Показуха в Исламе

Показуха в Исламе

Показуха (рия) в понимании Ислама — это когда человек совершает поклонение напоказ или же совершает его в наилучшем виде с целью добиться похвалы людей и чтобы составить о себе хорошее мнение.
«Рия – это показное совершение поклонения с целью того, чтобы люди увидели и похвалили поклоняющегося».
( Аль-Хафиз ибн Хаджар аль-Аскаляни).
Рия ( رياء‎) — исламский термин, обозначающий показные действия и свершение благого ради того, чтобы покрасоваться перед другими людьми, а не ради Аллаха. В акыде противопоставляется концепту ихлас (искренность).

«У показушника три отличительных признака: он проявляет активность, когда видит людей, и ленится, когда остаётся наедине с собой, и любит, когда его прославляют во всех его делах»
Имам Али («Аль-Кафи», 2/295/8).

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.

Восхваляем Аллаха, обращаемся к Нему за помощью, просим прощения и каемся перед Ним, прибегаем к Его защите от зла наших душ и от скверны наших дел. Тот, кого поведёт Аллах прямым путём, того никто не введёт в заблуждение, тот же, кого Аллах собьёт, того никто не наставит на прямой путь.

Свидетельствуем, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад Его раб и посланник, да благословит его Аллах, а также его семью, всех его сподвижников и всех, кто следовал по их стопам до самого Судного Дня.

Дорогие братья и сёстры, я призываю себя и вас к богобоязненности! Знайте, что Аллах всегда видит вас, и вы обязательно встретитесь с Ним. Проснитесь от сна беспечности, пока вы еще находитесь в мире, в котором вам дана отсрочка. Сегодня время дел, и никто не требует от вас отчёта, а завтра – расчёт, и не будет больше возможности совершать дела. Вы пожнёте то, что посеяли, и получите то, что приготовили ранее. В тот День Аллах помилует тех, кто подготовился к встрече со своим Покровителем. Тот, кто желает встречи с Аллахом, с тем желает встречи и Сам Аллах.

Братья и сёстры! В этом мире мусульманин ищет довольства своего Господа, стремится к Его Раю, посвящая свои праведные дела только Аллаху и совершая их исключительно ради Лика Всевышнего. Если же дела человека не соответствуют этому описанию, то они являются показухой, от которой Аллах (Велик Он и Славен) предостерёг нас и запретил её. Показуха относится к малому многобожию (ширк асгар), однако если человек совершает малое многобожие часто, то оно легко может превратиться в большое многобожие (ширк акбар). По причине того, что очищение благих дел от многобожия (ширка) и показухи (рия) является условием для их принятия Аллахом, то каждому мусульманину надлежит знать, что это такое, чтобы остерегаться и отдаляться от этого.

Показуха — это многобожие (ширк) в намерении, и оно подобно безбрежному морю. Кто намеревался заслужить своими делами что-то помимо довольства Аллаха, желал чего-то другого помимо приближения к Аллаху и Его награды, тот придал Аллаху сотоварищей в своём сердце. Искренность и чистая вера – это когда человек очищает перед Аллахом свои слова и дела, свои намерения и желания. Всевышний Аллах сказал в Священном Коране:

قُلْ إِنَّمَا أَنَا بَشَرٌ مِّثْلُكُمْ يُوحَى إِلَيَّ أَنَّمَا إِلَهُكُمْ إِلَهٌ وَاحِدٌ فَمَنْ كَانَ يَرْجُو لِقَاءَ رَبِّهِ فَلْيَعْمَلْ عَمَلًا صَالِحًا وَلَا يُشْرِكْ بِعِبَادَةِ رَبِّهِ أَحَدًا

«Скажи: «Воистину, я – такой же человек, как и вы. Мне внушено откровение о том, что ваш Бог – Бог Единственный. Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом» (Коран 18: 110).

Аллах (Велик Он и Славен) велел пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) сказать людям, что он является человеком таким же, как они, он лишь пророк и не более того. Ему было велено сказать:

«Я не владею никакой божественной силой, я ничем не управляю в этом мире, я не могу принести ни вреда, ни пользы, если на то не будет воли Аллаха. Я не имею власти над этим миром, я не имею никакого права на то, чтобы мне поклонялись, это право принадлежит только Одному Аллаху, у которого нет ни сотоварищей, ни партнёров, никого, с кем Он делил бы свою власть и свой почёт. Мне было внушено свыше, чтобы вы считали Аллаха Единственным, кому можно поклоняться. Кто надеется на встречу со своим Господом и боится скверного исхода, кто желает встретиться с Аллахом и увидеть Его воочию, тот пусть вершит праведные дела, которые соответствуют Шариату и посвящаются только Аллаху. Пусть он не придает Аллаху партнеров, компаньонов и сотоварищей и не поклоняется никому наряду с Аллахом. Пусть он не делает праведных дел напоказ, чтобы люди оценили это и похвалили. Совершая благие дела необходимо стремиться только к Аллаху, посвящать их только Ему».

