Ибн Аббас | Абуль-Аббас Абдуллах ибн Аббас аль-Кураши ( عبد الله بن عباس; 619, Мекка, ныне Саудовская Аравия — 686, Таиф, Омейядский халифат) — исламский богослов,великий воин, толкователь Корана, сподвижник и двоюродный брат пророка Мухаммеда. Сын Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба.
Родился в Мекке приблизительно за три года до переселения мусульман из Мекки в Медину.
Рос при пророке Мухаммаде и с раннего возраста учился у него основам ислама. До 630 года вместе со своей семьей оставался в Мекке. Перед завоеванием Мекки мусульманами семья Ибн Аббаса переехала в Медину.
Принимал участие в битвах при Хунайне и Таифе, а также при завоевании Мекки. При первых халифах был их приближённым, принимал участие в военных походах в Северной Африке и Табаристане. После смерти халифа Усмана, Абдуллах признал халифом Али ибн Абу Талиба и был в числе его помощников.
При халифе Али был назначен наместником Басры. Сумел подавить хариджитский мятеж, но, позднее подал в отставку. Остаток жизни провёл в Мекке, где занимался научной деятельностью. После смерти халифа Муавии, Ибн Аббас уговаривал Хусейна ибн Али не отвечать на призыв восставшего против халифа Язида народа в Куфе и не ехать туда, но Хусейн не послушался его. Ибн Аббас до конца своих дней сожалел о смерти Хусейна.
Абдуллах Ибн Аббас был воспитан в доме лучшего из людей, самого Пророка ,(да благословит его Аллах и приветствует), и при его жизни Ибн Аббас постоянно находился рядом с ним и перенимал от него знания. Какая же это честь! Однажды посланник Аллаха,(да благословит его Аллах и приветствует), обнял Ибн Аббаса, прижав его к своей груди, и воззвал ко Всевышнему Господу со словами: «О Аллах! Научи его толкованию Корана!»
За него сделал дуа сам Пророк ,(да благословит его Аллах и приветствует), мольбы которого не отвергались Аллахом. Поистине, в этом лишь одно из достоинств этого благого сподвижника.
Посредством этой благословенной молитвы посланника Аллаха, (да благословит его Аллах и приветствует),Абдуллах Ибн Аббас стал большим и выдающимся учёным этой общины, специалистом в толковании Книги Аллаха и великим муфассиром.
Из-за своих обширных и глубоких знаний Абдуллах получил прозвище «Хабр аль-умма» (учёный всей общины).
Сам Господь, Свят Он и Велик, направил его к стремлению к знаниям! И не просто к стремлению, а также к старанию при его получении. Да направит Всевышний и нас к стремлению и старательному получению этих знаний. Ибн Аббас не только стремился к этим знаниям, а получал их наилучшим и должным образом. Затем он, проявляя терпение, передавал полученные знания другим.
Он был одним из теоретиков в области исламского права, он сам давал заключения (фетвы) по правовым вопросам. Для вынесения правового предписания он сначала обращался к Корану. Если там не находил решения проблемы, то обращался к сунне пророка Мухаммада, а затем к мнению таких сподвижников, как Абу Бакр или Умар.
Ученики:
Таус Ибн Кяйсан
Саид Ибн Джубайр
Муджахид Ибн Джабр
Ата Ибн Аби Рабах
Икрима Ибн Абдиллях
Абдуллах ибн Аббас умер в Таифе в возрасте 70 лет.
Если человек будет остерегаться наказания Аллаха, то есть выполнять то, что Он повелел, и избегать грехов, то Господь, Преславен Он и Возвышен, как Он Сам обещает, научит его полезным знаниям — дарует ему такую великую милость как знание с пониманием.
Пресвятой Аллах ﷻ говорит в Коране:
{ و اتقــــوا الله و يعلمكم الله }
«Остерегайтесь (наказания) Аллаха, и (тогда) научит вас Аллах». (Сура «аль-Бакара», 282).
