«Если гневаешься – молчи!», «Улыбнись, чтобы охладить гнев»
Лекция потомка Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) шейха Мухаммада ас-Саккафа (да хранит его Аллах), в которой в ясной и доступной форме рассказывается о том, как справиться с гневом в соответствии с примерами из жизни Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников.
Когда Пророк (мир ему и благословение) гневался, то лицо его краснело. По этому состоянию было понятно, что он гневался. Но он гневался лишь тогда, когда кто-то посягал на истину. Однажды Пророк (мир ему и благословение) разгневался на сподвижника Муаза Ибн Джабала (да будет доволен им Аллах), несмотря на то, что он был одним из любимцев Пророка (мир ему и благословение) среди молодёжи.
Поводом для гнева послужило то, что он удлинял коллективный намаз. Некоторые сподвижники пришли к Пророку (мир ему и благословение) и пожаловались на Муаза (да будет доволен им Аллах). Тогда Пророк (мир ему и благословение) повернулся в сторону Муаза (да будет доволен им Аллах) и сказал: «О Муаз, разве ты смутьян?!» – и повторил эти слова три раза.
Подобных случаев гнева Пророка (мир ему и благословение) достаточно в истории Ислама, но, повторимся, его гнев проявлялся только ради Всевышнего Аллаха.
Как же потушить тлеющий уголёк гнева?
Человек неизбежно попадает в такие ситуации, когда приходится гневаться. Важным является то, как он поступит с гневом в этот момент. Пророк (мир ему и благословение), говоря о гневе как о болезни, сказал:
«Гнев – это тлеющий уголёк», «гнев – от шайтана, и, поистине, шайтан сотворён из огня; если кого-либо из вас охватит гнев, то пусть он совершит малое и большое омовение, так как гнев – это огонь, а вода гасит огонь».
В другом хадисе говорится: «Разве вы не видели, как его глаза становятся красными, а вены набухают?»
Краснота, о которой говорится в хадисе, – это свойство огня, что соответствует описанию сатаны, который создан из огня.
Шайтан наиболее близок к человеку тогда, когда тот находится в состоянии гнева. Когда человек находится в таком состоянии, первое, что ему необходимо сделать, это прибегнуть к Аллаху с просьбой о защите. Желательно сказать: «О Аллах, очисти моё сердце от гнева и защити меня от происков шайтана».
«اللهم رب النبي محمدٍ أذهب غيظ قلبي واعذني من الشيطان»
Пророк (мир ему и благословение) советовал: «Если кто-либо из вас гневается, будучи стоя, пусть сядет. Если гнев у него пройдёт, то хорошо. В противном случае пусть ляжет до тех пор, пока не погаснет тлеющий уголёк огня».
Наиболее важным моментом, которому Пророк (мир ему и благословение) уделял внимание, является молчание во время гнева. «Если гневаешься – молчи», – это завещание Пророка (мир ему и благословение). Это важно, поскольку от гневного человека исходят слова развода во время семейной ссоры. Кроме того, подобные слова не раз приводили к смуте в разных племенах. Поэтому, если человек гневается, ему лучше держать рот на замке. В порыве гнева можно сказать много лишнего, после чего можно сожалеть всю жизнь.
Ещё одним важным моментом, на который нужно обратить особое внимание, является воздержание от мольбы в состоянии гнева. В таком состоянии человек может сделать нехорошее дуа для своих детей, против самого себя и других. В случаях, когда муж гневается на жену или наоборот, или человек гневается, когда кто-либо причинил ему вред, нужно следовать примеру нашего Пророка (мир ему и благословение), как он поступал в таких случаях, а также примеру сподвижников, хороших людей (авлия).
Если кто-то поругал тебя и ты разгневался, будь уверен, что Пророк (мир ему и благословение), более достойный, чем ты, всегда проявлял терпение и умолкал, а в некоторых случаях просто улыбался и такими способами тушил тлеющий уголёк гнева.
Пророк (мир ему и благословение) разделил людей, находящихся в состоянии гнева, на четыре категории.
Первая категория – люди, которые гневаются быстро и быстро удовлетворяются,
вторая – медленно гневаются и быстро удовлетворяются,
третья – медленно гневаются и медленно удовлетворяются,
четвёртая – быстро гневаются и медленно удовлетворяются.
Эти четыре состояния, который нам описал Пророк (мир ему и благословение). Лучшая из них – вторая степень, когда человек медленно гневается и быстро удовлетворяется, то есть человека сложно разгневать, но при малейшем гневе он успокаивается. Это считается самым достойным.
Завещание Посланника Аллаха (мир ему и благословение).
От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что человек сказал Пророку, да благословит его Аллах и приветствует:
«Дай мне совет!». Пророк сказал: «Не сердись и не гневайся». Человек переспросил (о том же) снова и снова, и Пророк ответил в каждом конкретном случае «Не сердись и не гневайся».
(Аль-Бухари; том 8 № 137)