Поучительная история одного мусульманина.
«Поистине, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя»
(сура «ар Рад», аят 11).
«Как-то я на своем автомобиле ехал в Каир. Проезжая один из мостов ведущей в деревню я столкнулся с перебегавшей дорогу коровой, за которой бежал маленький мальчик. От растерянности я выпустил руль из рук, потерял управление и не успел осознать случившееся, как оказался в воде. Когда я поднял голову и взглянул наверх, то понял, что надо выбираться, но вода стремительно заполняла автомобиль.
Я протянул руку к двери, чтобы открыть ее. Она не поддалась. Я сделал несколько попыток, прежде чем осознал, что меня ожидает неизбежная гибель. На мгновение перед моим взором пронеслись картинки из моей жизни, полной бесполезных и бесстыдных поступков. Вода мне показалась ужасным призраком, обволакивающей меня плотным мраком. Меня охватил сильный страх, когда почувствовал, что падаю в бездонную пропасть. Я приглушенным голосом прокричал: «О, Господь»! И стал просить и взывать о спасении.
Нет, не от смерти, в неизбежности которой я уже не сомневался, а от ошибок моих, которые стеснили мою грудь и сдавили мое горло. Я ощутил учащенное биение сердца, которое было готово вырваться из груди. Стук сердца. Больше никаких звуков. Я понимаю, что придет смерть и остановится сердце. Тут я начал отдалять этот призрак, наводящий ужас, и стал испрашивать у Аллаха прощения перед тем, как встречусь с Ним. Чувствую, как окружающая меня вода начала давить на меня, будто она превратилась в железные тиски. Тогда я сказал себе: «Это неизбежный конец».
Я дважды засвидетельствовал и стал готовиться к смерти. И вдруг, бултыхаясь, рукой нащупал открытое пространство и понял, что оно за пределами машины. Вспомнил, что правое переднее стекло автомобиля было поломанным. Аллаху было угодно, чтобы оно поломалось три дня назад. Не раздумывая, я ринулся и начал проталкиваться в эту пустоту. Выбравшись из автомобиля, устремился к свету и выплыл на поверхность. Вижу, как люди стоят на берегу. Слышу как о чем-то кричат, но слов не разобрать. Увидев меня, двое спустились к воде и вытащили меня на берег.
Я, растерянный, стоял на берегу, не веря тому, что я спасся от гибели и нахожусь среди живых людей. Моя машина, находящаяся глубоко на дне, была подобна утонувшему и умершему человеку. Вот я вижу, как автомобиль покоится в своей могиле, а я только что освободился от нее и вышел, хотя мог бы и остаться, если бы не забота Аллаха. Мое освобождение было подобно новому рождению. Мне захотелось бежать с этого места, где похоронено мое греховное и мерзкое прошлое. И я поспешил удалиться.
Домой я вернулся другим человеком. Не тем, который выехал пару часов назад. Первое, что предстало моим глазам, зайдя в дом, были плакаты с изображениями актеров, танцовщиц, обнаженных женщин. Я бросился срывать эти мерзкие плакаты, потом упал на кровать и начал рыдать. Я впервые осознал свою халатность по отношению к Аллаху. Слезы обильно потекли из моих глаз, тело мое тряслось.
Пробыл я в таком состоянии, пока не услышал азан, который, как казалось, доходил до самых небес и отзывался эхом. Мне показалось, что этот чудный азан я слышу впервые. Я встал и, совершив омовение, отправился в мечеть. В мечети после намаза я объявил о своем покаянии и молил Аллаха о прощении. Я стал совсем другим человеком.
Хвала Аллаху!
Всевышний Аллах сказал: «Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете»
(сура 2 «Корова», аят216).
Если человек со всей искренностью полагается на выбор Аллаха и проявляет довольство этим выбором, он обнаруживает в предопределённом ему проявления доброты и заботы и ощущает себя постоянно окружённым ими, и Его забота защищает его от того, чего он опасается, а Его доброта делает незначительным для него [то неприятное, что может быть в] Его предопределении.
Когда предопределение осуществляется, то очень большую роль играет реакция человека на это предопределение.
Самое полезное для него — смирение. Ему следует броситься на землю перед этим предопределением, подобно тому, как человек бросается на землю перед хищным зверем, притворяясь мёртвым, поскольку хищники не едят падаль.
Имам Ибн Каййим аль-Джаузийя
Подготовила:Хадиджа Магомедова