является мир рациональный, знание о котором может быть получено только разумом, в нем нет ни множественности, ни многообразия, ни движения, ни изменения.
Но они не смогли объяснить, как иллюзорный и обманчивый мир мог быть порождением реального мира.
Ан-Наззам не принимал точку зрения греческих философов, но пытался преодолеть ее сложность посредством теории таджра («прыгать»).
Это означает, что движущиеся вещи преодолевают дистанцию от одного пункта к другому таким способом, что между этими двумя пунктами преодолевается и некоторое еще число пунктов. Тогда очевидно, что движение возможно, если движущаяся вещь не перебирает все возможные пункты дистанции, но прыгает над ними.
Учёные Ислама | Мусульманские ученые