Также сказал Всевышний ﷻ:
{ يا أيها الذين آمنوا إن تتقوا الله يجعل لكم فرقانا و يكفر عنكم سيئاتكم و يغفر لكم }
«О те, которые уверовали! Если вы будете остерегаться (наказания) Аллаха, то Он дарует вам различение (способность различать истину и ложь), очистит вас от ваших злодеяний и простит вам». (Сура «аль-Анфаль», 29).
А также:
{ يا أيها الذين آمنوا اتقوا الله و آمنوا برسوله يؤتكم كفلين من رحمته و يجعل لكم نورا تمشون به }
«О те, которые уверовали! Остерегайтесь (наказания) Аллаха и веруйте в Посланника Его, и тогда Он одарит вас вдвойне из Своей милости и дарует вам свет, с которым вы будете идти». (Сура «аль-Хадид», 28).
В этих священных Словах нашего Господа указание на то, что Он дарует полезное знание и ниспосылает в этом благодать лишь тем Своим рабам, кто покорен Ему. Самое лучшее средство обретения знания — быть покорным Аллаху, выполнять Его приказы ради Него и избегать того, что Он запретил, при этом следуя Сунне.
Более того, Аллах облегчает такому путь в Рай, как об этом говорил Ибн Аббас, да пребудет над ним довольство Аллаха.
Абу Хайсама передаёт, что Са’ид ибн Синан говорил: Антаза сказал мне: я слышал, как Ибн Аббас сказал:
ما سلك رجل طريقا يلتمس فيه علما؛ إلا سهل الله له به طريقا إلى الجنة
«Тому, кто следует путём в поисках знания, Аллах облегчит путь в Рай». (См. «Китаб аль-ильм», асар № 17. Похожее высказывание также достоверно возводится к самому Пророку, мир ему и его семье, в хадисе от Абу Хурайры).
Соответсвенно, кто ослушивается Аллаха и нарушает Его Заповеди, того Аллах отдаляет от знания, потому что он не достоин их, ведь знание и его получение — дело великое, возвышенное и почтенное у Аллаха, Пресвято Его имя. Всевышний Аллах возвышает знанием только тех Своих рабов, кто этого достоин, да сделает нас Аллах из их числа…
Знание — это Свет, и Господь не осветит светом знания грешное и испорченное сердце, где царит тьма. Если в сердце человека присутствует, к примеру, зависть к верующим, то не видать ему света, не говоря уже о более великих грехах. Достаточно одной лишь зависти, которая, как известно из хадиса, сжигает благое. И не каждый, кто причисляет себя к знанию и к обладателям знания, является таковым на самом деле, как и не каждый, кто заявляет о своей вере, является верующим.
Да дарует нам Аллах по Своей милости полезное знание и поможет нам осознать, что на самом деле наши знания очень малы, и нет у нас силы и мощи, кроме как с Аллахом. Над каждым знающим есть более знающий. И чем больше знания у человека, тем проще и скромнее он должен становиться, но не наоборот, как это можно наблюдать в наши дни.
Мы выучили несколько хадисов и думаем, что всё поняли и осознали, но даже элементарно прочитать хадис полностью с иснадом не можем. Прочитали некоторые переведённые книги и думаем, что на любой вопрос способны дать ответ и никто не понял религию лучше нас, хотя арабского языка даже не знаем.
Чем больше знания у человека, тем ниже он должен опускать себя и унижаться перед Аллахом, осознавая своё невежество, слабость и возвеличивая Аллаха. Он не должен поднимать себя высоко, напротив, ему следует принижать своё «я» и не смотреть на других с высока. Это очень и очень важно.
Как же прекрасно сказал учёный из числа табиинов, ученик группы сподвижников — Масрук, да помилует его Аллах:
بحسب الرجل من العلم أن يخشى الله عز و جل ، و يحسب الرجل من الجهل أن يعجب بعلمه.
«Достаточно для человека знания, если он страшится Аллаха, Всемогущ Он и Превелик. И достаточно для него невежества, если он восхищён своим знанием». (См. «Китаб аль-ильм» Абу Хайсама, асар № 15).
Учёные Ислама | Мусульманские ученые
История пророков | Пророки ислама