Зайнаб бинт Хузейма(биография) сподвижница и жена Пророка Мухаммеда ﷺ, мать правоверных.
Полное имя:Зейнаб бинт Хузейма ибн аль-Харис ибн Абдуллах ибн ‘Амр ибн Абду-Манаф ибн Хиляль ибн ‘Амир ибн Са’са’а ибн Муавия) (زينب بنت خزيمة; 595 —. 626) происходила из племени Амир ибн Саса.
За своё милосердие и внимание по отношению к нуждающимся, она получила прозвище Умм Масакин (мать бедных).
Её первым мужем был Туфайл ибн Харис. После развода с Туфайлом, Зайнаб вышла замуж за Убайду ибн Хариса, который погиб в битве при Бадре.
В 624 году племя Амир ибн Саса перебило представителей пророка Мухаммада, из-за чего отношения этого племени с мусульманами резко ухудшились.
Для недопущения кровопролития, пророк Мухаммад решил жениться на Зайнаб, которая также была представительницей этого племени. Их брак состоялся в 625 году.
Спустя несколько месяцев после свадьбы, Зайнаб умерла. Она была добродетельной и набожной женщиной, проводила много времени в молитвах и обильно раздавала милостыню
Зайнаб бинт Хузейма происхождение
Зайнаб бинт Хузейма была из числа женщин, известных своим добрым нравом и благочестием. Сострадательная, терпеливая, праведная и стойкая на пути Аллаха – она приобрела себе (помимо статуса Матери правоверных) звание Матери обездоленных.
Ее отцом был Хузейма ибн аль-Харис ибн Абдуллах ибн Амр ибн Абд аль-Манаф ибн Хиляль ибн Амир ибн Саʼсаʼа аль Хиляли.
Матерью ее была Хинд бинт Хамата аль-Химьярийя, о которой было сказано, что «она – величайшая из почтенных женщин благородного происхождения всей Земли».
Первый брак и брак с Посланником Аллаха
Что касается ее первого брака, то мнения расходятся. Согласно первому из них она была замужем за сподвижником и двоюродным братом Пророка (мир ему и благословения Аллаха) по имени Абдуллах ибн Джахш, убитым во время битвы при Ухуде.
Согласно иному мнению, ее первым мужем был Туфайль ибн аль-Харис ибн Абд аль-Мутталиб, после смерти которого она вышла замуж за его брата Убайду ибн аль-Харис. И уже после того, как последний пал мучеником в битве при Бадре, на ней женился Посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха.
Мы основываем свою работу на втором мнении, поскольку оно подтверждается тем фактом, что женитьба Пророка, мир ему и благословение Аллаха, на Хафсе состоялась как раз после битвы при Бадре, в которой Убайда был убит.
А по мнению определенного числа ученых, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, женился на Зайнаб бинт Хузейме спустя двадцать дней после заключения брака с Хафсой бинт Умар.
Зайнаб, да будет доволен ею Аллах, была из переселившихся в Медину. Несмотря на то, что оставлять родной дом и своих близких представлялось сложным, это было ее осознанным решением: она стремилась к довольству Аллаха.
А отношения, которые (согласно некоторым передачам) сложились между ней и ее супругом Убайдой, без сомнения можно назвать достойными подражания. После того, как мусульмане одержали победу над язычниками в битве при Бадре, они вернулись в свои дома в Медину. Убайда вернулся к своей жене раненым, он потерял много крови и, несмотря на все усилия лекарей и супруги, скончался.
Зайнаб терпеливо снесла эту потерю, сохраняя надежду на награду от Аллаха и прося у Аллаха высоких наград и степеней для своего супруга. Она безропотно приняла то, что было ей предписано Аллахом, и, уповая на Него, твердо верила, что Он ее не оставит. И когда завершился срок ее траура, к ней посватался Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.
Зайнаб, конечно же, согласилась выйти за него замуж, и в качестве свадебного дара получила от Пророка двенадцать унций золота. В других источниках передается, что выдавал ее замуж за Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ее дядя Кабиса ибн Амр аль-Хиляли, а свадебный дар ее составил 400 дирхамов.
Посланник Аллаха построил ей комнату рядом с комнатами трех его других жен: Аиши, Сауды и Хафсы, да будет доволен ими всеми Аллах. Брак этот был заключен в тридцать первый месяц с момента переселения в Медину (Хиджры). Ибн Кутайба передает, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, женился на Зайнаб бинт Хузейме через 20 дней после заключения брака с Хафсой бинт Умар.
