Возвеличивание и поклонение

Возвеличивание и поклонение

«Не взывай вместо Аллаха к тому, что не приносит тебе пользы и не причиняет тебе вреда.
Если же ты поступишь, таким образом, то окажешься в числе беззаконников»
(Юнус; 10:106)

В понимании сущности возвеличивания и поклонения ошибка некоторых людей в том, что они не понимают различия между ними. Они считают, что любой вид возвеличивания является поклонением тому кого возвеличивают, например: вставание; целование руки; возвеличивание Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) словами «наш господин», «наш благодетель»; стояние перед могилой Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) при посещении с уважением, смирением и спокойствием.

Для них все перечисленное является чрезмерностью, приравниваемой к поклонению кому-либо помимо Всевышнего. Такое мнение на самом деле, является невежеством и упрямством, которым недоволен Всевышний и Его Посланник (да благословит его Аллах и приветствует), это обременение, которое противоречит духу исламского шариата.

Адам (мир ему) первый из рода человеческого, первый праведник из рабов Всевышнего, в связи с этим Всевышний повелел ангелам поклониться ему, возвеличивая его и оказывая уважение ему, так как Всевышний одарил его знанием; уведомляя ангелов, что Адам является избранным среди остальных его творений. Всевышний сказал: «И вот Мы сказали ангелам: «Поклонитесь Адаму!»- и они поклонились, кроме Иблиса.
Сказал он: «Неужели я поклонюсь тому, кого Ты создал глиной?» Он сказал: «Ты видишь, это – тот, кого Ты почтил больше, чем меня».
(аль-Исра, 61-62)

В другом аяте Аллах сказал: «[Иблис] ответил: «Я лучше его. Ты сотворил меня из огня, а его — из глины».
(Сад, 76)
Также в аяте: «И поклонились ангелы все полностью, кроме Иблиса. Он отказался быть с поклонившимися».
(аль-Хиджр, 30-31).
То есть ангелы возвеличили того, кого возвеличил Аллах. А сатана возгордился, не желая поклониться тому, кого создали из глины, сатана первый, кто стал судить о религии по своим умозаключениям.
Он сказал: «Я лучше, чем он». Мотивируя это тем, что он создан из огня, а Адам из глины, гнушаясь почтить Адама (мир ему) и поклониться ему.
Иблис первый из гордецов, не пожелавший почтить того, кого почтил сам Всевышний. За что был лишён милости Всевышнего из-за проявления гордости по отношению к праведному рабу. Что стало проявлением гордости по отношению к Всевышнему, так как Всевышний повелел поклониться Адаму (мир ему). Всевышний сделал поклон — проявлением почёта и уважения Адаму (мир ему), сатана был единобожником, но его таухид не принёс ему пользы.

К почитанию праведников также относится аят, где Всевышний говорит о Юсуфе (мир ему):
«И поднял он своих родителей на трон, и пали ниц они пред ним». приветствуя, почитая и возвеличивая его. На поклон братьев Юсуфу указывают слова Всевышнего «пали ниц» и возможно это было допустимым в их шариате или же подобно тому, как ангелы поклонились Адаму (мир ему), почитая и возвеличивая его и следуя повелению Всевышнего. Так объясняется сон Юсуфа (мир ему), ведь сон Пророков является откровением.



Что касается нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Всевышний сказал: «Воистину, Мы послали тебя свидетелем, добрым вестником и увещевателем, чтобы вы уверовали в Аллаха, Его Посланника, почитали и уважали его» (аль-Фатх, 8-9).
Также Он сказал: «О вы, которые уверовали! Не устремляйтесь вперед пред Аллахом и Его посланником и бойтесь Аллаха, — ведь Аллах — слышащий, знающий!».
(аль-Худжурат, 1)

Затем Он сказал: «О вы, которые уверовали! Не возвышайте ваши голоса над голосом Пророка и не разговаривайте с ним так же громко, как говорите между собой, а не то ваши дела будут тщетны и вы даже не будете знать. Воистину, те, которые понижают свои голоса в присутствии Посланника Аллаха, — это те, чьи сердца подверг испытанию Аллах, дабы они были богобоязненны. Им — прощение и великое вознаграждение. Те, которые вызывают тебя из комнат позади, большая часть их не разумеет»
(аль-Худжурат, 3-5).

Всевышний запретил начинать разговор перед Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) и перебивать его. Сахл ибн Абдуллах сказал: «Не начинайте разговор раньше него, а слушайте и молчите. Было запрещено решать что-либо прежде Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Решение чего-либо (например: сражение или любое дело из религии) выносилось только по повелению Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и никто не опережал его в этом. Всевышний увещевал об этом и остерёг словами: «Бойтесь Аллаха, — ведь Аллах — Слышащий, Знающий!»
(аль-Худжурат, 1).

Сулями объясняет: «Бойтесь Аллаха, чтобы проявить небрежность по отношению к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и потерять уважение к нему. Воистину Аллах слышит ваши речи, знает о ваших делах. затем Он запретил им возвышать голоса над его голосом и говорить громко, как общаются между собой некоторые люди. Сказали: обращаться по имени, как это делают другие.