Два столпа, без которых ни одно благодеяние не будет принято:

1) Дело должно быть искренним ради Аллаха, чистым от любых примесей многобожия.



2) Дело должно быть правильным по Шариату, соответствующим Корану и Сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Ибн аль-Кайим (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Поскольку нет никакого истинного божества, кроме Него, тогда и поклоняться надлежит только Ему Одному, не придавая сотоварищей. Поскольку только Он обладает божественностью, тогда и поклонение необходимо посвящать лишь Ему Единственному. Праведное дело – это дело чистое от показухи (рия) и ограниченное рамками Сунны. Аяты Корана свидетельствуют о том, что фундаментом религии, с которой был отправлен к нам посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), является чистота (искренность) в поклонении одному только Аллаху, не придавая ему сотоварищей и соправителей. Коран содержит в себе абсолютный запрет на любые формы многобожия, вне зависимости от его количества и величины».

Сообщается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

أنا أغنى الشركاء عن الشرك، من عمل عملاً أشرك معي فيه غيري تركته وشركه

«Сказал Всевышний Аллах: «Я менее кого-либо нуждаюсь в сотрудничестве (ширк), и кто совершит какое-либо [праведное] дело, придавая Мне в нем сотоварища (компаньона), то я отброшу его самого и его компанию (или: его многобожие)» (Хадис передал Муслим).

Это значит: Я совершенно не нуждаюсь в совместном участии с кем-то, Мне абсолютно не нужны партнеры и соучастники.

Если человек делает хорошее дело напоказ, стремясь к довольству Аллаха и к довольству ещё кого-то наряду с Ним, то тем самым он придаёт Аллаху сотоварища. Но Аллах совершенно не нуждается в каких бы то ни было компаньонах. Все создания нуждаются в Нём, во всех отношениях, поэтому не подобает Его бесконечному величию и самодостаточности, чтобы Он принимал дела, в которых Ему делают равных. Совершенство, богатство и безграничная власть Аллаха обуславливают неприятие дел, посвящённых кому-то наряду с Ним.

Ахмад ибн Ханбаль в своём сборнике «аль-Муснад» приводит со слов Шаддада ибн Ауса, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

من صلى يرائي فقد أشرك ومن صام يرائي فقد أشرك، ومن تصدق يرائي فقد أشرك، وإن الله يقول: أنا خير قسيم لمن أشرك بي، فمن أشرك بي شيئًا فإن جدة عمله وقليله وكثيره لشريكه الذي أشرك به، أنا عنه غني

«Кто молится напоказ, тот совершает многобожие, кто постится напоказ, тот совершает многобожие, кто раздаёт милостыню напоказ, тот совершает многобожие. Воистину, Аллаха сказал:

«Я самый лучший дольщик для тех, кого Мне придают в компаньоны. Кто придал Мне кого-либо в компаньоны, то, воистину, все его дела полностью, большие и малые, достанутся тому компаньону, которого он Мне придал. А Я не нуждаюсь в этом».

Это означает, что если человек, совершая поклонение, посвятит его кому-то из творений, то Аллах оставит этого человека, оставит его дело и его многобожие. В риваяте, приводимом у ибн Маджи, говорится:

فأنا منه بريء، وهو للذي أشرك

«Я непричастен к этим делам, они посвящены тому, кого придали Мне в сотоварищи».

Это значит: дела, которые были посвящены Мне и кому-то другому наряду со Мной, Я никогда не приму. Я оставлю их тому, другому. Все дела, сделанные напоказ, падут прахом, не будет за них никакого вознаграждения. Более того, такими делами человек прибавляет себе только грехи.

Ибн аль-Кайим (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Примером для малого многобожия служат такие дела, как показуха (рия) в лёгкой форме, притворное улучшение поклонения ради похвалы людей, клятва не Аллахом, слова «Если пожелает Аллах и ты», или «Это благодаря Аллаху и тебе», или «Нет у меня никого, кроме Аллаха и тебя», или «Я уповаю на Аллаха и на тебя», или «Если бы не Аллах и ты, то не было бы у меня этих благ. И эти вещи могут стать большим многобожием в зависимости от обстоятельств, положения того, кто говорит эти слова, и его намерений. Нет никаких разногласий в том, что искренность и чистота намерений являются условием правильности деяний и условием их принятия Всевышним. Также есть второе условие – это следование Шариату».