Таким образом Зайнаб бинт Хузейма вошла в Пророческий дом, став пятой женой Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и удостоилась звания Матери правоверных.
Считается, что брак этот был ей предписан Аллахом как вознаграждение за ее непоколебимую веру и стойкость на пути Аллаха. Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, посредством этого брака желал взять ее под свою опеку и покровительство, так как после смерти своего мужа она вовсе осталась без какой бы то ни было социальной защиты.
Историки разошлись во мнениях относительно продолжительности ее совметсного проживания с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Согласно мнению Ибн Саʼда, который опирался на сообщения от Мухаммада ибн Кудамы (переданные от его отца), Посланник Аллаха женился на ней в месяц Рамадан, на 31-ый месяц после Хиджры. Получается, что она жила с Пророком 18 месяцев, пока не скончалась в месяц Рабиʼ, на 49-ый месяц после Хиджры. Имам Ибн Хаджар же передает в своих трудах другое мнение, согласно которому она прожила с Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, только два или три месяца.
Ее достоинства
Исламские историки и биографы единодушны в том, что Зайнаб бинт Хузейма, да будет доволен ею Аллах, была настолько сострадательной, щедрой и внимательной к неимущим, что во всех книгах ее имя упоминалось неразрывно с приставкой «Умм аль-масакин» (Мать обездоленных).
Ибн Хишам передает:
«Она удостоилась этого звания благодаря своей доброте, мягкости сердца, а также тому, что неустанно занималась нуждами бедняков».
Имам аз-Зухари даже был на том мнении, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, женился на Зайнаб бинт Хузейма именно благодаря ее статусу «Мать обездоленных», который она заслужила тем, что занималась нуждами бедных и кормила их.
Аллаху ведомо лучше, однако ученые считают, что ее стали называть Матерью обездоленных уже до переселения ее в Медину, и даже до принятия ею Ислама. Так, имам Ибн аль-Хайсама считает, что ее так звали еще в доисламский период. Этого мнения придерживался и имам аль-Кастыляни, который писал, что данное звание закрепилось за Зайнаб бинт Хузейма до начала пророческой миссии.
Таким образом мы видим, что Зайнаб бинт Хузейма, да будет доволен ею Аллах, была живой иллюстрацией к хадису Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в котором он говорит:
«Люди подобны рудникам золота и серебра, и лучшие из них в пору Джахилии (в доисламский период) остались лучшими и в Исламе, ибо они – разумеющие».
Она отличалась щедростью к бедным и искренней заботой об их делах до Ислама, и, уже будучи мусульманкой, охватила своей добротой и отзывчивостью жителей Суффы (бедных мусульман времен Пророка, мир ему и благословение Аллаха) так, что те не переставали благодарить Аллаха за нее и молиться о ней.
Пример Зайнаб бинт Хузеймы очень вдохновляющий, и если мусульманская женщина желает принести пользу своему обществу, помогая в обеспечении, обучении и социализации сирот, одиноких женщин и стариков, то ей непременно стоит обратить внимание на жизнеописание Матери обездоленных.
Женщины, ввиду своей природной мягкости, эмоциональности и сострадательности, в указанных выше областях порой бывают эффективнее мужчин. И мусульманка, которую Аллах наделил большим состраданием, достаточной энергией и энтузиазмом, вполне может реализовать свои стремления и способности в благотворительности и надеяться на награду за это в ахирате. Но, стоит учесть, что ее деятельность при этом должна исключать любой ущерб для обязанностей перед Аллахом и своей семьей, и начинать такое дело стоит только с согласия своего супруга. В этом случае искренняя мусульманка непременно найдет вознаграждение от Аллаха.
Ее смерть
Как мы уже упоминали, Зайнаб бинт Хузейма, да будет доволен ею Аллах, прожила с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, не так много. Не прошло и года с момента женитьбы на ней Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, как она покинула этот мир.
Согласно распространенному мнению среди ученых, Зайнаб бинт Хузейма скончалась в возрасте 30 лет. Ее похоронили на кладбище аль-Бакы, и она была первой из Матерей правоверных, похороненной там. Последнюю молитву над ней возглавил Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и он же опускал ее тело в могилу. Стоит отметить, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, не застал смерти ни одной из своих жен в Медине, кроме нее.
Так, уход ее из жизни был, по Воле Аллаха, таким же достойным, как и сама ее жизнь. И да будет доволен ею Аллах!
Мухаммад Фатхи Мус’ад «МАТЕРИ ПРАВОВЕРНЫХ»
Подготовила:Хадиджа Магомедова