Тридцать пятый хадис: «Не давайте три развода сразу».
وعن محمود بن لبيد قال أخرب رسول الله — صىل الله عليه وسلم — عن رجل طلق
امرأته ثالث تطليقات جميعا فقام غضبان ، ثم قال : أيلعب بكتاب الله — عز
وجل — وأنا بني أظهركم حتى قام رجل فقال : يا رسول الله أال أقتله . رواه النسايئ
От Махмуда ибн Лабида [передается], что он сказал:
«Посланнику Аллаха ﷺ сообщили о мужчине, который дал своей жене сразу три развода, и он встал в гневе и сказал: «Неужели они играют с Книгой Аллаха, когда я среди них?!» Один из людей встал и сказал: «О Посланник Аллаха ﷺ, не убить ли мне этого человека?»
(ан-Насаи).
Что касается слов Посланника Аллаха «неужели они играют с Книгой Аллаха», то речь идет об аяте:
الطالق مرتان فإمساك مبعروف أو ترسيح بإحسان وال يحل لكم أن تأخذوا مام
آتيتموهن شيئا إال أن يخافا أال يقيام حدود اللـه فإن خفتم أال يقيام حدود اللـه
فال جناح عليهام فيام افتدت به تلك حدود اللـه فال تعتدوها ومن يتعد حدود
اللـه فأولئك هم الظاملون
فإن طلقها فال تحل له من بعد حتى تنكح زوجا غريه فإن طلقها فال جناح عليهام
أن يرتاجعا إن ظنا أن يقيام حدود اللـه وتلك حدود اللـه يبينها لقوم يعلمون
وإذا طلقتم النساء فبلغن أجلهن فأمسكوهن مبعروف أو رسحوهن مبعروف وال
متسكوهن رضارا لتعتدوا ومن يفعل ذلك فقد ظلم نفسه وال تتخذوا آيات اللـه
هزوا
Перевод смысла: «Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму. Вам не дозволено брать что-либо из дарованного им, если только у обеих сторон нет опасения, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха.
И если вы опасаетесь, что они не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то они оба не совершат греха, если она выкупит развод. Таковы ограничения Аллаха, не преступайте же их. А те, которые преступают ограничения Аллаха, являются беззаконниками. (229) Если он развелся с ней в третий раз, то ему не дозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого.
И если тот разведется с ней, то они не совершат греха, если воссоединятся, полагая, что они смогут соблюсти ограничения Аллаха. Таковы ограничения Аллаха.
Он разъясняет их для людей знающих. (230) Если вы развелись с вашими женами, и они выждали положенный им срок, то либо удержите их на разумных условиях, либо отпустите их на разумных условиях.
Но не удерживайте их, чтобы навредить им и преступить границы дозволенного. А кто поступит так, тот поступит несправедливо по отношению к самому себе. Не считайте знамения Аллаха шуткой»
(сура «Аль-Бакара», аяты 229-331).
Как мы разъяснили в предыдущих хадисах, нельзя давать женщине развод дважды или трижды сразу, поэтому в словах Всевышнего Аллаха (смысл) «развод допускается дважды» имеется в виду сначала первый развод в период чистоты, в котором не было половой близости, и следующий развод – в следующий период чистоты, тут не подразумеваются два развода подряд.
Нет никаких сомнений, что такая реакция Посланника Аллаха ﷺ указывает, что давать жене тройной развод запрещено.
Мулла Али аль-Кари говорит:
ثم الحديث يدل عىل أن التطليق بالثالث حرام ألنه — صىل الله عليه وسلم — ال ،
يصري غضبان إال مبعصية ، وإلنكاره بقوله » أيلعب بكتاب الله » وهو أعظم إنكار
) بل أتم إكفار ، وقوله » وأنا بني أظهركم » إشارة إىل عدم عذره يف ارتكاب املنكر
«Хадис указывает, что давать тройной развод запрещено, потому что Посланник Аллаха ﷺ гневается лишь из-за греха. Также [на это указывает] его словесное порицание: «Неужели они играют с Книгой Аллаха».
И это величайшее осуждение и полноценный такфир. А слова «когда я среди них» указывают на отсутствие оправдания такому действию».
Надеюсь, этот хадис и пояснения к нему сработают как холодный душ, и каждый мужчина осознает греховность такого вида развода и подумает о том, как Посланник Аллаха ﷺ отреагировал на это.
И пусть этот гнев Посланника Аллаха ﷺ всегда стоит перед нашими глазами, чтобы такие вопросы, как существование семьи, не решались по первой прихоти.
Что касается слов «о Посланник Аллаха ﷺ, не убить ли мне этого человека», то Мулла Али аль-Кари поясняет их следующим образом:
لكامل غضبه أو ملا يرتتب عىل لعبه
«Из-за степени его гнева либо из-за того, что следует из издевательства».
Иными словами, либо этот человек, который захотел убить того, кто дал жене три развода сразу, очень сильно разгневался, либо он считал, что этот человек стал вероотступником в результате издевательства над аятом Корана, где Аллах велел давать два развода один за другим, а не три сразу.
Конечно, среднестатистический человек, дающий тройной развод, не имеет намерения поиздеваться над Книгой Аллаха, и поэтому на него не будет распространяться решение о казни, но ему следует помнить о том, как разгневался Посланник Аллаха ﷺ.
Абу Али аль-Ашари
Подготовила:Джаннат Джаватханова
Тридцать шестой хадис: «После тройного развода».