Комментируя слова Аллаха «…чтобы испытать вас и увидеть, чьи деяния окажутся лучше» (Коран 67: 2), Фудейль ибн Ийяд сказал: «Лучше» – значит искреннее и правильнее. Если дело будет искренним, но не будет правильным, то оно не будет принято, если же оно будет правильным, но не будет искренним, оно также не будет принято. Искреннее дело – это то дело, которое посвящено только Аллаху, а правильное – это то, которое совершено в соответствии с Сунной».

Сообщается от Абу Саида аль-Худри, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

ألا أُخبركم بما هو أَخوف عليكم عندي من المسيح الدجال

«Не сообщить ли мне вам о том, чего я боюсь для вас больше, чем аль-Масиха ад-Даджаля?» Сподвижники сказали: «Конечно, о посланник Аллаха». Он сказал:

الشرك الخفي يقوم الرجل فيُصلي فيزين صلاته لما يرى من نظر رجل

«Это скрытое многобожие! Когда человек встаёт на молитву и украшает ее, если видит, что на него кто-то смотрит» (Хадис привёл Ахмад).

Посланник (мир ему и благословение Аллаха) предостерёг свою общину от смуты Масиха Даджаля[1] и разъяснил, что им будет человек неверный (кафир), отъявленный лжец, он явится в последние времена этого мира и заявит, что он есть Бог. Он будет совершать многочисленные и удивительные чудеса, которыми обольстятся многие люди и последуют за ним. Он войдёт во все города, кроме Мекки и Медины. А затем Иса (Иисус, мир ему) убьет его. Известно, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) всегда в намазе просил Аллаха уберечь его от искушения Даджаля и говорил:

وأعوذ بك من فتنة المسيح الدجال

«О Аллах, я прибегаю к твоей защите от смуты Масиха Даджаля» (хадис привел аль-Бухари).

Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел мусульманам обращаться к Аллаху за защитой от Даджаля в конце каждой молитвы. Он сказал:

إذا تشهد أحدكم فليتعوذ بالله من أربع يقول: اللهم إني أعوذ بك من عذاب جهنم، ومن عذاب القبر، ومن فتنة المحيا والممات، ومن شر فتنة المسيح الدجال

«Когда кто-либо из вас будет читать ташаххуд[2], то пусть попросит Аллаха о защите от четырёх вещей и скажет: «О Аллах, я обращаюсь к тебе за защитой от наказания Ада, от наказания могилы, от искушения жизни и смерти, а также от зла смуты Масиха Даджаля» (хадис передал Муслим).

Это говорит о большом сострадании пророка (мир ему и благословение Аллаха) к своей умме и его сильном переживании за судьбу мусульман. Он боялся, что большое зло постигнет его сподвижников и его общину со стороны Даджаля. Он предупредил и предостерёг от него мусульман, но в хадисе, упомянутом выше, он сказал, что есть вещь, которой он опасается для своих последователей больше, нежели Даджаля. Это скрытое многобожие, потому что оно находится в сердцах, и другие люди его не замечают, это и есть малое многобожие.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) так разъяснил смысл скрытого многобожия: когда человек совершает молитву (намаз) наилучшим образом, например, долго читая Коран, качественно и степенно выполняя все элементы молитвы, но этим он добивается похвалы людей и хорошего мнения о себе. Этот хадис показывает нам, насколько отвратительным делом является показуха, она также является одним из видов многобожия. Несмотря на сильную Веру (Иман) своих сподвижников, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) опасался, что они могут попасть в это искушение. Что же говорить о тех людях, чья степень праведности и богобоязненности несоизмеримо ниже степени сподвижников!?

Если в каком-то праведном деле появилась показуха (рия), то она бывает двух видов:

1) Когда показуха (рия) и желание добиться доброй молвы о себе (сум`а) изначально является стимулом для совершения дела. Тогда это дело уже в своей основе недействительно и отвергнуто.

