Имам Ат-Табарани

Имам Ат-Табарани

Имам Ат-Табарани(биография) исламский ученый,факих,хадисовед и правовед родился в 260 году по хиджре в Тверии (Палестина),жил в Исфахане, умер в 360 году.

Сулейман ат-Табарани.Полное имя Абуль Касим Сулайман ибн Ахмад ибн Айуб ибн Мутайр аш-Шами ал-Лахми ат-Табарани,автор многих книг,мухаддис и толкователь Корана.

Начал собирать хадисы в Шаме, после чего в течение тридцати трех лет путешествовал по мусульманскому миру(Сирия,Ирак,Хиджаз,Йемен)в поисках знаний.

Среди его сборников хадисов такие книги как:
«аль-Муджам аль-Кабир», «аль-Муджам аль-Аусат», «аль-Муджам ас-Сагир», «Китаб ад-Дуа»,
«Муснаду шамиин»,Китаб аль-Авваил» и многие другие.

Передавал хадисы более, чем от тысячи шейхов.

Среди них такие ученые как: Абу Зурах ад-Димашки, Идрис ибн Джафар аль-Аттар, Бишр ибн Муса, Али ибн Абдульазиз аль-Багауи, Мукаддам ибн Дауд ар-Райани,
Абдуллах ибн Ахмад ибн Ханбаль, Йахъя ибн Айуб аль-Алляф и многие другие.

Среди известных учеников Сулеймана ат-Табарани были Амр ибн Абдул-Халик аль-Басри и Абу Бакр аль-Баззар.

С его слов рассказывали такие ученые как: Ибн Мандах, Абу Бакр ибн Мардавейх, Абу Нуайм аль-Исфахани, Абуль Фадль Мухаммад ибн Ахмад аль-Джаруди и другие.



Абу Бакр ибн Аби ‘Али говорил о нем: “Он (ат-Табарани) известнее того, чтобы указывать на его достоинство и знание”. См. “Манакъиб ат-Табарани” 335.
Ахмад ибн Мансур аш-Ширази сказал: “Я записал от ат-Табарани триста тысяч хадисов, и он был надежный”. См. “Табакъат аль-хуффаз” 373.
‘Абдуль-Карим ас-Сам’ани сказал о нем: “Хафиз своего времени, много путешествовал, застал многих шейхов”. См. “аль-Ансаб” 9/35.
Ибн ‘Асакир сказал о нем: “Из числа хафизов, передавших множество хадисов и путешествовавших много”. См. “Тарих ад-Димашкъ” 4/366.
Ибн аль-Джаузи сказал: “Он был хафизом и строжайшим из людей в вопросах религии Аллаха. У него была сильная память и хорошие труды”. См. “аль-Мунтазым” 14/206.
Ибн Нукъта сказал: “От него передавали хадисы его же шейхи, его ровесники и прочие люди. И передали от него Ибн Мардауайх и Абу Ну’айм в своих сборниках «Сахих»”. См. “Такмиля аль-икмаль” 4/42.
Имам аз-Захаби сказал о нем: “Имам, надежный, много путешествовал (в изучении хадисов), мухаддис Ислама”. См. “ас-Сияр” 16/119.
Он также сказал: “Хафиз, выдающийся ученый, довод, муснид этого мира! Он был рыцарем этой науки (хадисоведения)”. См. “Тазкиратуль-хуффаз” 3/912.
Он также сказал: “На ат-Табарани останавливается многочисленность хадисов и высокий иснад. Ведь он прожил сто лет! Он начал слушать хадисы в тринадцать лет и прожил до трехсот шестидесятого года”. См. “аль-Мизан” 2/195.
Он также сказал: “Хафиз, знамя, муснид своего времени. Был надежным, правдивым, обладал сильной памятью. Он был знатоком недостатков хадисов (‘иляль), знатоком о передатчиках и главах. Написал множество трудов”. См. “аль-‘Ибар” 2/105-106.

Три сборника «аль-Ма’аджим» имама ат-Табарани:

Ибн Халькан сказал о ат-Табарани: “У него были увлекательные, полезные и редкие труды. Среди них три сборника «аль-Му’джам»”. См. “Мукъаддима ат-Табарани” 1/51.
Имам аз-Захаби сказал: “Не переставали хадисы ат-Табарани быть распространенными, полезными и требуемыми!” См. “ас-Сияр” 16/128.
Имам аз-Захаби, описывая книгу ат-Табарани «аль-Аусат», сказал: “Он говорил про нее: «Эта книга – моя душа». Он утомился при ее составлении, и в ней содержится как ценный (хадис), так и редкий и отвергаемый”. См. “Тазрикатуль-хуффаз” 912.
И то же самое говорил шейх аль-Альбани, упомянув эту книгу и призывая мухаддисов заняться ее исследованием, что в ней содержится как ценный хадис, так и редкий и отвергаемый, цитируя упомянутые слова аз-Захаби. См. “ас-Сахиха” 6/226.
Эту книгу упорядочил и составил по темам и главам хафиз Мухаммад ибн ‘Абдур-Рахман аль-Макъдиси. См. “Ляхз аль-альхаз” 196.
Также один из его сборников упорядочил по главам фикъха и Ибн Бальбан, который упорядочивал по главам и «Сахих Ибн Хиббан». См. “Кашф аз-зунун” 1737.

Имам аль-Хайсами сказал в предисловии этой книги: “Я обратил внимание на «аль-Му’джам аль-Аусат» и «аль-Му’джам ас-Сагъир» Абу-ль-Къасима ат-Табарани и заметил, что в них обильное знание. Они собрали в себя столько знания, которое не постичь требующему знание, кроме как после большого усердия. И я пожелал собрать из них редкие моменты по вопросам фикъха”.

Также аль-Хайсами свой самый известный труд «Маджма’у-ззауаид уа манба’ аль-фауаид» составил из различных сборников, включая три сборника «аль-Ма’аджим» ат-Табарани, в котором он собрал хадисы, которых нет в шести известных сборниках. Этот труд и прославил имама аль-Хайсами в исламской умме. Об этом сборнике аль-Хайсами — аль-Катани сказал: “Он собрал хадисы, которых нет в шести сборниках в одной книге, убрав их иснады и говоря о степени их достоверности, используя правила джарха и та’диля о передачах. Он назвал этот труд «Маджма’у-ззауаид». Это – одна из самых полезных книг по хадисам. Более того, нет второй такой книги и не составлено было ничего подобного в этой отрасли”. См. “ар-Рисаля аль-мустатрафа ли баян машхур кутуб ас-Сунна аль-мушаррафа” 172.

Все это указывает на то, что сборники хадисов имама ат-Табарани всегда имели ценность и имамы придавали им значимость, извлекая из них дополнительные пользы в хадисоведении.
И упомянутые слова имама аз-Захаби и шейха аль-Альбани о том, что в сборнике «аль-Аусат» содержатся ценные хадисы, ясно указывают на то, что его сборники содержали в себе не только слабые и недостоверные хадисы. Также факт этому и труды имама аль-Хайсами, который использовал все три его сборника и высказывался о достоверности многих хадисов из них.
Также в этом может убедиться тот, кто обратится к его сборнику «аль-Кабир», изданном в 25 томах (некоторые утеряны) с тахкыкъом и тахрижем шейха Хамди ‘Абдуль-Маджида Саляфи, который приводит слова имамов о степени достоверности хадисов и среди них часто встречаются хадисы хорошими иснадами.

Подготовила:Хадиджа Магомедова

Учёные Ислама | Мусульманские ученые




Закладка Постоянная ссылка.
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение закрыто.