Абу Мухаммад Макки поясняет: «Имеется ввиду, чтобы не перебивали его, не обращались к нему грубо и не обращались по имени. Необходимо возвеличивать его и обращаться к нему: «О Посланник Аллаха», «о Пророк Аллаха». Об этом говорится в аяте: «Не делайте обращения к посланнику среди вас такими же, как обращение вас друг к другу» (ан-Нур, 64).
Один из учёных сказал: «Не обращайтесь к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), не иначе как для вопроса».

Далее Всевышний предупредил о тщетности деяний, если они проявят неуважение. Аят ниспослан о группе, пришедшей к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Они обратились к нему словами: «О, Мухаммад, выходи к нам» и Всевышний осудил и дал им описание, что большая часть их не разумеет.

Амр ибн аль-Асс (да будет доволен им Аллах) сказал: «Не было для меня человека более любимого, чем Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), и более величественного в моих глазах, чем он (да благословит его Аллах и приветствует). Мои глаза не могли нарадоваться им, из-за почтения к нему. Если бы меня попросили описать его, я бы не смог, так мои глаза не могли нарадоваться им». ( передал Муслим в сборнике достоверных хадисов, книга имана, раздел «Ислам устраняет всё, что было до него»).

Передал ат-Тирмизи от Анаса, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выходил к своим сподвижникам из мухаджиров и ансаров, они сидели, и среди них находились Абу Бакр и Умар (да будет доволен им Аллах). Никто не поднимал свой взор на него, кроме Абу Бакра и Умара. Они оба смотрели на него, и он смотрел на них, они улыбались ему и он улыбался им обоим.

Передаёт Усама ибн Шарика: «Я пришёл к Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует), сподвижники были возле него и как будто на их головах сидели птицы. И когда он говорил, умолкали сидящие. Когда курайшиты отправили Урву ибн Масуда к Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует) в год Худайбиского перемирия, он увидел почтительное отношение сподвижников к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует)».

Сподвижники соперничали между собой из-за воды для омовения, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершал омовение, ловили слюну и мокроту Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и протирали ей свои лица и тела. Они соперничали из-за каждого спадавшего волоса Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), спешили первыми выполнить его повеление, слушали его приглушив свои голоса, не устремляли свои взгляды на него возвеличивая его. Когда он вернулся к курайшитам, то сказал: «О люди! Видел я императора Византии Кисру, царя Персии Кайсара и негуса Эфиопии Наджаш но, клянусь Аллахом, не припомню я, чтобы приближенные кого-либо из этих царей относились бы к ним с таким почтением, с каким сподвижники Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) относятся к нему!» в другом версии « не видел владыку, к которому относились бы с таким почтением, с каким сподвижники относились к Мухаммаду. Я не видел людей, которые не подчинялись ему».

Передал ат-Табрани и Ибн Хиббан в «Сахих» от Усамата ибн Шарика: «Мы сидели возле Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) как будто на наших головах птицы (смиренно), и никто не разговаривал. Когда к нему пришли люди, они спросили: «Кто самый любимый из рабов Аллаха?». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «С наилучшим нравом»
(«ат-Таргиб», 4/187).

Привел Абу Я’ла и сделал достоверным, от Бараъ бин ‘Азиб который сказал: «Я хотел спросить Посланника Аллаха о чем-то, но отложил это на два года из-за благоговения перед ним».

Привел аль-Байхаки от Зухри, который сказал: «Мне рассказали от ансаров, что когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) совершал омовение или плевал, сподвижники спешили подобрать слюну и протирали ей свои лица и кожу. И сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Почему вы это делаете?». Они сказали: «Мы хотим получить благодать (барака)». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Тот кто хочет, чтобы его любил Аллах и его Посланник, пусть говорит правду, оправдывает доверие и не вредит соседу». (то есть он не выразил своего недовольства их поступку)».
(«Аль-Канз», 8/228).

Здесь два великих повеления, которые необходимо взять на заметку. Первое — обязанность возвеличивать Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и возвышать его степень над остальными творениями. Второе – признавать единственность Господа, быть убеждённым в том, что Всевышний Аллах Единый в сущности, в атрибутах и в действиях. Если кто-либо убеждён в творении, как в сотоварище Всевышнему в чем либо из этого (сущность, атрибуты, действия), то он становится многобожником, подобно многобожникам, которые обожествляли идолов и считали допустимым поклонение им. А тот, кто умаляет достоинство Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в каких либо его степенях, тот стал не повинующимся или кафиром. Что касается того, кто возвеличил Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и не приписал ему, что-либо из сифатов (атрибутов) Всевышнего, поистине он постиг истину, и не перешёл границы по отношению к Господу и посланичеству Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), это и есть те слова, в которых нет чрезмерности.

И когда находим в речи верующего, что-либо связанное не с Аллахом, обязуется, необходимо образное понимание, а не обвинять в неверии, так как маджаз (образное толкование) присутствует в Коране и Сунне.

Шейх Мухаммад ибн Аляви аль-Малики

Подготовила:Джаннат Джаватханова




Закладка Постоянная ссылка.
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (5 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Обсуждение закрыто.