Халид аль-Багдади | Мавляна Мухаммад Халид Зияуддин Багдади (1779 — 1826) — известный учёный шафиитского мазхаба, ашарит, духовный наставник — муршид. Шейх Кадирийского, Сухревердийского, Чиштийского, Кубравийского тарикатов. Является 30-м духовным звеном в цепи преемственности шейхов тариката Накшбандийя, основатель новой ветви Накшибандийского тариката — халидия.
Родился в 1193 году хиджры (в 1778 г.х.э) в городе Карадаг недалеко от города Сулеймания.
Род его по отцовской линии восходит к третьему праведному халифу Усману, да будет доволен им Аллах. Детство и юность имама прошли в изучении наук.
Ради обретения знаний он посетил многие города и обучался у многих известных ученых.
Круг его интересов не ограничивался лишь изучением религиозных наук. Он отправился к известному ученому Мухамад Касиму ас-Саттанджи и обучался у него математике, геометрии, астрономии и многим другим наукам.
В 1213 году по хиджре шейх Халид становится ректором медресе в Сулеймании после того, как умирает ректор этого медресе Абдуль-Карим аль-Барзанджи.
Несколько лет шейх Халид занимался преподавательской деятельностью. Несмотря на молодость, он пользовался в ученых кругах таким авторитетом, которому могли бы позавидовать старцы, проведшие всю жизнь за книгами.
Но молодой ученый, как и многие ученые до него, не желал довольствоваться лишь постижением явных наук.
Шейх Халид жаждал встречи с суфийским шейхом, который повел бы его по пути познания Аллаха.
Он знал, что лишь так сможет обрести познания, которые невозможно получить,
прочитав и даже выучив наизусть тысячи книг.
В 1220 году по хиджре шейх Халид, освободившись от всех уз, связывающих его с этим миром, отправляется в Мекку для совершения хаджа.
В 1809 Халид Багдади с Мирзой Азимабади отправляется в Индостан.
Халид аль-Багдади проходит путь сейру-сулюк и одновременно, по его же распоряжению, учится у Моллы Абдульазиза аль-Хинди акаиду и каламу, впоследствии получив иджаза.
В 1811 году он возвращается в родную Сулейманию. Получив знак от своего шейха, он прибывает в Багдад. Там, не без помощи правителя города Саида Паши, он восстанавливает медресе Ихсания, которое позже сделает своим текке и назовет «Текке Халидийя».
В Сулеймании он открывает вторую текке. Своих многочисленных воспитанников и преемников, которых он воспитывает в текке Багдада и Сулеймании, он посылает в разные страны Исламского мира.
В 1822 году Мавляна Халид вновь приезжает в Багдад, после чего отправляется в Сирию, где открывает в Сахилийе третью текке.
В 1825 году после трёхлетней духовной деятельности и наставничества в Сахилийе он повторно совершает хадж.
На обратном пути в Сирию он заражается холерой.
Произведения:
аль-Акдуль-Джаухари: о разнице во взглядах таких мазхабов, как Матуриди и Ашари, в частности, относительно теологического понятия «касб». Издано в Стамбуле.
Рабита Рисалеси: произведение, целиком посвящённое понятию рабиты. Было издано вместе с Рашахатом.
Шарх Макамат Харири.
Шарх Хадис Джибриль: теологическое и суфийское толкование хадиса, известного более как «хадис Джибриля», даваемое на персидском языке. Произведение сохранилось лишь в рукописи, одна из которых хранится в библиотеке Сулеймания.
Сийалкути Хашийа.
Акаид Адудиййа.
Диван: сборник стихов на персидском, арабском и курдском языках.
Учёные Ислама | Мусульманские ученые