Кто такой мукалляф?
Мукалляф (араб. مکلف) — в исламском праве: совершеннолетний мусульманин (или мусульманка), обязанный выполнять предписания шариата и при этом не являющийся муджтахидом — экспертом в области фикха и других религиозных наук.
Основные характеристики, которые, присущи мукалляфу:
1. Совершеннолетний человек. Согласно этому определению, маленький ребёнок не является мукалляфом. Ангелы не записывают поступки ребёнка, пока он не станет совершеннолетним.
2. Обладающий разумом. Человек, ставший совершеннолетним, но не обладающий разумом, не является мукалляфом, пока к нему не вернётся разум. Ангелы также не записывают деяния сумасшедших.
3. Узнавший о призыве Ислама. Тот, кто не слышал об Исламе, не является мукалляфом. Тот, кто умер, не зная о существовании Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), не является мукалляфом. Например, человек, живущий в джунглях Амазонки, который не слышал об Исламе ничего, не имеет никаких средств информации, не является мукалляфом. Этот вопрос рассматривается более обширно, и в нём есть разногласия учёных-мутакаллимов.
4. Не спящий и не потерявший сознание, к которому обращён призыв Ислама.
Это положение относительно мукалляфа будет продолжаться до Судного дня. Человек, не слышавший ничего об Исламе, не является мукалляфом, как и человек, находящийся, например, в летаргическом сне. Таково определение ашаритов касательно мукалляфа.
Всевышний Аллах сказал (смысл):
«Мы [никогда] не наказывали [людей], не направив (предварительно) к ним посланника» (сура «аль-Исра», аят 15);
«…И нет ни одного народа, к которому не приходил бы предостерегающий увещеватель» (сура «Фатир», аят 24);
«Мы уже отправляли посланников до тебя. Среди них есть такие, о которых Мы рассказали тебе, и такие, о которых Мы не рассказывали тебе» (сура «Гафир», аят 78).
Точное количество посланников не знает никто, кроме Аллаха. Число 313 как количество посланников, по мнению одних учёных, является предположительным. В суре «Ибрахим» говорится (смысл): «Разве не дошла до вас весть о тех, кто был раньше вас, – о народе Нуха (мир ему), Ада, Самуда и тех, которые были после них, – не знает их никто, кроме Аллаха» (сура «Ибрахим», аят 9).
Что необходимо знать каждому мукалляфу?
Из того, что необходимо каждому мукалляфу индивидуальной обязанностью, на оставление чего нету пути, это изучить внешний смысл убеждений, находящихся в Коране и Сунне вместе с очищением Всевышнего Аллаха от того, что невозможно для Него, из того, из чего понимается что Аллах имеет тело, или направление как истава (вознесение) на Трон, а аяты и хадисы в которых упомянуты ваджх (лицо), йад (рука) и подобные этим сифатам, то в этом есть два мазхаба (пути): Путь саляфов – и он наидостоверный, он заключается в оставлении истинного смысла Всевышнему Аллаху вместе с очищением Всевышнего Аллаха от того, на что указывает внешний смысл этих слов, который является невозможным (абсурдным) для Него. И путь халяфов – это вывести эти сифаты от внешнего смысла и перенести на то, что подобает Всевышнему Аллаху, как заменить истава (вознесние) на истиля (овладение), и ваджх на сущность, айн на полное покровительство защиту и сохранение, йад на милость и мощь, и риджль (нога) на общину и народ…
И эти два пути единогласны на очищении Всевышнего Аллаха от того, на что указывает внешний смысл этих затрудненных текстов. Поистине они разногласят в том оставить ли их суть Аллаху и не толковать и это есть мазхаб саляфов. Или же толковать эти сифаты, что бы защитить их от отклонения еретиков и это мазхаб халяфов.
А что касается остальных текстов Корана и Сунны указывающих на единственность и святость Всевышнего Аллаха и другие совершенные сифаты, такие как ‘ильм (знание), кудра (сила), ирада (воля), сам’ (слышание), басар (видение), калям (речь), бакъа (вечность без конца) и другие сифаты сальби, то что Аллах не является телом, не состоит из частей, и не является акциденцией, и то что Он не находится в пространстве, и не располагается в каком либо месте, и не ограничивается временем, и не представляется разумом «Нет ничего подобного Ему, Он Видящий, Слышащий» (сура Шура, аят 11). И это все обязуется знать каждому поверхностно. И так же необходимо знать то, что раб не творит свои деяния, будь то хорошие или плохие, поистине творцом деяний раба является Всевышний Аллах, Единый, у которого нет сотоварища.
Так же необходимо уверовать в то, что Всевышнего Аллаха увидят в раю (уверовавшие), в могильные мучения и в спрос двух ангелов (Мункар и Накир), в мост (сират) и водоем (хауд) и в весы и отчет, то, что все это истинна, и то, что рай и ад сотворены, и все остальное, что связанно с земной и загробной жизнью.
И так же из того, что необходимо изучить каждому это арканы (обязательные составные части) намаза, его шуруты (условия) и так же то, что нарушает намаз, это все обязуется после того, как это стало для него обязанностью, а так же обязуется изучить это до его обязанности если есть опасность не совершить фард в свое время.
И так же пост, закат если у него есть имущество, хадж если он намерен совершить его, или его притесняют под угрозой смерти или портят его имущество (то есть нужно знать, как поступать в данных ситуациях). И так же торговля, если он решил заняться ею, и так же подобно этому другие дела такие как никах, распределение между женами если у него больше чем одна, и все это обязуется знать после того как это станет обязанным, или же тогда, когда он захочет их сделать. И обязуется знать каждому из нас поверхностно их условия, составные части и нарушения этих действий.
И так же обязуется знать болезни сердца ее причины и способы ее лечения, таких как зависть, самодовольствие, показуха, стремление к власти, ненависть и злоба.
Да, тот, кто чист от этих болезней, или способен удалить эти болезни без их изучения, то он не обязан изучать то, что упомянуто из этих болезней, поскольку он не нуждается в этом. И Аллах свят Он и Велик знает лучше».
Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами
Подготовила:Хадиджа Магомедова