Разрешен ли сетевой маркетинг в Исламе? Дозволено ли получение прибыли?
Сетевой маркетинг (multilevel marketing, MLM) — это модель продвижения товаров от производителя к потребителю без привычных посредников в виде розничных магазинов.
Сбытом продукции сетевых компаний занимаются агенты – дистрибьюторы. Они закупают товар по специальным ценам и продают его своим знакомым.
Дистрибьюторы сами разрабатывают план продвижения: они могут рекламировать и продавать продукцию где и как угодно.
Ответ:
«Система сетевого маркетинга и начисления комиссионных в нем не относится к разделу разрешенного в шариате посредничества, а относится к запретным азартным операциям (майсар, кымар), поскольку участники обычно присоединяются только для получения комиссионных за привлечение других клиентов. И если участник приведет некоторое количество клиентов, выполнит условия компании, то получит комиссию, которая может быть выше или ниже той суммы, которую он заплатил вначале. А если у него ничего не получится, то потеряет всю сумму. Эта вероятность относит данный вид отношений к разделам «гарара» и «майсара».
«Он не разрешен».
Шейх Мухаммад ибн Абдульуахида аль-Азхари
В Постоянный комитет по научным исследованиям и фатвам поступило много вопросов о деятельности компаний сетевого или пирамидального маркетинга, вроде компании «Бизнес» или «Хиба аль-Джазира». Суть деятельности которых заключается в том, чтобы убедить человека купить их товар или продукт с тем, чтобы он принялся убеждать других тоже купить, чтобы другие тоже принялись убеждать других и так далее. Чем больше будет уровней участников, тем больше комиссионных получает первый из них, так что это могут быть тысячи риалов (валюта КСА).
И каждый участник убеждает следующего присоединиться, чтобы заработать большие комиссионные, которые он может заполучить, если преуспеет в завлечении новых участников в члены организации. Это называется сетевым или пирамидальным маркетингом.
Комитет отвечает, что данный вид торговых отношений запрещен (харам).
Потому что целью этой деятельности является получение комиссионных, а не продуктов производства. Комиссионные достигают десятков тысяч, в то время как стоимость продукции не превышает нескольких сотен. И каждый разумный, которому предложат сделать выбор, выберет комиссионные.
Поэтому такие компании в своем маркетинге и продвижении товаров опираются на завлечение большими размерами комиссионных, которые может получить участник, на обольщение его чрезмерно большой прибылью за малую плату — плату за стоимость продукта. Таким образом, продукция, которую представляют эти компании — это только лишь прикрытие и средство для получения комиссионных и прибыли.
И поскольку такова суть данного вида торговых отношений, то оно является запретным (харам) по следующим причинам:
Во-первых, потому что в нее включены оба вида ростовщичества (риба) — ростовщичество надбавки (фадль) и ростовщичество задержки (насиа).
Участник платит небольшую сумму, чтобы получить большую. Он обменивает деньги на деньги с разницей в размере и отсрочкой. Это и есть ростовщичество, которое запрещено ясным шариатским текстом (насс) и единогласным мнением (иджма’). А что касается товара, который компания продает клиенту, то это только прикрытие для обмена. Этот товар не является целью участника и (потому) не влияет на правовое положение (сделки).
Во-вторых, потому что это вид обольщения неизвестным при угрозе потери (гарар), который запрещен (харам) в шариате. Ведь участник не знает, сможет он привлечь нужное количество других участников или нет. Пирамидальный или сетевой маркетинг, сколько бы он ни распространялся, достигнет положения, на котором остановится, и участник, когда присоединяется к пирамиде, не знает, окажется ли он в верхних этажах пирамиды и получит прибыль, или окажется в нижних этажах и будет в убытках. А действительность такова, что большинство участников пирамиды оказываются в убытке, кроме мизерного количества людей, находящихся в ее верхушке. Получается, что преобладает убыток, а это и есть суть «гарара» — вероятность двух исходов, преобладающий из которых более пугающий. И пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил «гарар», как передал Муслим в «Сахихе».
В-третьих, посредством этой деятельности торговые компании незаконно заполучают имущество людей. Поскольку пользу от нее получает только компания и тот из участников, посредством выплат которому завлекают и тешат обманчивыми ожиданиями других. С запретом этого пришел ясный шариатский текст, как сказано в словах Всевышнего: «О те, которые уверовали, не пожирайте незаконно ваше имущество между собой».
В-четвертых, по причине того обмана, подтасовки и мошенничества, которые содержатся в данной деятельности. Со стороны того, что представляется, будто продукция — это цель торговых взаимоотношений, а действительность обратна этому. И со стороны того, что людей обольщают большими комиссионными, которые, в основном, не достигаются. Это относится к обману, запрещенному шариатом. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:«Кто обманывает, тот не от меня». Хадис передал Муслим в «Сахихе». И сказал: «Оба участника сделки имеют право выбора, пока не разлучатся. И если они оба были правдивы, то будет благословенна их сделка. А если лгали и скрывали, то стирается благословение их сделки». Хадис передали аль-Бухари и Муслим.
Постоянный комитет по научным исследованиям и фатвам.
Подготовила:Джаннат Джаватханова