2) Когда дело совершается изначально ради Аллаха, но в ходе действия оно начинает совершаться напоказ. В таком случае, если человек постарался избавиться и отринул это искушение, то оно не повредит ему, и он не будет считаться показушником. Если же он не подавил в себе это чувство и продолжил совершать поклонение напоказ, то тем самым уничтожит ту часть своего поклонения, которое сопровождалось показухой. Такое положение вещей касается только тех дел поклонения, которые не представляют собой одного единого и неделимого целого. Например, если человек кормил бедняков и в сердце у него появилась показуха, и какую-то часть этой деятельности он совершил с этим намерением, но затем одумался, подавил в себе эти пагубные устремления и стал совершать дело ради довольства Аллаха, то недействительным является только та часть дела, которая сопровождалась показухой, а то, что было сделано ради Аллаха будет принято. Если же поклонение представляет собой одно единое и неделимое целое, как например двух или четырех ракаатный намаз, то показуха даже в одном ракаате уничтожает всё поклонение полностью. Так как молитва — это комплексный вид поклонения, и нарушение одной его составляющей ведёт к нарушению другой.

Если же человек совершал благодеяния с искренностью, совершая его ради Лика Аллаха, а затем Всевышний внушил в сердца верующих любовь к этому человеку и они начали хвалить его, то это не будет считаться показухой. Пусть этот человек радуется милости Аллаха и Его дарам и считает это хорошим признаком. В одном хадисе рассказывается: «Однажды посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросили: «Что ты скажешь о человеке, который совершает благие дела, а затем люди хвалят его за это?» (в другом риваяте: «…и люди любят его за это») Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил:

تلك عاجل بشرى المؤمن

«Это скорая радостная весть для верующего»
(Муслим).

Ан-Навави (да одарит его Аллах своей милостью) прокомментировал этот хадис такими словами: «Это значит, что это (т.е.любовь людей к этому человеку) — является радостной вестью для человека уже в этой жизни и доказательством того, что Аллах доволен им, любит его и внушает людям любовь к нему. Это всё исключительно в том случае, если он сам не искал похвалы. Если же он искал похвалы, то подобное можно только порицать».

Всевышний Аллах сказал:

قُلْ إِنَّ صَلاَتِي وَنُسُكِي وَمَحْيَايَ وَمَمَاتِي لِلّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ

لاَ شَرِيكَ لَهُ وَبِذَلِكَ أُمِرْتُ وَأَنَاْ أَوَّلُ الْمُسْلِمِينَ

«Скажи: «Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение посвящены Аллаху, а моя жизнь и моя смерть принадлежат Ему, Господу миров, у Которого нет сотоварищей. Это мне велено, и я являюсь первым из мусульман» (Коран 6: 162-163).

Показуха – это великое бедствие, тяжёлая болезнь, которая нуждается в серьёзном лечении, в приучении своей души к искренности, в усердной работе над собой и в борьбе с внутренними пороками.

Несколько методов избавления от показухи.

Внутренняя борьба за очищение души от желания делать что-либо на показ. Показуха не навредит человеку, если он будет постоянно искоренять её из своего сердца и презирать её.

Человек должен помнить о величии Аллаха, о том что все блага исходят только от Него и что только Он Один достоин нашего поклонения. Также следует помнить, насколько опасно добиваться ближнего мира делами, которые предназначены для Мира Будущего. Такой подход губит награду за совершённые дела и не прибавляет поклоняющемуся ничего, кроме грехов.

Человек должен помнить о смерти, о предсмертной агонии, о могиле и её мраке, о Судном Дне и событиях, которые будут происходить в тот День.

Ища спасения от любой беды, следует в первую очередь обращаться за помощью и защитой к Аллаху (Велик Он и Славен). В достоверном хадисе говорится, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

اللهم إنا نعوذ بك من أن نشرك بك شيئًا نعلمه ونستغفرك لما لا نعلمه

«О Аллах! Мы просим Твоей защиты от того, чтобы приобщать что-либо Тебе в сотоварищи, зная об этом, и просим у Тебя прощения за то, что мы не знаем» (хадис привёл Ахмад).

Самым большим сожалением для человека в День Суда будет то, что он увидит, как его дела оказались утрачены из-за того, что в них не было искренности.

В тот День возрадуются люди, хранившие искренность при совершении благодеяний.

Поэтому каждый мусульманин обязан соблюдать своё поклонение в чистоте и посвящать его только Одному Аллаху (Свят Он и Велик). Аллах Всесильный, Богатый, Достохвальный, Он не нуждается ни в ком и ни в чём, не принимает никаких дел, если они не были совершены только ради Него Одного. Нет у Него сотоварищей, и нет никого равного Ему.

Хвала Аллаху, мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, а также его семье и всем его сподвижникам.

«Хутабу ат-Таухид аль-минбарийя»( Абдульмалик аль-Касим).
Перевод: Абу Ясин Руслан Маликов
Подготовила:Айнур Бедретдин



Закладка Постоянная ссылка.
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (5 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение закрыто.

  • Это интересно: