Рукайя бинт Мухаммад

Рукайя бинт Мухаммад

Рукайя бинт Мухаммад(Ruqayyah bint Muhammad),биография-вторая дочь пророка Мухаммада и Хадиджи. (араб. رقية بنت محمد‎; ок. 605, Мекка, совр. Саудовская Аравия — 624, Медина, совр. Саудовская Аравия)родилась,когда пророку Мухаммаду ﷺ было около 33 лет. Ещё до начала пророческой миссии отца она была обручена с сыном Абу Лахаба.

После начала проповедей Мухаммада Абу Лахаб настоял на расторжении брачного договора сына, после чего Мухаммад выдал свою дочь замуж за Усмана ибн Аффана.

Вместе с Усманом Рукайя эмигрировала в Эфиопию. Там она родила сына Абдуллаха, который, согласно преданию, умер в возрасте 6 лет.

Вернувшись из Эфиопии в Мекку, она совершила переселение в Медину.

Накануне битвы при Бадре Рукайя тяжело заболела и пророк разрешил Усману остаться с больной женой.
Она умерла после того, как до Медины дошло известие о победе мусульман. Её похоронили на кладбище аль-Баки возле мечети Пророка.

«Племянник мой, — обратился к Мухаммаду Абу Талиб, — ты отдал свою дочь Зайнаб Абу-л-‘Асу ар-Рабй’, и он на самом деле достойный зять. Но твои родственники тоже хотят быть ближе к тебе, ибо они — не менее уважаемые в обществе люди».
И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) согласился с этими словами. «Мы явились сюда, — продолжал дядя, — чтобы просить руки двух твоих дочерей — Рукаййи и Умм Кулсум. Вижу, что ты не хочешь лишить племянников своих дочерей». «Родство и близость запрещают мне отказать тебе в просьбе, дядя, но не дашь ли ты мне время посоветоваться с дочерьми?» — ответил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), а затем рассказал обо всем своим дочерям. Узнав, что их руки просят ‘Ут- ба и ‘Утайба, сыновья ‘Абд ул-‘Уззы ибн Абд ал-Мутталиба (Абу Лахаба), Рукаййя и Умм Кулсум молча направились к себе в комнаты. Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) посмотрел на свою жену Хадижу. Ей не нравилась Умм Жамил бинт Харб, жена Абу Лахаба, известная в округе черствым и злым характером и несносно грубой речью.

Однако ‘Утба и ‘Утайба считались достопочтенными представителями рода Хашим. И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выдал своих младших дочерей за сыновей Абу Лахаба. Когда церемония бракосочетания — никах — завершилась, на Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) вдруг снизошло откровение. Аллах ниспослал коранический аят, который имел такой смысл: «И увещевай (о Мухаммад) твою ближайшую родню» (26;214)
Получив это повеление, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) взобрался на холм ас-Сафа и обратился к людям с призывом выслушать его.

Когда вокруг Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) собрались люди, он, назвав каждый род присутствующих по имени, обратился к ним: «Если я скажу вам, что за холмом затаилась конница и собирается напасть на вас, поверите ли вы мне?» Люди воскликнули: «Конечно, поверим, Мухаммад! Ты человек слова». Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я явился, чтобы возвестить вам неминуемые, суровые мучения». «Да пропади ты пропадом! И для этого ты собрал всех нас здесь?» — закричал дядя Пророка , Абу Лахаб. После чего пришло еще одно откровение: «Пусть пропадут обе руки Абу Лахаба, а сам он пропал!» (Аль-Масад)

Жена Абу Лахаба, Умм Жамил, услышав про этот аят из суры Ал-Масад («Пальмовые волокна»), схватила в гневе увесистый камень и бросилась к Каабе, где увидела Абу Бакра. Она спросила его о Пророке (да благословит его Аллах и приветствует) (тот сидел рядом с Абу Бакром, но она не замечала его):
«Я слышала, что твой друг (Мухаммад) проклял меня. Если я найду его, то просто раздроблю ему зубы этим камнем. Я известная поэтесса, передай ему мои слова:
Мы не повинуемся Музаммаму
Мы отвергаем его призыв,
Мы никогда не последуем за его религией».



Когда разгневанная женщина удалилась, Абу Бакр спросил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), как же так вышло, что она не заметила его? «Аллах, затмил ее взор!» — ответил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Вернувшись домой, Умм Жамил в гневе крикнула своему мужу, Абу Лахабу:
«Клянусь ал-Лат и ал-‘Уззой (идолами), я ни минуты не останусь под одной крышей с дочерьми этого человека!» И стала подначивать мужа, чтобы тот велел сыновьям развестись, приговаривая, что, мол, обе девушки отступили от нашей веры и превратились в неверных.
И Абу Лахаб действительно повелел сыновьям развестись с женами — дочерьми Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Таким образом ‘Утба и ‘Утайба под влиянием родителей развелись с дочерьми Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)

В это же самое время курайшиты сговорились досадить Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), причинив боль его дочерям. Сначала они посетили Абу-л- ‘Аса, мужа Зайнаб, и предложили ему:
«Если ты разведешься с женой, то мы женим тебя на любой понравившейся тебе женщине из нашего рода». Но тот твердо отказался. Тогда они отправились в дом Абу Лахаба и обратились с тем же самым к ‘Утбе и ‘Утайбе:
«Если вы разведетесь с дочерьми Мухаммада, мы женим вас на любых избранных вами девушках- курайшитках». И те с радостью согласились. ‘Утба развелся с Рукаййей и женился на одной женщине из рода Са’ид ибн Абй-л-‘Aca.

‘Утайба тоже развелся с Умм Кулсум, но того ему показалось мало и, разыскивая Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) , он стал оскорбительно высказываться о Его Господе. Узнав, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) находится в доме своего дяди Абу Талиба, он устремился туда и начал кощунственно рассуждать об Аллахе, а после пытался даже плюнуть в лицо Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), но промахнулся. «Мухаммад, я не верю в твоего Бога!» — злобно заключил он.
На что Мухаммад ответил: «О Аллах! Сделай его жертвой Своих диких зверей!».

Абу Талиб, глава рода Курайш, печально молчал, но услышав слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), обратился к нему: «Не стоило проклинать его, племянник!» Когда ‘Усман ибн Аффан услышал о том, что Рукаййа вышла замуж за ‘Утбу ибн Аби Лахаба, он воскликнул: «О, если бы я попросил руки Рукаййи первым!»

На него было просто жалко было смотреть — ведь он сам мечтал жениться на этой девушке. Он отправился к своей тетке Су’да бинт Курайз и поведал ей, что хотел бы взять в жены дочь Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Тогда Су’да бинт Курайз сказала племяннику о необходимости принять Ислам. «’Усман, ты красив и красноречив, а он — Пророк , про водник в пути, — говорила тетя.

— Господь послал его, чтобы направлять нас, дал ему Книгу, ведущую к Раю, так следуй же за ним, избегая грехов». Эти слова сильно подействовали на ‘Усмана и ввергли его в раздумья. И он решил, почему бы ему не пойти к Абу Бакру и не попросить у него совета? Абу Бакр, похвалив усердие Су’да бинт Курайз, тоже стал уговаривать ‘Усмана принять Ислам. Он сказал следующее: «Увы, ‘Усман! Ты просто еще ни разу не слышал истинной проповеди.

Ты достаточно умен, для того чтобы отличить правду от лжи. Идолы, которым возносит молитвы твой народ — просто глухие и бессловесные камни, которые ничего не видят и не слышат; они не способны ни навредить, ни помочь кому-либо». А затем продолжил: «Клянусь Аллахом, тетя сказала тебе истину!

Мухаммад уже получил откровение от Аллаха. Через него послание Аллаха будет передано роду людскому. Давай пойдем и выслушаем его». ‘Усман согласился. Он встретился с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), который пригласил его принять Ислам и процитировал ряд аятов Корана. Аллах благоволил к ‘Усману — он быстро произнес свидетельство веры и стал мусульманином.

Затем ‘Усман узнал, что ‘Утба и ‘Утайба развелись с Рукаййей и Умм Кулсум. Кроме того, ‘Утба, хотя и согласился взять в жены Рукаййю, супругом ее стать еще не успел. Рукаййа оставалась девственницей, и ‘Усман был счастлив узнать об этом. Он вновь направился к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы просить у него руки дочери его, Рукаййи, и Пророк смог выдать ее за ‘Усмана.

(Это также, возможно, говорит о том, что Рукаййа старше Умм Кулсум, поскольку Пророк выдал ее замуж первой, несмотря на то что обе сестры развелись одновременно; то есть вполне вероятно предположить, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предпочел сначала выдать замуж старшую из дочерей.) ‘Усман и Рукаййа стали прекрасной парой. Вот что рассказывал Усама ибн Зайд ибн Хариса: «Посланник Аллаха послал меня в дом ‘Усмана с тарелкой мяса.

Когда я вошел, то увидел сидящую Рукаййю. Я смотрел на лица Рукаййи и ‘Усмана, и никак не мог насмотреться. По возвращении Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) спросил меня:

«Ты видел мою дочь?» и я ответил утвердительно. «А видел ли ты когда-либо пару лучше, чем они?» и я ответил «Нет, Посланник Аллаха!»»

По мере того как количество мусульман росло, учащались и попытки нечестивых язычников Мекки уничтожить их. ‘Усман и Рукаййа вместе с другими сподвижниками, духовно и физически страдавшими от нападок курайшитов, неоднократно жаловались на них Пророку (да благословит его Аллах и приветствует)— и каждый раз он советовал им набраться терпения.

Но неверные вели себя в отношении мусульман столь жестоко, что в конце концов Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был вынужден отправить свою дочь с мужем в другие края. В месяц Ражаб ‘Усман и Рукаййа, а вместе с ними 11 мужчин и 4 женщины, отправились в Абиссинию (Эфиопию).

Какое-то время после того как супруги покинули Мекку, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не имел о них никаких вестей; обеспокоенный, он выходил на улицы Мекки и пытался хоть что-то разузнать. И вот как-то раз одна странница рассказала ему, что видела его дочь с мужем. «Что ты видела?» — спросил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) — «Я видела, как он вел на поводке тощего осла, на котором сидела его жена», — ответила женщина, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) воскликнул:

«Пусть Аллах будет им руководством в пути! ‘Усман — первый из переселившихся со своей семьей (по религиозным причинам) после пророка Лута »

В Абиссинии дочь и зятя Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) приняли тепло, дали им безопасный приют и, что самое главное, место для молитв. В тот период у Рукаййи, беременной от ‘Усмана, случился выкидыш.
Спустя некоторое время до переселенцев дошли слухи, что ‘Умар ибн ал-Хаттаб принял Ислам и что благодаря этому сподвижники Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) могут теперь совершать молитвы в Священной Мечети и читать Коран вслух.

Все были так счастливы, услышав об этом, что решили вернуться в родные края. Однако, добравшись до окрестностей Мекки, люди поняли, что слухи оказались всего лишь слухами и что мусульман третируют еще более сурово, чем раньше. Большинство мусульман вновь отправились в Абиссинию, даже не заходя в Мекку. Вторая волна переселенцев была более многочисленной, чем первая: согласно некоторым данным, ко времени вторичного переселения в Абиссинию группа беженцев увеличилась до 83 мужчин и 18 женщин.

Первое переселение в Абиссинию называется ал-Хижра ал-Ула, а второе — ал-Хижра ас-Санийа. Некоторые из мусульман отправлялись в Абиссинию оба раза, другие — лишь однажды. ‘Усман и его жена совершили этот путь два раза.

Спустя некоторое время после переселения в Абиссинию Рукаййа родила сына.
‘Усман был счастлив и назвал ребенка ‘Абд Аллахом. Ранее у ‘Усмана уже был сын, которого тоже звали ‘Абд Аллахом, но он родился еще до Ислама, и у ‘Усмана была кунья Абу ‘Абд Аллах (отец Абд Аллаха). Когда же Рукаййа родила ‘Усману сына, он вновь назвал его ‘Абд Аллахом, таким образом сохранив свою кунью. ‘Усмана после этого стали называть Абу ‘Абд Аллах (отец ‘Абд Аллаха).

Уже в Медине общий сын Рукаййи и ‘Усмана ‘Абд Аллах, умер в месяце Жумада л-Ула, в 4 году хиджры. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершил погребальную молитву, и ‘Усман положил тело сына в могилу. Передают, что ребенок умер после того, как петух клюнул его в глаз; травма оказалась несовместимой с жизнью, и он умер.
Больше у Рукаййи детей не было.

Жители Медины, ансары, поклялись в верности Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), Когда находившийся со своей семьей в Абиссинии ‘Усман узнал об этом, он сначала вернулся в Мекку, а затем переехал с женой в Медину, где они были гостями Ауса ибн Сабита ал-Ансари, брата Хассана ибн Сабита, поэта при Пророке (да благословит его Аллах и приветствует).

Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отправлялся в Бадрское сражение, его дочь Рукаййа была больна, а потому он дозволил своему зятю ‘Усману остаться в Медине и ухаживать за ней.

Здоровье Рукаййи ухудшалось с каждым днем. И в тот момент, когда высоко в небо взмыл победный клич мусульман у Бадра, эхом ему стали плач и стенания вокруг угасшей дочери Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

Когда она умерла, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) с мусульманами в это время находился в Бадре.
Стоя у могилы своей сестры рядом с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), его дочь Фатима горько плакала. Он утер ее слезы краем своей одежды и попросил успокоиться.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) произнес: «Хвала Аллаху! Погребение дочери — разрывающий сердце обряд, но Аллах вознаграждает за это!»

«Жизнеописание дочерей Пророка Мухаммеда ﷺ»

Подготовила:Хадиджа Магомедова




Закладка Постоянная ссылка.
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (5 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение закрыто.